Влияние окружающей среды на рост и развитие ребенка

Экология – это наука о взаимодействии растительного, животного мира и человечества между собой и окружающей средой.

Ценности экологии и проблемы «первого мира»

С точки зрения теории модернизации, ценности экологии входят в набор постиндустриальных ценностей, когда потребности в экономической стабильности и безопасности удовлетворены, и можно озаботиться качеством жизни и самовыражением. Проще говоря, для того, кто не знает, как будет платить за ипотеку в следующем месяце, вопросы охраны природы — это проблемы «первого мира», а пламенные речи Греты Тунберг не вызывают ничего, кроме раздражения и иронии. Тем не менее, жители Архангельской области и соседней Республики Коми, узнав о планах по созданию полигона на Шиесе для отходов из Москвы, вышли на протесты, сумели организовать полевой лагерь с графиком дежурств и даже сеть бессрочных протестов. Без массовой поддержки местного населения активистам не удалось бы продержаться так долго и добиться удовлетворения своих требований.

Говорит ли это о том, что экологические ценности становятся более значимыми в повседневной жизни россиян? Мы предлагаем посмотреть на эти тренды с помощью данных Всемирного опроса ценностей (World Values Survey) в России, который с 2011 года координирует Лаборатория сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ.

Какие экологические факторы и как влияют на человека

На наше здоровье как позитивно, так и негативно влияют несколько экологических факторов:

  • абиотические факторы: влажность воздуха  и его температура, магнитные поля, находящиеся в воздухе газы, состав почвы и т.д.
  • биотические факторы: микроорганизмы, животные  растения
  • антропогенные экологические факторы: загрязнение отходами производства почвы, воздуха, атомная энергия и т.д.

О благоприятном воздействии чистого воздуха, воды, природы, экологически чистых продуктов говорить не будем, об этом знают даже дети. Речь пойдет о негативном действии на здоровье человека тех продуктов, которые он сам же производит, отравляя окружающую среду и себя самого в том числе.

Влияние внешних факторов на старение

Влияние внешних факторов на старение непредсказуемо, поскольку поток внешних воздействий на человека у всех разный и совершенно не зависит от возраста. И не все факторы воздействия приводят к смерти. Но бесспорно то, что все они вызывают повреждение организма в той или иной степени и не проходят бесследно и, как результат ускоряют процесс старения.

К числу внешних факторов, влияющих на старение организма относится окружающая нас экология (выхлопные газы автомобилей, продукты горения угольного, нефтяного, газового производства, загрязнение природы ядохимикатами, которые по пищевой цепочке доходят до нашего организма).

Влияние внешних факторов на старение

К этой категории, влияющей на продолжительность жизни,  относятся вредные привычки. Если говорить только о привычках не запрещенных Минздравом, к которым относятся распитие спиртных напитков и курение, то даже эти привычки сильно старят все органы и системы человека и подталкивают его к зоне риска заболевания раком, а алкоголизм приводит к деградации человека.

Но существуют и такие внешние виды воздействий, которым не могут противостоять защитные силы организма  даже в молодом возрасте: опасные инфекционные болезни, транспортные аварии, несчастные случаи в быту, на производстве, пожаре, военные конфликты и даже просто нелепые случаи, которых в жизни встречается великое множество.

Как уменьшить «экослед»

Примеры людей, которые не побоялись взять на себя персональную ответственность за то, что будет с нашим общим домом в будущем, вдохновляют. Узнавая о том, что делают другие, я понимаю, что тоже могу делать то, что мне по силам. Я пробую что-то новое, осваиваю «зеленые» привычки, задумываюсь, как помочь природе и как не навредить.

Сегодня делюсь с вами списком, который поможет понять, что делать «зеленый» выбор и заботиться о природе не уж и сложно.

