Вы уже ознакомились с нашими товарами?

Один из самых необходимых навыков, которые кроха должен приобрести в свои первые 2 года жизни – это научиться правильно, разговаривать и передавать мысли на словах. От этого зависит, сумеет ли он найти общий язык с окружающими.

Когда дети начинают говорить

Каждый ребенок — индивидуальность, и его развитие может отставать или опережать общепринятые нормы. Одни дети могут разговаривать уже в год, а другие упорно скрывают свои мысли от посторонних до 3 лет. По мнению психологов, малыш, в зависимости от возраста, должен уметь следующее:

  • В 2 месяца. Это период «гуления». Младенец с удовольствием протягивает гласные звуки «а», «о», «у», а некоторые индивидуумы пытаются добавить к ним согласный «г». Это милое «гу-агу» малыш может повторять по нескольку минут, при этом активно жестикулируя и улыбаясь.
  • От 3 до 6 месяцев. Видимое развитие речи в этом возрасте ограничивается простыми слогами или невнятным лепетанием, но обратите внимание, как малыш внимательно вслушивается в вашу речь. Он буквально впитывает каждое слово. Если вы замолкаете, младенец заполняет паузу своим гулением, давая понять, что диалог не закончен и он ждет продолжения. В этот период очень важно читать ему сказки, стихи, больше разговаривать, комментируя все происходящее вокруг.
  • В 8-10 месяцев. Ребенок продолжает лепетать, но среди несвязных звуков проскакивают вполне понятные первые двусложные слова. Малыш начинает понимать фразы, обращенные к нему. При названии предметов отыскивает их глазами, показывает пальчиком. На предложение покушать — открывает рот, а сообщение о предстоящей прогулке вызывает бурю положительных эмоций.
  • В 1 год. Годовалый малыш уже говорит. Пока его словарный запас ограничен 10-15 словами, но произносит он их вполне осознанно. Буквально через месяц-другой количество удваивается, и в 1,5 года малыш свободно оперирует 30-40 понятиями. Словарный запас двухлетних детей составляет около 100 единиц. Нередко в годик, ребенок начинает говорить первые фразы.
  • С 2 до 3 лет. Это период бурного развития речи. Около тысячи слов и две сотни фраз — такая норма считается усредненной для этого возраста. Малыши употребляют местоимения, склоняют слова по падежам и говорят вполне связными предложениями.

Современные родители серьезно озадачены ранним развитием детей. Чтобы ребенок начал говорить в годик, нужно принимать соответствующие меры еще до его появления на свет. Наукой давно доказано, что, находясь в утробе матери, малыш хорошо слышит звуки и понимает интонации. Поэтому будущим родителям рекомендуется читать вслух сказки, ласково разговаривать с младенцем, включать классическую музыку. Это будет способствовать развитию слуха и речевого аппарата еще не родившегося ребенка. Для тех родителей, кто понимает, что речь — это навык, который дети должны получить как можно раньше, предлагаем воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Ребенок не говорит букву Р: когда стоит бить тревогу?

В первую очередь следует успокоить родителей, которые волнуются по поводу того, что их едва перешагнувшее трехлетний рубеж чадо ни в какую не желает «рычать». Дело в том, что развитие речи подчиняется своим закономерностям, правилам и графикам, и буква Р всегда оказывается замыкающей в сложной цепочке освоения звуков. Скорее всего, ваш кроха научиться говорить ее лишь к 5-6 годам, поэтому переживать заранее нет смысла.

Навестить логопеда стоит в том случае, если произношение ребенка старше 4 лет продолжает серьезно хромать. Вероятно, здесь имеет место речевое расстройство, в основе которого лежит недостаточное развитие дыхания или артикуляционного аппарата. У подрастающего поколения существует не так уж много вариантов непроизвольного искажения звука «р». Рассмотрим самые популярные детские «издевательства» над этой буквой:

  • Ребенок не говорит букву Р совсем, она просто выпадает из слова. Чаще всего такое наблюдается в словах, где звук «р» находится между гласными: «га_аж» (гараж), «са_ай» (сарай) и т. д.;
  • Вместо «р» у малыша получается звук «л», «ы» или «й»: «лука» (рука), «койова» (корова), «ыба» (рыба);
  • Звук «р» звучит узнаваемо, но несвойственно для русского языка (особенно часто этим страдают дети-билингвы). Ребенок произносит букву Р не твердо, как это принято в нашей речи, а грассируя (что характерно для французского языка) или с излишней вибрацией (как говорят англичане).

