Почему ребенок не хочет учиться – советы психолога

Тем, кто отвел ребенка в первый класс, придется привыкать не только к статусу родителей школьника. Теперь у них начнут просить деньги на школьные нужды, детям будут ставить оценки, предъявлять требования к внешнему виду и задавать домашнее задание. А родители будут соглашаться: тратить деньги, покупать форму, ругать детей за двойки и часами сидеть над прописями. Хотя всего этого можно не делать — потому что у родителей первоклашек есть права.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Рекомендации учителя-дефектолога родителям будущих первоклассниковраскрыть » / « свернуть

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, что означает определенную сформированность средств языка, а также умения и навыки свободно пользоваться этими средствами в целях общения.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка.

К школьному возрасту у ребенка должна быть сформирована звуковая сторона речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех звуков!!!

К 6 годам полностью формируются фонематические процессы: умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

Если ребенок придет в школу совершенно не подготовленным к сложному процессу звукового анализа слов, то он неизбежно встретится на том пути с большими трудностями. Отсюда и возникает необходимость развития у него еще в дошкольном возрасте хотя бы самых простых форм такого анализа.

Развитие словаря, умение пользоваться разными способами словообразования, т.е. ребенок должен уметь образовывать и правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных, образовывать приставочные глаголы.

К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами, правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь составлять предложения по опорным словам, составлять рассказ по картинке, по сериям картинок, рассказы-описания, пересказы.

Наличие у младших школьников даже слабовыраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Ученики, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи (произношение, фонематические процессы), заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции. Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта, такого, как дислексия и дисграфия (нарушение письменной речи).

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения речи своего ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе.

Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Только совместными усилиями учитель, логопед и родители помогут ребенку преодолеть школьные трудности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 июня 2011 г. № 131

Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи

Зачисление обучающихся

в пункт коррекционно-педагогической помощи

осуществляется на основании следующих документов:

  • заявления законного представителя обучающегося;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Фрунзенского района г. Минска» расположен по адресу: ул. Бирюзова, 21

(тел. 204-31-30)

раскрыть » / « свернуть

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Истоки нежелания учиться

Причины, почему ребенок не хочет учиться :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется. Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний.

Читайте также:  Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

Как заинтересовать ребенка учебой

Существует много факторов, которые отбивают у ребенка посещать занятия:

  1. Если ребенок играет в компьютерные игры, занимается спортом или имеет другие увлечения, то его интересы могут не совпадать с интересами школьной жизни.
  2. Ребенок может не ладить с одноклассниками, могут появляться с ними какие-либо разногласия, что и приводит к нежеланию ходить в школу и получать знания.
  3. Очень часто дети не могут найти общий язык с учителем. Например,  плохая отметка по предмету, когда ученик все выучил и ответил.
  4.  Зачастую родители и педагоги не поддерживают стремление ребенка к знаниям и хорошей успеваемости.
  5. Иногда получается наоборот, родители сами думают за ребенка, что ему делать, у каких педагогов учиться и  т. д.  Чувства ответственности у ребенка нет. Важно проблемы решать не «за» ребенка, а «вместе» с ним.

Чтобы заинтересовать ребенка учебой, родителям нужно найти причину, по которой ребенок не хочет учиться в школе.

Рекомендации родителям по мотивации детей к учебе

Нельзя «давить» на ребенка, винить в неуспеваемости и предъявлять ультиматум.

Первую помощь, которую вы можете оказать ребенку, это делать домашнее задание вместе с ним. Вы можете подсказать, но не больше. Дайте возможность ребенку принимать решения самостоятельно, без взрослых. В этом случае вы должны полностью доверять своему ребенку, даже если он не подготовил домашнее задание. Ребенок ощутит, что значит быть самостоятельным, возьмет на себя ответственность за выполнение домашнего задания. Не выполнив его, ребенок думает, что его «пронесет» и он не получит плохую отметку. После того как один раз постигла неудача, на  второй и третий раз он задумается.

Читайте также:  8 мест в нашем доме, которые могут быть смертельно опасны для ребенка

Когда ребенок с вашей помощью выполняет домашнее задание, похвалите его. Тем самым вы помогаете ребенку почувствовать уверенность в собственных силах. Через некоторое время доверяйте ребенку самому готовить уроки. Сами же будете в роли проверяющего.

Как в школе, так и дома ребенку нужно объяснить, для чего он учится и получает знания.

