Методика развития речи детей дошкольного возраста

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Как определить уровень развития речи?

И тогда они уже начинают бить тревогу. Но это в корне неправильно. Для определения уровня развития речи малыша используются определенные критерии и специальные таблицы динамики развития речи.

Информацию о нормах развития речи вы сможете найти на видео в конце статьи. Если обобщить, то речь там идет о том, когда ребенок начал аукать, лепетать и произносить первые слова. Как развивается его пассивный словарь (то, что он понимает, но не говорит) и активный словарь (то, что малыш употребляет в собственной речи).

Причина Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Нормы речевого развития у малышей от до лет

  1. В норме малыш в возрасте одного года должен освоить такие речевые навыки: Он должен уметь повторять открытые слоги (те, что заканчиваются на гласный звук). К примеру, годовалый малыш может еще не уметь говорить слово «нет», но может воспроизвести его как «нэ». Также он произносит «да», «ту» и так далее.
  2. Малыш уже выражает свои эмоции через интонацию.
  3. Ребенок может повторять слоги и звуки, произносимые животными: «мяу», «ав-ав», «му-му».
  4. Он воспринимает на слух названия определенных предметов, понимает, о чем говорят взрослые, и может указать на них.
Читайте также:  Какая ответственность за похищение ребенка?

ВАЖНО! Большое значение имеет не только то, что и как говорят малыши в возрасте от одного до двух лет, но также и то, могут ли они запомнить, как называется и для чего предназначен тот или иной предмет.

Ко второму году жизни в норме малыш умеет отвечать на обычные вопросы, может выполнить простые поручения, повторить несложные слова и фразы. Он может выговорить все гласные звуки и большую часть согласных. К двум годам ребенок умеет строить предложения, включающие в себя 3-4 слова. Малыш слушает стишки, сказки, потешки, старается запомнить какие-то их части.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если что-то из перечисленного у малыша не получается, внимательно понаблюдайте за ним. Возможно, у ребенка небольшая задержка развития речи. Это не страшно и поддается корректировке, например, с помощью логопедического массажа. Уже с двух лет малыш может заниматься с логопедом, дефектологом или психологом.

Что? Где? Когда? Развитие устной речи у детей дошкольного возраста.

Основной способ развития речи у ребенка, это игры. Детки с радостью вступают в игру, когда взрослый озвучивает для них игрушки. К этому времени малыш уже владеет интонацией, и может изобразить волка грубым голосом, а зайку тонким. С момента, когда ребенок начал распознавать животных по внешним признакам, надо начинать рассказывать о них более детально: в каких «домах» живет, что у него на обед.

Ребенка привлекают предметы, которые двигаются. Увидев на улице машину, надо четко проговаривать тему колес, как они крутятся, что, благодаря им, машина едет и т.д.

Передвигаясь по дому, малышу надо показывать предметы, повторяя их названия — это стул, на нем сидят, а это кровать, на ней спят и прочее. Таким образом, кроме знакомства с вещами в доме, ребенок будет понимать для чего они предназначены.

Во время приема пищи также надо рассказывать малышу, как называется то, что он ест и как надо правильно держать в руке ложку и вилку.

Одевание и раздевание дает широкие возможности для пополнения детского словаря. Здесь можно добавлять не только слова, называющие предметы гардероба, но и названия самого процесса расстегивания, снимания, натягивания. Не помешает небольшая провокация: посмотреть на реакцию малыша, положив перед ним штанишки, вывернутые наизнанку. А потом объяснить, почему в таком виде их нельзя поставленный вопрос надо обязательно дождаться ответа, чтобы ребенок чувствовал к себе внимание и у него было бы желание общаться (разговаривать).

Будет лучше, если объяснения взрослых были бы не просто звуком, но и подкреплялись бы телесными ощущениями. Ребенку будет проще запомнить слово «дерево», если ему дадут потрогать его шершавую кору, слово «платок» — когда он сам его завяжет на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Что могут видеть родители в развитии речи ребенка на третьем году жизни?

В период от 2 до 3 лет речь ребенка и понимание речи становится намного лучше, чем в предыдущий период. Малыш знает большое количество слов. Словарь ребенка в этом возрасте увеличивается в 3-4 раза. Он говорит короткими фразами, не только простыми, но и распространенными предложениями. Но в этот период в речи ребенка очень много грамматических ошибок. В этом возрасте ребенок задает взрослому много вопросов.