Если в силу каких-либо причин визит к специалисту откладывается на неопределенный срок или невозможен ввиду отсутствия хорошего логопеда в радиусе сотни километров (в небольших городах бывает и такое), это вовсе не значит, что нужно бездеятельно ждать, пока проблема решится сама собой. Конечно, лучше проконсультироваться с врачом, который определит, почему у малыша возникают трудности с произношением, и посоветует, как правильно научить ребенка говорить букву Р; но вы можете начать заранее осваивать с крохой гимнастику, направленную на развитие мышц его язычка.

Читайте также:  Все, что нужно знать о новом детском пособии до 7 лет

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Как научить ребенка говорить букву Р?

Постановка правильного произношения буквы Р занимает много времени, если случай запущенный. Как правило, немногие родители заботятся о том, чтобы с самых первых дней своей жизни ребенок учился говорить исключительно правильно. Всех людей забавляет, как еще неумело малыш произносит различные слоги. При этом поправлять его никто не торопится, так как в это время критика отсутствует абсолютно у всех. Родители полагают, что раз чадо заговорил, то пусть уж говорит, как хочет. Ближе к школе всех начинает беспокоить, что некоторые слова ребенок коверкает настолько, что становится, мягко говоря, уже не до смеха. Они начинают строго одергивать своего ребенка, на что он вполне очевидно отреагирует удивлением, ведь раньше то, что ребенок не выговаривает букву Р всех устраивало.

Этапы постановки звука Р

К тому времени, когда перед родителями встает вопрос, как научить ребенка говорить букву Р, как правило, ребенок уже достаточно четко говорит неправильно. Поэтому постановка звука Р осуществляется в несколько этапов, при этом по подражанию буква Р не ставится. Логопеды призывают обратить особо пристальное внимание на тех детей, которые к пяти годам звук Р произносить не могут совсем. При постановке звука акцент следует ставить на два пункта, во-первых, язык должен быть расслабленным и распластанным, во-вторых, кончик языка следует с силой упереть в альвеолы.

На подготовительном этапе полезно отрабатывать упражнения «Грибок» и «Болтушка». Первый заключается в том, чтобы при открытом рте прилепить язык к небу и с силой выдохнуть воздух. При этом кончик языка должен создать вибрирующее действие, которое ребенку следует запомнить. Упражнение «Болтушка» заключается в том, чтобы ребенок со скоростью начал болтать языком между зубами, при этом язык сам создаст звук Р.

Чтобы правильно ответить на вопрос, как научить ребенка говорить Р, следует рассмотреть другие упражнения для примера. Так, поставить звук Р проторного типа можно с помощью упражнения на произнесение английского звука «R». Изначально он будет слышаться, как «Ж» и тогда язык следует начала приближать к резцам. Позже к этому звуку следует добавлять гласные, отчего получится постановка звука Р без вибрации кончика языка. Также постановку звука можно осуществить путем поднятия кончика языка к альвеолам и удерживая в таком положении пустить струю воздуха. Воздух, вырвавшись из-за кончика языка, будет создавать подобие звука Р, который надо запомнить.

Как поставить букву Р ребенку?

Чтобы научить ребенка говорить букву Р не сюсюкайтесь и не коверкайте слова сами. Дети часто копируют поведение взрослых, а потому, следите за собственной речью — ласковое отношение можно выразить голосом, но не самими словами.

Вместе с ребенком отправьтесь к педиатру, который ласт направление на проведение обследований, которые помогут понять, имеются ли какие-то патологи в строении речевого аппарата малыша. Иногда неумение выговаривать букву «Р» возникает из-за короткой уздечки языка, особого расположения зубного ряда и других факторов. Если проблема имеется, врач предложит варианты лечения. Иногда назначается операция. В большинстве случаев она не опасна и может проводиться либо не проводиться — выбор за вами.

Если в строении речевого аппарата не было выявлено никаких отклонений, отведите ребенка к логопеду, который подскажет вам, какие упражнения помогут исправить речевой дефект.

Если ребенок не выговаривает букву Р, ему будет очень полезна артикуляционная гимнастика, которая развивает мышцы, принимающие участие в звукообразовании. Проводить ее нужно регулярно. Пусть ребенок пощелкает языком, имитируя шаг лошади, попытается дотронуться языком внутренней части щек, кончика носа, подбородка и т.д.

