Специально для вас: Стоит ли прокалывать уши ребенку?
Почему ребенок левша
Всем нашим парным органам присуща асимметрия, один из них обязательно главенствует, а второй, соответственно, подчиняется. Какая рука главная, правая или левая зависит от трех факторов:
- Ребенок-левша: причины, как определить …
- Ребёнок-левша идёт в школу: что нужно …
- Надо ли переучивать ребенка левшу
- Одной левой. Что нужно знать родителям …
- наследственности, подумайте, возможно среди ваших близких родственников есть левши (генетическая леворукость) ;
- возможных нарушений, полученных ребенком во время беременности или родов (например, при избытке тестостерона во время беременности, осложнениях при родах) — компенсаторная леворукость;
- подражание кому-либо или же собственное желание ребенка пользоваться левой рукой, также бывает, что ребенок получил травму правой руки, некоторое время пришлось делать все левой рукой, и малыш привык. Эти явления называются псевдолеворукостью.
Нужно ли переучивать
Переучить ребенка, являющегося левшой, заставляя его работать не левой, а правой рукой, можно. Но нужно ли это делать? Сбой в работе полушарий никуда не денется. И каждый раз перекладывая карандаш или ложку из левой руки в правую, будет совершаться попытка перенести врожденные и уже устоявшиеся функции правого (в данном случае ведущего) полушария на левое. Таким образом жизнь ребенка-левши еще больше усложнится из-за путаницы в сознании.
Не нужно видеть в леворукости что-то особенное, необычное и плохое и стремиться любыми способами переучить ребенка-левшу. Постоянное напоминание о такой особенности, впрочем, как и попытка переучить, способны привести к заниженной самооценке у ребенка-левши.
Последствия переучивания
Любые попытки переучить ребенка-левшу способны привести к ряду нежелательных проблем:
- заикание;
- повышенная утомляемость;
- некрасивый почерк;
- нарушения сна;
- низкая самооценка;
- отставание от сверстников в плане выполнения заданий;
- страх перед неудачами;
- отсутствие желания учиться.
Переучивать ли ребенка левшу?
Переучивая маленького ребенка левшу рисовать и кушать правой рукой, мы облегчаем ему овладение этой рукой и для других действий. Развивая у леворукого ребенка и правую руку, можно научить его успешно действовать обеими руками.
Известно, что левши пишут обычно правой рукой и лишь при других действиях пользуются преимущественно левой рукой.
Если своевременно не приучить ребенка пользоваться правой рукой, то в дальнейшем это затруднит обучение его письму в школе. Писать же левой рукой неудобно, так как обстановка класса и мебель приспособлены для пользования правой рукой, да и садятся ученики всегда так, чтобы естественное освещение было слева.
Следует помнить, что, когда у ребенка уже сложилась привычка действовать главным образом левой рукой, процесс переучивания усложняется и требует иногда больших усилий. Наоборот, чем младше ребенок, тем легче выработать у него правильные двигательные навыки, несмотря даже на склонность к пользованию левой рукой.
- О чем нужно знать родителям левшей и …
- Как родителям понять что ребенок левша …
- Как родителям понять что ребенок левша …
- Ребенок левша. Как понять и чем помочь
Родители могу услышать разные советы — одни настаивают на том, чтобы переучивать левшу, другие считают, что все должно оставаться как есть.
Здесь нужны не случайные советы, вызывающие лишь сомнения, переучивать ли ребенка левшу, а консультация специалиста. Необходимо показать сына врачу-психоневрологу. На основе того заключения вы и педагог того класса, где учится мальчик, должны вместе решить, что следует предпринять.
Общие рекомендации могут быть следующими:
Правую руку развивать, конечно, следует. Но — постепенно, осторожно. Не принуждайте мальчика писать правой рукой, если левой ему удобнее. Не ругайте его, не наказывайте. Не доводите до конфликта, а то у ребенка может произойти нервный срыв. Ни в коем случае не показывайте мальчику, что вас беспокоит его леворукость. Не подчеркивайте вообще, что он чем-то отличается от других детей.
Как воспитывать ребенка левшу
Поскольку переучивать левшу нет смысла, то в его воспитании необходимо следовать определенным правилам:
- в семье никто не должен раздражаться или выражать свое недовольство по поводу леворукости ребенка;
- обязательно предупреждать об особенностях ученика педагогов, которые работают с ним;
- важно не допускать выделения ребенка в коллективе, чтобы не нанести вред становлению его личности;
- надо помнить о природной медлительности таких детей при обучении чтению и письму, поэтому не выбирать для обучения ребенка левши группы интенсивного обучения.
