Воспитание чертёнка: что делать, если ребенок не слушается?

Что делать, если ребе­нок не слу­ша­ется? Как удобно, когда малыш малень­кий, сидит себе в коляске, спо­койно рас­смат­ри­вает окру­жа­ю­щую обста­новку, а если вдруг зака­приз­ни­чает, то только потому, что хочет кушать или в туа­лет. Но вот ваш слад­кий и люби­мый ребе­нок под­рас­тает, и вдруг пре­вра­ща­ется в совер­шенно неуправ­ля­е­мого, на все име­ю­щего свое мне­ние трехлетку.

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ

Давайте рассмотрим следующие 2 ошибки и то, к чему приводит неправильное представление о мотивах малыша и недостаток контроля с родительской стороны. А также я расскажу, как можно это исправить.

Ошибка №3. Искаженное представление о мотивах малыша

Сила воли у детей вплоть до подросткового возраста развита недостаточно. Им сложно подавить посторонние желания и сфокусироваться на главном. Немыслимо взять верх над плохим поведением и настроить себя на хорошее.

Трудно собраться и преодолеть себя, если они устали или плохо себя чувствуют. В такие моменты дети бывают особенно капризны и непослушны.

Хорошо, если у родителя есть возможность уладить все неприятности и привести малыша в порядок. Но так бывает далеко не всегда.

Часто родителю нужно побудить уже уставшее чадо сделать то, что нужно в данный момент. Например, раздеться после прогулки, пока мама занимается младшим ребенком.

Как же это сделать, если ребенок не слушается?

Только с помощью средств, которые соответствуют детской психологии: игр, сказок, соревнований или другой увлекательной мотивации, которая позволит придать малышу сил, вдохновить его преодолеть свои слабости и плохое самочувствие и сделать то, что тяжело, но нужно.

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ

Однако, что мы видим вместо этого? Как правило, это критика и упреки, недовольство и обвинения в том, что ребенок «назло» и «когда ему надо, так у него всегда силы есть»

Так происходит, потому что родители судят по себе: раз они могут заставить себя, значит, и малыш должен. А, иногда неосознанно завидуют чаду: почему он может себе позволить капризы и лень, а я нет.

Ошибка №4. Недостаток контроля

Как же научить ребенка слушаться? Почему-то многие родители считают, если они один раз сказали, то сын или дочка должны моментально выполнить их просьбу.

Они не учитывают, что навыки самоконтроля у малышей развиты недостаточно. Даже 7 или 10-летнему сложно бросить приятное дело в пользу какой-то бытовой обязанности.

Да что там, и взрослому бывает сложно переключиться с приятной задачи на неприятную, мы склонны прокрастинировать.

Есть еще один распространенный недочет в этом ключе

Например, мама сказала малышу: «Собери игрушки!», и ушла заниматься своими делами.

Почему ребенок не слушается? Потому что мама не помогает ребенку переключиться с приятного на должное. Она даже не помогает ему начать.

Из-за этого малыш затягивает, мама сердится, накручивает себя и начинает кричать. И снова у ребенка вырабатывается негативное отношение к словам взрослых. Как следствие, он не слушается еще больше.

Что еще могут сделать родители, чтобы ребенок начал слушаться?

После того, как вы сказали своему чаду, что нужно делать, ему нужно обязательно помочь.

Во-первых, прекратить заниматься тем, чем он занимается, а, во-вторых, помочь ему переключиться на то, что нужно. Кроме того, в процессе, скорее всего, он будет периодически отвлекаться, сбиваться с правильного пути, и тут маме нужно опять включиться, остановить отвлеченные действия и вернуть ребенка к задаче.

Таким образом, она учит его действовать последовательно. И дает ребенку шанс пережить успех — дойди до конца задачи и справиться. А ничто так не мотивирует на успех, как сам успех! Благодаря этому ребенку приятно вас слушаться.

Вы заметили у себя ошибки, объясняющие, почему ребенок не слушается? Тогда у меня есть для вас хорошая новость! Моя онлайн-игра «Послушный ребенок за 4 недели» позволит вам шаг за шагом устранить эти ошибки и создать такие условия, чтобы малыш вас не просто слушался, но и получал удовольствие от этого!

