Основные стадии развития речи ребенка

Любых родителей, воспитывающих малыша до года, волнует вопрос о своевременном речевом развитии. Ведь формирование речи является неотъемлемой частью гармоничной социализации и коммуникации ребенка. В каком возрасте малыш должен начать говорить, что подразумевает под собой понятие «развитие речи» и какие факторы влияют на его формирование рассмотрим в данной статье.

Чек-лист

Так, с 2-3 лет ребёнок должен:

  • различать понятия «один» и «много»;
  • повторять цифры в правильной последовательности;
  • понимать значение действий и предлогов в конкретной ситуации;
  • выполнять такие задания как «покажи, кто сидит, кто идёт”, «положи кубик под подушку/в коробку”;
  • отвечать на такие вопросы как “на чём ты сидишь?» и уметь задавать их;
  • понимать сказки и рассказы.
  • Словарный запас при этом должен достигать 1000 слов; фраза — 5-8 слов.
  • Если речь ребенка не соответствует большинству перечисленных норм, необходимо проконсультироваться со специалистами и найти причину. Часто она кроется в первую очередь или в значительной мере в неблагоприятном речевом окружении (быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, обращённое к нему “сюсюканье”) — и/или в недостатке речевой практики.

    Конечно, полностью контролировать коммуникативную атмосферу невозможно: ребёнок впитывает всё как губка, овладение речью происходит автоматически, неосознанно, имплицитно. Но есть ряд практик, внедрение которых может значительно улучшить ситуацию.

    Этапы развития речи

    Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.

    • В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
    • В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
    • В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
    • В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
    • В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
    • В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.

    Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.

    Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.

    Этапы формирования речи

    Доречевой этап, как правило, совпадает с первым годом жизни ребенка. В нем выделяют период гуления и период лепета.

    В это время ребенок осваивает звуковую форму выражения языкового знака, то есть артикуляцию. Так как для него это очень сложная задача, упражняться порой приходится с полутора-двухмесячного возраста. Сначала он слушает, запоминает, а потом пытается сымитировать нечто похожее.

    Дограмматический период, или этап первичного освоения языка, начинает развиваться в течение второго года жизни ребенка. В это время он может повторять многие слова, но неосознанно и только в форме именительного падежа. Однако он может давать названия уже вполне осмысленно, понимая их функциональное назначение. Могут добавляться глаголы, в основном, в форме повелительного наклонения: например, «мама, дай», «папа, ди» (т. е. иди).

    Много зависит и от таких факторов, как психологическая обстановка в семье, достаточное общение со взрослыми, желательно грамотными, внимательное отношение к ребенку. При наличии всех этих условий лексический запас ребенка может возрасти к концу второго года жизни до ста слов, а концу третьего года жизни – до 1500 слов. Тогда же может идти речь об освоении некоторых грамматических категорий.

    Этап усвоения грамматики (на третьем году жизни) является самым благоприятным для развития речи. Происходит не только интенсивное развитие речевых навыков. Все функции центральной нервной системы обеспечивают формирование условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе развития речевых навыков. Этот период психологи называют еще сензитивным, то есть располагающим к изучению других языков.

    Действительно, в это время многие родители начинают водить своих детей в школы раннего развития, где в обязательном прядке есть английский язык. Все эти навыки легко поддаются направленному воздействию со стороны педагогов. Если же возникают неблагоприятные условия, то формирование речевой деятельности может не просто задерживаться, но даже протекать в искаженном виде.

    Читайте также:  Как вырастить успешного человека из ребенка

    Нормы речи в года

    Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.

    Что считается нормой в 2 года:

    • ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
    • малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
    • здоровается и прощается (или машет ручкой);
    • отвечает на вопросы «да», «нет»;
    • понимает речь и просьбы взрослого;
    • показывает рукой на предметы, пытается дать им название.

    Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.

    Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.

    Развитие речи в домашних условиях

    Многие не интересуются, как развивать речь ребёнка, родителям кажется, что это задача логопедов и педагогов. Однако именно взрослые учат говорить детей дома: от первого звука до интересной сказки. Обращение к логопеду требуется только в случае возникновения проблем. Мы развиваем речь детей дома, комментируя свои действия, общаясь между собой и читая малышу книги на ночь.