Важно развить в будущем человеке уверенность в себе, поддержать его стремление к успеху. Для этого необходимо сдерживать негативные эмоции, замечания, упреки в медлительности.
Когда ваш ученик пойдет в первый класс, он столкнется с определенными трудностями. Важно, чтобы первоклассник научился не смазывать рукой текст, который написал.
Постарайтесь поначалу приобретать карандаши и ручки трехгранные. Следите, чтобы грифель карандаша и шарик ручки легко скользили по бумаге.
При чтении ребенку сложно воспринимать текст, ему трудно научиться читать по слогам. В первом классе левши отстают в скорости чтения. Но постепенно они все наверстают.
Важно!
- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими.
- Дайте понять ребенку, что вы на его стороне.
- Постарайтесь объяснить преимущества владения левой рукой.
- Отрабатывайте вместе навыки мелкой и крупной моторики.
- Не предъявляйте к левше завышенных требований.
- Любите своего малыша таким, каким он пришел в этот мир, и он оправдает ваши надежды.
Похожие публикации: Возрастные кризисы Суицид среди подростков – как помочь проблеме. Агрессия у детей Если ребенок постоянно плачет
Как раньше переучивали левшей
«Дети, возьмите ручку правой рукой», – настаивала воспитательница в детском саду. Родители в этом плане тоже не отставали: ультиматумы из серии «ешь правой, а то не получишь сладкого» были только цветочками в советских семьях.
Когда слов было недостаточно, родители переходили к действиям: в школьной форме, в куртках, пиджаках и даже в штанах ребенка они зашивали левые карманы, а носовой платок клали только в правый карман. Погремушки перекладывали из левой в правую руку, а обедать разрешали, только если ребенок правильно возьмет ложку. В СССР все это делалось ради «дисциплины» и «единообразия».
Особенности обучения
Наверное, следует начать с ряда простых правил. За партой ребенок должен сидеть слева и располагать тетрадь с наклоном вправо. Также необходимы постоянные упражнения левой руки. Для этого можно делать так: класть ладонь на стол, а затем по очереди отрывать от поверхности стола каждый палец.
Если малыш читает слова и предложения не с начала, то можно использовать линейку, которая впоследствии постепенно будет перемещаться и открывать необходимый для чтения текст. В таком случае навыки чтения должны быть наработаны до автоматизма.
Привычка читать и писать должна быть слева направо. В обучении ребенка нельзя позволять ему слишком сильно переутомляться, так как это может не привести к желаемому результату. Поэтому длительность занятия не должна превышать двадцати минут. К обучению можно возвращаться только после некоторого перерыва.
Оставить комментарий
Почему не стоит переучивать истинного левшу?
В советское время в отношении детей-левшей ни у родителей, ни у педиатров даже не возникало сомнений: рецепт был один – переучивать. Но всё же физиологами и психологами было доказано, что переучивать леворуких детей не стоит. Навязывание левшам противоречащих их природе навыков приводит к стрессу и негативно отражается на психологическом и физическом самочувствии. Последствиями переучивания могут стать: задержка физического развития, нарушение речи и мыслительных процессов, дислексия и дисграфия, нарушение сна и аппетита, резкая смена настроения, вспыльчивость и раздражительность.
В книге известного учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Леворукий ребёнок» отмечено, что у левшей, которых переучивают, часто возникают и более тяжёлые состояния:
- Мой ребенок левша. Это нормально …
- Ребенок левша: как научить писать …
- Почему дети-левши — особенные: 5 …
- Всё, что нужно знать родителям ребёнка …
- астенический синдром, симптомами которого становятся повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Письменные домашние задания выполняются с особенным трудом: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений, а повторное переписывание только ухудшает результаты;
- школьные страхи – страх перед неудачей, перед письменной работой. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей;
- невроз навязчивых состояний – он возникает в семьях,где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни;
- невротический энурез (мочеиспускание), который вызывает у ребёнка чувство вины, страх неизбежности наказания и добавляет неприятностей с обучением;
- невротическое заикание – оно усиливается после напряжённого выполнения письменных заданий правой рукой;
- невротические тики – непроизвольные мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подёргивание носом, которые окружающие нередко принимают за кривлянье, дурачество;
- истерические неврозы, которые могут проявляться в виде разных симптомов: истерической слепоты, рвоты, психомоторных припадков и т.п.
