Почему дети заикаются и как им помочь

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Когда надо обратиться к педиатру или логопеду

Обязательно посоветуйтесь с врачом, если ваш ребёнок заикается, вас это беспокоит и в анамнезе имеется один из следующих факторов How To Help Stummering Child риска:

  1. Семья. Ребёнок рискует сохранить заикание и во взрослом возрасте, если та же проблема наблюдается у кого‑то из его близких родственников.
  2. Возраст. Дети, которые начали заикаться в возрасте до 3,5 лет, почти наверняка перерастут эту речевую особенность. Если сложности с речью появились позже, стоит насторожиться.
  3. Продолжительность. Если заикание длится больше 6 месяцев, это однозначное показание для визита к врачу.
  4. Другие сложности с речью и пониманием. Заикание может быть одним из симптомов более серьёзных нарушений — того же СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) или минимальной мозговой дисфункции.
  5. Нарастание проблемы. Если случаи заикания по мере взросления не уменьшаются, а становятся чаще, это плохой признак.
  6. Сопутствующие движения. Ребёнок не просто заикается — у него подёргивается лицо, он делает движения руками и торсом так, словно пытается вытолкнуть из себя слова.

Также стоит обратиться к терапевту или логопеду, если заикание:

  • Вызывает у ребёнка беспокойство или страх. Это проявится в том, что дети будут стараться избегать ситуаций, когда надо говорить.
  • Мешает ребёнку общаться в садике или на детской площадке.

Если вы столкнулись хотя бы с одним из перечисленных выше пунктов, не медлите с визитом к специалисту. Это важно. Хотя чаще всего заикание проходит само собой, иногда оно может быть симптомом крайне неприятных и даже смертельно опасных заболеваний.

Почему важно исправить все имеющиеся у ребенка нарушения речи до школы.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Расстройства речи ограничивают, прежде всего, возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения. Осознание своей неполноценности делает детей с речевыми нарушениями вялыми и отстраненными. Такие малыши неуютно чувствуют себя в коллективе, редко принимают участие в играх со сверстниками.

Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в звукопроизношении, умении различать звуки речи, грамматическом строе могут вызвать нарушения процессов чтения и письма (дислексию и дисграфию) и стать серьезным препятствием в усвоении школьной программы.

Читайте также:  Как выбрать секцию или кружок для ребенка

Дошкольный период в развитии ребенка является сензитивным (наиболее благоприятным для воздействия факторов среды), речь ребенка более пластична, коррекция речевых нарушений проходит быстрее и легче. Поэтому раннее обращение за помощью к специалисту предупредит появление вторичных и третичных нарушений.

Обязательно проконсультируйтесь у логопеда,

если ваш малыш:

· в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами.

· к 2 годам плохо понимает обращенную к нему речь на бытовом уровне.

· в 3 года не говорит фразами, речь не понятна для окружающих, словарный запас менее 250 слов, не произносит более 10-15 звуков.

· в 4 года смягчает все звуки («кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»), искажает звуки, т.е. «картавит, гнусавит, шепелявит», путает слоги в словах («масалёт» вместо «самолёт»), неправильно использует падежные окончания имен существительных, предлогов («Мама взяла книгу от полки», «Я чищу зубы щетком»), не умеет строить предложения, не может пересказать простой рассказ, составить рассказ по сюжетным картинкам.

· в 5, 6 лет — нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.

· в 7-10 лет — делает ошибки при чтении и письме.

Важную роль в коррекционной работе по устранению речевых нарушений принимают родители. Речь окружающих взрослых ребенок воспринимает как образец для подражания, поэтому их речь должна быть грамотной, ясной и четкой. Нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить их лепетным языком или искажать звукопроизношение. Для получения быстрого положительного результата дома необходимо регулярно выполнять артикуляционные упражнения и закреплять пройденный на логопедических занятиях материал.

Поделиться

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Pекомендуется

  • Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
  • Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
  • Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
  • Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
  • Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
  • Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
  • Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
  • Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: «Что ты слышишь?”
  • Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами — в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
  • Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
  • Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
  • Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.
  • А если вам нужна консультация и супервизия специалиста, мы всегда рады помочь и всегда на связи! Позвоните нам по телефону +7(921) 995-61-57 или запросите обратный звонок через форму

    Развитие речи в домашних условиях

    Многие не интересуются, как развивать речь ребёнка, родителям кажется, что это задача логопедов и педагогов. Однако именно взрослые учат говорить детей дома: от первого звука до интересной сказки. Обращение к логопеду требуется только в случае возникновения проблем. Мы развиваем речь детей дома, комментируя свои действия, общаясь между собой и читая малышу книги на ночь.

