Развитие новорожденного ребенка на третьем месяце жизни

Рождение долгожданного малыша у новоиспеченных родителей вызывает не только счастье, но и вопросы, например, почему малыш плачет? Как правильно сменить подгузник и ухаживать за новорожденным?

Что новенького

Из познавательного:

  • Ребенок в 2,5 года может назвать правильно 1–2 цвета.
  • Ориентируется в 4–6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
  • Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
  • Ориентируется в различных по величине формах.
  • Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4–8 колец по убывающей (по показу).
  • Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3–4 составляющих (по показу).
  • Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

Что умеет 3-х месячный ребенок?

Разумеется, все малыши разные и имеют право на то, чтобы жить и познавать мир в своем темпе. Однако есть определенные стандарты, опираясь на которые, можно более тщательно отслеживать правильное развитие младенца и вовремя принять меры, если что-то пойдет не так. В большинстве своем детки в возрасте 3-х месяцев умеют:

  • Управлять своими ручками. Это проявляется в том, что малыш осмысленно может взять игрушку, подержать ее или поднести к лицу.
  • В этом возрасте детки умеют переворачиваться на бок из положения лежа на спине.
  • Лежа на животике, ребенок хорошо поднимает голову, опираясь на предплечья, и удерживается в таком положении довольно долго с перерывом на небольшой отдых.
  • Малыш меньше спит и дольше бодрствует (до 2-2,5 часов).
  • Детки, которым 3 месяца от роду, очень любят изучать свое тело. Ловят и рассматривают ножки, ощупывают личико.
  • Некоторые младенцы в этот период начинают все «тянуть в рот».
  • Ребенок научился узнавать маму и папу, улыбается, когда с ним играют.
  • Если приподнять 3-х месячного кроху подмышки, то он будет стараться упереться ножками в твердую поверхность.
  • Детки очень хорошо реагируют на звук и свет, поворачивают голову, ища источник.

Ребенку месяца

Итак, вашему малышу уже три месяца, и все домашние уже привыкли к тому, что буквально ежедневно вас ожидают приятные новости. Каждый раз, как вы наклоняетесь к кроватке, можно видеть, что ребенок радуется вам и любому предмету. Это неудивительно — ведь к этому возрасту ускоряется нервно-психическое и физическое развитие. Поведение малыша становится более осознанным, зрительные, слуховые и осязательные ощущения уже более осмысленны и перестали быть инстинктивными.

Ребенку месяца

Ребенок может сделать паузу, и вы прекрасно это поймете. Его улыбка стала постоянным спутником – он радуется знакомым лицам и предметам, осознанно машет ручками и ножками, стали более подвижны его туловище и шея. Он постоянно ищет новые образы, обследует пространство, задерживает взгляд на интересных предметах. На четвертом месяце самой интересной игрушкой для малыша является он сам. Очень нравится ему рассматривать собственные ручки.

Кажется, что малыш напряженно пытается узнать о себе все — кто он, где, что чувствует. Ощупать ротик, носик, подбородок, личико и похлопать, пощипать или даже поцарапать. Физиологический тонус постепенно исчезает, и движения становятся мягкими и расслабленными, или энергичными и активными. Малыш на третьем месяце стал тяжелее на 700-800 граммов, вырос на 2, 5 см. Кстати, обязательно измеряется и объем грудной клетки. Так вот, у девочек на 3 месяце эти показатели в среднем меньше — 40 см, когда как у мальчиков – 41,5 см.

Читайте также:  Развитие ребенка в 9 месяцев (что должен уметь)

Задачи воспитания и обучения ребенка

Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:

  • научить их общаться в обществе;
  • дать как можно больше информации и знаний;
  • благодарить за оказанную помощь и презенты;
  • уважать старших и не перебивать их во время разговора.

Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.

Поведение и воспитание

Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.

Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни». Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.

Начинаются формироваться нравственные качества: проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.

Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.

Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.

Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.

Всегда будьте на стороне своего ребенка, доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.