Подготовка к школе
Специальной методики обучения левшей в школах не существует по сей день, поэтому заниматься с ребенком (особенно при подготовке к первому классу и на протяжении первых лет учебы) придется родителям. Основные сложности у детей с ведущей левой рукой могут возникать в формировании навыков письма, чтения и счета. Это связано с тем, что у левшей нередко нарушено зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.
Отсюда могут возникать:
- медленный темп письма;
- замена одних геометрических фигур другими (например, круг-овал);
- неровный почерк;
- зеркальное написание букв, цифр, слов.
Зеркальное письмо является наиболее распространенной проблемой. К примеру, ребенок может писать слова, начиная с последней буквы или менять разворот отдельных букв в противоположную сторону. Особенно часто это проявляется, когда ребенок устал или невнимателен.
Другая сложность — выработка техники письма. Если ребенок обучается той же технике письма, что и праворукие дети, он закрывает строку кистью руки, размазывает чернила, при письме ему приходится делать усилие, толкать ручку вперед. Для левши неудобным является как левонаклонное, так и правонаклонное письмо, поэтому специалисты советуют приучать ребенка к написанию букв без наклона, прямо, разворачивая при этом тетрадь вправо. Так строка будет открыта и хорошо видна. Держать ручку можно либо так же, как держат правши, либо «крючком», когда рука располагается над строкой. От леворукого ребенка ни в коем случае нельзя требовать безотрывного письма.
Чтобы подготовить ребенка к школе, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- развитие мелкой моторики обеих рук (завязывать шнурки, расстегивать пуговицы, собирать мозаику);
- выполнение упражнений для кисти левой руки:
— вращать кулаком в разных направлениях,— поочередно прижимать пальчики сначала к третьим суставам, затем к ладони;— широко развести пальцы, затем медленно и плавно соединять;— широко развести пальцы, и соединять-разводить поочередно: указательный-средний, мизинец-безымянный;
- развитие пространственной ориентации (вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади, по часовой стрелке, против часовой стрелки);
- способность заранее спланировать движение, например, рисовать волны, соединять точки, обводить фигуры, срисовывать;
- выбор канцелярских принадлежностей (ножницы для леворуких имеют иное расположение лезвий, что позволяет ребенку хорошо видеть линию разреза; лезвие в точилке тоже расположено иначе, чтобы было удобнее затачивать карандаш; специальные шариковые ручки учитывают особенность расположения левой руки при письме, имеют мягкую зону захвата, быстро сохнущие чернила, а иногда еще и особую, изогнутую форму.
Хвалите ребенка за любые, даже самые маленькие, достижения и не делайте акцент на его исключительности, чтобы не давать повод чувствовать себя в меньшинстве, лучше подчеркивайте другие особенности, например, способность хорошо петь или быстро учить стихи, благо талантов у маленького левши всегда хватает!
Особенности подготовки левшей к школе
В чем заключается их суть? Переучивать ребенка левшу или же нет? Леворукость надо принять, как данность, но учесть некоторые особенности в развитии.
Рекомендации специалистов следующие:
- Левши быстро утомляются, поэтому надо больше времени уделять отдыху, прогулкам.
- Поставьте в известность учителя, что переучивать ребенка не следует.
- Приобретите прописи для левшей, кладите их (а также тетради) под таким углом, чтобы правый угол прописи немного свисал со стола.
- Проблемы с речью можно решить, посещая нейропсихолога и логопеда (желательно до обучения в школе, чтобы было комфортнее осваивать школьную программу).
- Не ругайте чадо за неловкость и неуклюжесть – это связано со слабой моторикой.
- Провоцируйте его заниматься творчеством: лепкой, вышивкой, плетением бус, бисероплетением, складывайте вместе пазлы, складывайте оригами, пойте, рисуйте.
- Ребенок-левша: особенности развития и …
- Что полезно знать родителям, если …
- О чем нужно знать родителям левшей и …
- Ребёнок-левша идёт в школу: что нужно …
Кроме всего, перечисленного выше, всегда хвалите свое сокровище и чаще напоминайте, что среди левшей много знаменитых людей.
(Пока оценок нет)
Как определить левша или правша ребенок
Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.
Этот феномен носит имя амбидекстрия.
Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:
- перемещает подвижную игрушку;
- складывает пирамидку;
- указывает на что-то;
- собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
- держит столовый прибор;
- чистит зубы;
- откручивает крышечки;
- подметает или вытирает поверхность;
- расчесывается;
- рисует и пишет.
Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
Для справки! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.
Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:
- Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
- Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
- Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
- Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
- Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
- Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
- Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
- Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:
- подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
- стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
- значительное отставание в развитии речи и психических функций;
- различные формы дислексии у детей старше 4 лет.
Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.