Влияние домашних животных на развитие ребенка

Почему же дети так любят домашних животных? Детское любопытство не знает границ, и конечно же любые обитатели фауны очень интересны малышам, как часть нашего большого мира.

Плюсы домашнего питомца для семьи с детьми

Ребенок благодаря новому живому существу научится многим вещам, а также получит настоящего друга на долгие годы. Итак, давайте перечислим полезные доводы.

  1. Воспитывается чувство ответственности. Ребенок, который имеет питомца, учится заботиться о других, разделяет трудности и радость. Наши меньшие братья требуют ухода и внимания. Они полностью зависят от человека, который их кормит, учит и развлекает. Поэтому у детей, которые занимаются животными, развивается эмпатия и сострадание. Ощущение ответственности за живое существо, безусловно, принесет свои плоды в будущем. Взрослые, находящиеся рядом, должны рассказывать обо всех правилах, показывать собственный пример. Через некоторое время дети начнут брать на себя некоторые посильные обязанности. Если еще рано самостоятельно выгуливать питомца, то будет полезно просто подавать воду и еду.
  2. Еще одним важным преимуществом является развитие дисциплинированности. Ребенок, благодаря животному, оттачивает дисциплину. Он должен соблюдать расписание, знать часы кормления или ходить на прогулки (зависит от возраста). Научно доказано, что наличие собаки помогает привить обязательность и точность поступков.
  3. Возрастает время физической активности — наконец-то будет повод оторваться от компьютера. Особенно собаки нуждаются в ежедневных подвижных упражнениях и играх. Такой ритм положительно повлияет на каждого ребенка, ведь им также нужно много двигаться и веселиться. Появится прекрасный напарник для совместного развлечения.
  4. Воспитывать домашнее животное означает иметь серьезные обязательства. Это не рядовые вещи, которые можно поставить на полку и благополучно забыть, если наступила усталость или скука. Каждый день наши маленькие друзья нуждаются в заботе, пище, общении. Питомцы не временное явление, поэтому учат ребенка привыкать к долгосрочным обязательствам. Несомненно, верность и надежность пригодятся в зрелой жизни.
  5. Придется привыкать выполнять необходимую работу, чтобы избежать неприятных последствий. Например, если не убирать клетку хомяка, то по дому начнет распространяться запах. Если кошка не получит чистый наполнитель для туалета, то может справить свои потребности на ковер или кровать.
  6. Занятия с питомцем позволят ребенку набраться уверенности в себе. Когда он добивается успеха, гордится проделанной работой и видит радость родителей за результат. О способах развития самостоятельности читайте подробный материал.
  7. По данным последних исследований, дети, которые от рождения воспитываются совместно с животными, гораздо реже страдают от аллергии, не поддаются таким заболеваниям, как астма. Повышается устойчивость к аллергенам.
  8. Животные оказывают успокаивающее влияние на психику. Люди ощущают себя более комфортно, забывают о проблемах в обществе четвероногого друга. Игра помогает расслабиться и поднять настроение.
  9. Очевидно, что наши собратья уменьшают чувство стресса и оказывают терапевтический эффект на всю семью. Дети близко воспринимают все нервные ситуации, поэтому следует использовать шанс предотвращать накал страстей. Когда исчезнут эмоциональные расстройства, окрепнет уверенность в безопасности.
  10. Интересно, что процесс обучения чтению протекает быстрее рядом с домашним животным. Конечно, любимец не станет рецензировать или критиковать за ошибки. Появляется любовь к книгам, когда дети читают рассказы своим внимательным слушателям.

Разумеется, нужно заблаговременно принять все меры предосторожности. Проконсультируйтесь с терапевтом по поводу возможных противопоказаний, удостоверьтесь в отсутствии болезней, проведите вакцинацию. Соблюдайте элементарные правила гигиены.

(Консультация для родителей)

В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или у взрослых найдется куча отговорок чтоб не заводить питомца : необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца, родителей понять можно а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще, и потом, не забывайте сколько плюсов в этом если у вас появиться домашние животное, ребенок взрослеет, хочет чтоб его жизнь была наполнена чем то важным, стремиться помогать, приносить пользу, в характере формируются положительные стороны, например такие качества как сочувствие сострадания и любовь, преданность, забота, также формирование активности в принятии решений став чуточку взрослее, шаг — который предполагает ответственность, общение с животным также повлияет на качества характера — он может стать более открытым, внимательным и дружелюбным почувствовав себя более значимым в жизни питомца проявляя заботу.

В настоящее время много различных увлечений, но также можно отметить, что дети мало находятся на свежем воздухе, большую часть времени восновном проводят за компьютерными играми, но если, взвесив за и против — домашний питомец тоже могут стать хорошим другом.

