Воспитание и развитие ребенка первого года жизни

С рождением ребёнка родителям приходится столкнуться с заботами по уходу за малышом, налаживанием быта, свыкнуться со своей новой ролью. И если с кормлением, купанием, переодеванием маленького человечка всё более или менее понятно, то как быть с его развитием? Большинство новоиспеченных мам и пап не имеют собственного опыта и часто не знают, как правильно воспитывать ребёнка с рождения до года.

Методика воспитания детей дошкольного возраста

В раннем детстве формируются основные способности человека, поэтому необходимо практически с рождения заниматься с малышом, постоянно обучая его новым знаниям и умениям. Первостепенная миссия родителей – верное воспитание ребенка, для чего необходимо избрать правильную методику воспитания детей дошкольного возраста. От этого выбора будет зависеть, каким вырастет ребенок, его характер, отношение к окружающим, способность к адаптации в социуме и многое другое.

Рассмотрим основные принципы взаимодействия родитель-ребенок, на которых базируются многие методики воспитания детей:

  • Убеждение или общение – спокойным благожелательным тоном ребенку разъясняется ситуация и способы ее решения, подразумевается совместная работа над задачей или проблемой;
  • Позитивное подкрепление – последовательность ответных действий родителей после поступков или действий ребенка, заключающаяся в поощрении, поддержке, похвале. Положительные эмоции, вызванные такой реакцией родителей, формируют в малыше жизнерадостность, позитивное отношение к жизни;
  • Негативное подкрепление – наказание или запрет, как следствие плохого поступка или поведения ребенка. Использовать следует в исключительных случаях, предварительно разъяснив малышу, за что он наказан и показав, что наказывая его, родители также очень огорчены. Частые наказания могут стать причиной развития у малыша агрессии и склонности к неповиновению;
  • «Кнут и пряник» – принцип взаимодействия понятен из названия. За хороший поступок ребенка поощряют, а за плохой его наказывают. Важно строго придерживаться правила, не забывая о поощрении, но и наказывать в таком случае за проступки следует безоговорочно;
  • «Раз-два-три» – простая считалочка, помогающая справиться с проявлением немотивированной детской непокорности. Сделать замечание малышу и ровным спокойным тоном, при этом медленно, давая ему время обдумать свое поведение, считать до трех. Если ребенок не останавливается, следует оговоренное ранее наказание. Применять такой способ можно к детям старше двух лет, подробно объясняя, за что наказан, как может исправить положение;
  • «Наоборот» – в определенном возрасте некоторые дети противятся любым просьбам и наставлениям взрослых. Зная такую особенность характера своего ребенка можно добиться от него желаемых действий методом запрета. Способ спорный, но в некоторых случаях действенный. Важно после события разъяснить ребенку, что произошло и в чем он не прав, можно в шуточной форме;
  • Физическое наказание – практикуется некоторыми родителями, но может привести к негативным последствиям, ломает психику ребенка и отражается на его дальнейшей социальной адаптации.

Не следует отдавать предпочтение какому-либо одному способу, разные методики воспитания детей используют комплекс из нескольких методов сразу, кроме того, разработчики привносят дополнительные элементы в воспитательный процесс. Все дети очень разные и что принесет пользу одному ребенку, другому может навредить. Выбирая методику воспитания детей необходимо обязательно учитывать характерные особенности своего ребенка, социальные и бытовые условия, свои личные возможности и много других важных факторов.

Периоды младенчества

То, как воспитывать ребенка 1 года, зависит от периода его развития, ведь младенец в этом возрасте развивается очень быстро и меняется каждый день. Развитие ребенка до 1 года делят на 3 этапа:

  • Новорожденность;
  • Младенчество;
  • Кризис одного года.
Читайте также:  С какого возраста отдавать ребенка в спортивную секцию? Отвечаем!

Новорожденность – это переходный этап. Ребенок в этот период беспомощен, биологически связан с матерью, зависим от взрослых. В нем развиты безусловные рефлексы – пищевые, защитные и ориентировочные, но уже к концу первого месяца появляются первые условные рефлексы. Примерно в возрасте 1 месяца у малыша происходит «комплекс оживления», он проявляет бурные эмоции при появлении матери, улыбается ей, что указывает на первую социальную потребность в общении. С этого нового психологического этапа начинается младенчество.

Младенчество характеризуется познавательным развитием ребенка. К 4 месяцам он уже не просто видит, а смотрит и активно реагирует на увиденное, воспринимает форму и цвет. При воспитании ребенка с рождения следует удовлетворять его потребность в новых впечатлениях. Малышу важно, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной и неинтересной.

Возраст до 1 года – время бурного эмоционального развития, уже в первые 3-4 месяца младенец проявляет разнообразные эмоциональные состояния: удивление, тревожность, расслабление при удовлетворении потребности. К концу первого года жизни малыш не только стремится к эмоциональным контактам, он желает совместных действий.

