Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста — важнейший вектор развития и подготовки ребенка к школе.

Как складывать бумагу

Лист можно согнуть двумя способами: от себя и к себе.

В большинстве упражнений из тетради «Kumon. Складываем картинки» требуется складывать картинку к себе, но в конце тетради ребёнок потренируется сгибать лист и от себя. На всех картинках в тетради есть подсказки — звёздочки. Они помогают малышу ориентироваться, как складывать лист.

Чтобы сделать сгиб, нужно совместить звёздочки (как на картинке). Малышу может быть сложно самостоятельно разобраться, как сложить картинку: к себе или от себя. Помогайте ему: заранее слегка сгибайте лист и передавайте ребёнку, чтобы он закончил работу.

Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста — основа развития графомоторики

Подробнее про графомоторное развитие дошкольников.

Мелкая моторика является важнейшей основой для развития навыков письма, т.е. графомоторики. Чтобы успешно освоить навык написания, который необходим ребенку в школе, в первую очередь необходимо развить мелкую моторику мышц кисти и пальцев.

Если моторное развитие вашего ребенка задерживается, важно, чтобы это было вовремя обнаружено. Тогда ребенок может получить своевременную и максимально эффективную помощь.

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.

Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.

Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».

Мелкая моторика, что это?

Мамы, папы и бабушки малышей должны знать — мелкая моторика получила название не по причине того, что она не очень важна при развитии ребенка, а потому, что отвечает за работу мелких мышц. Умение обращаться с мелкими предметами в раннем детстве благотворно сказывается на дальнейшем умственном и физическом развитии.

Развитая мелкая моторика у ребенка помогает ему хорошо обращаться с ручкой, карандашом или кистью, пользоваться ножницами, швейной иглой и другими мелкими предметами. Такой малыш быстро учится завязывать шнурки или застегивать пуговки. Для работы с мелкими предметами маленькому человечку потребуется хорошая координация, за которую отвечает один из разделов головного мозга.

Развивая у малыша мелкую моторику, вы тем самым способствуете развитию его интеллекта и способности к учебе.

Ребенок хорошо управляет движениями кистей рук и пальчиков, когда костно-мышечная и нервная системы находятся в полной гармонии.

Игры на развитие мелкой моторики

Массаж ладошек и пальчиков. Для этого можно поиграть с грудничком во всем известную игру «Сорока-ворона». Ребенку младшего дошкольного возраста будет интересна следующая игра: взрослый на ладошке малыша пальцем рисует буквы, цифры, фигуры, а ребенок отгадывает что нарисовано.

Игры с мелкими предметами:

  • Взрослый берет сосуд и насыпает в него однородный наполнитель, например, песок, крупу, бусинки одного диаметра, дробинки или другие мелкие предметы. Затем предлагает малышу по очереди засовывать руки в каждый сосуд и перемешивать его содержимое в течение 5 минут. После того как ребенок несколько раз перемешает содержимое всех сосудов, ему завязывают глаза и помогают опустить руки в любой сосуд. Он должен на ощупь определить, какой наполнитель находится в сосуде.
  • Взрослый высыпает перед ребенком много бус или пуговиц и предлагает нанизать их на леску, соблюдая определенный порядок, например, только большие или только светлые, или одну большую, одну маленькую.
  • Детям старше двух лет можно предложить собирать пазлы или мозаику из крупных деталей.

Пальчиковые игры. Взрослый дает ребенку резинку для волос диаметром 4-5 см. Малыш вставляет пальцы одной руки в резинку и пытается движением всех пальцев прокрутить резинку сперва по часовой стрелке, а потом против часовой.

Лепка. Ребенок лепит из пластилина цифры, буквы, геометрические фигуры. А затем с закрытыми глазами, на ощупь пытается определить, какая именно слепленная им фигура перед ним.