Хотите узнать больше об игре? Переходите по ссылке прямо сейчас!

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ

Видео

Проблемы

Вот пять общих проблем дисциплины, с которыми сталкиваются родители детей и решения для каждой из них.

Мой ребенок абсолютно отказывается делать то, что ему говорят

Иногда родители и дети оказываются в ситуации, когда ежедневные задания (выполнение домашней работы или подготовка ко сну) провоцируют сопротивления. Многие родители сразу говорят, что у них сложный ребенок и капризный ребенок, однако, это совсем не так!В большинстве случаев ребенок в конечном итоге подчиняется, но конфликт оставляет всех расстроенными.

Лучшее долгосрочное решение? Например, родители должны установить и обеспечить – спокойно, но твердо – регулярное время обучения для каждого ребенка, непослушные дети требуют большего внимания от вас.

Это может занять недели или даже месяцы, пока ребенок не примет эти процедуры и будет следовать им последовательно. Независимо от того, сколько времени это займет, не сдавайтесь. И не позволяйте себе втягиваться в ненужный конфликт со своим ребенком. Когда вспыхивает борьба темпераментов, родитель должен сохранять спокойствие и контролировать ситуацию.

Моему ребенку наплевать на последствия

Будь то лишение телевизионных привилегий или отказ от того, чтобы позволить вашему ребенку посещать вечеринки, ограничения наиболее эффективны, когда они включаются как можно скорее после нарушения. Если вы задерживаете наложение ограничений, вы притупляете их эмоциональное воздействие.

Иногда ограничения, которые когда-то были эффективными, перестают быть эффективными после того, как они использовались некоторое время и это не значит, что у вас плохой ребенок или непослушный ребенок.  Придумайте различные ограничения и время от времени меняйте их.

Читайте также:  Как быстро научить ребенка читать в домашних условиях

Любые наказания должны иметь ограничения по времени: достаточно длинные, чтобы преподавать урок, но достаточно короткие, чтобы дать ребенку возможность перейти к более позитивным вещам. Наказание должно соответствовать преступлению. Чрезмерно резкие последствия побудят вашего ребенка возмущаться вашими правилами и властью – и вызовут еще больший гнев и мятежность.

Я не могу поверить в то, что говорит мне мой ребенок

Все дети лгут иногда. Ложь может быть легкой («Нет, я не брала компакт-диск моей сестры»), или это может быть прикрытие для хронических проблем («Нет, учитель не дал нам никакой домашней работы сегодня»). Ложь особенно тревожит, когда речь идет о здоровье и безопасности.

Проблемы

Для детей ложь часто является совладавшим механизмом, хотя и контр продуктивным. Ложь может быть способом скрыть забвение, избежать критики или наказания или обойти чувство вины и стыда из-за повторяющихся неудач.

Первый шаг в борьбе с хронической нечестностью – найти причины, лежащие в ее основе. Например, если ваш ребенок лжет, чтобы избежать последствий для безответственного поведения, вы должны более внимательно следить за этим поведением и дисциплинировать любой акт обмана. Если он лжет, чтобы скрыть неудачу и стыд, поощряйте своего ребенка быть честным – важно заверить его, что ошибки – это возможности для обучения, а не отражение его характера или способностей.

Мой ребенок не воспринимает меня всерьез

Почему ваш ребенок не проявляет уважения к вам или вашим правилам? Правила понятны для ребенка? Важные правила должны быть изложены в письменном виде.

Что делать если ребенок не слушается? Ребенок не принимает правила, потому что считает их несправедливыми? Если ваш ребенок не участвовал в создании и определении правил, это проблема. Без обеспечения их вступительного взноса с самого начала вы не сможете рассчитывать на полное участие вашего ребенка. В этом случае правила требуют нового раунда совместной, открытой дискуссии.

