Ментальная арифметика: как научиться считать самому

Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Простыми словами ментальная арифметика – это способ обучения быстрому счету. Она подходит для развития детей в возрасте от 4 – 16 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана.

Секреты эффективного обучения ментальной арифметике.

№1. Внимание.

Ключевой фактор эффективности при работе по методике ментальной арифметики — это внимание. Занятия ментальной арифметикой — это не расслабление, а жесткая и активная умственная деятельность, требующая от ребенка координации и сосредоточенности. Только в этом случае занятия принесут результат.

№2. Комплексное развитие.

Во время занятий ментальной арифметикой стоит переключать деятельность на другой род — например, спорт или творчество. Так ребенок будет отдыхать от одного вида деятельности и более успешно закреплять оба навыка в комплексе.

№3. Выход из зоны комфорта.

Отчасти следствие пункта №1 — занятия не должны даваться ребенку легко, он не должен получать все готовое или без особых усилий. Если преподаватель постоянно говорит ребенку верный ответ или последовательность действий, эффективность таких занятий ментальной арифметикой для ребенка будет приближаться к нулю. При этом стоит осознавать, что перед вами ребенок — не стоит переусердствовать с нагрузкой. Оптимальный уровень нагрузки индивидуально для каждого ребенка способен оценить квалифицированный преподаватель.

№4. Повторение — мать учения.

Ментальная арифметика направлена на выработку навыка, привычки. Поэтому не обойтись без эффективного повторения материала и постоянной отработки и улучшения навыков, иначе со временем результат будет снижаться. Это как занятия в спортивном зале — если перестать их посещать, со временем форма теряется. Необходимо держать мозг в тонусе. Кроме того, не стоит единовременно браться за большой объем. Лучше заниматься по 15 минут ежедневно, чем мучать ребенка два часа кряду раз в неделю.

В центре интеллекта БиВайБи ментальная арифметика — одно из ключевых направлений деятельности. Наши преподаватели отлично знают все тонкости искусства обучения ментальной арифметике, способны добиться максимальной эффективности для каждого ребенка, независимо от его уровня подготовки, а запатентованная, проверенная временем и большим числом педагогов программа обучения от международной школы ISMA гарантирует результативность уже спустя несколько занятий.

Плюсы и минусы ментальной арифметики для ребенка

В любой методике есть как плюсы, так и минусы. Ментальная арифметика не исключение. Попробуем разобраться, оправдана ли стоимость этих занятий и польза для ребенка.

Плюсы ментальной арифметики:

  • Готовит ребенка к освоению математики.
  • Дает объемное понимание числа.
  • Учит быстро считать (до автоматизма).
Плюсы и минусы ментальной арифметики для ребенка

Минусы ментальной арифметики:

  • Неоправданная дороговизна занятий.
  • НЕ развивает два полушария мозга, как обещает реклама. Скорость счета никак не влияет на этот процесс! Достоверно проверить работу обоих полушарий мозга у любого человека можно лишь с помощью теста Струпа.
  • НЕ улучшает память и внимание.
  • НЕ делает ваших детей увереннее в себе.
Читайте также:  Вакцинация в России: календарь профилактических прививок

Как проходит обучение в домашних условиях

Ментальная арифметика для детей требует большого терпения и усилий от родителей. Специалисты в этой области не рекомендуют самостоятельно обучать подрастающее поколение такой методике счета, ведь далеко не всегда ребенок готов воспринимать своих близких как педагогов. Освоение материала не должно заключаться только в сидении перед абакусом, бесконечном решении математических задач, в этом случае ребенку быстро наскучат такие занятия и вызовут в дальнейшем одни только негативные впечатления от науки. Лучше, если занятия проходят в игровой форме. Какой ребенок не любит играть!

Обучение проходит в три этапа:

  • Абакус для ментальной арифметики – основа всего обучения. Все действия, производимые на инструменте, должны быть отработаны до автоматизма. Манипуляции с косточками производятся одной рукой, указательным и большим пальцами. Таким образом, помимо вычислительных способностей развивается мелкая моторика.

  • После успешного освоения первого пункта делаем ребенку так называемую ментальную карту, графическое изображение абакуса. Глядя на нее, маленький гений сможет представлять, как он передвигает косточки «калькулятора». Тем самым развивать способность концентрироваться на задаче без применения вспомогательных предметов.

  • Третьим этапом исключаем из программы ментальную карту. Все вычисления ребенок должен производить в уме с воображаемым абакусом. Именно таким путем развивается образное мышление, улучшается память.