Нужно выяснить у ребенка насколько сильное его желания, рассказать об ответственности, которая предстоит, разъяснить минусы. И попытаться понять мотивы, то есть насколько велико желание вашего малыша, поговорите с ребенком честно объясните ваши сомнения ваши желания и нежелания, и пусть он примет решения сам, обсудив, сможете придти к какому либо совместному решению тем самым вы уйдете от его капризов потому что если скажите однозначное — «нет!» ребенок вас не поймет, последуют упрямство и капризы, конфликта всегда можно избежать, если найти правильный выход, тем самым сохраните доверительное отношения между вами, учитесь правильно объяснять, больше разговаривать с ребенком тем самым научите его рассуждать ведь в жизни много разных ситуаций.

Как подметили ученые — выбор животного зависит от типа темперамента человека от его особенностей потребностей, например кошки помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и независимости, собаки – это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому стоит задуматься так ли плохо, если у вас дома появиться любимец, который принесет в ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребенка, например, сблизит вас с малышом, он больше будет доверять вам.

Читайте также:  Как раскрыть творческий потенциал ребенка

Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что если ребенок растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.

Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и если Вы замечали – это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым. Заводить ли домашних животных или не заводить – решают, к сожалению, не дети, поэтому не у каждого мальчика и не у каждой девочки есть свой домашний питомец.

Почему мы заводим домашних животных?

Раньше считалось, что причина этого явления — суррогатные отношения. Якобы животные-любимцы служат владельцу заменой нормальных человеческих отношений, которых он лишён. В качестве примера приводят фанатичную любовь пожилых людей к своим кошечкам-собачкам, позволяющим избавиться от реального одиночества.

Почему мы заводим домашних животных?

Но социологические опросы показывают, что самый распространённый облик современного владельца домашних животных — это молодая семья среднего класса, в которой есть дети.

Почему мы заводим домашних животных?

Нельзя сбрасывать со счетов и фактор престижности. Часто обеспеченные люди покупают дорогих породистых или экзотических животных, чтобы подтвердить свой статус. Питомец-чемпион и медалист свидетельствует о своём хозяине не хуже заводов, газет и пароходов.

Почему мы заводим домашних животных?

Многие хозяева со временем начинают приписывать своему любимцу человеческие качества, мысли, чувства и побуждения. С животными ведут себя как с детьми или с подброшенными кукушатами, которых кормят и учат приёмные родители. Получается, что питомец становится членом семейного гнезда, и никто уже не мыслит без него жизни, а любимчик семьи приспосабливается и позволяет себя холить и лелеять в «гнезде» человека.

Почему мы заводим домашних животных?

Общение с домашним питомцем может стать заменой нормальных человеческих отношений, если они чем-то не удовлетворяют хозяев кошек или собак. Четвероногие друзья не умеют говорить, поэтому не станут критиковать, устраивать разборки и скандалы, льстить, обманывать. Они искренне любят нас такими, какие мы есть и честно, а иногда и с благодарностью, принимают ответную любовь.

Почему мы заводим домашних животных?

Почему мы заводим домашних животных?

Травмы

Животные бывают разные: меланхоличные и покладистые, резвые и любопытные, а также агрессивные.

Выбирая домашнее животное, многие заводчики не учитывают особенности породы. Иногда можно встретить молодую маму с коляской, рядом с которой вышагивает на поводке (и хорошо, если в наморднике) собака бойцовой породы.

Домашний доктор

Поверьте, все это окупится сторицей, едва в доме появится пусть не огромный пес, но хотя бы морская свинка, попугай или даже рыбки. Постоянный контакт с животным для ребенка (да и для взрослого) – самый мощный антидепрессант, какой только существует в природе.

Что же касается физического здоровья ребенка, то наличие аквариума, к примеру, служит профилактикой простуды и астмы: вода, испаряясь, делает воздух более влажным, и более полезным для здоровья, так как сухой воздух повышает восприимчивость к инфекциям.

Травмы

А чем детям могут помочь кошки? Ученые из Института общения животных в Северной Каролине уже много лет занимавшиеся исследованием звуков, издаваемых кошачьими, выяснили, что звуковой диапазон мурлыканья домашних кошек от 20-50 герц… увеличивает рост костей и укрепляет их на 20 процентов. А собственное биополе кошек лечит головную боль, воспалительные заболевания, стабилизирует работу сердца и укрепляет иммунную систему.

Аллергия? Нет, не слышали

Кстати, об иммунитете. Многие родители считают, что лохматый зверь в доме – гарантия появления у ребенка разного рода аллергий и прочих напастей. Как раз наоборот!