Читайте также:  Что делать, если ребёнок подсел на видеоигры

Выполняйте артикуляционную гимнастику вместе с ребенком — подавайте ему пример.

Полезно вместе произносить скороговорки. Советуем к выполнению всех упражнений подходить творчески — в этом случае ребенок будет заниматься с удовольствием.

Немного настойчивости и внимания вам потребуется для того чтобы помочь малышу исправить произношение буквы «Р», и чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем выше ваши шансы на успех!

Почему ребенок не выговаривает букву «к»?

Частой причиной того, что малыш не говорит букву «к», становится то, что родители и другие близкие родственники сюсюкают с ним, то есть подражают его несформировавшимся речевым навыкам. Речь взрослого опускается до уровня детской речи. Ребенок, не слыша вокруг себя нормально проговариваемых звуков и букв, не может узнать, как их правильно произносить. Чтобы малыш учился говорить правильно, речь родителей должна быть четкой и понятной.

Другие причины, мешающие ребенку правильно выговаривать тот или иной звук, в частности «к», заключаются в следующем:

  1. Патологии со стороны слухового аппарата или органов зрения.
  2. Слишком большой или маленький язык.
  3. Короткая связка, располагающаяся под языком.
  4. Парез корня языка.
  5. Тонкие или толстые губы, которые мешают нормальной артикуляции.
  6. Неправильное строение зубов или челюсти.
  7. Гипотонус корня языка.
  8. Ринолалия (расщепление твердого и мягкого неба).
  9. Готическое, щелеобразное или узкое строение неба.

Советы логопедов

Также нелишним будет ознакомиться с советами специалистов:

  • Когда ребенку 2 года и его понимает только мама, это нормально, а если с 2 до 2,5 лет малыша начинает понимать и папа, значит, у него прогресс и поводов для волнения нет. Волноваться нужно начинать с 3-летнего возраста.
  • Не существует волшебных препаратов, которые могли бы подкорректировать дикцию ребенка, поэтому с ним надо больше разговаривать. Если вы слишком заняты, поставьте ему аудиосказку. Нужно расширять словарный запас ребенка.
  • Наряду с развитием словарного запаса и правильной грамматики необходимо уделять внимание мелкой моторике пальчиков. Для этого ребенок должен больше играть с конструктором, складывать мозаику или пазлы и т. п.

Не спешите с хирургической корректировкой короткой уздечки языка, ее можно попробовать растянуть при помощи специальных упражнений, таких как:

  • облизать языком блюдце;
  • дотянуться кончиком языка до носа;
  • дотронуться кончиком языка до подбородка;
  • достать поочередно до носа и подбородка.

Упражняйтесь с ребенком регулярно, постепенно увеличивая количество повторений.

  • Как приучить ребенка к груди?
  • Выбор имени для ребенка
  • Развиваем память и внимание ребенка

Грамотная речь, умение выражать свои мысли словами — один из основных показателей интеллектуального развития человека. Но и спешка в деле развития устной речи ребенка ни к чему. Кроме специальных занятий, которые могут быстро надоесть малышу, пополнить его речевой запас вы можете, разговаривая с ним в процессе обычных дел по дому. Общению с ребенком нужно радоваться и посвящать ему как можно больше времени.

Логопедические упражнения для развития умения говорить

Профессор Павлов доказал прямую зависимость от использования мышечных ощущений, которые идут от языкового органа к коре головного мозга. Простыми словами — мелкая моторика благоприятно влияет и стимулирует развитие речи.

Подготовительные упражнения для развития как физически так и скорейшего умения говорить:

Логопедические упражнения для развития умения говорить
  • Забавы с разными видами круп: пересыпание, просеивание, поиск игрушек в крупе, рисование на манке и т.д.
  • Вылепливание из пластилина или специального теста
  • Рисование пальчиковыми красками и кисточками
  • Игры с пальчиками: специальные куклы на пальцы, музыкальные песенки — инсценировки Железновой Е.Н. «Тюк-тюк кулачок», пальчиковые игры в виде стишков «Уроки логопеда» Косинова Е. М.
  • Чтение книг. Для начала потешки. Можно прочитать Барто «Игрушки». Далее перйти к сказкам: Колобок, Репка, Теремок, Сорока Белобока и другие. Главная задача – активное чтение, беседа мамы и малыша.
  • Игры с игрушками, в ходе которых вести разговор с ребенком и побуждать его
  • Можно рассказывать и описывать ежедневные домашние занятия
  • Смотреть мультфильмы, слушать музыку, петь веселые песенки для крохи
  • Полезно играть малышу в песочнице, общаться со сверстниками.

