Мама и новорожденный малыш дома. Все, о чем нужно знать родителям

Многих родителей маленьких леди интересует вопрос: что должна уметь делать девочка в 5 лет? Дошкольный возраст – возраст физического, психологического и умственного развития ребенка, когда он становится не просто самостоятельным во многих бытовых вещах, но и учится помогать родителям по дому.

Особенности лет

Ребенок в 8 лет, его психология — довольно деликатный объект исследования. Это еще не переходной возраст, но уже следует быть особо внимательным к изменениям в поведении ребенка. Он уже не задает столько вопросов, как раньше, становится более задумчивым, но остается таким же непоседой, как и раньше.

  • С каждым днем он все больше расширяет свой кругозор, заводит новых друзей, попадает в смешные ситуации. Он уже привык к школьному распорядку, к учительнице, освоился в классе. Иногда мальчик такого возраста нередко решает конфликты дракой, но не со зла. Ему просто не хватает терпения доказать свою правоту. Вспыльчивость в таком возрасте вполне естественна.
  • Пока мальчики доказывают свою точку зрения, восьмилетняя девочка постепенно начинает превращаться в маленькую женщину. Она любит проходиться мимо зеркала, изучая черты своего лица. Кроме того, она интересуется маминой косметикой, нарядами, туфлями на каблуках. Девочка мечтает поскорее вырасти и стать похожей на мать.
  • Дети этого возраста очень любят учиться, им хочется быть первыми в классе. Поэтому очень обижаются, когда учительница спрашивает не их. Они много читают, много рассказывают. Учеба для таких детей интересна. Они часто засиживаются над тетрадками.
  • Ребенок подвижный, жизнерадостный. Его интересуют все занятия взрослых. Поэтому его часто можно заметить как с мамой на кухне, так и с папой в гараже. Немало времени он проводит и со сверстниками. Он любит самоутверждаться за счет родителей («а вот мой папа…», «а вот у моей мамы..»).
  • Дети восьми лет очень чувствуют всю ответственность порученных им заданий. Даже если мама просит свою дочь просто прибрать в комнате, она со всей присущей ей деловитостью возьмется за это важное поручение. В отличие от мальчиков, внимания и терпения у девочки больше.

Комната малыша

Как правило, родители заранее готовятся к тому, что в доме появится новый член семьи. Вместе с тем, нужно учитывать некоторые нюансы. Для удобства мамы и малыша в комнате, помимо кроватки, не лишним будет поставить пеленальный столик. Его не обязательно приобретать специально. Под него можно приспособить, например, комод. И за ребеночком удобно ухаживать, и вещи малыша можно сложить. Тут на помощь придут фантазия и изобретательность мамы и папы.

Место для кроватки лучше выбрать подальше от окна, чтобы малыша не простудить, а свет луны и лучи солнца не мешали спать. Если такой возможности нет — позаботьтесь о том, чтобы не было сквозняков и окно занавешивалось плотными шторами.

Квартиру следует содержать в чистоте, регулярно проводить влажную уборку. Стремиться к абсолютной стерильности нет необходимости. У малыша есть собственная иммунная система и постепенно он должен знакомиться с окружающей его микрофлорой.

Помещение, в котором находится ребенок, следует регулярно проветривать. В теплое время года при хорошей погоде форточку можно и не закрывать. Главное условие – отсутствие сквозняков

Как спят дети в этом возрасте?

В этот период происходит полная смена режима сна. У ребенка начинает активно проявляться темперамент, и соответственно появляются свои предпочтения в режиме.

Детки начинают делиться на «Сов» и «Жаворонков». «Совы» предпочитают позже укладываться ночью, зато и спят спокойно до девяти утра. А «Жаворонки», как дневные птахи, в семь утра уже на ногах, но и укладываются не позже восьми вечера. Поэтому есть смысл пересмотреть время дневного укладывания под биологические ритмы вашего ребенка.

Общий режим сна составляет одиннадцать – двенадцать часов. Дневной сон сокращается всего до пары часов, поэтому оптимально укладывать малыша около двух часов дня.

Почему помогают

Родители безотказно помогают своим взрослым детям, когда боятся потерять их любовь, остаться в одиночестве, нуждаются в том, чтоб быть кому-то нужными или все контролировать.

Некоторые родители помогают взрослым детям, даже не представляя, что могут этого и не делать. Тому виной определенные факторы, способствующие принятия подобного решения.

