Особенности развития четырехмесячного младенца

Умение хватать и держать в руках предметы позволяет ребенку играть. Эта способность также является первым шагом на пути к самостоятельному приему еды, чтению, письму, рисованию и заботе о себе. В этой статье ты узнаешь о том, как твой малыш будет постепенно осваивать хватательный рефлекс.

Краткая справка

Еще в роддоме врачи-неонатологи проверяют главные рефлексы новорожденного ребенка и оценивают, правильно ли развита нервная система крохи. Здоровый малыш имеет целый набор врожденных (безусловных) рефлексов, которые часто называют автоматизмами. Они нужны младенцу для того, чтобы пережить процесс родов, быстрее адаптироваться в послеродовой период и полноценно развиваться в дальнейшем. Некоторые безусловные, имеющиеся с рождения рефлексы новорожденного со временем исчезают, другие – сопровождают человека до конца жизни.

А вот условных рефлексов у только что появившегося на свет малыша быть не может. Такие реакции ребенок приобретает по мере своего развития, осваивая окружающий мир и накапливая бесценный опыт.

Все рефлексы новорожденного

Сосательный рефлекс возникает с первых минут и сохраняется в течение всего первого года жизни малыша. При попадании в рот младенца любого предмета (пальца, соски, материнской груди) малыш начинает воспроизводить сосательные движения губами и языком.

Хоботковый рефлекс представляет собой складывание губ младенца в маленький «хоботок» в ответ на легкое касание их маминым пальцем. Данный рефлекс возникает как непроизвольное сокращение мышц рта малыша, он наблюдается до 3 месяцев развития.

Поисковый рефлекс новорожденного Куссмауля также основан на поиске малышом материнской груди. Для того чтобы проверить его наличие, маме нужно ласково прикоснуться пальцем к уголку рта малыша. Такое касание должно подвигнуть ребенка к поиску «груди»: нижняя губка малыша открывается, язык и губы тянутся к пальцам мамочки. Этот рефлекс должен работать в течение первых 3-5 месяцев.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина проявляется при легком надавливании на ладошку малыша подушечками пальцев. Малыш открывает рот и тянет голову к тому, кто проводит тест. Обычно этот рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни младенца.

Следующая группа рефлексов в среде медиков называется спинальной, к ней относятся двигательные рефлексы, среди которых защитный, хватательный и другие.

Защитный рефлекс у новорожденных младенцев проявляется, когда малыша кладут на животик. При правильном развитии он должен сразу же повернуть головку в сторону. Благодаря формированию такого безусловного рефлекса малыш защищает себя от недостатка воздуха при неудобной позе. Вырабатывается такое рефлексивное поведение с первых часов жизни малыша.

Ребенок приходит в мир, уже владея рефлексом ползания, который на 4 месяце исчезает. Рефлекс ползания Бауэра тоже проявляется в позиции, когда ребенок лежит на животе. Если мама приставит к стопам малыша ладонь, он попытается оттолкнуться от нее, таким образом, немного продвинувшись вперед.

Рефлекс опоры возникнет, если «поставить» новорожденного в вертикальное положение, так чтобы его стопы прикасались к какой-нибудь горизонтальной поверхности. В таком положении ребенок должен автоматически выпрямить ножки. Если мама немного наклонит малыша вперед, то он сразу начнет «переступать». Таким образом, работает рефлекс автоматической ходьбы. Если ребенок поджимает ножки, скрещивая их, то, скорее всего, у младенца немного повышенный тонус приводящих мышц бедра. Для первых двух месяцев жизни ребенка это вполне допустимо, однако если рефлекс не восстанавливается в более позднем возрасте, следует обратиться к педиатру. Врачи чаще всего советуют делать таким малышам специальный массаж.

С рождения до 4 месяца жизни у малыша присутствует хватательный рефлекс. Он основан на том, что ребенок сжимает в своей ручке все, что в нее попадает. Исторически этот рефлекс позволял детенышам млекопитающих цепляться за мать. Сопровождающий его рефлекс Робинсона состоит в том, что новорожденного малыша, цепко схватившегося за материнские пальцы, смело можно поднять в воздух. Он не отцепится и будет стойко держать свое тело.