В первые 6 месяцев у детей формируется речевой слух, во втором полугодии малыши уже лепечут и выразительно жестикулируют. При правильном воспитании ребенка в 1 год, к концу первого года жизни он будет понимать 10-20 слов, и сам начнет произносить первые слова, сходные по звучанию со словами взрослой речи. Этот период связан с новым этапом в психическом развитии ребенка – кризисом 1 года. Это переход от младенчества к раннему детству. Он характеризуется всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций, когда родители не понимают его желаний. Ребенок приобретает автономную речь, он имеет свою логику, его слова становятся многозначными и ситуативными.

Что такое физическое наказание

Прежде, чем углубляться в тему статьи, давайте разберём что же такое физическое наказание.

Физическое наказания-это установление границ дозволенного посредством страха и боли.

Если один раз применить телесное наказание за какое-либо непослушание малыша, он понимает, что делать можно, а что нельзя из-за страха вновь получить ремнём по попе.

Безусловно, ребёнок должен понимать границы, что такое хорошо, а что такое плохо. Страх быть наказанным-это граница.

Но здесь важно понимать, что малыш может не нарушать запреты не из-за своих моральных убеждений, а потому что боится быть наказанным.

Некоторые люди не нарушают закон из-за страха наказания, а другие не совершают эти действия из-за своих нравственных убеждений. Например, одни не воруют, потому что боятся нести ответственность, а другие — потому что убеждены в том, что воровать — это совершенно безнравственно. Какой из этих вариантов для вас наиболее приемлем?

Первые этапы воспитания детей

Младенец и мама, в первый год жизни ребенка, — это неразрывная цепь из двух колец. Малыш познает мир через маму, а мама учиться у него общению с новым человечком.

Самое первое, что вы должны запомнить, это секрет, позволяющий каждому становиться счастливым. Только забота, уход, обучение, воспитание с любовью дает замечательные и фантастические результаты.

А деятельность по рекомендациям, из-за долга, по необходимости и моде ни к чему хорошему не приводят, даже если все было сделано по правилам.

Воспитывайте с любовью и нежностью

Детей первого года жизни надо воспитывать с любовью и нежностью, так как младенец слышит не смысл слов, а их интонацию, он ждет не просто прикосновений, а поглаживаний с любовью, ему необходимы не слова, а теплые нотки, ему холодно в одиночестве, он требует общения и близости с мамой.

Да, вы скажете, а где же участие папы? Отец необходим на всех этапах развития. Но только с мамой, которая его вынашивала 9 месяцев, он пока неразрывно связан энергетической пуповиной и прочими инстинктивными привязанностями.

Роль отца в воспитании

Папа тоже может прекрасно купать малыша, менять ему подгузник, играть с ним в увлекательные игры, переодевать и носить на руках. Но только мама может спеть нежную колыбельную песенку, покормить грудью, так бережно убаюкать или просто нежно погладить по головке.

Не бойтесь отдавать свою ласку, не страшитесь избалованности. Ребенок до года нуждается в подтверждении того, что вы рядом, что он нужен, что он в безопасности. В этот ранний период формируется его отношение к миру. Вот только в этом младенческом возрасте у него остается память на всю жизнь о защищенности или ненужности.

Полезные книги для молодой мамы

Существует немало полезной литературы, помогающей решить важные вопросы воспитания и существенно облегчающих суровые будни молодых родителей. Книги некоторых популярных и уважаемых авторов, чьи советы проверены ни одним поколением родителей и малышей, просто обязаны присутствовать на книжной полке:

  1. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка», Людмила Петрановская. Среди многообразия книг по развитию, психологии и воспитанию детей до 1 года, эта книга занимает особое место. Она о том, как выстроить отношения с малышом с первых дней его жизни, как понимать его и почему так важно дать ребёнку максимум заботы и любви.
  2. «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников», Евгений Комаровский. Эта книга по праву может стать настольной книгой осознанных родителей. Как сберечь здоровье крохи? Как укрепить иммунитет малыша, как заниматься профилактикой заболеваний? Чем и как кормить ребёнка? Насколько важен для его развития микроклимат в семье? Эти и многие другие вопросы, включая описание детских болезней и оказание первой помощи, освещены в книге.
  3. «Мир глазами младенца. Младенец глазами психолога», Алла Баркан. Название говорит само за себя. Если у молодой мамы возникает недопонимание с карапузом — ей нужно обязательно прочесть эту «инструкцию» по воспитанию малыша. Здесь также содержатся полезные рекомендации по развитию детей до 1 года.
  4. «Ваш малыш от рождения до 2-х лет», Марта и Ульям Сирс. Авторам книги, которые воспитали восьмерых детей, есть чем поделиться с молодыми родителями. Они приверженцы естественного родительства, и в книге прекрасно аргументируют свою позицию, приводя примеры из педиатрической практики (Уильям Сирс — педиатр) и собственной семьи.
  5. «Чудо-ребёнок с самых пелёнок. Пошаговая методика развития ребёнка с рождения до года», Е. Мулюкина, О. Агеенкова. Книга для тех, кто задумывается, как развивать ребёнка с рождения по месяцам вплоть до года. Как разработать собственную уникальную методику занятий с ребёнком, с чего начинать? Что для этого понадобится? Это книга — практикум со множеством упражнений и полезных рекомендаций.