Многие дети ходят в школу только ради отметок.  Пришел в школу получил плохую или хорошую отметку и больше ничего родители не требуют. А это не правильно. Объясните ребенку, что в школу ходят за знаниями, которые пригодятся в будущем. При выполнении упражнений задавайте ребенку мотивирующие вопросы, например: «Для чего ты выполняешь задание?», «Чему научишься?» и др.

В школе дети часто слышат от сверстников фразы типа, «тебе повезло» или «сам бы ты не справился, тебе кто-то помог», которые иногда подавляют ученика. Ведь ребята знают, что справились самостоятельно, и никто им не помог.  В данном случае похвалите ребенка, скажите, что он способный и благодаря упорству добился результатов сам.

Помогайте ребенку, дарите любовь и внимание, только тогда ваше чадо вырастит успешным и умным человеком.

Советы Психолога Родителям Первоклассников

Если Ребенка Обижают В Школе

Развитие Письменной Речи Младших Школьников

У Ребенка Проблемы В Школе

Упражнения Для Развития Внимания У Детей

Как мотивировать подростка? Практические советы!

Шантаж не помощник

Не используйте шантаж. Вы как родитель должны четко уяснить, что методы шантажа дают обратный эффект. «Будут тройки, не получишь новый телефон». Телефон, конечно, хочется, вот только учеба начинает вызывать все больше отвращение, так как воспринимается как преграда между желаемым и реальностью. Общение с подростками – очень тонкая и деликатная тема.

Доверие ребенка

Как мотивировать подростка? Практические советы!

Завоевать доверие и уважение непросто, а еще проще его потерять. Если ребенок живет в постоянном страхе и слышит угрозы и шантаж, то вряд ли вы выстроите доверительные отношения. При наличии этой проблемы общения искореняйте ее как можно раньше. Общайтесь с ребенком, больше беседуйте об интересах, узнайте какие предметы вызывают радость, уточняйте и понимайте какие предметы не нравятся и почему. Не навязывайте своего мнения, слушайте. Ребенку важно видеть, что вы рядом с ним, на его стороне, а не против.

Похвала

Ее любят все. Отмечайте достижения школьника, поощряйте их, хвалите. В начальных классах этого бывает достаточно, чтобы привить любовь к учебе. В любом возрасте любой человек оценит ласку и похвалу! Беспроигрышный вариант.

Хобби и интересы подростка

Каждый ребенок талантлив. Нет времени – отговорка. Несмотря на свою занятость уделяйте время увлечениям. Узнайте, что нравится вашего ребенку. К тому же часто увлечения подростка можно связать со школьными предметами, например, ваша дочь может любить книги (литература, русский, история), увлекается компьютером (информатика, английский), хорошо танцует (физкультура) и так далее. Сын много играет? Поговорите с ним о процессе создания игр? Какие знания могут быть необходимы для этого? Информатика, программирование, дизайн и так далее.

Дети – наше отражение

Как мотивировать подростка? Практические советы!

Лучшее воспитание – собственный пример. Глубоко убеждена, что если мама с папой работают и постоянно узнают новое, совершенствуются и внимательны к ребенку, то и он будет тянуться ко всему новому, проявлять интерес к учебе. Делитесь своими эмоциями и рассуждениями. Были на интересной конференции – поделитесь впечатлениями за семейным ужином. Получили новый проект – расскажите об этой, порадуйтесь всей семьей. Успех заразителен.

Знания повсюду

Отдать ребенка в школу и быть уверенным, что там его должны всему научить – это ошибка. Образование в России далеко от совершенства. Углубленное изучение, кружки по интересам, доступ к дополнительной литературе – обеспечьте ребенку возможности. Тратьте свое время на дополнительное образование школьника.

Самостоятельность

Очень полезное качество! От него же зависит ответственность и тесно связана безопасность. Общайтесь, рассказывайте подростку о необходимости быть ответственным. Будь то качественное выполнение домашних заданий без надзора родителей или поведение на переменах и по пути из школы домой. Стройте параллели между успешной учебой в школе и поступлением в ВУЗ.

Читайте также:  Сыпь на лице у новорожденного: основные причины

Денежная мотивация

Как мотивировать подростка? Практические советы!

Отличный способ дать ребенку возможность проявить свои положительные качества и заработать дополнительные карманные деньги. Продумайте шкалу поощрения. При этом стоит ограничить спонтанные покупки «хотелок». Пусть ваш подросток сам своим трудом заработает на желаемую вещь.