Память и концентрация – важные «строительные блоки», заменяющие физический абакус в уме ребенка. По мере того как ребенок постепенно научится визуализировать его в своем сознании, он научится вычислять математические задачи, используя принципы ментальной арифметики, без использования физического инструмента.

Ментальная арифметика в домашних условиях – наука непростая. Перед началом обучения ребенка родителям придется досконально изучить ее самим. Для легкости усвоения информации в Интернете можно найти видеоматериал на эту тему. А также есть специально разработанные программы для проверки и регулярных тренировок навыков.

Чем полезно скоростное чтение

Под техникой скорочтения подразумевают специфический навык восприятия целых словесных конструкций без длительной концентрации внимания на них. При обычном чтении мы проговариваем каждое слово в уме, осмысляя суть прочитанного. При этом тратим больше времени, осмысляя суть прочитанного, одновременно перечитываем и отвлекаемся на размышления. Медленное чтение утомляет глаза, рассеивает внимание и быстро приводит к моральному утомлению.

Скоростное чтение позволяет «проглатывать» суть написанного, не заостряя внимание на смысле каждого слова и подавляя его озвучивание. Скорочтение является одной из самых популярных мнемотехник, которые позволяют быстрее перерабатывать большие пласты информации за короткое время и не держать в голове лишних деталей.

Главными плюсами методики являются:

  • Увеличение объёма зрительного восприятия. Ребёнок охватывает целый текст сразу, видя общую картину написанного.
  • Развитие зрительной памяти. Благодаря этому можно быстро найти в тексте нужные термины и фрагменты.
  • Тренировка концентрации. При комфортной скорости чтения (без внутренней речи), ребёнок меньше отвлекается на ассоциативные рассуждения и посторонние стимулы.
  • Вместе с тем снимается лишнее напряжение с глаз и склонность к уставанию от чтения.

В чём недостаток быстрого чтения и когда лучше осваивать эту технику

Минусы техники скорочтения относятся к возрастным особенностям её освоения. Малыши учатся читать по буквам, переходят на чтение по слогам и по словам. Складывая слова в конструкции, ребёнок познаёт не только суть конкретного текста, но и каждого слова по отдельности, впитывая структуру языка, правописание, семантические тенденции и особенности художественного слова.

Читайте также:  Витамин Д3: как принимать и когда нельзя

Мнемоническое чтение лишает ребёнка такой возможности. Оно направлено на быструю проработку материала с упущением деталей. Среди специалистов поднимают вопрос об актуальности такой техники на начальном этапе школьной жизни. Большинство педагогов относят скорочтение к методикам, полезным для старших школьников и студентов, а вот младшим ребятам заниматься таким чтением рано.

Что нужно для занятий с ребёнком в домашних условиях

Первым делом, конечно — купить абакус. После того, как инструмент приобретён, необходимо сделать с ребёнком несколько пробных занятий разной длины, это поможет подобрать оптимальный темп с учётом особенностей характера и развития. Кому – то подойдет длинное занятие на полчаса или час, для других придётся разбивать на серию более мелких по 15 или 20 минут.

Исключительно важно, чтобы ребёнок не терял концентрацию и не уставал. потеряв интерес, он точно ничего не запомнит.

Для начала стоит сформировать учебный план. ⚡️ Помогут в этом обучающие пособия и курсы. Отличным решением будет приобретение специальной учительской тетради, однако, если такой не попалось, достаточно воспользоваться уже имеющимися уроками.

Обучение лучше проводить в строго отведённое время. но при этом — добавлять мелкие задачки в течении дня.

Важно, чтобы ребёнку было легко решить пример после минуты или двух размышлений, это приучит его получать удовольствие от решений.

Но стоит помнить, что излишне простые задачи не окажут должного эффекта.

Придумайте систему вознаграждений и превратите процесс обучения в игру. Дополнительное время игры на компьютере или поход в кино, фильм, который выбрал ребёнок, будут для него явно важнее, чем абстрактные нули и единицы. Помните. что награда должна быть соразмерной (конфета за один пример, поход в кино за дополнительный час занятий), и не слишком частой, скорее как дополнительное удовольствие от решения задачи, а не основная причина заниматься.

Поговорим о дельфинах

При дрессировке дельфинов, используется система наград: прыгнул — получил рыбу. ☝️ Однако, некоторые особи слишком упрямы или ленивы, в таком случае дрессировщики могут использовать метод “беспричинной награды”, давая рыбу просто так. Удивительно, но это работает.

