Правильный уход и развитие ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш уже не только узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом. Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица!

Новые открытия в движениях

В этом возрасте любимой позой для детей является положение «лежа на животике». Карапузы начинают часто поднимать и хорошо удерживать голову, пытаясь разглядеть все, что их окружает. Что же должен уметь ребенок в 5 месяцев?

  • Раскачивание на животе. Природное любопытство и любознательность толкают грудничка изменять положение, когда он просто приподнимает грудь, опираясь предплечьями о твердую поверхность. Малышу хочется больше самостоятельности, теперь он способен застывать в позе «лодочки» — приподнимая согнутые руки и ноги вверх, малыш балансирует на животике. Новые возможности забавляют юного исследователя. С их помощью разрабатываются и укрепляются мышцы, двигательные навыки. Они понадобятся ему в будущем. Такие эксперименты требуют от начинающего спортсмена значительных энергетических затрат и координации движения. Поэтому продержаться в новой для себя позе он может не более нескольких секунд.

Малыш в 5 месяцев

  • Пассивные перевороты с живота на спину. Раскачиваясь на животике, наш первооткрыватель может случайно переворачиваться на спину. Поэтому специалисты не рекомендуют оставлять малыша одного даже на несколько минут. Именно в пятимесячном возрасте начинаются первые неожиданные падения с высоты. Чтобы закрепить навыки пассивных переворотов родителям необходимо научить ребенка совершать их осознанно. Для этого можно показывать ему игрушку или любой другой яркий предмет, постепенно передвигая ее вверх над головой, за спину младенца. Следуя за движением игрушки, он поворачивает голову, затем плечи и весь корпус, совершая перевороты с живота на спинку.

вернуться к меню ↑

Первые достижения

  • Удерживание головы в вертикальном положении, независимо от позиции грудничка. Формирующийся скелет и мышечный каркас позволяют уверенно держать шею и голову прямо, находясь на руках мамы и папы, или же в положении лежа на животе. Когда грудничка аккуратно приподнимают со спины за ручки, он уже не запрокидывает головку назад, а сохраняет ее на одной линии с шеей и позвоночником.
  • Присаживается. Пять месяцев – это слишком ранний срок, чтобы ребенок начал сидеть. В этом возрасте допускается подсаживание младенца на несколько минут, для выполнения с ним некоторых упражнений и наблюдения за двигательными умениями и навыками. Например, педиатры и невропатологи усаживают малыша на твердый коврик, поддерживая его за разведенные плечи. Затем аккуратно наклоняют малыша влево и вправо, наблюдая за головой. Если она не наклоняется вместе с корпусом, а держится ровно, то это большое достижение для пятимесячного малыша.
  • Усовершенствование связи между «глазами и руками». Еще в 4 месяца груднички начинают с уверенностью брать игрушку или любые другие предметы, которые находятся перед ними. В возрасте пяти месяцев этот навык можно совершенствовать и закреплять с помощью специальных упражнений. Вам потребуется яркая и небольшая игрушка, ее следует показать малышу. Первой его реакцией станет удивление, после чего он попробует сконцентрировать на ней свое внимание, а затем потянется к интересной вещи руками. Далеко не всегда младенцу удается захватить предмет руками, иногда он просто дотрагивается до него открытой ладошкой. Все эти движения осмысленны и скоординированы.

Чаще играйте со своим крохой

Новые открытия в движениях
  • Формирования навыков ползания. В этом возрасте груднички начинают осваивать такое умение, как ползание на животе. Опираясь на предплечья и суча ножками, малыш даже может немного передвигаться – на несколько сантиметров. Однако, вставать на четвереньки грудничок пока не способен. В качестве тренировки перед грудничком можно положить мягкую игрушку, которая станет стимулом не лениться, а пытаться передвигаться вперед до желанной цели.

вернуться к меню ↑

Еще несколько умений

  • Попытки распрямить ноги при опоре. Когда ребенка берут под мышки и ставят в вертикальное положение, он пытается встать на стопы и выпрямить ножки. Нормальное состояние, когда малыш встает на кончики пальцев, а не на всю стопу.
  • Ребенок в пять месяцев также может самостоятельно удерживать бутылочку, вытаскивать изо рта пустышку и засовывать ее обратно. Таким образом, у младенца происходит тренировка координации, и он закрепляет навыки действий по принципу «глаза-руки».