    Если вы не знаете, как развить речь у ребёнка, то воспользуйтесь советами специалистов. Разработано множество интересных игр. Они не будут утруждать родителей, а также помогут в формировании речи детей.

    Формируем правильное дыхание

    Чтобы правильно сформировать речь маленьких детей необходимо научить их говорить слова на выдохе. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:

    • сдувание перьев и лёгких предметов;
    • игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
    • пускание мыльных пузырей;
    • надувание воздушных шаров и так далее.

    Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.

    Работаем над артикуляцией

    Как развить у ребёнка правильное звукопроизношение и внятную речь? Уделите внимание артикуляционным занятиям. Они необходимы для развития лицевых и ротовых мышц, а также речевого отдела головного мозга. Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей. Подойдут следующие игры.

    1. «Весёлая пчёлка». Эти насекомые собирают цветочный нектар при помощи хоботка. Расскажите ребёнку об этом, а потом предложите изобразить пчёлку. Для этого необходимо сложить губы дудочкой и втягивать через них воздух. Не забывайте о поощрениях. Чем дольше малыш будет втягивать воздух, тем лучше.
    2. «Хитрая лягушка». Расскажите ребёнку, как лягушки ловят мух. Они резко вытаскивают язык в разные стороны, а затем прячут его. Попросите малыша изобразить лягушку. Подвижный язык очень важен для формирования развитой речи.
    3. «Быстрый конь». Научите малыша цокать языком, изображая быструю поступь лошадки. Челюсть при этом не должна шевелиться.
    4. «Зоопарк». Если вы не знаете, как развить речь ребёнка в игровой форме, то это упражнение обязательно вам понравится. Покажите малышу, как разговаривают разные животные (кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», лев – «р-р-рав», кукушка – «ку-ку-ку-ку», ослик – «иааа-иааа»). Пусть кроха изображает разных животных, а вы попробуете угадать.

    Развивая речь малыша дома, вы создаёте благоприятную обстановку. Он видит, что обучение – это очень весело и интересно.

    Пополняем словарный запас

    1. «Цепь из слов». Всем знакома игра «Города». Но она подходит только тем, у кого уже хорошо развита речь и эрудиция. Играя с малышом, лучше использовать простой вариант, когда нужно называть слова на последнюю букву (арбуз – зуб – бобр – рукав – вафля).
    2. «Поход». Спросите у малыша, чтобы он взял с собой в путешествие на море, в жаркие страны, в лес и так далее.
    3. «Опиши квартиру». Находясь вне дома, попросите кроху рассказать, что находится в спальне, в ванной, на кухне и так далее.

    Развиваем речевые навыки

    Эти упражнения подходят малышам, у которых уже хорошо развита речь.

    1. «Представь себе». Задайте малышу тему для фантазий, например, «представь себе, что наш кот научился говорить». Пусть он придумает небольшую историю.
    2. «Музей». Пусть кроха проведёт родителям экскурсию по своей комнате, квартире, детской площадке. Задавайте ему вопросы о разных предметах. Пусть расскажет, что это такое и для чего используется.
    3. «Загадки». Загадайте простой предмет. Малыш должен угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, «это большое?», «это съедобное?».

    Если мы развиваем связную речь ребёнка при помощи игр, то это даёт лучший эффект. Кроха увлекается процессом, поэтому упражнения не утруждают его.

    Читайте также:  Имена для детей: рекомендации по выбору.

    Периоды развития речи

    1. 2-4 месяца. В этот период речь детей представляет из себя так называемое «гуканье», ребенок самыми простыми для его артикуляционного аппарата гортанными звукосочетаниями будет обращаться к вам или тренироваться наедине с собой.
    2. 4-5 месяцев. На этапе «гуления» простые слоги сменяются на певучее растягивание звуков. Младенец произносит их в высокой тональности, постоянно повторяет, находясь в одиночестве или обращаясь к вам. Сейчас грудничок вслушивается в то, что получается, анализирует и повторяет.
    3. 5-6 месяцев. Звуковой «ассортимент» расширяется, младенец может произнести разные гласные и согласные, соединяя их в разной последовательности, прислушиваясь и анализируя. Некоторые дети словно изобретают свой собственный язык, внимательные родители зачастую понимают, что именно требует от них кроха, произнося то или иное звукосочетание.