Рефлекс Галанта обнаруживается при изгибании спинки новорожденного, когда проводят рукой снизу вверх по паравертебральной области (1-1,5 сантиметра от позвоночника). Малыш выгибает спинку дугой, раскрытой в сторону раздражителя. Этот рефлекс сохраняется, пока ребенок не достигает возраста 3-4 месяцев, а затем исчезает.

Самой неприятной проверкой для новорожденного является установление его реакции на рефлекс Переза. Процедура эта включает проведение легким нажатием пальца от копчика к шее по остистым отростками позвоночника малыша, лежащего на животе. В качестве реакции малыш разгибает туловище, сгибает ручки и ножки, поднимает голову, кричит, плачет, возможно, даже мочеиспускание. Врачи такую «проверку» устраивают чаще всего в самом конце.

При помощи резких движений, например, хлопков по поверхности, на которой лежит малыш, недалеко от его головы, можно установить наличие или отсутствие рефлекса Моро. Реагировать на такое раздражение ребенок должен следующим образом: сначала он разводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а затем прижимает их к груди, как бы обхватывая себя руками.

При рождении природа обеспечила малыша большим количеством безусловных рефлексов, большинство которых уходит за ненадобностью. Остаются наиболее важные, те, которые помогут ребенку правильно развиваться и избегать опасностей.

Развитие хватательного рефлекса у грудничка

Хватательный рефлекс у детей – врожденная способность, но им понадобится не менее года, чтобы развить координацию, надежно брать и держать вещи в руках. Обычно, они активно начинают работать над развитием этого умения к 12 неделям и с каждым месяцем совершенствуют его.

Младенцы до 2 месяцев

Дотронься до ладони ребенка, и он обовьет свои крохотные пальцы вокруг твоих. Это врожденный рефлекс, присущий каждому малышу. Но в течение первых восьми недель эти движения инстинктивны и непроизвольны.

В этот период руки у грудничка в основном будут сжаты в кулак, но вскоре он начнет специально разжимать и сжимать, а также рассматривать их. Он может даже пытаться схватить такие предметы, как мягкие игрушки, это основные хватательные рефлексы новорожденного.

3-месячные малыши

Хватательные рефлексы 3-х месячного ребенка проявляются в том, что он все еще не может схватить то, что хочет, но малыш будет бить по игрушкам снова и снова. Он также развивает координацию рук и глаз, замечая вещи, которые ему хотелось бы держать, и пытается достать их. Лежа на мягком развивающем детском коврике, малыш может смахивать забавные игрушки, висящие над ним.

Груднички от 4 до 8 месяцев

Развитие хватательного рефлекса у грудничка

В 4 месяца кроха может собирать большие предметы, например, кубики. Однако брать в руки маленькие предметы, например, такие как горох, хватательная рефлекторика пока не позволяет, ее пальчики пока не станут более ловкими.

Незадолго до того, как у нее вылезет первый молочный зуб (обычно в 4–7 месяцев), кроха начнет собирать предметы тут и там, чтобы положить их в рот. Если она уже кушает твердую пищу, то устойчиво держать в руках детскую ложку у нее пока не получится, но она старательно будет пытаться сделать это.

Она может загребать предметы к себе и начать перемещать из одной руки в другую. Поэтому, сейчас необходимо держать все ценности в недоступном для нее месте, а также убедиться, что дом достаточно защищен от мелких предметов, которые она может проглотить, в период освоения нового уровня хватательных рефлексов.

Развитие хватательного рефлекса у ребенка от 9 до 12 месяцев

Приложив немного усилий, ребенок теперь сможет поднимать предметы. Начнет проявляться его предпочтение в отношении левой или правой руки. Однако ты не сможешь окончательно определить ведущую руку, пока ему не исполнится 2 или 3 года.

Он также улучшает свою хватку, что позволяет ему поднимать небольшие предметы, зажав их между большим и указательным пальцами.

Улучшив свою координацию, вскоре твой ребенок будет пробовать использовать ложку или вилку во время еды, хотя на данном этапе развития он может предпочесть держать посуду в одной руке, пока кушает пальцами второй. Возможно, тебе придется помочь ему держать ложку или вилку, показывая, как ими пользоваться. Но он научится быстрее, если ты позволишь ему совершать несколько самостоятельных попыток при каждом приеме пищи.