При неудачном решении задачи или ввиду усталости после дня в школе, ребёнок может плохо справляться, что будет его злить и расстраивать. Если в неудаче нет вины ребёнка, наградите его просто так (лучше — в меньшем объёме). Это поможет не закреплять негативных ассоциаций и скажется на дальнейшем обучении.

И помните, что нельзя использовать наказания при обучение ментальной математике, и тем более — образование ментальной математике, как наказание.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ?

Чтобы знать, как научиться ментальной арифметике, для начала нужно понять, что необходимо для процесса обучения. Обучаться ментальной арифметике лучше всего не дома, а в специальных развивающих центрах, потому что это довольно специфическая и сложная методика, которой не так просто научиться самим родителям. Будет лучше, если вашему ребёнку основы данной программы расскажут квалифицированные педагоги. К тому же, в свободном доступе почти нет специальных материалов, методических пособий и учебников, которые необходимы для обучения ментальной арифметике. Кроме обучающих книг нужно иметь специальные счёты – абакус (или соробан).

Кому подходит эта методика обучения?

С научной точки зрения, во время обучения ментальной арифметике происходит активизация мышления, что предполагает интенсивное наращивание нейронных связей. Нейронные связи делают нас такими, какие мы есть, поэтому их нужно стимулировать и подкреплять. Их качество влияет на работу внутренних органов, на интеллектуальные способности и эмоциональную стабильность. Человек может запоминать информацию благодаря нейропластичности мозга, а у детей нейропластичность выражена гораздо отчетливее. Детский мозг растет, развивается и изменяется. Каждый новый опыт побуждает к переменам в его структуре и функциях.

Нейронные связи головного мозга развиваются, когда человек находится в обогащенной стимулами среде.

Занятия Ментальной арифметикой помогают натренировать нейронные связи головного мозга вашего ребенка, развивается скорость и качество его мышления. Это можно сравнить со спортивными тренировками. Обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, именно в этом возрасте мозг наиболее пластичен. Поэтому методика разработана специально для детей данного возрастного периода.

Возможно, дети, которые не проявляют интерес к точным наукам или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя.

Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе и поможет повысить успеваемость в школе, поскольку после занятий память ребенка улучшается, и он быстрее осваивает материал. Чем полезна ментальная арифметика?

Кому подходит эта методика обучения?

Ментальная арифметика развивает воображение и логику, улучшает память. Дети начинают обучение, пользуясь специальными счетами (в Китае их называют абакус, в Японии — соробан). Постепенно они закрепляют образ этого инструмента в уме и работают, далее подключается воображение.

Занятия с абакусом положительно влияют на развитие мелкой моторики, соответственно, и на гармоничное развитие правого и левого полушарий мозга.

Благодаря развитию воображения расширяются познавательные возможности ребенка, повышается интеллект, и раскрываются заложенные в нём таланты.

Умножение

Есть несколько возможных способов умножения на соробане, мы рассмотрим один из самых распространённых.

Обратите внимание: чтобы умножать на соробане, нужно хорошо знать таблицу умножения.

Также необходимо запомнить следующие термины, которые мы рассмотрим на примере a x b = c, где:

a — это множимое;

b — это множитель;

с — произведение.

Пример: 43 x 8 = 344.

Шаг 1

В первом столбце слева устанавливаем множитель — 8, отступаем один столбец и откладываем множимое — 43. Отступаем 2 столбца — с этого столбца начнём записывать результат.

Шаг 2

Умножаем 3 на 8. Результат 24 записываем в 7 и 8 столбцах. Завершая операцию, убираем цифру 3 с доски, сдвинув костяшки вверх.

Шаг 3

Умножьте 4 на 8. Результат 32 запишите следующим образом: 3 в 6 столбец — перед прошлым результатом, а 2 сложите с результатом в 7 столбце, то есть с 2. Три цифры в результате дают ответ — 344. 

Сложнее выполнить умножение с двумя двузначными числами, рассмотрим это на следующем примере:

Пример: 35 x 18

Шаг 1 

Откладываем множитель, то есть 18 с начала доски. Делаем отступ и откладываем 35. 

Шаг 2

Умножаем 1 на 5, записываем результат через 2 пробела.

Шаг 3

Умножаем 8 на 5, получаем 40. 4 записываем под прошлым результатом, т.е. складываем с 5. В столбцах результата остаётся цифра 90.

Шаг 4 

Умножаем 3 на 1 и записываем результат — 3 — перед предыдущими столбцами. Получается 390. 

Шаг 5

Умножаем 3 на 8, результат 24 записываем под первыми двумя цифрами прошлого результата. Получаем 630.