Игры и Скороговорки для развития речи

Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.

Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.

Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»

Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»

Ветер дует – «Ф-ф-ф»

Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».

Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.

Вам может быть интересно: Стретчинг для начинающих

Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.

На дворе трава, на траве дрова.

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Билингвы

– Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу ребенка-билингва. Посоветуйте, как лучше обучать ребенка другим языкам, нужно ли одному родителю говорить с ребенком на двух языках или по правилу «один человек – один язык»?

Надо помнить, что речь формируется до пяти лет, то есть в пять лет – это речь взрослого человека, поэтому, если ребенок попадает в некую речевую задержку, то есть до трех лет неправильно формируется речь в структуре нашего языка – мало слов, короткие предложения или их совсем нет, то, конечно, вводить такому ребенку второй язык чревато, потому что он не усваивает систему даже родного языка. Если же ребенок вполне справляется со своим родным языком, то есть хорошо усваивает, например, русский язык, то ничего плохого нет в том, что с ним будут говорить и на втором языке. Возможно, в таком случае будет небольшая задержка в формировании речи на обоих языках, а в совокупности всё равно достаточно приличное развитие, тогда ребенок будет знать два языка.

Такая практика была в Советском Союзе, во многих республиках обязательно изучался родной язык и вторым изучался русский. И мы знаем, что практически все жители бывших республик Советского Союза кроме своего языка прекрасно владеют и вторым, русским, языком.

В каких случаях я всё-таки не рекомендую говорить сразу на двух языках? Когда идет грубая задержка речи или совсем речь отсутствует, тогда лучше, чтобы ребенок говорил на каком-то одном языке, неважно, на каком. Понятно, что русский очень сложный язык, и замечательно, когда первый – русский язык, просто из-за того, что он очень богатый, красивый, многоплановый, и тот, кто знает русский, вполне может усвоить и какой-то другой язык.

В моей практике был ребенок с похожей ситуацией, папа – испанец, мама – русская, они жили в Валенсии, ребенок говорил сразу на двух языках, мама с ним говорила на русском, папа говорил на испанском, даже на каталонском, но всё-таки больше присутствовал именно испанский язык. И ребенок попал в ситуацию вот этого двуязычия при наличии небольшой задержки, с которой он вполне бы справился, но тут мама взяла еще и бонну, которая владела английским языком. И произошла некая путаница: ребенок сразу с тремя языками, совсем маленький ребенок, ему было два года с небольшим.

Я сразу задала маме вопрос: а как ребенок отреагировал на появление бонны? «Негативно», – сказала мама, но это и понятно, ребенок уже был достаточно большой, и вдруг ни с того ни с сего он попадает в ситуацию безречья. Когда я посмотрела ребенка, я посоветовала родителям на короткий срок убрать все языки, кроме испанского, потому что ребенок ходит в детский сад, где дети говорят на испанском языке, «а русский в любом случае ваш ребенок будет знать, потому что вы – носитель языка, вы достаточно часто приезжаете в Россию».

Мама приняла мой совет, и в течение полугода они говорили с сыном только на испанском языке. Через полгода я посмотрела этого ребенка, он прекрасно говорил на испанском, и когда я его спрашивала по-русски что-то простое, он понимал. С этого момента было ясно, что ребенок вполне в системе испанского языка и вот-вот начнет говорить по-русски тоже.

Неразговорчивые дети: когда обращаться к специалисту

Задержка развития речи у ребёнка проявляется в отставании от определённых норм речевого развития, возрастная граница которых установлена на отметке 4 года. Такие дети впоследствии тоже начинают говорить правильно, только процесс этот оказывается сильно растянутым по времени.

Проблемы в развитии речи ребёнка могут быть обусловлены следующими факторами:

  • отсутствие необходимого минимума общения. Это возможно если не разговаривать с малышом, либо предугадывать все его потребности и желания, выполнять их, не предоставляя ему возможности формулировать их при помощи слов.
  • медленный рост клеток головного мозга, несущих ответственность за речевую функцию. Причины подобного явления носят генетический характер.
  • болезни головного мозга и его травматические повреждения. Инфекционные заболевания, перенесённые в утробе матери, либо в первый год жизни.
  • проблемы со слухом. Поскольку речь напрямую связана с тем, что слышит человек, повреждения слуха вызывают проблемы с воспроизведением услышанного.