Итак, маленькие шаги, которые мы можем делать каждый день:

  1. Отказаться от мяса. Дело не только в сочувствии к животным. Животноводство – одна из наиболее ресурсно-затратных и загрязняющих природу отраслей.
  2. Экономить электроэнергию. Речь не идет об отказе от привычных электроприборов или темноте в квартирах. Есть множество способов относиться к электроэнергии бережно.
  3. Экономно расходовать воду. В то время как нехватка воды становится одной из основных проблем человечества, мы все еще не научились закрывать краны и не готовы отказаться от ежедневного приема ванны.
  4. Сортировать мусор и сдавать в переработку бумагу, пластик, стекло; следить за возможностями перерабатывающей отрасли – уже сейчас в большинстве городов Украины принимают в переработку многие виды вторсырья.
  5. Стараться минимизировать количество своих отходов. Тут можно привести пример знаменитой Беа Джонсон, автора концепции Zero Waste Home. Нам есть к чему стремиться.
  6. Убирать за собой (и другими) на улицах, в парках, у водоемов, бороться за чистоту.
  7. Ограничивать свои покупки и потребление: это экономит не только ресурсы, но и бюджет. А также высвобождает время.
  8. Экономно использовать продукты. Стараться продлить срок службы вещей и находить новое применение отжившим вещам. Комплексный подход заключается в том, чтобы правильно организовывать пространство, места для хранения, ухаживать за вещами. Разумно подходить к приготовлению пищи.
  9. Пользоваться правилом re-use – делиться своими вещами с теми, кому они могут пригодиться, отдавать одежду и обувь на благотворительность.
  10. Отдавать предпочтение местным производителям – это экономит топливо на доставке; продукты меньше портятся, не требуют пластиковой упаковки; земельные ресурсы и вода расходуются бережно.
  11. Делать вещи своими руками. Это дает возможность использовать натуральные материалы и увеличивает возможности для re-use.
  12. Отказаться от пластиковой упаковки. Сейчас нетрудно найти в продаже разливную воду, молоко. Можно найти замену почти всем товарам в пластике.
  13. Отказаться от полиэтилена в любом виде, в первую очередь от пластиковых пакетов. Пластик – бич нашего мира, темпы загрязнения им океанов и суши ужасают.
  14. Отказаться от одежды из синтетических материалов – это тоже разновидность микропластика.
  15. Заменить бытовую химию на натуральные средства. Химические вещества, которые мы используем для уборки, стирки и мытья посуды, загрязняют воду и почву.
  16. Экономить бумагу – читать электронные книги, пользоваться кросс-букингом, использовать документы в электронном виде.
  17. Бороться с вырубкой лесов, сажать новые деревья. Как мы говорили в начале, это важнейшее условие выживания нашей планеты. Без них мы не сможем дышать.
  18. Защищать животных. Сохранять редкие виды растений, не рвать и не покупать первоцветы. Увеличение разнообразия видов улучшит экологическую обстановку в целом, запустит на планете механизмы самосохранения.
  19. Делиться опытом и экологическими знаниями с другими людьми. Каждый голос в поддержку зеленого выбора важен.
  20. Обращаться к властям с требованием принятия важных для сохранения природы законов. Да, этим должны заниматься не только экоактивисты, но и простые граждане.
  21. Сделать изобретение, которое поможет сохранять природу в будущем. Отлично, что и в нашей стране появляется все больше людей, которые умеют думать глобально. Изобретатели есть даже среди детей.
Читайте также:  Как объяснить ребенку, зачем нужна математика в жизни человека

Я уверена, что вы сможете добавить в этот список и свои советы. У многих уже есть полезные «экологические» привычки. И с каждым днем их будет все больше.

Пожалуйста, рассказывайте о своем опыте, пробуйте новое, обсуждайте, делитесь своими достижениями. Только вместе мы сможем преодолеть наши общие проблемы и сделать наш мир лучше. Вместе у нас все получится!

Многие интересуются, каково влияние окружающей среды на плод человека?

Физиологи установили, что мозг не может нормально формироваться и созревать без достаточного притока нервных импульсов от органов чувств.

Но каким образом могут возбуждаться органы чувств плода? Оказывается, таких возможностей достаточно. Начнем с того, например, что почки плода начинают функционировать уже на девятой-десятой неделе.