Для того чтобы ваш ребенок соблюдал правила, применяйте их последовательно. Это означает, что вы не должны «забывать» о правилах или время от времени их приостанавливать, потому что вы чувствуете вину или потому, что ваш ребенок (или супруг) заставляет вас сделать это. Если вы блефуете или делаете пустые угрозы, вы жертвуете своим авторитетом и ослабляете свой авторитет как родителя.

Ниже приведены пять ценных советов о том, что делать, когда ваши дети не слушаются:

Если ребенку года, не слушается, что делать?

Как долго родители ждали этого момента — крохе исполнилось 4 года. Недосказанность, недопонимание, детское непослушание и кризис 3х лет уже позади. Начинается новый этап — без истерик и капризов. Но что-то пошло не так, по-прежнему малыш не слушается и делаетназло. Почему так происходит и как действовать в таких ситуациях?

Почему ребенок не слушается в 4 года

Данное явление может быть последствием кризиса 3 лет. Малыш боролся за самостоятельность, получил ее и теперь не знает что с ней делать. Кроме этой причины, можно предположить еще несколько.

  • Недостаток внимания. В этом возрасте, очень важно установить с крохой близкие доверительные взаимоотношения. Самое главное — демократический стиль воспитания и отсутствие неуважительного отношения со стороны мамы и папы. Ребенок не слышит и не слушается из-за существования конфликтов в семье.
  • Недооценивание малыша. Очень распространенная ошибка родителей – критика и сравнение своего чада с другими детьми.
  • Появление нового члена семьи. При рождении второго ребенка, большая часть родительского внимания отдается ему, а вот старшему приходится ревновать маму и папу к младшему братику или сестричке. На фоне ревности, 4 летний ребенок не слушается и становится неуправляемым.
  • Незаслуженные замечания или даже наказания.

Как вести себя если ребенок не слушается

Очень важно понять маме и папе, что малыш уже взрослый, а значит относится к нему следует совершенно по другому. То, что крохе было нельзя в 3 года, становится разрешено в 4. Рассмотрим основные нюансы воспитания в возрасте 4-х лет.

Чадо начинает усваивать нормы поведения и морали и для этого он должен не только знать, что дозволительно, а что запретно, но и осознавать, почему это нельзя. Одним словом, маме нужно объяснять, для чего это не стоит делать, ведь малыш уже взрослый и способен понимать какие последствия вызовут его действия.

Когда ребенок не слушается вообще, формулируйте запреты правильно. Они должны быть понятными и логичными.

Справка! Не стоит использовать тяжелую, для детского понимания, лексику. Например, можно сказать: «Мы идем на улицу, перед этим необходимо одеться, чтобы не замерзнуть». Согласитесь, что такая формулировка лучше, чем «идем на улицу, а ну-ка быстро одевайся!»

Вместе с этим, существует ряд фраз, которые произносить по отношению к детям, родителям не рекомендуется. Что это за словосочетания и как сделать, чтобы малыш вырос личностью со своим собственным мнением, можно узнать посмотрев это видео:

Если ребенок балуется, не слушается и нарушает запреты, к нему применяются наказания, равносильны содеянному.

Как правильно наказывать

  • При выборе способа будьте справедливы.
  • Не злоупотребляйте своим положениям родителя.
  • Не ругайте и не наказывайте ребенка при посторонних.
  • Принимайте решение на «холодную голову».
Если ребенку года, не слушается, что делать?

Если малыш в 4,5 года не слушается, к нему можно применить такие варианты наказания: исправление содеянного, лишение привилегий, наделение дополнительными обязанностями, извинения.

Даже если ребенок в 4 года не слушается, дерется и всячески капризничает, психологи не советуют наказывать за:

  • любовь к познанию;
  • особенности в поведении ребенка (психиатрические заболевания, неврозы и.д.);
  • за любое проявления эмоций;
  • индивидуальные особенности крохи (невнимательность, неспособность четко произносить слова и т.д.)