Как и прежде, грудничок активно интересуется лицами родителей. И если раньше он мог только смотреться и улыбаться в ответ на улыбку и ласковые слова, то теперь он пытается ладошками активно исследовать щеки, уши, глаза, нос и рот. Дети обожают, когда с ними играют, громко разговаривают, берут на ручки, гуляют с ними по квартире и даже просто щекочут. На все эти действия малыш может улыбаться, громко смеяться, выражая свое одобрение.

Новые открытия в движениях

На данном этапе развития ребенку интересно все яркое

Читайте также:  Атрезия 12-перстной кишки у новорожденных

вернуться к меню ↑вернуться к меню ↑

Показатели развития ребенка к концу 5-го месяца

Познавательное развитие

1. У ребенка наблюдаются целенаправленные действия притягивания и захватывания предметов и игрушек с расстояния вытянутой руки (30-50 см) из удобного положения.

2. Малыш может удерживать предмет в течение 30 и более секунд. В случае неудачи ребенок делает попытки к повторному действию без побуждений со стороны взрослого.

3. Ребенок узнает знакомые предметы и игрушки, отличает их от незнакомых, впервые увиденных. Знакомый предмет воспринимается как «комплекс свойств» не только визуально (зрительно), но и на основе практического действия — физического контакта.

Взаимодействие с предметами и игрушками принимает характер манипулирования, в основе которого активные исследовательские действия. Малыш стремится воздействовать на предмет или игрушку, выявить их «скрытые» свойства. Это подготовительный этап к развитию предметной деятельности.

Социальное развитие

1. Ребенок отличает близких людей от чужих. Узнает голос близкого человека, не только говорящего, но и поющего.

2. Ребенок стремится войти в контакт с мамой (ухаживающим взрослым). Ярко реагирует на ее настроение, «откликается» на ее улыбку, смех, игровые действия. Отличает «строгие» нотки в ее голосе от ласкового, приветливого обращения.

3. «Гуление» часто сопровождает контакты взрослого с ребенком. Малыш гулит, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и удержать его около себя.

Речевое развитие

1. Ребенок подолгу певуче гулит. При этом демонстрирует сформировавшуюся артикуляцию гласных звуков, которые произносит в часы бодрствования без видимых действий со стороны взрослого, а только при виде его или в момент яркой, игровой ситуации.

2. Способен подражать «самому себе», слыша свой голос в магнитофонной записи.

3. Гуление является необходимым компонентом общения (двустороннего контакта ребенка и взрослого). Гуление начинает выступать как средство коммуникации.

Произведения малых фольклорных жанров (потешки, пестушки, песенки, присказки и т.п.) для маленьких эмоционально воспринимаются ребенком и способствуют развитию речевых навыков.

Моторное развитие

1. Ребенок может относительно долго лежать на животе, подняв туловище и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Ребенок переворачивается со спины на живот.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Ребенка берут подмышки и опускают на твердую опору. Твердо опирается полностью выпрямленными ногами и всей стопой о поверхность в течение 3-4 мин.

4. Ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее до 1 мин., не роняет. Пояснение: С 4-го месяца начинает формироваться положение ладони и пальцев, удобное для захватывания предметов, в частности, дифференцированное положение большого пальца. К 5-му месяцу раскрывается кулачок ребенка, что позволяет свободно брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в течение 1-2 мин.

Оглавление:

1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц

Питание ребенка в месяцев

В 5 месяцев ребенок должен питаться только грудным молоком или искусственным питанием, рекомендованным врачом. Не нужно прибегать к прикорму раньше времени. У некоторых мам процесс грудного вскармливания на 3-м и 4-м месяце так и не налаживается и из-за трудностей с кормлением они переходят на искусственное питание. Но на 5 месяце грудное вскармливание, как правило, нормализуется и производство молока соответствует потребностям малыша.

Обычно колики у ребенка проходят к этому возрасту.

Рост

Ребенок продолжает расти довольно-таки быстро. Но иногда рост происходит не равномерно, а как бы рывками. Особенно так бывает при грудном вскармливании. Поэтому, если вы вдруг заметили замедление роста ребенка, то это ещё не повод для беспокойства.

Вес

Мальчики в среднем: 6-7 кг. Рост 63 — 68 см. Окружность головы – 42 см Девочки: 6-7 кг. Рост 62 — 65 см. Окружность головы – 41 см.

Рекомендуем Узнай об опасности для ребенка, которая кроется в планшете!

Обычно вес увеличивается на 600 г в месяц.