Как выглядит ваш ребёнок в месяца

Конечно, ваш малыш самый красивый, умный и совершенно особенный, но все же он должен соответствовать некоторым стандартам. Для детей в этом возрасте есть определенные нормы веса, роста, продолжительности сна.

Читайте также:  Декретный отпуск учителя: права и обязанности учителя

Мальчики обычно бывают слегка тяжелее девочек, а значит, и немного крупнее. Средняя норма веса четырёхмесячного малыша – 5-8 кг при росте от 60 до 65 см.  Поскольку зубы ещё не режутся, а ночные беспокойства, обычные для младенцев, уже ушли на второй план, ночной сон ребёнка может составлять полные 8 часов. Днём малыш может спать до 2 часов непрерывно или два раза по 30-60 минут.

Рефлексы новорожденного и новые рефлексы малыша в 4 месяца

К четырём месяцам ребёнок начинает перерастать первичные рефлексы, моделировать и совершенствовать их. Что происходит с хватательным рефлексом? Он не пропадает, а начинает искать цель. Если раньше ребёнок интуитивно сжимал кулачок, когда ему попадались любые, самые разные предметы, то теперь он стремится схватить именно то, что ему больше нравится. Если ваш малыш цепляется за всё яркое, цветное, продолговатое, пищащее, то это верный признак хорошей моторики.

У ребёнка до 4 месяцев активно работает рефлекс самосохранения. Если хлопнуть ладонью рядом с ребёнком так, что поверхность даст вибрацию, ребёнок резко раскинет конечности, а потом, как цветочек в бутон, соберётся обратно. К 5 месяцам этот рефлекс пропадает, так как дети уже отличают разные звуки и осознают присутствие родителей.

Грудной младенец, перевернутый на животик, начинает рефлекторно ползти, если к его пяточкам приложить ладонь. К 4-му месяцу рефлекс исчезает и появляется желание ползать самостоятельно.

Не забывайте, что в назначенный срок ребенка необходимо показать участковому педиатру. Он проведет базовый осмотр и определит, соответствует ли норму исчезновение рефлексов, которые не должны больше беспокоить вашего малыша. Прикосновением указательным пальцем к позвоночнику ребенка доктор проверит рефлекс Таланта и рефлекс Переза и при их наличии даст направления к невропатологу и на стандартный массаж. Пока ребёнок маленький, не стоит упускать из вида даже такие мелочи, как детские рефлексы, ведь они очень важны для его правильного развития.

Умения ребенка в 4 месяца

  • Лежа на животе, малыш самостоятельно поднимается на ручках, держа при этом голову;
  • уверенно держит голову, находясь в вертикальном положении;
  • гипертонус сохраняется в ногах, но практически незаметен в руках;
  • ребёнок умеет хлопать в ладоши, радуется, когда у него получается соприкоснуться ими;
  • удерживает лёгкие игрушки, трясет ими для появления звука;
  • осознанно засовывает палец в рот;
  • во время кормления держит или мнёт материнскую грудь.

В этом возрасте еще слишком рано оставлять малыша в сидячем положении, но можно делать упражнения с подтягиванием за ручки из положения лёжа.

Эмоции четырёхмесячного ребёнка

Ребёнок в 4 месяца может реагировать на мамин голос, руками и ногами активно помогая себе выразить радость от того, что узнал родственницу. «Гулит», издаёт глухие и открытые звуки. Формируется память о материнской груди, ведь она означает вкусную еду. Формы и очертания груди выучены; при виде неё малыш замолкает и ожидает начала кормления.

В 4 месяца ребёнок испытывает обиду, ощущает испуг, начинает проявлять сознательный интерес к вещам с целью изучения предметов.

Ребёнок уже узнает свое отражение в зеркале. Теперь ему нравится разглядывать себя в нём, трогать голову, носик, ощупывать тело.

Малыш в 4 месяца знает голоса и запахи, запоминает образы. Но стоит немного поменять свой внешний вид, как вы станете неузнаваемым для ребёнка. Даже если родная мама наденет очки, малыш может испугаться незнакомого человека рядом с собой.

В 4 месяца ребёнок становится более привязанным к маме или к человеку, который находится с ним постоянно. Начинает чувствовать его внутренний мир и эмоции. Он насторожен в отношении новых лиц, но общение его интересует всё больше.