Рисование и аппликация:

  • Для развития мелкой моторики очень полезно рисовать. Кроме обычного рисования рисунков и разукрашивания картинок можно предложить ребенку начертить геометрические фигуры или животных через трафарет, прочертить карандашом путь по лабиринту, обвести наперегонки контуры кругов или квадратов.
  • Займитесь вместе с малышом аппликацией (вырезанием и последующим приклеиванием мелких деталей), вырезанием и раскрашиванием «снежинок» из бумаги.
Читайте также:  Аскариды и лямблии у ребенка симптомы и лечение

Используйте предметы домашнего обихода. Поставьте перед ребенком обычные закручивающиеся баночки разного диаметра и блюдечко с мелкими предметами (бусинками, пуговицами или горохом). Попросите малыша разложить предметы по баночкам. Со временем задание можно усложнить, например, в первую баночку надо положить один предмет, во вторую два и так до десяти. Также можете предложить ребенку надеть на себя папину рубашку и попробовать застегнуть и расстегнуть на ней все пуговицы.

В магазине можно купить ребенку игру-шнуровку, разработанную Марией Монтессори. Игры-шнуровки способствуют развитию у ребенка внимания, глазомера, сенсомоторной координации, пространственного ориентирования, укрепляют пальцы и кисть малыша, и, конечно же, учат их шнуровать, что в дальнейшем поможет деткам зашнуровывать свои ботинки самостоятельно.

Как вы видите, своевременное развитие мелкой моторики рук у ребенка необходимо для того, чтобы он в будущем он мог легко осваивать новые знания во время обучения в школе. При этом занятия с малышом не сложные и их можно проводить в домашней обстановке.

Этапы развития графических навыков

  1. Подготовительный этап (возраст детей 2-4лет)
  2. Автоматизация процесса работы пальцев с карандашом (возраст детей 4- -5 лет)
  3. Творческий (возраст детей 5- 6 лет)
  4. Подготовка руки к письму (возраст детей 6 – 7 лет)

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.

У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладонь ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, еще не достигнув высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективней происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

В 4 — 4,5 месяца у ребёнка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия.

В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий этап — этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта.

С 5 месяцев у ребёнка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца — ребёнок отводит его при схватывании.

В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

7 — 10 месяцев — это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап «соотносящего» действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве.

С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно сжимает игрушку, если её хотят у него взять, берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью.

С 10 месяцев до 1года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук. Тонкая моторика становится еще более совершенной, ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимать между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.

В 1 год 2 месяца — 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.

В период раннего детства (до 3 лет) продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, частично самостоятельно раздеваются. В своих действиях начинают подражать взрослым — «читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных. В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бросать мяч двумя руками, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

В 5 лет развивается правильная координация движений рук.

В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети научились застегивать и расстегивать одежду, некоторые освоили навык завязывания шнурков.

В итоге можно сделать вывод: началу развития мышления даёт рука.

Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Упражнения для развития мелкой моторики

Существует набор простых, но эффективных упражнений, которые легко запоминаются и не утомляют детей в процессе занятий.

Шнуровка

Обращение со шнуровкой требует от детей сноровки

Движения рук, которые используются при завязывании, развязывании, застёгивании, расстёгивании, шнуровании используются ежедневно в быту. Поэтому помимо упражнений, в которые вы собираетесь включать верёвочки, застёжки, пуговицы и другие предметы похожего функционала, дайте ребёнку возможность самому использовать эти навыки в жизни. Пусть он сам научится одеваться, застёгивать пуговицы и завязывать шнурки на ботинках. Это пригодится не только на письме, но и в повседневности.

Читайте также:  Психология подросткового возраста детей от 10 до 15 лет

Прищепка

Прищепка — универсальный инструмент для развития мелкой моторики

Этот полезный в быту предмет поможет создавать новые конструкции и образы. Например, попробуйте сделать с помощью прищепок ушки для нарисованного зайца или хвост для белки. Или совместите создание новой конструкции с произношением стихотворения. Так у ребёнка активизируется темпо-ритмическая сторона речи и память.

Прищепки умеренной жесткости можно крепить к подушечкам пальцев, обеспечивая таким образом массаж.