Занятия с ребенком месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Читайте также:  Режим дня новорожденного ребенка в первый месяц

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Социально-эмоциональные навыки

Три года – это время, когда малыш хочет быть самостоятельным, он начинает воспринимать себя как отдельную личность. Именно в этот период у детей развивается кризис трех лет.

Родители должны с пониманием относиться к капризам ребенка, ведь таким образом он пытается отстоять свое право на независимость. Не стоит подавлять инициативу ребенка и обесценивать его стремление к самостоятельности.

Важно!Важно! Не нужно добиваться послушания ребенка путем крика, наказаний и запретов. Эти методы приведут лишь к потере доверия малыша. С маленьким человечком лучше попытаться договориться и найти компромисс.

Кроме кризиса трех лет в социально-эмоциональной сфере происходят такие изменения:

  • ребенок начинает испытывать стыд, обиду, ревность;
  • начинает гордиться своими успехами;
  • дает оценку действиям других детей;
  • ждет одобрение и похвалу со стороны взрослых. Радуется, когда его хвалят;
  • сопереживает героям мультиков и сказок;
  • легко заводит знакомства с другими детьми, играет с ними по правилам.

Игры и игрушки для трехмесячного ребенка

В три месяца ребенок проявляет интерес к движущим объектам, захватывает ручкой игрушки и мамины волосы, тянет предметы в рот для изучения, любит находиться на руках и общаться. Чтобы занять и развлечь малыша, можно поиграть с ним в простые игры и предлагать разные игрушки для младенцев.

Полезные игрушки в 3 месяца

  • погремушки, трещалки, пищалки;
  • мягкие книжки для самых маленьких;
  • мобили, которые будут учить фокусировать взгляд;
  • сенсорные мешочки (мешочки с разными наполнителями, вроде фасоли, муки, гороха);
  • кусочки ткани с разной фактурой для развития тактильных ощущений;
  • развивающий коврик, который можно расстелить на полу.

В три месяца ребенка привлекают яркие цвета, но все же избегайте кислотных оттенков и слишком громких звуков, которыми грешат китайские игрушки. Отдавайте предпочтение качественным деревянным или тканевым изделиям.

Чем занять малыша

  • поиграйте с ним в прятки, сделайте массаж с потешками, носите на руках и рассказывайте о том, что его окружает;
  • можно читать вслух короткие сказки и детские стихи;
  • включать спокойную музыку и аудиосказки;
  • побольше разговаривайте с ребенком: пойте, рассказывайте стихи, потешки;
  • можно разыграть веселое представление с помощью пальчикового театра;
  • играть в пальчиковые игры, которые будут развивать мелкую моторику и речь;
  • давайте ему разные предметы (безопасные) для знакомства.

Занятия с ребенком в месяца

Этот возраст — веселое время в развитии карапуза, потому что считается началом того, когда личность малыша начнет проявлять себя. Ребенок в 4 месяца сможет выразить свои чувства — когда он расстроен, ему скучно, он устал или просто голодный. И поскольку теперь он понимает причину и следствие, он поймет, что выражение этих новых эмоций вызывает у родителей отклик! Приготовьтесь к множеству забавных детских трюков (манипуляций), пока ваш малыш учится экспериментировать с окружающим миром.

С изучением постоянства объекта кроха теперь понимает, что вещи, которые находятся вне поля зрения, к примеру, мама, одеяло или игрушка, на самом деле не исчезают, даже если он не видит их.