    Активные «гуканья» и «гуления» — это важные предпосылки развития речевого аппарата детей во младенчестве.

    Помогаем младенцу освоить звуки и их сочетания

    Вы должны постоянно общаться с крохой, желательно в позитивном ключе. Обращайте внимание дитя на окружающие предметы, называйте их наименования, формы, цвет и иные характеристики. Ребенок поначалу не будет понимать смысла произнесенного вами, но он будет чутко реагировать на мелодию вашей речи и ее интонацию.

    • Уже в 3 недели новорожденный замирает в ответ на голос;
    • в 2 месяца вы уже можете успокоить плачущего кроху, разговаривая с ним.
    • в 3 месяца вы можете дождаться от малыша при общении обратной связи — он улыбнется или даже расхохочется;
    • в 5-6 месяцев дитя пытается копировать мелодии родительской речи, произнося свои звукосочетания.

    Услышав от крохи повторяющиеся слоги, которые хорошо у него получаются, обрадуйтесь и произнесите их вслед за младенцем. Для развития ребенка очень важно дать ему обратную связь, продемонстрировать, что вы «понимаете» его и желаете общаться. Провоцируйте грудничка повторять получающиеся слоги вслед за вами, так дитя привыкнет к вашей роли учителя и будет впоследствии спокойно учиться говорить.

    Как только вы заметите, что малыш стремится повторять за вами, начинайте играть с ним в «Перекличку». Когда у крохи будет хорошее настроение, сядьте рядом, чтобы он хорошо видел ваше лицо, и четко произносите разные звуки и звукосочетания, провоцируя младенца повторять их за вами.

    • Начинайте обучение с простых гласных «а» и «у», чередуя их произнесение, чтобы артикуляционный аппарат младенца учился переключаться со звука на звук;
    • освоенные гласные соединяйте с согласными «б», «п» — они наиболее просты в освоении для грудничков;
    • повторяйте изученные слоги и осваивайте новые, комбинируйте их;
    • во время занятий не перегружайте свою речь лишними словами и просьбами, для игры достаточно просто произносить необходимые для развития малыша звукосочетания;
    • у вас и дитя во время занятий должно быть позитивное настроение, только так речевые уроки пройдут с удовольствием и принесут крохе пользу.

    Этапы развития речи у ребенка

    С первого гуления до полноценного общения в школе, навыки речи у ребенка обычно развиваются в определенном порядке. Мы поможем вам составить представление о том, чего вам ждать, хотя, возможно, ваш ребенок пройдет тот или иной этап раньше или позже.

    Этапы развития речи у ребенка от рождения до года

    От рождения до 3 месяцевРебенок гулит, когда радуется. Звук, который он при этом издает, обычно напоминает «аххх».

    От 2 до 3 месяцевРебенок по-разному плачет в разных ситуациях. Как только вы получше узнаете своего ребенка, вы сможете различать, когда он плачет от голода, а когда из-за того, что устал.

    От 3 до 4 месяцевРебенок произносит в основном гласные, но гуление становится более сложным, в нем слышны разные звуки.

    От 5 до 6 месяцевРебенок тренирует интонацию, повышая и понижая голос, часто в ответ на детскую речь или на выражение вашего лица.

    Примечание: если к 6 месяцам ребенок не научится произносить гласные звуки, проконсультируйтесь с врачом.

    От 7 до 12 месяцевРебенок начинает лепетать, воспроизводя новые комбинации звуков и интонации. Он старается подражать вашей речи, совмещая согласные и гласные звуки (например, «ба-ба»). Ребенок пытается разговаривать, «отвечая» на ваши реплики.

    Этапы развития речи у ребенка от года до трех

    12 месяцев В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи.

    14 месяцевРебенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами.

    Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом.