Пластилин

Пластилин практически не ограничивает полет детской фантазии

Простор для фантазии и активную работу с кистями и пальцами обеспечивают занятия с этим предметом детского творчества. Изначально материал должен быть твёрдым. Пусть ребёнок сам попробует раскатать пластилин, согреть его руками, как следует размять и сделать податливым. Такая интенсивная работа с разминанием материала, которым может выступать и глина, и тесто, обеспечивает малышу отличный массаж. Нельзя не отметить и практические плюсы – ребёнок может помочь маме в изготовлении выпечки. Только предложите ему помесить тесто, раскатать его на колбаски или в лепёшку, вряд ли он откажется от этого увлекательного занятия!

Плетение из бисера

Бисероплетение, помимо моторики, развивает еще и чувство прекрасного

Это не менее увлекательное и эстетически прекрасное занятие. Конечно, стоит соизмерять возраст ребёнка, его способности и размер бусин. Но сам процесс нанизывания и создания из маленьких элементов целой цепочки, да ещё и разноцветной, доставит удовольствие и девочкам, и мальчикам.

Хотя, конечно, мальчики охотнее тянутся к шумному забиванию, стучанию и, желательно, с применением физической силы. Для этого существуют гайки, гвозди, винтики и шестеренки. Вот уж где нужно внимательно следить за своими пальцами, уметь сжимать и разжимать, закручивать и вытаскивать. Нельзя забывать, что такая мужская работа с серьёзным инвентарём должна проводиться под надзором родителей.

Создание поделок

Создание поделок поможет проявить творческие способности в ребенке

Если в семье подрастает маленький художник или декоратор, предложите ему повырезать яркие иллюстрации из журналов или самому создать что-нибудь яркое. Используйте краски, мелки, мозаики, пазлы. Пёстрые детали привлекут внимание детей, мобилизуют их восприятие и память, а конструктор поможет развить логическое мышление.

Еще немного игр для развития мелкой моторики смотрите в видео (ниже).

Мелкая моторика: советы родителям

Начинать заниматься развитием детской моторики необходимо с раннего возраста. Как только малыш начинает удерживать в руках предметы, рекомендуют предлагать ему игрушки разной формы и текстуры.

Если предлагаемые игры или упражнения не вызывают у ребенка интерес, их всегда можно заменить другими более интересными развивающими занятиями. Если ребенку не нравятся те игры, которые вы предлагаете, в магазине всегда можно найти более красочные и интересные варианты либо проявить фантазию и сделать самостоятельно игрушки не хуже.

Также рекомендуют не оставлять малыша наедине с игрой, рассказывайте, что и как нужно делать, объясняйте, поддерживайте, если что-то не получается, и заинтересовывайте. Если вы покажете малышу, как увлекательно заниматься с вами, то в скором времени он обязательно проявит интерес к игре.

Видео: идеи для развития мелкой моторики

Таким образом, развитию мелкой моторики у детей необходимо уделять особое внимание и начинать заниматься с малышом уже с раннего возраста. Существует множество игр, упражнений и других увлекательных занятий, которые можно выбрать в соответствии с возрастом, предпочтениями и возможностями малыша.

Дети Развитие ребенка

Среди самых эффективных методов можно отметить следующие:

  • Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
  • Домашняя песочница. Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
  • Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
  • Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
  • Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
  • Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
  • Кот в мешке. Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
  • Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
  • Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с 4-5).
  • Плетение, вышивание, вязание. Этот способ не под силу карапузикам, но он всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
  • Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
  • Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
  • Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
  • Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
  • Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).

Игры с предметами

Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.

Игры с песком и сыпучими веществами

Детям можно предлагать такие задания:

  • пересыпать песок из одной емкости в другую;
  • отсыпать песок мерной ложкой;
  • просевать песок через сито;
  • рисование пальцами по песку;
  • лепка из мокрого песка;
  • поиск в песке зарытых мелких предметов.

Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.

Игры с крупами и семенами

Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Игры с предметами

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

взять на векторе

Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

Игры с веревочками

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Игры с предметами

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

Игры с бумагой

Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

  • сминание и разглаживание листа бумаги;
  • складывание оригами.

Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

Игры с предметами

Игры с прищепками

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

  • приделать ежу иголки;
  • добавить лучики солнышку;
  • сделать прическу мальчику.

Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

  • посчитать примеры;
  • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
  • указать нужную букву.

Игры со спичками

Игры с предметами

Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

  • перекладывание со стопки в стопку;
  • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
  • складывание в коробочку.

Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.