Сон новорожденного ребенка в 5 месяцев

Дети в таком возрасте всё ещё могут часто пробуждаться ночью. В момент пробуждения им важно почувствовать, что мама находится рядом. Если вы практикуете совместный сон, то точно не пропустите момент пробуждения ребенка.

В пятимесячном возрасте ребенок может спать 7-8 часов без пробуждения. Но как я писала чуть выше, так случается не всегда.

Питание ребенка в месяцев

Способность двигаться

Ребенок очень быстро учится двигаться и контролировать свои мышцы. С каждым днем он всё лучше и лучше контролирует свое тело. Он может переворачиваться, подтягиваться на руках, пытаться сесть.

Ребенок тянется к игрушкам и хочет взять их в ручки. Заметьте, что игрушки должны быть безопасными и подходящими, чтобы ребенок мог их брать в рот.

Учится говорить

В 5 месяцев ребенок хорошо умеет повторять односложные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.). Ему нравится, когда вы лепечете с ним, поете или читаете книжки. Он очень чувствителен к интонации и к громкости. Общение с грудным ребенком является лучшим способом интеллектуального роста малыша. Ребенок узнает свое имя, голоса знакомых людей и привычные звуки.

Эмоции и общительность

Ребенок в 5 месяцев умеет выражать эмоции и постоянно развивается в этом. Его эмоциональный мир и социальные навыки значительными темпами продвигаются вперед. Он не любит быть в одиночестве и требует компанию. Если выйти из поля зрения ребенка, то он может заплакать. В 5 месяцев ребенок может отвергать людей, которых он не привык видеть.

Читайте также:  Почему дети заикаются и как им помочь

Его потребность в любви очень высока и он очень сильно любит объятия, ласки, поцелуи. Он смеется в знак благодарности, доставляя удовольствие родителям.

Другими словами, пятимесячный ребенок постоянно нуждается в том, чтобы открывать новый мир вокруг себя. До своего рождения он целых 9 месяцев находился в комфортных условиях с идеальной температурой, но в темноте и без возможности узнавать новые вещи. Таким образом он всё хочет посмотреть, потрогать, ощутить запах и попробовать на вкус.

Рекомендуем Несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок не плакал, когда вы уходите

Что должен уметь делать малыш в месяцев?

  • в этом возрасте малыш уверенно поднимает головку и корпус, опираясь ручками на поверхность;
  • умеет менять положение, переворачиваясь со спинки на бочок и живот.  Если кроха пока еще не переворачивается самостоятельно с живота на спину, то старайтесь почаще заниматься с ним упражнениями, укрепляющими мышечную систему и делайте массаж;
  • хватательный рефлекс и глазомер уже достаточно развиты и малыш без особого труда дотягивается до интересной игрушки и хватает ручкой;
  • если демонстрировать пятимесячному ребенку яркие картинки в книге,то он некоторое время фокусирует взгляд на красочных иллюстрациях. Кроме этого, малыш должен уметь концентрировать внимание на заинтересовавшем его действии и следить за событием взглядом;
  • 5 месячный ребенок умеет агукать и издавать звуки, напоминающие слоги;
  • должен моментально уметь отличать «своих» от «чужих». Когда перед глазами крохи появляется незнакомый или малознакомый человек, то он может расплакаться и успокаивается, когда незнакомец исчезает из его поля зрения;
  • должен уметь уверенно поворачивать головку на раздавшийся рядом звук;
  • обхватив, что-нибудь ручками уже пытается садиться;
  • при держании ребенка за подмышки в вертикальном положении, он становится на ножки, почти полностью распрямив их;
  • кроха учится подползать.
Что должен уметь делать малыш в месяцев?

Чему должны учить ребенка родители в первые дней его жизни

Переворачивайте новорожденного

Малыш еще не может изменять положение тела по своему желанию, но он уже готов этому учиться.

" Выкладывайте его на спинку, на бочок, на животик – так он быстрее научиться владеть своим телом.

Фиксируйте взгляд малыша

Когда ребенок бодрствует, находится в хорошем настроении, обязательно покажите ему крупную погремушку. Когда вы привлечете его внимание звуком, медленно поводите игрушкой на расстоянии вытянутой руки малыша. Пусть он следует за ней взглядом – с каждым днем у него это будет получаться все лучше.

Развивайте слух младенца

В отличие от зрения, слышит малыш уже неплохо, так что почаще используйте игрушки, издающие различные звуки – важно, чтобы ребенок реагировал и поворачивал голову в ту сторону, откуда он слышит звук (если он не реагирует на звук – обязательно скажите об этом вашему педиатру!) Пусть у вас будет несколько звучащих, пищащих, шуршащих игрушек.