«Труд сделает из тебя человека»

В запущенной ситуации тоже работает неплохо. Если лень главный спутник подростка, то воздействуйте на него трудом. Можно ограничить карманные деньги и позволить небольшие заработки, например, на время каникул. Низкооплачиваемая работа и график «на ногах» помогут понять все прелести низкоквалифицированного труда. А на контрасте можно беседовать о престижной работе в офисных центрах, прогуливаясь мимо них.

Выберите для себя подходящие рекомендации и попробуйте постепенно вводить их. Например, не стоит сразу прям приходить к подростку с расценками на учебу и предлагать деньги. Хвалите отдельные достижения, поощряйте их, постепенно предложите их систематизировать.

Как вернуть ребенку веру в свои силы?

Чтобы вернуть школьнику интерес к учебе, нужно развить в нем веру в возможность успеха. Для этого надо перестать ориентироваться на успеваемость. Важно замечать самый незначительный успех ученика и хвалить его за это. Даже если сегодня ребенку удалось сделать всего на несколько ошибок меньше, чем вчера, надо отметить положительную тенденцию. Когда у него не выходит что-то, нужно помочь и подбодрить его. Не следует делать уроки до утра, пытаясь любой ценой выучить стих или решить тяжелую задачу. Учеба не должна ассоциироваться с непосильным бременем и страданиями.

Родителям нужно сделать над собой усилие и перестать ожидать от своего ребенка блестящих результатов. Не потому, что он не способен их добиться, а потому, что они не так важны, как самооценка ребенка и его здоровье.

Нельзя сравнивать школьника с более успешными ровесниками. Чтобы оценить деятельность малыша, нужно сопоставлять только его личные результаты.

Как вернуть ребенку веру в свои силы?

Расспрашивая о школе, надо акцентировать внимание на отношениях с детьми, экскурсиях, темах занятий. Оценки должны интересовать родителей в последнюю очередь.

Помогут восстановить душевное равновесие малыша любые успехи в других областях. Надо поддержать любую его инициативу и отвести в ту секцию, которую он выберет. Достижения в спорте или искусстве поднимут самооценку ребенка. Спокойное отношение родителей к оценкам поможет ему успокоиться, поверить в свои силы догнать школьную программу.

Что положить в ранец первоклашке?

Собственно, для начала необходимо приобрести сам ранец — удобный рюкзак на два плеча. Понадобятся также набор цветных ручек, фломастеры, карандаши, ластик, точилка, обложки для тетрадей и книг, пенал, линейка, краски — гуашь или акварель, набор кисточек, альбом для рисования. Это минимальный набор, он может быть расширен в зависимости от специфики учреждения образования. Необходимые для 1-го класса учебники и тетради выдаются в школе. Что касается школьной формы, то Минобразования рекомендует деловой стиль одежды, в том числе и для первоклашек, но окончательно внешний вид определяет общеобразовательное учреждение. Для маленьких школьников она должна быть удобна, выполнена из натуральных тканей.

P. S. Свой вопрос психологу школьники, их родители могут задать по телефону доверия 315-00-00 Минского городского детского психоневрологического диспансера.

Инна ЮРЧИК

Возмещать вред имуществу и ребенку

Школа несет ответственность за здоровье и безопасность детей. Если во время уроков, на перемене или сразу после занятий ребенку был причинен вред — он упал, ударился или подрался, родители имеют право требовать от школы возмещения материального и морального вреда.

ст. 28 закона об образовании

Если выяснится, что виновата не школа, а другой ребенок-хулиган, платить будут его родители. Например, если ребенок разбил чужой телефон — можно требовать компенсацию от его родителей. Если два первоклашки подрались на стадионе через 10 минут после уроков — за травмы заплатит школа.

Кто заплатит за вред ребенку: родители или школа

Если учиться лень…

Лень – это первый признак усталости. И не надо говорить, что первоклассники не устают.

Устают…

Из-за чрезмерной опеки родителей…

Из-за многообразия новых впечатлений…

Из-за эмоций и адаптации….

Да, много из-за чего.

Помочь в этом можно.

Самый простой путь – правильная мотивация. То есть не обращение к совести ребенка и рассказы страшилок «ты будешь работать дворником». А повышение уровня интереса к учебе.

Хорошо работает простейший трюк: попросить первоклассника рассказать родителям «забытый» ими материал. В этом случае ребенок не просто выучит тему, но и поймет ее.