Как вы можете теперь заметить, вашему чаду может потребоваться больше развлечений и активности в этом месяце, поэтому попробуйте поэкспериментировать с этими новыми занятиями для повседневной рутины и игр:

  • Пусть играет с висящими игрушками или мобильной каруселью над кроваткой.
  • Посадите грудничка в надувное сиденье или шезлонг (если такие имеются) с подвесными игрушками, с которыми он с удовольствием сможет взаимодействовать.
  • Прогуливаясь в коляске приподнимите спинку, чтобы ваш ребенок мог видеть происходящее вокруг. Также комментируйте, что встречается на пути.
  • Играйте в прятки (мама прячется за своими ладошками) или спрячьте игрушку под одеялом. Наблюдайте, испытывает ли интерес крошка, чтобы раскрыть мамины ладони или одеяло, посмотрев, что там скрыто.
  • Положите крохе в ручку любимые игрушки или предметы.
  • Читайте вместе — ваш ребенок еще совсем маленький, но красочные настольные книги не оставят его равнодушным и будут стимулировать умственное развитие малыша. некоторые малыши пытаются запоминать и произносить новые звуки, складывая их в слоги.
  • Положите малютку на пол или на развивающий коврик. Затем разложите несколько игрушек перед ним, чтобы бросить ему вызов достать свои игрушки ручкой.

Стимулировать развитие ребенка, а именно учить самостоятельному сидению малютки можно с помощью специального сидения, подушки для кормления или собственных коленей. Все в пределах дозволенного в 4 месячном возрасте. И конечно же, никогда не оставляйте своего крошку без присмотра рядом с подушкой. В этот период у него развиваются мышцы, необходимые для поддержания себя, поэтому велика вероятность, что вначале будет происходить опрокидывание!

Игры и упражнения

Какой требуется ежедневный уход?

Новорожденный точно такой же человек, как и вы, ему хочется быть чистым и любимым. Не забывайте об ежедневных уходовых процедурах.

  • Умывание. Протирайте лицо и глазки специальными салфетками или умывайте водой;
  • Подмывание. Лучше подмывать детским жидким мылом. Оно не вызывает раздражения. Проводить данную процедуру рекомендовано после каждой смены подгузника. Если нет возможности, периодически можно пользоваться влажными салфетками, без содержания спирта;
  • Для чистки ушей подойдут обычные ватные палочки;
  • Подстригание ногтей на руках и ногах. Подстригайте ногти маникюрными ножницами, если сомневаетесь, приобретите специальные детские;
  • Расчесывание, если малыш родился с волосами. В детских отделах продаются мягонькие расчёски;
  • Осмотр кожи. Эта процедура обязательна не только в первый месяц.

Как играть с ребенком этого возраста?

Малыш уже не просто рассматривает игрушки, предложенные мамой. Он прекрасно знает, как правильно взять погремушку, и с какой силой потрясти, чтобы она издала звук. Если у игрушек предусмотрены кнопки для извлечения звуков, малыш охотно будет нажимать их.

Так же пробуждается своеобразный интерес к физике тел: ребенок может кидать игрушки на пол или в воде и наблюдать за тем, как они падают и булькают.

  • Игры в воде тоже становятся другими. Теперь малышу необходим целый арсенал игрушек, пузырьков и ведерок для купания.
  • Игра в «Ку-ку» развивает поисковые навыки. Накройте себя или ребенка одеяльцем, а затем с возгласом «Ку-ку, кто это тут» снимите одеяльце. Если игра ему нравится, то малыш будет громко хохотать и сучить ручками.
  • Игра в «Ладушки» способствует раскрытию ладошки и ускоряет развитие моторики и полушарий мозга.
  • «Сорока – ворона» помогает наладить работу желудочно-кишечного тракта. Осторожно и плавно массируйте ручки ребенка, начиная с ладошки и постепенно переходя к пальчикам. При этом приговаривайте «Сорока-ворона, кашку варила и т.д.».
  • Выделите малышу небольшое зеркало в твердой пластиковой рамке. Он с радостью будет рассматривать свое отражение и улыбаться.

В этом возрасте рекомендуется увеличить продолжительность прогулок на свежем воздухе. Пусть малыш не просто пассивно лежит в коляске, а рассматривает все вокруг. Повесьте на коляску погремушек и новых игрушек, чтобы ребенок мог хвататься за них ручками.

Продолжайте делать ребенку ежедневный массаж и гимнастику. Гармоничное физическое развитие гарантируют и быстрое развитие психики и мозга.