Беседуйте с новорожденным

Сегодня медики и психологи советуют не сюсюскать с ребенком (от этой привычки потом будет трудно избавиться в первую очередь вам), а разговаривать с ним, как со взрослым. Говорите спокойным тоном, короткими фразами, используя простые слова.

" Если вы начнете зачитывать малышу отрывки из учебника по квантовой физике, это ему не повредит, но все же принесет меньше пользы, чем если бы вы повторяли фразы «мама любит тебя», «мама рядом» и называли по именам домочадцев.

Обнимайте его и поглаживайте

Делайте это почаще, особенно важен контакт «кожа к коже», чтобы малыш чувствовал тепло вашего тела. Поглаживания – самая простая, естественная и безвредная стимуляция развития малыша, в отличие от массажей на которые так уповают мамы. Их должен делать специалист и только по медицинским показаниям! Для здорового ребенка нет ничего полезнее, чем мамины руки.

Занятия не должны утомлять ребенка

Наконец, важный вопрос: как долго заниматься с ребенком? Ребенок в возрасте одного месяца может играть с вами на протяжении 5-7 минут, потом он устанет. Эти минуты игры можно устраивать в каждый период бодрствования малыша – ему это будет полезно, а вам доставит море удовольствия!

Подготовила Анна Первушина о новорожденных Другие статьи автора

Что должен уметь малыш к концу месяца?

Итак, к концу пятого месяца своей жизни практически каждый малыш умеет:

  • поднимать голову и плечики, лежа на животе;
  • поворачиваться с живота на спинку и обратно;
  • ползти назад, отталкиваясь ручками;
  • поднимать голову и плечи, лежа на спине, будто бы пытаясь встать;
  • сидеть при поддержке или опоре со спины (девочек лучше не усаживать);
  • управлять собственными руками, то есть осознанно захватывать игрушку;
  • самостоятельно выбирать понравившуюся в данный момент игрушку;
  • есть полутвердую пищу;
  • долго и распевно гулить, иногда повторяя слышимые им звуки.

Конечно, у каждого ребенка свой путь развития. Есть дети, которые до четырех месяцев не умели переворачиваться, а за один месяц наверстали упущенное. Во многом сказывается общее состояние ребенка: то, как перенес роды (не было ли родовых травм), то, как прожил первые три месяца (болел ли, как перенес прививки и т. п.).

Важно помнить, что ваша любовь и внимание скорректируют любое отставание в том или ином развитии. И конечно, неоспоримую пользу приносит ежедневный массаж, согласно тому комплексу, который разработан для каждого месяца жизни ребенка.

Читайте также:  10 простых способов улучшить память ребенка

Для знакомства с развитием ребенка в другие месяцы можете почитать статью «Развитие ребенка по месяцам до 1 года».

© Ильина Наталия,

Ребенок в месяцев: режим дня

Сон и бодрствование

В пять месяцев ребенок спит около 15 часов. Из них 10 часов ночью и 5 часов за 3 дневных сна. За ночь малыш просыпается 1 или 2 раза, бодрствование может длиться до двух часов. В это время стоит проводить игры, гимнастику, общаться с малышом.

Питание малыша

Мамино молоко или смесь, на протяжении пяти месяцев были единственным источником питания ребенка.

 

На очередном приеме у педиатра стоит проконсультироваться о первом прикорме. Если врач одобрит, можно начать знакомить ребенка с твердой пищей.

Первым прикормом может быть детская каша без молока, простое однокомпонентное овощное или фруктовое пюре. Начинать прикорм необходимо с половины чайной ложки, до обеда. Это делается для того, чтобы с минимальными рисками оценить реакцию малыша на новый продукт.

Как правильно вводить прикорм?

Ребенок в 5 должно входить в режим

  • Ежедневные прогулки.
  • Купание малыша, не реже 1 раза в 2 дня.
  • Гимнастика.
  • Развивающие игры.
  • Общение: разговоры, песенки, стишки, потешки и сказки.
  • Воздушные ванны и массаж.
Ребенок в месяцев: режим дня

Видео — чем занять ребенка подойдет как для 6 так и для 5 месяцев

Игры для развития мелкой моторики малыша

К пяти месяцам малыш стал более активным, он бодрствует около двух часов. Самое время добавить игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики малыша.