Организм малыша, с детства контактирующего с собачьей или кошачьей шерстью, в самом раннем возрасте включает мощную иммунную защиту, которая будет исправно работать всю жизнь. И ваш ребенок только понаслышке будет знать, что существует такая болезнь – аллергия. Более того, детские педиатры с удивлением отмечают, что малыши, имеющие «своего» зверя, крайне редко болеют и инфекционными заболеваниями.

А вот еще один, подтвержденный многочисленными наблюдениями, аргумент в пользу домашних любимцев: те дети, в семье которых была собака или кот, обладают гораздо более высоким интеллектом, чем их сверстники, лишенные общения с животными. И это неудивительно! Ведь собака, птица или рыбка – это источник первых знаний о природе. Общение с животным развивает сенсорику (восприятие формы, цвета, запаха, мягкости шерсти), логическое мышление, творчество, фантазию, чувство прекрасного, ответственность, наконец. Укрепляет, как мы уже говорили, психику и физическое здоровье. Ни одна развивающая игрушка не может сравниться с настоящим, живым зверем.

Рыбки? Птички?

Но ведь домашних животных достаточно много, так кого же выбрать? И какой зверь и для какого возраста «подойдет» если можно так сказать, лучше всего?

Психологи советуют заводить домашнего любимца, когда ребенку исполнится 3-4 года. Это могут быть простые в обиходе звери: морская свинка, хомяк, рыбки или птицы. Не стоит в этом возрасте покупать черепашку – она слишком медлительна и неинтересна для ребенка.

Разумеется, ухаживать за животным первое время придется вам самим, но малыш обязательно должен присутствовать при этом, чтобы он наглядно и с помощью ваших объяснений понял, что можно и нужно делать, а что – ни в коем случае нельзя. Расскажите ему о повадках зверей, о том, как они живут в природе, чем питаются, когда спят – поверьте, вашему ребенку это будет очень интересно.

Травмы

В 5-6 лет ребенку можно доверять частичный уход (разумеется, под присмотром взрослых), а в 7-8 лет – уже полностью переложить на его ответственность домашнего любимца.

Ребятам постарше вполне можно позволить завести себе собаку. Собаки большинства пород ласково относятся к детям, тем более, если они растут вместе со «щенячьего» возраста. А немецкие овчарки, особенно, девочки – просто идеальные воспитатели даже для годовалого малыша. Они оберегают его как собственного щенка, терпеливо сносят случайно причиненную им боль, позволяют изучать себя (дергать за хвост и уши, трогать за нос). К тому же немецкая овчарка – лучшая охрана не только для ребенка, но и для всех членов вашей семьи.

Читайте также:  Какая ответственность за похищение ребенка?

Дети, с наступлением определенного возраста, часто начинают буквально «наседать» на родителей с приобретением домашнего питомца. Вариация разновидности потенциальных любимцев широка, а приходящие хлопоты с ними — зачастую одинаковые. Как сделать приход животного в семью безопасным для здоровья детей? Каких правил необходимо придерживаться? Что несет новая «компания» для развития ребенка?

Тема недели «Домашние животные»

Дети должны знать:

— названия домашних животных: корова, кошка, собака, коза, лошадь, свинья, овца, баран, конь; — названия детёнышей и семью: телёнок, котёнок, щенок, жеребёнок, ягнёнок, поросёнок, козлёнок; — понятие «домашние животные»; — внешние признаки каждого, чем они питаются, как голос подают; — где живут, какую пользу приносят;

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята, корова, бык, теленок, телята, овца, баран, ягненок, ягнята, коза, козел, козленок, козлята, свинья, боров, поросенок, поросята, собака, пес, щенок, щенята, кошка, кот, котенок, котята, голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост, дом, человек, польза, шерсть, мясо, молоко, кожа, стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, скотный двор, коровник, конура, будка, конюшня, свинарник, пастбище, овчарня, доярка, оператор машинного доения, свинарка, конюх, пастух, чабан.

Прилагательные: нужные, полезные, добрые, травоядные, домашние, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый;

Глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.

Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».

