Всё, что нужно знать родителям о семейном обучении

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его малыш вырос сообразительным, умным и талантливым, обладающим высоким интеллектом и обширными знаниями. Для развития этих качеств сейчас существует множество развивающих игр, книг и целых комплексов для домашних занятий. Но самый лучший способ успешного развития детей — это специальные детские центры, занятия в которых проводятся высококвалифицированными и опытными педагогами. Как происходят занятия в этих центрах?

Как построены занятия?

Занятия организуются с утра, после обеда и вечером. Для самых маленьких продолжительность уроков — один час. Для детей дошкольного возраста — полтора или два часа.

Малыши занимаются вместе со своими родителями, повторяя все действия и задания за педагогом. Старшие дети могут оставаться на занятиях одни. В каждом уроке присутствует несколько различных видов деятельности: и элементы математики, и чтение по различным методикам, и музыка, и танцы, и география, и окружающий мир, и изобразительная деятельность, и прикладное творчество. В каждое занятие обязательно включается физкультурная или ритмическая разминка, чтобы дети смогли отдохнуть и размяться.

Все занятия, как для малышей, так и для детей постарше, проходят в игровой форме. Кроме этого, дети редко сидят за столами. Во время запоминания нового материала они двигаются или сидят на мягких подушечках. Такой метод помогает детям лучше запоминать материал, так как занятия проходят в удобной, привычной и комфортной для них обстановке. Часто уроки проходят в форме сказки, спектакля или небольшого представления, где в роли педагогов выступают сказочные персонажи.

Стресс

Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.

Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.

Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.

Стресс

Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.

Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.

«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.

Что такое семейное образование?

Семейное обучение – нетрадиционная модель, которая набирает популярность в России. Оно подразумевает, что ребёнок осваивает образовательную программу самостоятельно, вне школьных стен. Ответственность полностью перекладывается на родителей. Они сами контролируют процесс и результат. Для подтверждения усвоенных знаний ребёнок ежегодно проходит аттестацию в школе. Тестирование можно сдать онлайн.

Читайте также:  Как обучить финансовой грамотности дошкольников

Министерство образования РФ представило данные, по которым в 2016-2017 году на семейном обучении состояло 8,5 тысячи детей. Согласно исследованию образовательной конференции EdCrunch, их количество в 2019 году возросло до 100 тысяч. Эксперты прогнозируют ежегодный прирост учеников на 100% в год.

Семейное и домашнее обучение: в чём разница?

Что такое семейное образование?

Многие путают понятия семейного и домашнего обучения. Действительно, в обоих случаях ребёнок не посещает школу. На практике эти образовательные модели имеют мало общего. Мы составили сравнительную таблицу, которая поможет наглядно увидеть разницу.

Вопрос Семейное образование Домашнее (надомное) образование
Причина перехода? Желание родителей Состояние здоровья
Кто учит? Родители, наёмные репетиторы, онлайн-сервисы и онлайн-школы Школьные учителя
На ком ответственность? На родителях На школе

Закон о семейном образовании в России

Статья 44 закона РФ «Об образовании» гарантирует родителям свободу выбора, как обучать детей. Решение может быть принято в соответствии с потребностями ребёнка или семейными обстоятельствами. Не требуются справки от врача или другие уважительные причины. После окончания 9 класса подросток вправе выбрать тип обучения самостоятельно, по согласию родителей.

Статья 17 федерального закона «Об образовании в РФ» фиксирует форму семейного образования с правом последующего прохождения промежуточных и итоговых аттестаций.

Положение закона о семейном обучении предусматривает:

Что такое семейное образование?
  • написание родителями заявления о переходе на новую образовательную форму;
  • уведомление органов самоуправления в сфере образования по месту проживания.

Никто не имеет права отказать родителям/законным представителям в выборе формы обучения (ФЗ №273 от г.).

Уйти из школы на СО и вернуться в школу обратно можно в любое время по желанию родителей. Это прямо прописано в законе – никто не может вас остановить или принудить. Поэтому если вы выбрали семейную форму образования, и вам она по какой-то причине не подошла, спокойно возвращаетесь в школу. Семейное обучение можно попробовать без официального расторжения связей со школой, например, на пару недель «заболеть» или уйти на месяц на заочку «по семейным обстоятельствам»,

Читайте также:  Переходный возраст у мальчиков: что нужно знать родителям?

– Руслан Ткаченко, эксперт в области образования, воспитания, работы с молодёжью; двое детей на семейном образовании.

Мобильники — не для учебы

Роспотребнадзор утвердил новые требования к работе школ, детских садов, лагерей и других детских учреждений. Новые санитарные правила СП 2.4. 3648-20 будут действовать с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года.

В документе детально прописаны очень многие аспекты школьной жизни. Так, занятия должны начинаться не ранее 8 часов утра. Проведение "нулевых" уроков и обучение в три смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов. Продолжительность перемен между уроками — не менее 10 минут. После второго или третьего урока должна быть большая перемена — 20-30 минут. (Можно сделать две больших перемены). Особо подчеркивается, что организация профильного обучения в 10-11 классах не должна приводить к увеличению нагрузки.

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Кроме того, санитарные правила устанавливают требования к образовательному процессу с применением электронных средств обучения. Например, диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука — не менее 39,6 см, для планшета — 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать 35 минут.

Также при организации работы школ предусмотрены физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль за осанкой детей — в том числе во время письма, рисования, использования электронных средств.

Очень важный пункт касается использования мобильников для обучения: "Для образовательных целей мобильные средства связи не используются". Почему? На этот вопрос "Российской газете" ответили в Роспотребнадзоре

Читайте также:  Папа матерится: последствия матерного слова

— Мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, это влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета, — рассказали "РГ" в пресс-службе ведомства.

Что еще прописано в новых санпинах? В начальных классах при использовании ноутбука нужно использовать дополнительную клавиатуру. При использовании электронных средств обучения рабочее место должно обеспечивать ребенку зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Планшеты нужно размещать на столах с наклоном в 30 градусов. Наушники можно использовать непрерывно не более часа: громкость — не более 60% от максимальной. Электронное оборудование необходимо ежедневно дезинфицировать.

— При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов, — говорится в документе. — Обучение должно заканчиваться не позднее часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.