Произношение звуков на третьем году не закреплено. Многие согласные звуки в словах произносят смягченно («сям» вместо «сам», «козя» вместо «коза», «масинка» вместо «машинка» и др.). Некоторые звуки заменяют другими (вместо «ш» произносит «с») или пропускают трудные звуки.

При чтении и рассматривании книжек, ребенок называет знакомые картинки (мышка, собака и др.). При чтении коротких стихов, может называть последнее слово или слог. Просит читать по много раз понравившуюся книжку.

Читайте также:  Оказание первой помощи если ребенок подавился

Во время игры с игрушками ребенок часто разговаривает сам с собой, озвучивает свои действия и дает оценку (машинка «би-би», «бах» — упала). Понимает двухступеньчатую просьбу (например, «Пойди в комнату и принеси мячик»; «Если съешь кашу, то я дам тебе конфету»).

Что должно насторожить родителей

Признаки ОНР:

  • поздно появляется речь (в 3-4 года, порой в 5 лет);
  • малыш говорит, словно у него «каша во рту»;
  • допускает много ошибок в речи: пропускает предлоги, трудно выявляет причинно-следственные связи, переставляет слоги в словах, не может согласовать части речи и т.д.;
  • малышу сложно запомнить и пересказать текст;
  • страдает память и внимание;
  • словарный запас сильно ограничен, ребёнку сложно выразить свою мысль;
  • плохо развита общая и мелкая моторика.

В этом случае родители не должны слушать окружающих, которые уверяют, что ребёнок «скоро заговорит», а идти на обследование к специалисту.

Выделяют 4 уровня речевого развития с учётом степени ОНР:

1 уровень – «безречевой». Словарь ребёнка очень беден, малыш использует лепетные слова, звокоподражание, жесты для общения. В этом случае основная задача логопеда – развить у малыша понимание обращённой к нему речи и добиться от него речевой мотивации. 2 уровень – ребёнок пользуется простыми фразами из 2-3 слов, при этом наблюдаются грубые ошибки в речи, словарный запас отстаёт от возрастной нормы. Малыш не может объединять предметы по общему признаку (ложка, вилка, тарелка – посуда; яблоко, груша, слива – фрукты). Нарушено произношение многих звуков, речь неразборчива. 3 уровень – появляется развёрнутая фраза. Несмотря на то, что на этом уровне речь ребёнка становится более живой, он всё равно использует простые предложения. Звукопроизношение нарушено. Словарный запас увеличивается, однако малышу ещё трудно даются распространённые фразы и сложные обороты. Он неправильно использует предлоги, может их опускать, есть ошибки в согласовании частей речи («Увидела собака и дому пошла» вместо «Увидела собаку и пошла к дому»). 4 уровень – в целом грамматический строй у ребёнка приближается к норме, но ему трудно произносить слова со сложным слоговым составом («блалажан» вместо «баклажан»), он допускает ошибки при словоизменении («пять цыплёнков» вместо «пять цыплят»). Во время пересказа ребёнку сложно следить за линией сюжета, а при заучивании стихотворений, он часто путает местами слова. Заметны остаточные пробелы в развитии речи.

Теории и методики речевого развития у дошкольников

Изучение речи — важная часть учебного процесса, умственного воспитания малыша. Владение языком считается важным критерием готовности к школьной программе.

В соответствии с ФГОС дошкольная методика развития речи должна быть направлена на достижение следующих целей:

  • формирование свободного общения детей друг с другом;
  • развитие словарного запаса;
  • развитие слуха;
  • изучению литературы.

Методики развития в ДОУ

Методики обучению развития речи должны быть направлены на достижения у малыша умения выражать свободно свои мысли и желания, поддерживать разговор как со сверстниками, так и со взрослыми, развивать творческие навыки и способности.

Виды современных методик

Существует большое количество современных методик развития речи. Чаще всего работа в детском саду строится на методических учебниках Яшиной В. И, Алексеевой М. М. и Федоренко Л. П.

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста авторов Яшиной и Алексеевой популярна за счет четкой поэтапности заданий. Программа включает в себя следующее:

  • пополнение словарного запаса;
  • формирование грамотного восприятия звуков;
  • развитие умений строить предложения;
  • обучение связанному повествованию.