    Если вы не знаете, как развить речь у ребёнка, то воспользуйтесь советами специалистов. Разработано множество интересных игр. Они не будут утруждать родителей, а также помогут в формировании речи детей.

    Формируем правильное дыхание

    Чтобы правильно сформировать речь маленьких детей необходимо научить их говорить слова на выдохе. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:

    • сдувание перьев и лёгких предметов;
    • игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
    • пускание мыльных пузырей;
    • надувание воздушных шаров и так далее.

    Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.

    Работаем над артикуляцией

    Как развить у ребёнка правильное звукопроизношение и внятную речь? Уделите внимание артикуляционным занятиям. Они необходимы для развития лицевых и ротовых мышц, а также речевого отдела головного мозга. Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей. Подойдут следующие игры.

    1. «Весёлая пчёлка». Эти насекомые собирают цветочный нектар при помощи хоботка. Расскажите ребёнку об этом, а потом предложите изобразить пчёлку. Для этого необходимо сложить губы дудочкой и втягивать через них воздух. Не забывайте о поощрениях. Чем дольше малыш будет втягивать воздух, тем лучше.
    2. «Хитрая лягушка». Расскажите ребёнку, как лягушки ловят мух. Они резко вытаскивают язык в разные стороны, а затем прячут его. Попросите малыша изобразить лягушку. Подвижный язык очень важен для формирования развитой речи.
    3. «Быстрый конь». Научите малыша цокать языком, изображая быструю поступь лошадки. Челюсть при этом не должна шевелиться.
    4. «Зоопарк». Если вы не знаете, как развить речь ребёнка в игровой форме, то это упражнение обязательно вам понравится. Покажите малышу, как разговаривают разные животные (кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», лев – «р-р-рав», кукушка – «ку-ку-ку-ку», ослик – «иааа-иааа»). Пусть кроха изображает разных животных, а вы попробуете угадать.
    Читайте также:  В чёрной, чёрной комнате… Или почему дети боятся темноты?

    Развивая речь малыша дома, вы создаёте благоприятную обстановку. Он видит, что обучение – это очень весело и интересно.

    Пополняем словарный запас

    1. «Цепь из слов». Всем знакома игра «Города». Но она подходит только тем, у кого уже хорошо развита речь и эрудиция. Играя с малышом, лучше использовать простой вариант, когда нужно называть слова на последнюю букву (арбуз – зуб – бобр – рукав – вафля).
    2. «Поход». Спросите у малыша, чтобы он взял с собой в путешествие на море, в жаркие страны, в лес и так далее.
    3. «Опиши квартиру». Находясь вне дома, попросите кроху рассказать, что находится в спальне, в ванной, на кухне и так далее.

    Развиваем речевые навыки

    Эти упражнения подходят малышам, у которых уже хорошо развита речь.

    1. «Представь себе». Задайте малышу тему для фантазий, например, «представь себе, что наш кот научился говорить». Пусть он придумает небольшую историю.
    2. «Музей». Пусть кроха проведёт родителям экскурсию по своей комнате, квартире, детской площадке. Задавайте ему вопросы о разных предметах. Пусть расскажет, что это такое и для чего используется.
    3. «Загадки». Загадайте простой предмет. Малыш должен угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, «это большое?», «это съедобное?».

    Если мы развиваем связную речь ребёнка при помощи игр, то это даёт лучший эффект. Кроха увлекается процессом, поэтому упражнения не утруждают его.

    Как ещё можно использовать «трудоговорки»

    Ещё более увлекательным и полезным для развития ребёнка может стать процесс сочинения собственных скороговорок в виде отдельных фраз и четверостиший. Это будет не только совершенствовать его дикцию, но и способствовать развитию у него важных творческих, креативных навыков.

    Очень полезно включать в дикционный репертуар ребёнка и скороговорки на английском языке (если он, конечно, будет усиленно его изучать). Существует немало замечательных и заковыристых англоязычных скороговорок, которые помогут ему быстрее освоить устную форму главного языка международного общения и заговорить на нём более уверенно и чётко.