Дай молока, Бурёнушка, (дети показывают «рога» коровы, сгибают указательный пальчик и мизинец) Хоть капельку- на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику, начиная с мизинцев, на обеих руках) Творогу немножечко, на обеих руках. Масла, простоквашки, Молока для кашки. Всем даёт здоровье – молоко коровье! (Снова показывают «рога» коровы)

Грамматический строй речи

— Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных):

кошка – кошки – много кошек жеребёнок – жеребята – много жеребят собака – собаки – много собак котёнок – котята – много котят свинья – свиньи – много свиней лошадь – лошади – много лошадей

— Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

корова – коровка лошадь – лошадка кошка – кошечка овца – овечка собака – собачка овца – овечка баран — барашек

— Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) :

Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов Одна кошка, …, пять кошек Одна собака, …, пять собак Одна лошадь, …, пять лошадей Одна овца, …, пять овец Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров

— Дидактическое упражнение «Отгадай, кто это?» :

Сторожит, грызёт, лает? – собака Хрюкает, роет? – свинья Ржет, бегает, скачет? – лошадь Мяукает, лакает, царапается? – кошка Мычит, жуёт, ходит? — корова

— Дидактическое упражнение «У кого – кто?» (упражнение в словообразовании):

Коза – козёл – козлята Корова – бык – телята Свинья – кабан – поросята Лошадь – конь – жеребята Собака – пёс – щенята Овца – баран – ягнята Кошка – кот – котята Коза – козёл – козлята

— Дидактическое упражнение «Кто как голос подаёт?»:

Лошадь ржёт. Овца блеет. Собака лает, рычит. Кошка мурлыкает, мяукает. Свинья хрюкает. Корова мычит.

— Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных):

Конура собаки. — Чья конура? – собачья. Молоко козы, коровы. — Чьё молоко? – козье, коровье. Рога барана, коровы, козы. — Чьи рога? – бараньи, коровьи, козьи. Хвост лошади, кошки, собаки. — Чей хвост? – лошадиный, кошачий, собачий. Копыта коровы, лошади. — Чьи копыта? – коровьи, лошадиные. Борода козы. — Чья борода? – козлиная. Лапы кошки. – Чьи лапы? – кошачьи.

— Дидактическое упражнение «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х):

в коровнике живёт (кто?) – корова в свинарнике живёт (кто?) – свинья в конуре живёт (кто?) – собака в сарае живут (кто?) – овца, баран в хлеву живет (кто?) – коза

— Дидактическое упражнение «Продолжи предложения»:

Собака лает, грызёт кости, сторожит … (дом). Лошадь ржёт, пасётся…(на лугу). Кошка мурлыкает, ловит мышей…(в подвале).

— Дидактическое упражнение «Исправь предложение»:

Собака кудахчет на чужих. — Собака лает на чужих. Корова даёт шерсть. – Корова даёт молоко. Кошка клюёт молоко. – Кошка лакает молоко. Свинья рычит в корыте. – Свинья плескается в корыте. Кошка хрюкает на диване. – Кошка мурлыкает на диване.

— Дидактическое упражнение Составлять рассказ о домашнем животном по плану.

Это коза, домашнее животное. Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Любит зелёную траву. Даёт вкусное мясо, молоко, шерсть. Живёт коза в сарае, хлеву.

Кошки

Самый распространённый питомец в квартире. Взрослая кошка хорошо подходит для ребенка любого возраста. Они любят ласку, поэтому терпеливо лежат, пока их гладит малыш, хотя его ласки слишком неумелы и даже немного болезненны. Кошка достаточно независима и может несколько дней прожить без человека, поэтому это хороший выбор для часто путешествующих семей. Кошка хороший питомец для души, она не несет полезных функций, ведь в наше время давно ушла потребность в ловле мышей. Если родителей смущает шерсть в доме стоит избегать таких пород как: персы, мейн куны, британцы и шотландцы. Это животные с очень объемным подшерстком, который требует много времени для вычесывания. Также британцы отличаются достаточно скверным характером, это те кошки которые не подпускают к себе детей и часто царапают их. Хорошим выбор для малыша будет канадский сфинкс. Эти озорники очень общительны, котенок будет резвится и играть, с радостью принимать поглаживания и спать вместе с хозяином. Но такая порода подойдет людям не склонным к аллергии, ведь вопреки распространенному мнению, что аллергию вызывает шерсть, намного более опасны слюна и кожные выделения животного – у сфинкса они особенно интенсивны.

Затраты на содержание питомца: около 1500 в месяц (корм, наполнитель, игрушки)

Против домашних животных:

1. Самая большая опасность – аллергия. Причем, ее могут вызывать, не только животные, но и корм. Если Ваш ребенок склонен к аллергии, перед покупкой домашнего животного, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Если Вы все же решили завести питомца, соблюдайте в доме чистоту, постоянно убирайте за ним.

2. Инфекции, которые передаются с помощью животных. Если Вы будете периодически показывать четвероного друга ветеринару и сдавать анализы, подобных проблем можно избежать. Обязательно проводите профилактику глистов.