Почему нельзя использовать физические наказания по отношению к детям, как выбрать правильный метод, который поможет понять малышу, что нужно прислушиваться к родителям, а также, минимизировать риск возникновения психологической травмы? Рекомендуем посмотреть данное видео, где психологом озвучены основные правила наказания детей:

Малыш вообще не слушается, что делать

  1. Укажите на то, где он провинился или сделал неправильно, объясните, что так делать не нужно и предложите крохе исправить ситуацию.
  2. Если малыш вас не хочет слушать, напомните ему о наказаниях, и, если это потребуется, примените одно из них.
  1. Если ребенок все также не слушается, агрессивный и капризный, оставьте его на некоторое время.

    Пусть он продолжает безобразничать, но потом, когда он успокоится и придет в себя, проинформируйте, что он сегодня вел себя плохо, не реагировал на ваши слова, а значит он наказан.

Какой вариант наказания использовать, если ребенок в 4 года не слушается? Комаровский Е.О.

дает множество советов, узнать которые можно посмотрев это видео:

о том, почему ребенок не слушается4 года: советы психолога  

О том, почему ребенок в 4 года не слушается и истерит, как правильно поступать родителям в тяжелых ситуациях, как воспитывать непослушного малыша, рассказано в данном видео:

Вам будет интересно

Рекомендуем прочитать:Что делать, если ребенок не делится игрушками в 2 года?Почему ребенок не слушается в 3 года и как с этим бороться?Ребенок в 1 год не слушается и истерит, что делать?Если не слушается ребенок в 2 года, что делать?

Воспитание построено на вере

Для четкого понимания того, что такое воспитание, я приведу цитату Эриха Фромма:

Воспитание построено на вере

Психолог и философ Эрих Фромм говорит о том, что авторитарное воспитание является на самом деле не воспитанием, а манипулированием. Реальное воспитание развивает ребенка, дает ему возможность познавать новое, допускать ошибки и учиться на них. Манипулирование же, в отличие от воспитания, является своеобразным способом слепить из ребенка того, кем родители хотят его отличает от манипулирования наличие веры в ребенка, в его возможности и способности. Воспитывая ребенка, родители дают ему возможность совершать ошибки, делать опыты и изучать окружающий мир. Манипулирование – наоборот, задавливает в ребенке желание познавать новое из-за постоянных «нельзя», «неправильно» и «плохо».Научитесь отличать эти два понятия и начните воспитывать ребенка в отсутствии манипуляций. Давайте ему свободу, не лишайте его выбора. И тогда из него вырастет личность. Он все равно никогда не получится таким, каким бы вы хотели его видеть. Ведь он – другой человек, у него другое восприятие мира, отличное от родился не для вас, а для самого себя. Это отдельная личность, которой вы просто помогаете выйти в мир. Поэтому вместо того, чтобы пытаться слепить из своего ребенка желанную вам фигуру, дайте ему все возможности для того, чтобы слепить себя самому.

Рассмотрим причины

Причины детской неуправляемости различны:

Рассмотрим причины
Рассмотрим причины
  1. Врождённые особенности развития (психофизиологические). Специалисты чаще всего указывают на гиперкинетический синдром, который выражается в избыточных непроизвольных движениях. Такая патология проявляется в виде расстройств поведения. К сожалению, при таких случаях родители не всегда спешат к врачу, хотя в этом случае лечение просто необходимо.
  2. Возрастной кризис. Если вы замечаете, что ребёнок регулярно разбрасывает игрушки, совсем не слушается, а на замечания реагирует истерикой, то, скорее всего, причина его неуправляемости – возрастные кризисы (от года до трёх, шести-семи лет, подросткового возраста). Кризисы, связанные с возрастными особенностями, бывают у всех нормальных детей. Реагируя на события в своей жизни истериками и капризами (в младшем возрасте), упрямством и ленью (в более старшем возрасте), ребёнок растёт и познаёт мир, открывая для себя его новое понимание, осознавая границы дозволенности. В эти периоды родителям нужно быть просто внимательнее к детям.
  3. Несчастливый ребёнок. Внутренне неблагополучие может стать причиной неуправляемости ребёнка. В таком случае поведение ребёнка, которое сложно контролировать, — это крик ребёнка о помощи. Своим поведением маленький бунтарь демонстрирует взрослым, что у него проблемы.
  4. Неверное поведение родителей. Родители, у которых недостаточно педагогических знания и опыта, могут вести себя неправильно по отношению к бунтующему ребёнку: провоцировать его, поощрять капризы и т. д. Ребёнок не рождается плохим. Он просто ведёт себя так, как ему позволено родителями. На поведении ребёнка сказывается, разрешаем мы или запрещаем, позволяем или ограничиваем, внимательны ли мы к нему или равнодушны.
Рассмотрим причины
Рассмотрим причины