К четырём месяцам ребёнок начинает реагировать на яркий свет и различать основные цвета: зелёный, желтый, синий, красный. Слух развивается и различает шорохи, мелодии, голоса. Ребенок отличает голоса близких от незнакомых тембров.

Что делать с четырёхмесячным малышом?

Многие хлопоты, такие как кратковременный ночной сон, частая смена цвета и консистенции стула, бесконечные возлежания на маминых руках, уходят на второй план.  Ребёнок хочет развиваться и познавать мир. Его сон сокращается до 15 часов в сутки. Основное время сна приходится на ночь, а 2-4 часа – на дневное время суток.

Если малыш в чем-то отходит от норм, не выполняет одно или несколько из описанных выше обязательных действий, нужно обратить на это внимание и для своего спокойствия как можно скорее обратиться к врачу. Тогда возможные проблемы, скорее всего, будет легко устранить специальным массажем или упражнениями.

Когда стоит бить тревогу: слабые рефлексы

В жизни не исключены ситуации, когда рефлексы у новорожденных появляются позднее требуемого времени или они слабо выраженно. Причин такой ситуации может быть несколько:

  • Родовые травмы;
  • Перенесенные болезни;
  • Индивидуальная непереносимость и реакция на ранее назначенный лекарственный препарат.

В значительной части случаев слабо выраженные рефлексы наблюдаются у недоношенных малышей и тех младенцев, которые были рождены с легкой асфиксией. Объяснение слабых рефлексов у новорожденных, связанных с поиском питания и его приемом обычно лежит на поверхности – ребенок не голоден. Сосательный и глотательный рефлексы активно проявляются перед кормлением малыша.

Опасной является ситуация отсутствия рефлексов у младенца, что может быть связано с внутриутробными пороками, тяжелыми родовыми травмами и глубокая асфиксия. В таком случае необходима немедленная реанимация, которая должна проводиться специалистами. При этом не стоит забывать о том, что детский организм обладает уникальным запасом резервов, которые позволяют малышу восстановится даже в самых тяжелых ситуациях и в дальнейшем расти здоровым.

Врожденные безусловные рефлексы новорожденных

У детей первых месяцев жизни исследование начинают с выявления врождённых безусловных рефлексов новорожденных.

При исследовании безусловных рефлексов учитывают их наличие или отсутствие, симметричность, время появления и угасания, выраженность, а также соответствие возрасту ребёнка. Выделяют сегментарные и надсегментарные двигательные автоматизмы.

Сегментарные двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга (спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы).

Ладонноротовой рефлекс вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция — открывание рта и наклон головы.

Поисковый рефлекс новорожденных: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Сосательный рефлекс: если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.

Хватательный рефлекс: схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой.

Защитный рефлекс новорожденных: если новорождённого положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы: ребёнка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Приподнятый таким образом ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Поставленный на опору, он опирается на неё полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При лёгком наклоне туловища вперёд ребёнок совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движением рук.

Рефлекс Таланта: при раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя.

Рефлекс Переса: если лежащему на руке исследователя ребёнку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию.

Надсегментарные позотонические автоматизмы осуществляются центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы.

Лабиринтные установочные рефлексы новорожденных и грудных детей вызываются изменением положения головы в пространстве. У ребёнка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела.

Верхний рефлекс Ландау: если ребёнка 46 мес держать свободно в воздухе лицом вниз (на руках, расположенных под его животом), он поднимает голову, устанавливает её по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища.

Читайте также:  Влияние окружающей среды на рост и развитие ребенка

Нижний рефлекс Ландау: в положении на животе ребёнок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется к 5-6 мес.

Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о полноценности развития нервной системы ребёнка 1го года жизни. Слабость безусловных рефлексов, преждевременное их угасание, чрезмерная выраженность, запаздывание появления и задержка угасания свидетельствуют о неблагополучии в состоянии ребёнка.

Сухожильные рефлексы у детей

Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая по сухожилиям согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону вызывания. В этом же возрасте у здоровых детей положителен симптом Бабински, что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы. После 2 лет выявление симптома Бабински считают признаком повреждения пирамидных путей.

Кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек у детей

Кожные рефлексы определяют у детей так же, как и у взрослых, но обычно они бывают более слабыми. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы со слизистых оболочек (корнеальный, глоточный) непостоянны и также могут отсутствовать у здоровых детей.