Против домашних животных:

3. Грязь. С появлением животного в доме, квартире, убирать Вам придется больше и чаще. Шерсть, пух по всему дому, грязь после прогулки – без этого никак.

4. Ревность. Это чувство, которое может быть вызвано у животного, если оно определенный период прожило в доме, а хозяева решили завести ребенка. Обратите внимание, что такие животные могут стать агрессивными, если больше внимания будет уделяться ребенку, чем им. Они могут даже царапать и кусать кроху.

Продолжая тему: «Домашние животные: за и против», хочется заметить, что если правильно их выбирать и ответственно подойти к уходу за ними, то опасности и неприятности можно свести к минимуму.

Уход и кормление животных

Конечно, дети в возрасте 2-3 года не смогут заботиться за своим новым другом, поэтому сначала первые трудности, связанные с уборкой и кормление, будут на плечах мамы. Однако она все равно должна объяснять малышу, что животное требует постоянного ухода и внимания. Дети в возрасте 7-8 лет могут уже самостоятельно отвечать за питомца, выгуливать и кормить его.

Если вы все-таки решились завести животное у себя дома и серьезно обдумали этот шаг, то такой подарок для ребенка будет всегда самым желанным, а общение с четвероногими друзьями пойдет ему только на пользу.

Как выбрать собаку для ребенка

Это огромное счастье – домашние животные! Для детей это постоянная школа общения с четвероногими друзьями. Скоро вы заметите, как стремительно ваш ребенок, получивший заветного друга, начнет меняться. Он на глазах станет взрослеть, появится рассудительность и уравновешенность – ведь теперь он несет ответственность за своего любимца.

Выбирая породу собаки, учитывайте возраст сына или дочки. Даже если ваш ребенок уже подросток, помните, что вес собаки не должен превышать массу тела хозяина, в противном случае ему просто не справиться с питомцем в критической ситуации.

Для многих людей крупные животные – это лучшие собаки. Для детей критерии выбора должны быть несколько иными. Со служебной собакой справится далеко не каждый взрослый. Эти животные обладают очень сильным характером и признают лидера лишь в сильном в психологическом плане человеке. Ребенку, пока он еще не сформировался как личность, нужна собака-компаньон – дружелюбная и ласковая, которая сможет с ним поиграть и погрустить, когда это необходимо.

И еще один совет: щенок, появившийся в доме, с первых дней должен воспитываться и обучаться правилам поведения и в квартире, и на улице. Чтобы делать это правильно, надо изучить много литературы. Это позволит вам узнать повадки выбранной вами породы, достоинства и недостатки характера питомца, от которых можно избавиться с помощью каждодневных и упорных тренировок. Итак, мы вам представим несколько пород собак, которые более всего подходят для ребенка.

Что должны знать дети к старшему дошкольному возрасту

Согласно исследованиям Е.Ф. Терентьевой дошкольники могут назвать от 10 до 45 диких животных. Больше всего знаний у них о млекопитающих и птицах. Меньше они знают о рыбах, о земноводных, о пресмыкающихся и насекомых. Показательным фактом является то, что дошкольники больше знают об экзотических зверях, чем о тех, что обитают в их родном крае. Знания о животных неглубокие и неточные.

Тем не менее в конце пятого года жизни у дошкольников может обнаружиться тенденция осознания связей между средой обитания и живым организмом. На определенных примерах дошкольники стараются связать характер поведения животных с тем, какие у них есть органы и особенности среды обитания.

Нужно уточнить главные лини, в отношении которых делают классификацию представителей животного мира и развиваются представления. В дошкольный период формируются общие представления о группах животных, которые относятся к одним классификационным единицам. Это связано с тем, что дошкольники понимают термины, которые могут охарактеризовать класс животных – это насекомые, рыбы, птицы, грызуны, хищники. Они не только пользуются этими словами, но и могут узнавать и группировать представителей разных классов на иллюстрациях.

Некоторыми понятиями дошкольники владеют свободно, другие понятия им незнакомы или они имеют о них неясное представление.

Еще одна особенность заключается в том, что даже те термины, которыми дошкольники оперируют нередко, наполняются абсолютно разным содержанием. Дошкольники очень широко или узко пользуются обобщенными словами, неправильно определяют разные виды животных, сосредотачиваются на конкретных примерах.

Обобщающие понятия, которые обозначаются словами-терминами, дети часто слышат от взрослых. Было доказано, что применение в обычной речи неверных биологических и искаженных понятий развивает у дошкольников ошибочные обобщения. Самыми типичными ошибками считаются то, что понятие «животное» сужается, дети идентифицируют его со зверями и млекопитающими.