Можно купить в аптеке массажный мячик. Класть ребенку в ручки, чтобы он его трогал и перекладывал из одной руки в другую. Похожим действием обладают прорезыватели разных форм с ребристой или другой выпуклой поверхностью. Они облегчают состояние малыша при прорезывании зубов.

Можно изготовить полезные игрушки дома, зашив в мешочки из яркой ткани крупы или бусинки.

Любые игры, которые затрагивают маленькие ручки и пальчики, развивают мелкую моторику. Сорока – белобока одна из самых распространенных игр для малышей.

Ребенок в 4 месяца ЧИТАТЬ

Ребенок в 6 месяцев ЧИТАТЬ

Прочитали: 20 867

 

Четвертый месяц: «свой-чужой»

В 4 месяца малыш начинает различать лица и дифференцировать «свой-чужой». Ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Рассматривает, ощупывает свои руки, одежду. И да! Впервые тянет руки в рот, потому что ему становится интересно исследовать себя. Дети уже могут четко на слух определить источник звука в пространстве и различать голоса близких. Лежа на спине, ребенок приподнимает голову, подтягивается, поворачивается со спины на бок или живот. И родители уже могут услышать первый смех!

Четвертый месяц: «свой-чужой»
Четвертый месяц: «свой-чужой»
Четвертый месяц: «свой-чужой»
Четвертый месяц: «свой-чужой»
Четвертый месяц: «свой-чужой»

Питание ребенка в месяцев

Рацион детей в пятимесячном возрасте мало чем отличается от питания ребенка в 4 месяца. Оптимальным продуктом для малыша все так же остается грудное молоко. Так как желудочек малыша подрастает вместе с ним, за 1 раз он съедает больший объем пищи. В связи с этим сокращается количество кормлений.

На 6-м месяце жизни малышу достаточно принимать пищу 5 раз в день.

  • Независимо от того, на каком вскармливании – грудном или искусственном находится малыш, ему необходимо введение прикорма.
  • Если вы не начали делать этого раньше, в 5 месяцев обязательно нужно добавлять в рацион ребенка новые продукты.
  • За одно кормление малышу нужно давать попробовать только один какой-нибудь продукт.
  • К полугодовалому возрасту в рационе малыша должны присутствовать овощные и фруктовые смеси, кисломолочные продукты, каши, соки и компоты.
  • Начинать прикорм нужно с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

При этом нужно обязательно отслеживать аллергические реакции ребенка на тот или иной продукт.

Развитие психики

Важно понимать, что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Он начинает развиваться психологически, поэтому нужно уже сейчас вкладывать в него самые нужные моменты в жизни.

  • Маленький начинает уже четко разделять слоги, выговаривая их.
  • Уже прислушивается к интонации взрослых, пытается ее повторить. Если ребенка наругают или прикрикнут – он может обидеться и начать плакать.
  • Внимательно следит за эмоциями взрослых. Узнает своих родных, настораживается, когда приходят новые лица. Любит, когда все улыбаются, повторяет за ними.
  • Сильно боится, если при чужих людях мама куда-то уходит.
  • Сможет найти игрушку, которую немного накрыли тканью, оставив кусок игрушки видимым.
  • Может выбирать любимую игрушку, предпочитая ее другим.
  • Самостоятельно играет более 5 минут с игрушками.

Как помочь малышу

Развитие психики

Надо постоянно помогать развиваться своему ребенку. В период с 5.5 месяца надо разрабатывать опорно-двигательный аппарат. Постоянно делайте массаж всех частей тела, особенно спины. Ребенок пытается сесть, поэтому обязательно надо укреплять его мышцы. Попробуйте включить музыку негромко и делать с ним гимнастику. От этого у него сформируется чувство ритма.

  • Постоянно пойте маленькому песенки, это развивает его восприятие.
  • Обязательно называйте его по имени, это важно.
  • Когда гуляете на улице показывайте ребенку птичек, собачек, кошечек, рассказывая кто как разговаривает. Массу удовольствия получит малыш от машин, проезжающих мимо.
  • Но никогда не оставляйте его одного, громкие звуки могут надолго испугать ребенка.
  • Можно попробовать поместить малыша в манеж, набросав туда кучу разноцветных игрушек. Но Вы должны находится неподалеку, так как замкнутое пространство может напугать его.
  • Человечек постоянно рассматривает свои ручки, помогайте ему их соединять и хлопать ими. Тогда он самостоятельно начнет хлопать, радуясь новом навыкам. А чуть позже начнет подпевать Вам.