Это означает, что в жидкость околоплодного пузыря выделяется мочевина и мочевая кислота, и, видимо, с этого времени орган вкуса и орган обоняния получают первые раздражения, а с ними и первые представления о вкусе и запахе. Не случайно ребенок уже с первых дней после рождения умеет различать сладкое, горькое и кислое. Первое, как известно, он охотно приемлет, а от второго и третьего категорически отказывается.

Откуда такая способность различать и оценивать вещества по вкусу? Можно предположить, что у плода в утробном периоде вырабатывается отрицательный рефлекс на острый вкус мочевины Случается, что плод заглатывает амниотическую (околоплодную) жидкость, и тогда испытывается в действии аппарат пищеварения.

Это тоже лишь подготовка к будущему. В первые месяцы развития плод довольно свободно плавает в жидкости, а впоследствии, перед концом беременности, более или менее тесно примыкает к оболочкам. В оба эти периода кожа получает раздражения — вначале от тока жидкости, затем от прикосновения к стенкам околоплодного пузыря. Поверхность кожи относительно велика, и таким образом в мозг плода направляются нервные импульсы, столь важные для его нормального созревания.

Несколько по-иному обстоит дело с температурными воздействиями. Температура внутренней среды организма отличается относительно большим постоянством. Достаточно вспомнить, что у всех людей земного шара независимо от климатических условий температура тела почти одинакова. Это обусловлено необходимостью поддержания стабильности всех физико-химических реакций, протекающих в организме. Поэтому плод не испытывает колебаний температуры, и, следовательно, степень тренировки его температурного анализатора довольно низка.

Многие интересуются, каково влияние окружающей среды на плод человека?

Еще меньше возбуждается болевая чувствительность. Известно, что у новорожденного ребенка чувствительность к боли несколько понижена, а совершенство терморегуляции проигрывает в сравнении с другими функциями. Чем это объяснить, как не слишком малым «опытом» оценки температурных и болевых воздействий?

Читайте также:  Как правильно хвалить и критиковать ребёнка

Многочисленные факты свидетельствуют, что плод, особенно в последние месяцы развития, не остается безразличным к звукам внешней среды. Есть немало наблюдений, сделанных беременными женщинами: они ощущали интенсивные движения плода во время концертов или при резких звуках.

Плод, как уже говорилось, находится в жидкой среде. Известно, что жидкая среда — значительно лучший проводник звуковых волн, чем воздух. Поэтому слуха плода должны достигать все звуки, произносимые матерью,— смех, пение, разговор. И хотя у нас пока нет экспериментальных данных, можно предположить, что голос матери, интенсивно передающийся через жидкую среду, подготавливает его к восприятию звуков в диапазоне частот человеческого голоса.

Итак, среда, в которой развивается плод, по существу, позволяет ему еще задолго до рождения составить некоторые «представления» о свойствах внешнего мира. Но как обстоит дело со зрением? Ведь плод основательно изолирован от световых лучей. Правда, некоторые ученые считают, что прямые солнечные лучи, падая на брюшную стенку беременной женщины, могут проникать внутрь и воздействовать на глаза плода. Но даже если это так, то какие солнечные лучи достаются плодам, развивающимся осенью и зимой? Откуда их мозг получает нервные импульсы, необходимые для нормального созревания зрительного анализатора?

Недостаток световых раздражений компенсируется раздражениями, передающимися от органа равновесия — вестибулярного аппарата, который тесно связан с различными отделами мозга, и в частности со зрительным анализатором. Вестибулярный аппарат начинает функционировать очень рано, он возбуждается при любом движении плода и матери. Так что недостатка в импульсах от него нет. И своими импульсами он, выражаясь фигурально, «делится» с более бедным в этом отношении зрительным анализатором.

Вестибулярный аппарат плода должен работать «за двоих»- вот еще один повод к тому, чтобы беременная женщина вела подвижный образ жизни.

Социальная среда

Социальная среда подростков

В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей. Смысл понятия социальная среда подростка включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности. Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

Социальная среда подростков – схема

При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

Влияние социальной среды на подростка

Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.

Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.

Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.

Влияние общения со сверстниками на подростка

Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.

Общение важно по нескольким причинам:

  • источник информации;
  • межличностные отношения;
  • эмоциональный контакт.

Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть «таким, как все», а с другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться.

Влияние общения с родителями на подростка

В подростковом возрасте начинается процесс эмансипации подростка от родителей и достижение определенного уровня независимости. В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка, и он хочет построить новую систему отношений, центром которой будет он сам. У молодых людей формируется своя система ценностей, которая зачастую кардинально отличается от той, которой придерживаются родители. Благодаря накопленным знаниям и опыту у подростка возникает важная потребность в осознании своей личности и своего места среди людей.

Читайте также:  Необходимые вещи для новорожденного на выписку

Чтобы помочь подростку успешно адаптироваться в социуме, ближайшему окружению следует проявить гибкость и мудрость.

Краткое описание

В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей.

Похожие публикации

  • Новый год по Восточному календарю С восточным новым годом
  • Лазерная шлифовка лица — что это такое, и какого ждать результата?
  • Лазерная шлифовка лица — что это такое?
  • Открытки с днем рождения подруге, картинки, гифки, анимационные поздравления

Популярные статьи Пожелания с годом обезьяны Красивое новогоднее поздравление с годом обезьяны Лишний вес у ребёнка: как откорректировать питание и образ жизни, чтобы не допустить ожирения Причины большого веса у ребенка Праздник людей огненной профессии – День металлурга Новые статьи Конкурсы для компании взрослых за столом, загадки, игры, развлечения, викторина Веселые загадки в день рождения за столом Поздравления к подаркам одеяло Лучшие поздравления с Пасхой – большая подборка Скачать поздравление со святой пасхой

Получайте все самое важное, что было пропущено, на почту!

Ваше Имя * Укажите свой E-mail *

Все рассылки абсолютно бесплатны.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Почему нужно сохранять экологию?

Нас окружает современная техника, которая делает жизнь легче и комфортнее. Каждый день мы пользуемся транспортом, мобильными телефонами и многими другими вещами, которые постепенно разрушают окружающую среду. В дальнейшем это сказывается на здоровье населения и продолжительности жизни.

Сегодня экология находится в тяжелом состоянии: природные ресурсы на исходе, многие виды животных и растений на гране вымирания, все чаще идут кислотные дожди, увеличивается число озоновых дыр и т.д.

Такая неблагоприятная обстановка ведет к изменениям в экосистемах, целые ареалы стают непригодными для проживания людей и животных. Растет количество онкозаболеваний, сердечных патологий, расстройств нервной системы, органов дыхания. Все чаще рождаются дети с врожденными пороками, хроническими заболеваниями (бронхиальная астма, аллергии).

Человечество должно задуматься как можно скорее о своем вредоносном влиянии на окружающий мир и начать решать глобальные экологические проблемы. Человек не может прожить без кислорода и пяти минут, но каждый день воздух все больше загрязняется людьми: выхлопными газами, отходами от промышленных предприятий.

Водный дефицит приведет к вымиранию всего животного и растительного мира, изменению климата. Чистая вода необходима и человеку, который может умереть от обезвоживания или возбудителей серьезных заболеваний, что передаются через воду.

Поэтому каждому человеку необходимо заботится об окружающей среде, начиная с уборки двора, улицы, проверки технического состояния автомобиля, соблюдения правил утилизации отходов. Люди должны перестать разрушать свой собственный дом, иначе угроза исчезновения жизни на планете станет реальной.

Говорите об экологии

Дети порой понимают больше, чем нам кажется. И, если рассказать ребенку, как животные принимают сдутые воздушные шарики за еду, погибают, не в силах переварить такое опасное «угощение», возможно, ребенок сам пример решение украсить свой праздник по-другому. Тоже красиво, но уже безопасно для окружающей среды. Эмпатия, сочувствие чужой беде — это то, что можно воспитать в ребенке. Забота о природе — важная часть развития у человека этого важного качества.