    16 месяцевРебенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо. Он зовет вас, чтобы привлечь ваше внимание («мама!»), кивает и крутит головой, подразумевая «да» или «нет». Ребенок произносит такие согласные звуки, как «т», «д», «н», «в» и «х».

    18 месяцевУ ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодный»). Он использует общие фразы («хочу игрушку»), чтобы выразить свои просьбы.

    От 18 до 24 месяцевРебенок начинает складывать фразы из двух слов («папа иди», «молоко пролил»).

    Этапы развития речи у ребенка

    24 месяца Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»).

    Читайте также:  Как лучше развивать ребенка в 3 года: наши выводы

    От 2 до 3 летРебенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов.

    Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы. Он употребляет прошедшее время, добавляя к глаголам окончания «л» или «ла», а также образует множественное число существительных.

    Ребенок правильно использует местоимения (я, она, мы).

    Внимание: если ребенок в 2 или в 3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи.

    Этапы развития речи у дошкольника

    От 3 до 4 летРебенок может одновременно говорить и играть. Он знает примерно 800-1000 слов. К любимым словам ребенка относятся «почему», «что» и «кто». В большинстве случаев можно понять, что говорит ребенок. Он может рассказать, что произошло в комнате, пока вас не было.

    Внимание: вам может показаться, что ребенок заикается, если от волнения он запинается на словах. Это нормально. Тем не менее, если это будет продолжаться больше шести месяцев, или если он начнет напрягать челюсть или гримасничать, пытаясь произнести слова, попросите у врача направление к логопеду.

    От 4 до 5 летРебенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом.

    Ребенок может описать картинку четырьмя-пятью предложениями, правильно употребляя большинство грамматических элементов. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»).

    Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».

    Этапы развития речи у школьника

    От 6 до 7 летРебенок может описывать, чем схожи и чем различаются два предмета, пересказывать истории или события без помощи картинок, а также воспроизводить содержание прошлых бесед и событий.

    8 лет К этому возрасту ребенок владеет всеми звуками речи, а также может варьировать скорость речи, высоту и громкость голоса. Он правильно использует сложные предложения и может вести разговор со взрослыми.

    Речевое развитие дошкольников по ФГОС

    Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь дошкольника должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в дошкольном возрасте – это одна из первостепенных задач педагогов.

    В детском саду каждая программа, направленная на развитие речи у дошкольников, подразумевает коммуникацию, общение с ребенком. Ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них, учится вести диалог и высказывать различные просьбы.

    В этом возрасте необходимо приложить все усилия, чтобы ребенок научился свободно и легко высказываться. Для обучения языку в детских садах практикуется проведение различных тематических занятий. Эти занятия включают в себя разные методики по развитию речи у дошкольников. 

    Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

    • Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
    • Обогащение активного словарного запаса ребенка.
    • Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.
    • Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
    • Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

    Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений. Но одних только занятий в пределах детского сада недостаточно, развитие речи – это систематическая работа и только в повседневной жизни ребенок сможет накапливать словарный запас и набираться опыта в общении.

    Советы родителям

    Главное, что должно соблюдаться в семье, где растёт малыш, это: комфортные условия, режим, любовь, забота, правильная речевая и психоэмоциональная среда.

    В процессе воспитания достаточное количество времени должно уделяться развитию познавательной активности крохи, в том числе и его речевых способностей. Уже с первых дней жизни младенца функционируют его органы слуха и зрения, которые позволяют анализаторам уловить звуковые вспышки, мимические и артикуляционные движения речевых органов. Родители должны проговаривать все слова чётко, не изменяя их. Произнося фразы в медленном темпе, взрослые позволяют малышу уловить связь между кинестетическими образами звуков и слышимыми эталонами.

    Советы родителям

    Совет! Уже с полугода можно приучать кроху к книге, чтению сказок перед сном, рассматриванию картинок. Не менее важным является развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи. Тонкие дифференцированные движения пальчиков рук стимулируют речевую активность. Существует множество развивающих игр для детей раннего возраста, которые положительно влияют на всестороннее развитие. Общение с ребёнком поможет достигнуть максимально положительного результата.

    Также не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. По возможности приучать к телевизору/планшету как можно позже, даже к просмотру мультиков. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект.