Все о развитии ребенка от рождения до подросткового возраста \ Что нужно знать родителям?

У вашего ребенка наступил кризис подростковости, и перед вами возник вопрос: как воспитывать современных подростков? Как сделать так, чтобы этот период прошел наиболее гладко?

Вебинары

Уважаемые клиенты!

Каждый день мы проводим для Вас много интересных вебинаров на самые разные темы! Оставайтесь дома и проводите время с пользой!

  • продолжительность наших вебинаров 90 минут
  • чтобы записаться на вебинар, нажмите на его название, внизу будет кнопка «Записаться»
  • после оправки формы регистрации на указанный Вами почтовый адрес придет письмо с ссылкой для входа на вебинар. Ссылка станет активна за 15 минут до начала вебинара
  • пожалуйста, внимательно заполняйте форму регистрации на вебинар и проверяйте правильность написания Вашего электронного адреса, иначе письмо может не прийти!
  • обратите внимание, что количество мест на вебинаре ограничено!
  • к сожалению, пока у нас нет технической возможности предоставлять записи вебинара
  • если Вы не успели зарегистрироваться на интересующий Вас вебинар – не расстраивайтесь! Наши вебинары часто повторяются, следите за расписанием!

Стать ребенку ненужным

Первая задача родителя в подростковом возрасте — выжить. Вторая — стать ребенку ненужным. Как это ненужным, спросите вы. Мать и отец ребенку нужны всегда! Но на самом деле задача любого родителя — вырастить человека, который способен существовать без нас. Это счастье, когда нам от человека ничего не нужно, и мы можем его просто любить, радоваться ему, делиться с ним своим хорошим настроением, оказывать ему поддержку. Это нормальные, взрослые отношения, построенные на любви.

Ребенок, когда отходит от родителя, похож на робот-пылесос: у него есть какая-то зарядная база, он идет на свои одинокие прогулки по пыльным закоулкам квартиры, но потом все равно возвращается на эту базу. Для того чтобы подпитаться энергией, набраться сил. Это для него место силы, собственно говоря, это то, чем должен быть нормальный дом для нормального взрослого человека. Место, куда ты возвращаешься, чтобы набраться сил. Место, где тебя любят, где тебе рады, где ты чувствуешь себя в полной безопасности.

Отчего же подростки бегут из дома? Один из первых ответов — дом перестает быть безопасным местом.

Сделать его небезопасным для ребенка очень легко: он не успел прийти домой, а мама уже посмотрела оценки в электронном журнале и ждет на пороге со скалкой. Где был, почему «н» на русском, «тройка» по истории, когда у тебя контрольная по алгебре, сдал ли ты хвост по физике. Он еще зайти не успел, ботинки не снял. Даже Иван-Царевич в русских сказках Бабе Яге говорит: «Накорми, напои, баньку истопи, а потом пытай», а мы сразу с порога приступаем к пыткам. А потом: «Ну, давай быстренько поешь, садись уроки делай, чтобы весь вечер свободен». Не знаю, как кто, а я, когда прихожу домой с работы после шести-семи уроков, еще примерно час сижу молча, ни с кем не разговариваю и играю в «Энгри бердз». И лучше чтобы меня никто не трогал. А если этого часа у меня не будет, я весь остаток дня буду недееспособна. Он мне нужен просто как пауза. А что мы, родители, делаем, когда видим, что ребенок пришел из школы и сел у компьютера играть в какую-то ерунду?

Родители и подростки: всегда ли конфликт неизбежен?

Этот период в развитии ребенка прочно зафиксировался в сознании взрослых людей, как тяжелый, конфликтный, наполненный разного рода противоречиями. Так давайте разберемся — стоит ли бояться этого возрастного отрезка в жизни вашего чада, и что делать если подростковый период им уже достигнут, и проявляется во всей красе.

На самом деле, возраст отрочества не всегда связан с проблемами и конфликтами, которые возникают между родителями и детьми.

Подросток тайно сделал татуировку — как реагировать родителям

Правильное решение:

Поэтому, если ваш ребенок еще не вступил в этот период — не стоит настраивать себя на что-то негативное.

Лучше присмотреться к ребенку, узнать — есть ли какие-то проблемы, которые уже сейчас его беспокоят, и постараться решить их вместе с ним.

Таким образом, родитель уже сейчас покажет свою открытость и готовность участвовать в жизни ребенка. Такое понимание и отношение к папе и маме прочно укоренится в сознании сына или дочери, и в дальнейшем сыграет важную роль, когда ребенок встретится со сложностями в тот или иной период взросления.

Родители и подростки: всегда ли конфликт неизбежен?

Основным моментом в этом является именно участие в решении проблемы.

Читайте также:  Топ 10 лучших семейных фильмов (список по рейтингу)

Как не надо делать:

Родителям не нужно брать всю ответственность на себя, и делать все вместо ребенка. Это спровоцирует его бездеятельность в будущем и неуверенность в себе.

Правильное решение:

Нужно предлагать варианты решения проблемы, слушать, что думает на счет этого сам ребенок, — и дождаться того, когда он начнет действовать.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

Что дается при рождении
  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Представьте ситуацию: отец всегда мечтал о сильном и мужественном сыне. Но с рождения он был плаксивым и чувствительным. Папа винил его в слабости, указывал на недостатки и пытался перевоспитать. Что выйдет из такого ребенка? Еще более неуверенный в себе человек, который не принимает себя таким, какой он есть.

Что дается при рождении

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Развитие и воспитание ребенка по возрастам

Развитие и воспитание ребенка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребенка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.

В выборе целей и средство развивающих методик и воспитания ребенка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между имеющимся уровнем развития и потенциальным, достижимым при помощи родителя или педагога. Для разных возрастных групп и для детей внутри этих групп зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс воспитания ребенка строится на основании статистических знаний, умений и навыков детей, а работа с конкретным малышом проводится, исходя из особенностей его личности.

Как помочь ребенку в период подросткового кризиса?

На данном этапе взросления ребенка родные и близкие должны помочь подростку:

  • трезво оценить свои внешние данные и характер;
  • проверить свои возможности;
  • спокойно относиться к критике и похвале;
  • сохранить толерантное отношение к старшим и младшим людям.

Также родители должны приложить максимум усилий для того, чтобы у подростка сформировались такие качества характера, как упорство, ответственность и серьезность. Дайте ребенку возможность почувствовать самостоятельность и ответственность за поступки. Естественно, что эти понятия должны культивироваться с более раннего возраста, но в данный период они особенно важны. Именно сейчас нужно научить подростка оценивать свои поступки и нести за них ответственность. Однако не стоит забывать, что чрезмерная самостоятельность (впрочем, как и опека) могут навредить подростку. Так или иначе, ребенок должен знать, что в случае трудности или беды, его обязательно поддержат и помогут.

Как помочь ребенку в период подросткового кризиса?

Очень важно понять и принять ребенка со всеми его проблемами и особенностями. Не подавляйте мысли, чувства и молодой характер. Если, к примеру, вы раскритикуете его рисунки или игру на гитаре, то можете раз и навсегда отбить у него охоту заниматься творчеством. Поддержав и одобрив стремления подростка, вы поможете ему поверить в свои силы и самоутвердиться в своих способностях. Заставляя же ребенка заниматься тем, что ему не нравиться, вы добьетесь только того, что он будет воспринимать «в штыки» любой ваш совет или просьбу. Помните, сила воздействия равна силе противодействия, поэтому любые попытки морального или физического подавления подростка приведут к тому, что у вас в доме поселится бунтарь, агрессивно реагирующий на любое ваше высказывание.

Читайте также:  Как правильно выбирать зимнюю одежду ребенку

Воспринимайте подростка, как самостоятельную, взрослую личность. Этим вы покажете ребенку, что доверяете ему. Обсуждайте вместе с ним семейные дела, прислушивайтесь к его советам, учитывайте мнение подростка при выборе, например, места семейного отдыха или предметов меблировки, откровенно разговаривайте с ним и т.д. Ребенок должен знать и чувствовать, что семья – это не просто люди, связанные семейными отношениями, а надежная защита и поддержка.

Взросление — многогранный, сложный, запутанный процесс, в момент которого рождается новая, неповторимая, сильная личность. Задача взрослых — не помешать, помочь, а где-то и подтолкнуть к верным решениям и верному пути немного несмышленого, чуточку неуклюжего, но все равно любимого подростка.

Как родителям реагировать на первые проявления подростковости

Что делать, если еще вчера ребенок был спокойным и уравновешенным, рассказывал обо всем, а потом что-то произошло, и он стал грубым, неуправляемым, совершенно другим человеком? Как на это правильно реагировать родителю?

На эту тему в психологической науке существуют разные мнения:

  1. Есть психологи, считающие, что все трудности подросткового возраста – это следствие того, что в семье что-то не так. Если все в отношениях нормально, то все проходит гладко. Поэтому нужно работать над отношениями с подростком.
  2. Другие психологи считают, что подростковый возраст сам по себе содержит кризисное начало, протестное поведение, отстаивание себя и своих прав. Это необходимая часть подросткового периода, поэтому нужно тревожиться, если нет вообще никаких проявлений автономии.

Неизвестно, какая точка зрения верная. И там, и там может быть слишком вольное обобщение, потому что все дети очень разные.

Там, где у одного человека происходят «качели» с большой амплитудой, эмоциональными бурями, протестным или девиантным поведением, другой человек будет переживать все это более спокойно, позитивно и сдержанно.

Как родителям реагировать на первые проявления подростковости

Поэтому вряд ли возможны обобщения, но невозможно отрицать факт: большинство детей подростковый возраст проходят достаточно тяжело.

Бывает сложно физиологически и психологически, еще есть социальное давление. Семейные отношения в этот момент серьезно перестраиваются.

Даже если говорить только об адаптационной нагрузке, о том, к какому количеству изменений подростку нужно адаптироваться в это время, то уже этого достаточно, чтобы понять, какой это непростой возраст для подростка.

Поэтому родителю важно:

  1. Дать подростку поддержку;
  2. Не воевать, а принимать;
  3. Контролировать и «устанавливать границы» с уважением к личности подростка;
  4. Помочь ему найти себя.

Взгляды психологов

Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.

Выготский

Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:

  • выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
  • назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
  • считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.

Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.

Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:

  • 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
  • 3 — сюжетно-ролевая;
  • 7 — учебная;
  • 13 — интимно-личностная;
  • 17 — учебно-профессиональная.

Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:

  • по Фельдштейну — общественно-полезная;
  • по Давыдову — общественно-значимая;
  • по Беличевой — референтно-значимая;
  • по Поливановой — проектная.

По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.

Божович

Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.

Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.

Эльконин

Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:

  • «ребёнок — общественный предмет»: развитие умственной сферы;
  • «ребёнок — общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.
Читайте также:  Как выглядит потница у новорожденных

Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:

Раннее детство:

  • младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
  • ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).

Детство:

  • дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (малый);
  • младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).

Подростничество:

  • младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
  • старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).

Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.

Эриксон

Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:

  • 1 год — доверять окружающему миру или нет?
  • 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
  • 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
  • 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
  • 17 — кто я и чего я хочу?

По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.

Воспитание девочки без матери

Когда мать уходит из семьи, это противоестественно. Однако в последнее время такая ситуация мало кого удивляет. Материнский инстинкт стал не так сильно проявляться у современных женщин. Некоторые из них рожают и «забывают» своего ребенка в роддоме или отправляют грудничка к своим родителям, с упоением продолжая заниматься карьерой, прикрываясь тем, что для ребенка нужны деньги. На самом деле для нормального воспитания малыша нужна мама, ее любовь и забота. Но если уж ему не довелось иметь мать, то хорошо, что у него есть отец. В конце концов, бывают очень нежные и добрые мужчины, которые стараются заменить ребенку мать, и сильно его любят.

Некоторые психологи убеждены, что воспитание девочки одним отцом создает самую главную психологическую проблему — Эдипов комплекс, то есть бессознательное половое влечение к родителю противоположного пола. Чаще всего это происходит при неправильном воспитании ребенка отцом, когда девочка психологически заменяет ему любимую женщину: он стремится наряжать ее, покупает украшения, дарит цветы. Хотя сами по себе такие подарки вполне естественны, ведь малышка подрастает и хочет быть красивой и хорошо одеваться. Важно, какую роль это играет для самого отца. Одно дело — периодически баловать дочку и покупать ей то, что она просит, а другое — по собственной инициативе забрасывать ее подарками, заставлять примерять наряды и восхищаться ее внешностью. Такое отношение может заставить девочку воспринимать отца как мужчину, и вести себя соответственно.

Чтобы не допустить развития таких отношений, отец должен отдавать себе отчет в том, что к ребенку нельзя применять такие же отношения, как к взрослой женщине. Но иногда это происходит помимо его воли. По-отцовски нежно любя свою дочку, чувствуя ответственность за нее, мужчина нередко жертвует своей личной жизнью и даже не пытается найти женщину, которая могла бы стать его женой. Он уже имеет один негативный опыт и боится, что чужая женщина и не сможет заменить ребенку родную мать. Кроме того, многие отцы после развода разочарованы в женщинах и надолго «остывают» к ним. Что можно посоветовать такому папе? Подумайте, своей нежной привязанностью и постоянным участием сможете ли вы дать ребенку то, что не дала мать? Вряд ли. Конечно, вы во многом сгладите ее отсутствие, но полностью заменить все равно не сумеете, зато сформируете ненормальную зависимость дочери от вас. Любовь и забота отца хороша в меру Постарайтесь заняться своей личной жизнью или найдите какое-нибудь хобби. И помогите дочке сформировать образ матери, как прекрасной женщины. Не нужно внушать ребенку ненависть к ней. Рассказывайте о ней только хорошее, говорите с дочкой о женской доброте и мягкости, терпении и уступчивости, о любых добродетелях, которые бы вы хотели видеть у вашей малышки. Ребенок берет пример с родителя своего пола, а если его нет, то с других взрослых женщин, с которыми она или вы общаетесь. Поэтому не лишайте себя дружбы с добрыми и понимающими женщинами, которые помогут вашей дочери обрести правильные ориентиры в жизни.

Источники: -pravilno-vospitat-devochku-podrostka/ -s-detmi/ -pravilno-vospityvat-devochku-1-2-3-4-5-let-sovety-psixologa