Этот список можно продолжать почти бесконечно, потому что разумный родитель всегда ищет новые ключи к воспитанию своего малыша и в литературе в том числе. Будьте внимательными и любопытными в изучении и развитии своего ребенка.

Как правильно воспитывать ребенка в года

В рассматриваемом периоде воспитательный процесс должен разниться в отношении мальчишек и юных леди.

Воспитание мальчика должно включать, прежде всего, выражение любви в различной форме: объятьях, поцелуях, беседах, совместных играх. Запрещается бить кроху и обижать, поскольку он может вырасти неуверенным, агрессивным, обозленным или недоверчивым. Мальчика необходимо воспитывать в строгих границах, без чрезмерных сюсюканий, однако и без властных замашек.

Читайте также:  Воспитание ребёнка от 1 года — психология и особенности

Не следует ограничивать физические возможности мальчугана и его активность. Это нормально, если кроха частенько будет ходить с разбитыми коленками, ведь растет будущий защитник семьи и Отечества.

В обращении к крохе лучше использовать его имя, либо называть «сынок», а такие уменьшительно-ласкательные формы, как «лапочка», «зайчик» лучше не применять. Малыш должен осознавать с ранних лет, что он растет мужчиной и в будущем станет кормильцем и защитником семьи.

Воспитание юных леди необходимо направлять на выработку творческого потенциала. Девчонки в сравнении с их «антиподами» более уравновешенные, усидчивые, спокойные. Монотонные манипуляции им даются легче. У них развита фантазия и чувство прекрасного.

Нужно поощрять желание дочерей проявлять собственные чувства, делать юным принцессам комплименты, одаривать ее похвалами, нежностью. Девочки должны вырасти уверенными, самодостаточными, уметь распознавать фальшивые чувства.

Малышкам следует предоставлять возможность самостоятельно выбирать игру. С детства маленьким леди нужно объяснять, что они могут в жизни достичь многого. Можно показывать им фотографии успешных леди – врачей, политиков, актрис, объясняя им попутно, что когда они подрастут, могут стать такими же успешными и уважаемыми тетями.

Общие рекомендации

Ребенок во всем берет пример с нас — и в части ухода за собой, и в части поведения, и в части общения, поэтому в первую очередь для нормального развития малыша вам нужно поддерживать в семье спокойную доброжелательную атмосферу.

  • При общении с малышом сдерживайте свое раздражение;
  • разговаривайте с близкими и малышом спокойным голосом;
  • вы должны быть уверенны в себе, тогда любые ваши решения и запреты будут безоговорочно приниматься малышом;
  • важно, чтобы все ваши домочадцы придерживались избранной вами линии, как воспитывать ребенка в 1 год жизни, ведь если папа и бабушка дадут ребенку вещь, которую вы запрещаете ему брать, малыш поймет, что вы не авторитет, а близкими можно манипулировать;
  • в процессе воспитания учитывайте проявления возрастных кризисов, если вы приучили малыша спать в своей кроватке, но он неожиданно стал проситься к вам, возможно, нужно на время уступить крохе.

Особенности питания годовалого ребенка

Малышу по – прежнему не стоит давать очень сухую пищу, так как у него могут возникнуть проблемы с глотанием.

Каждый день кроха должен потреблять приблизительно 1200 калорий. Молочные продукты все еще занимают центральное место в детском питании.

Малышу можно предлагать кефир, йогурт (до 200 мл в сутки), творог и сыр. Творог можно подавать в «чистом» виде или в составе блюд: запеканок, пудингов или сырников. Дневная норма творожных продуктов составляет 70 г.

Малышу можно давать перепелиные и куриные яйца, в меню их рекомендуется включать не чаще трех раз в неделю по одной штуке.

Особенности питания годовалого ребенка

К году малыш, как правило, знаком со многими овощами и фруктами. В меню крохи можно вводить новые виды ягод и фруктов, но делать это осторожно и в малых количествах. Мягкие ягоды следует давать малышу кусочками, а жесткие и имеющие плотную кожуру – измельчать в пюре. Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г.

Мясные продукты могут быть предложены в виде паровых котлет, тефтель, мясного суфле или фрикаделек в количестве 100 г в день.

Рыбу следует давать годовалому малышу не чаще двух раз в неделю по 40 г., предпочтение стоит оказывать нежирным сортам, с минимальным содержанием костей. Следует обратить внимание на треску, морского окуня и судака.