Современные методики предполагают активное использование наглядных приемов, показ картин, фотографий, проведение бесед. Большую роль в развитии речи дошкольников играют театральные сценки, уроки рисования. В старших группах направленность идет на выявление нарушений и их коррекцию.

Читайте также:  Имена для мальчиков по месяцам рождения: как выбрать имя для сына

Формы обучения

Этапы развития речи

Познание окружающего мира начинается с самого рождения. Именно в этот период закладываются речевые основы. Первые осознанные слова у ребенка можно услышать в возрасте одного года. Начинается накопление словарного запаса, усовершенствуется произношение. Каждый день малыш будет раскрывать что-то новое.

В возрасте трех лет малыш произносит простые предложения, он способен рассказать об увиденном, выразить свои желания. К пяти годам словарный запас активно расширяется, дети поют песни, рассказывают стихи.

Этапы развития

Методы развития речи

Под методом развития речи в педагогике понимается способ деятельности педагога, направленный на формирование речевых навыков.

Методы и приемы классифицируются в зависимости от используемых в работе материалов, характера познавательной деятельности.

Развитие речи детей 4-5 лет в средней группе детского сада по темам

Выделяется три основные методики:

  • наглядная;
  • словесная;
  • практическая.

Многие педагоги считают это деление условным, так как четкой границы между ними нет. Все три метода должны работать взаимосвязано.

В детском саду чаще всего применяются наглядные методы. Они подразделяются на опосредованные и непосредственные. Ко второй группе относятся проведения экскурсий, осмотры помещений. Мероприятия направлены на накопление словарного запаса.

Словесные методы включают в себя чтение художественной литературы, заучивание стихов, пересказ. Это должно сопровождаться наглядными приемами, так как дошкольный возраст обязательно требует наглядности.

Практические методы состоят из использования дидактических материалов, игр, постановок сценок.

Основные методы

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Общение и еще раз общение являются лучшим стимулом к усвоению речи. Даже не участвуя в разговоре, ребенок слушает и учится. Чтобы малыш воспринимал речь взрослых, необходим соучастник – человек, который будет слушать вместе с ребенком или говорить для него.

Развитие речи младших дошкольников возможно с помощью аудиодисков (песенки, сказки), видеозаписей. Нужно помнить, что сам ребенок ничего делать не начнет – слушайте вместе с ним, изображайте интерес, и кроха вскоре тоже научится слушать и слышать сам.

Развитие речи в 2 года заключается также в формировании фонематического слуха (умение различать отдельные звуки речи). Для этого родители играют в специальные игры, используют произведения детского фольклора. Совместные игры, поручения, дружба со сверстниками – это тоже огромный вклад в речевую копилку крохи.

Речевое развитие детей дошкольного возраста зависит от многих причин. Это и наследственность, и здоровье, и даже пол ребенка. Но главную роль выполняют все-таки родители и их общение с малышом – как, сколько и что они говорят своему карапузу.

Важность мелкой моторики

Этот фактор — основной двигатель речевого развития. Приемы:

  • Покупайте игрушки с мелкими сыпучими наполнителями, давайте в руки игрушки с мелкими деталями. Только будьте осторожны, чтобы у ребенка не было возможности засунуть эту мелкую деталь в рот и проглотить.
  • Для развития мелкой моторики совсем маленькому ребенку полезно делать массаж ладошки пальчиком.
  • Покупайте игрушки с текстурной обивкой — пупырчатые, шероховатые и т. п. Прикасаясь к ним, малыш получает своеобразный массаж определенных точек на ладонях, что развивает его речь.
  • Следует больше времени уделять лепке, как замечательному способу развития мелкой моторики. Также при этом развивается и ловкость пальчиков.

Первое слово ребенка — это всегда маленький семейный праздник. Радуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь все они неплохо постарались, чтобы их обожаемый малыш заговорил. После произнесения первых слов развитие речи малыша понесется как снежный ком с горы — ударными темпами.

Важность мелкой моторики
Важность мелкой моторики

Поделиться статьей с друзьями можно через соц. сети:

Важность мелкой моторики

Рекомендуем почитать: Конкурсы и развлекательные программы для детей 11-12 лет Утренняя зарядка и гимнастика для детей 6 лет Развивающие игры для детей 3-5 лет Детские игры, которые отлично подойдут для детей 3-4 лет Развитие памяти, концентрации и внимания у детей дошкольного возраста – игры и упражнения