«Это может быть полезно. Уверенность родителей в своих действиях и последовательность в требованиях к ребёнку, чёткое представление о том, что можно, а чего нельзя – залог послушания и адекватного поведения».

Рассмотрим причины
Рассмотрим причины

Рассмотрим причины
Рассмотрим причины

Чаще всего именно педагогическая безграмотность родителей, их нежелание уделять время воспитанию ребёнка, лежит в основе детской неуправляемости.

Рассмотрим причины
Рассмотрим причины

Проявление самостоятельности

Дети в 3 года хотят, чтобы их воспринимали как взрослых, поэтому сильно обижаются, если их называют маленькими. В этом возрасте складывается положительный образ «Я», поэтому малыши любят выставлять успехи напоказ и быть в центре внимания. Достижения прибавляют им оптимизма, который позволяет считать себя хорошим. Причем все делать хочется самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ребенок в 3 года не слушается родителей, потому что каждая непреложная истина подвергается сомнению. Делать все только по указке взрослых нет совершенно никакого желания. Лишь тщательный пересмотр правил поведения может помочь сформировать свой взгляд на мир.

Проявление самостоятельности

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе — то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть — быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катиться на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» — это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  • 1Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего — либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму — нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  • 2Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают — этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом — мороженое все равно будет под запретом.
  • 3Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещаются ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  • 4Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама сказала — «можно»;
  • 5Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет — оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников — бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случает такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах — можно сколько угодно. И т.п.

Советы психологов

У детских психологов есть несколько общих рекомендаций на тему, как приучить ребенка слушаться родителей.

Основное — начать зарабатывать родительский авторитет как можно раньше, непосредственно с рождения малыша.

Шаги, которые помогут вырастить ребенка, прислушивающегося к родителям:

Советы психологов
  1. Пристройка подходит для малыша до 3-х лет. Он делает то, что ему нравится, а родные его подбадривают: «Как ты здорово прыгаешь, давай еще!».
  2. Похвала за каждый эпизод, когда ребенок сделал то, о чем его попросили.
  3. Учить ребенка управлять телом: подойдут подвижные игры, спортивные секции. У человека координация тела и последовательность поведения тесно взаимосвязаны.
  4. Договариваться на равных, объяснять последствия каждого поступка.
  5. Не давать реакции на чрезмерные капризы, делая то, что необходимо.
  6. Не только не завышать требования (изучать 5 иностранных языков двухлетнему малышу, например), но и не занижать (7-летний школьник в состоянии самостоятельно одеться и обуться).
  7. Делегировать часть обязанностей по дому и учить нести за них ответственность. «Забыл помыть посуду? Тогда сейчас откладываешь игру и идешь на кухню» (начиная с младшего школьного возраста).

Эти шаги постепенно научат ребенка делать то, о чем просят родители, без лишних споров.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение"сочини рассказ". Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Кризис лет

В 7 лет ребёнок становится первоклассником. В его жизни появляется много нового, от обстановки до обязанностей. Какой-то период ему приходится ко всему этому адаптироваться и он может плохо себя вести.

В это время человек хочет, чтобы его считали более самостоятельным. Старается всем это показать. Много кривляется, подражает взрослым. Поддерживайте своего ребёнка, внимательно выслушивайте все его рассуждения. Не говорите, что он ещё маленький.

Можно дать ему постоянную домашнюю обязанность, например мыть вечером посуду, при этом обязательно его периодически хвалить за то, как он её выполняет. Так у него будет повышаться самооценка.