Висцеральные и вегетативные рефлексы у детей

Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазо-сердечный, солнечного сплетения, зрачковый, пиломоторный) аналогичны таковым у взрослых, но проявляются обычно менее отчётливо. Выраженный стойкий красный дермографизм нередко выявляют у детей с перинатальным поражением ЦНС и вегетовисцеральными нарушениями.

Виды и функции рефлексов

Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:

Виды и функции рефлексов

Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь – это глотательный, рвотный, роговичный и другие.

Виды и функции рефлексов

Как выработать рефлексы?

Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.

Как выработать рефлексы?

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.

Рефлексы орального автоматизма

Оральный автоматизм – это реакция мышц рта на раздражитель, проявляющаяся непроизвольным их движением. Подобного рода патологические рефлексы наблюдаются в следующих проявлениях:

Рефлексы орального автоматизма
  • Носогубный рефлекс, возникает при постукивании у основания носа молоточком, проявляется вытягиванием губ. Такой же эффект может возникать при приближении ко рту (дистанс-оральный рефлекс) или при легких ударах по нижней или верхней губе – ротовой рефлекс.
  • Ладонно-подбородочный рефлекс, или рефлекс Маринеску-Радовича. Штриховые движения в области большого пальца со стороны ладони вызывают реакцию лицевых мышц и приводят подбородок в движение.

Такие реакции считаются нормой лишь для грудных детей, наличие их у взрослых – патология.

Что это такое

Отвечают за сосательный рефлекс у новорождённых сегменты головного ствола. В его активизации участвуют ядра нервных пар, находящихся в продолговатом мозге (его стволовой части):

  • тройничный;
  • вестибулярный;
  • лицевой;
  • блуждающий;
  • языкоглоточный;
  • подъязычный.

Взаимосвязь этих нервов строго координирует весь процесс сосания от начала до конца. После кормления рефлекс ослабевает, а через 1-1,5 часа вновь активируется. Новорождённый будет сосать всё, что окажется в его ротике: грудь мамы, соска (если он искусственник), собственные пальчики. Это вовсе не привычка, так как начинает формироваться в период внутриутробного развития.

Учёные выявили, что эта безусловная реакция организма оказывает большое влияние на здоровье детской психики. Благодаря владению ею, малыш может утолять голод, что обеспечивает ему выживание. Поэтому плохой сосательный рефлекс должен стать тревожным сигналом для родителей о том, что нужны меры по его быстрому восстановлению, пока ещё не поздно. Но как узнать о патологии? Только сравнив с нормой и проверив её симптомы.

Это интересно! Закладывается сосательный рефлекс уже после 15 недели после зачатия, т. е. задолго до появления ребёнка на свет.

Что это такое

Существует норма, когда сосательный рефлекс у ребёнка появляется (в каком возрасте) и когда угасает. Это важно знать, чтобы отследить, всё ли в порядке с развитием малыша. Любого рода отклонения свидетельствуют о том, что нужна врачебная помощь и коррекция.

Зачатки сосательного рефлекса видны уже на УЗИ, т. е. в материнской утробе. На мониторе можно наблюдать, как малыш держит пальчик во рту, — это и есть норма.

Окончательно сосательный рефлекс формируется в самые первые минуты жизни новорождённого. Если он здоровый и доношенный, его прикладывают тут же к груди матери. Получив несколько капелек драгоценного молозива, кроха успокаивается. Таким простым, но очень важным способом происходит активизация сосательного рефлекса, поддерживается врождённый инстинкт.

Учёные выяснили, когда у ребёнка угасает сосательный рефлекс в норме, осуществляя для организма защитную функцию. Однако мнения могут расходиться, до какого возраста эта реакция организма сохраняется. Чаще всего называют 1-1,5 года, когда как раз советуют отучать малыша от соски. Хотя многие советуют кормить грудью до 2,5 лет, что тоже связано непосредственно с сосательным рефлексом. Так что возрастные рамки, когда у ребёнка пропадает сосательный рефлекс, достаточно размыты и неопределённы.

Это — типичный путь формирования данной безусловной реакции. Но иногда врачи вынуждены диагностировать (это могут самостоятельно заметить родители), что нет сосательного рефлекса у новорождённого: определённый ряд проблем с его здоровьем нарушают либо его развитие ещё на этапе беременности, либо его активизацию после появления ребёнка на свет.