Почему помогают
  1. Установившаяся модель поведения в семье, которая передается из поколения в поколение. Ситуация, когда сегодняшние бабушка с дедушкой некогда помогали своим повзрослевшим детям. Сейчас, когда эти дети сами являются родителями, они убеждены, что обязаны поддерживать, в том числе и финансово, своих отпрысков. Они даже не догадываются, что может быть по-другому, для них это естественный процесс.
  2. Попытка притупить чувство вины. Ситуация, когда родители по какой-либо причине, в том числе финансовой несостоятельности, не имели возможности дать своему ребенку все, что ему необходимо в то время, когда он был маленьким. Сейчас они пытаются это исправить, окружая взрослое чадо максимальной заботой, помогая деньгами, даря дорогие подарки.
  3. Результат шантажа. Ситуация, когда взрослый малыш, который не сумел состояться в жизни, начать достаточно зарабатывать, чтоб иметь возможность себя обеспечивать, обращается к родителям за помощью. Если те в ней отказывают, начинает угрожать, что больше их не навестит, перестанет с ними общаться или, что в старости не придет на помощь, не будет о них заботиться, раз сейчас они отказывают ему в поддержке.
  4. Отсутствие осознанности у родителей, что ребенок уже вырос. Случай, когда взрослая детина продолжает жить в отцовском доме. Такой человек может даже отказываться ходить на работу, ведь его и так все устраивает, он находится под крылышком отца и матери, которые его кормят, полностью обеспечивают. Тут может иметь место и упущение родителей, не начавший в свое время процесс развития самостоятельности у малыша, и любовь, которая затуманила глаза отца или матери, особенно если ребенок единственный в семье или женщина воспитывает его одна.
  5. Помощь взрослому человеку, который действительно не в состояние о себе позаботиться. Случай, когда человек имеет инвалидность или является неработоспособным, нуждается в специализированном уходе и заботе.
  6. Неправильное понимание ответственности. Ситуация, когда взрослый ребенок постоянно влезает в какие-то неприятности, в долги. А родители, которые считают, что несут за него ответственность, раз они его привели в этот мир, и, возможно, подобное его поведение является результатом неправильного их воспитания, постоянно приходят на помощь. Тем самым оказывают взрослому человеку медвежью услугу, так как он всегда уверен, что родители в любой момент его выручат, своей головой думать не нужно.
  7. Страх родителей, что взрослый сын или дочь пропадут без их помощи. Ситуация, когда присутствует убежденность в том, что выросшее чадо не сумеет самостоятельно себя прокормить, одеть, обуть, даже если уже живет в отдельной квартире. Нередко в такой ситуации мать еще и приходит к своему отпрыску домой, чтоб убрать, навести порядок, постирать вещи, приготовить еду.
  8. Потребность в контроле. Ситуация, когда родители, которые постоянно принимали решения за своего ребенка, что-то ему запрещали, ограничивали, не желают прекращать это делать, несмотря на то, что рядом уже давно не малыш.
Читайте также:  Тренировка ума с помощью гимнастики для мозга

На моей памяти был случай, когда взрослый мужчина, у которого уже была жена и маленький ребенок, продолжал жить в квартире своей бабушки. Все, что он зарабатывал, спускал на свои гулянки, не думая о своей семье. Оставшись без денег, начинал требовать их у бабушки, которая его воспитывала вместо матери. Женщина отдавала последние деньги из своей пенсии, потому что боялась, что внук от нее уйдет, заберет с собой правнука, и она останется совсем одна.

Что должна уметь девочка в пять лет

Как и всякий пятилетний ребенок, девочка этого возраста должна иметь определенные бытовые навыки:

Что должна уметь девочка в пять лет
  • уметь ухаживать за собой в плане личной гигиены. Девочка обязана знать, когда нужно умываться, чистить зубы, принимать водные процедуры, как содержать в чистоте руки, лицо, одежду;
  • самостоятельно убирать за собой посуду после еды;
  • приготовить себе простой завтрак, например, насыпать в тарелку хлопья или сделать бутерброд;
  • уметь самостоятельно одеваться и обуваться соответственно погоде и времени года;
  • знать, как правильно пользоваться всеми столовыми приборами;
  • уметь правильно держать ручку, карандаш, пользоваться линейкой и ножницами;
  • убирать за собой игрушки, расставлять книги на полке;
  • застилать и расстилать свою кровать;
  • складывать в шкаф свою одежду и приготовить себе одежду для детского сада;
  • самостоятельно налить себе в стакан сок, воду или молоко;
  • знать элементарные правила безопасности и поведения в доме, на улице, в гостях, в общественных местах;
  • уметь отвечать на телефонные звонки и передавать информацию родителям;
  • знать денежные номиналы, правильно их называть, уметь считать и пользоваться деньгами;
  • при необходимости назвать свое полное имя, отчество, фамилию, свой домашний адрес и телефон мамы или папы;
  • правильно набрать номер и вызвать скорую помощь или службу спасения.

Девочки-пятилетки в умственном плане развиваются чуть быстрее своих сверстников-мальчиков. Но это не значит, что они учатся всему быстрее. Да, они спокойнее и усидчивее мальчиков, но в силу их природного развития (у них лучше развито левое полушарие мозга, отвечающее за речь и общение), они лучше воспринимают речевую информацию, чем визуальную.

Что должна уметь девочка в пять лет

Но, несмотря на отличие восприятия, девочки в пять лет должны уже уметь:

  • свободно считать и знать, как пишутся цифры до 10, и выполнять простые математические действия с цифрами до 5;
  • определять визуально и рисовать простые геометрические фигуры;
  • распознавать цвета и их основные оттенки;
  • называть по порядку дни недели, месяцы, времена года;
  • знать все буквы алфавита и читать слоги (или простые слова);
  • решать простые задачки на сложение, вычитание и на логику;
  • уметь оперировать понятиями: больше-меньше, лишний, похожие;
  • проводить параллели и ассоциации и находить взаимосвязь между предметами и событиями;
  • описывать картинку и составлять небольшой рассказ на основе ее описания;
  • отгадывать загадки;
  • делать выводы, основываясь на логически составленных цепочках;
  • складывать пазлы, мозаику, лепить из пластилина человечков, птичек и зверушек, рисовать связные картинки;
  • внимательно слушать сказку или историю и уметь пересказывать услышанное.

Но, учитывая особенность девочек в этом возрасте, не надо настаивать, чтобы она запоминала и умела делать вещи, связанные с пространственным мышлением. Схемы, карты, игры с лабиринтами, диаграммы и чертежи – это выше их понимания и способностей в этом возрасте. Позже, уже в школе, девочки «подключат» к мышлению свое правое полушарие и догонят мальчишек в этом направлении.

Что должна уметь девочка в пять лет

Зато интуиция и образное мышление у маленьких леди в этом возрасте развиты гораздо сильнее логики. И это помогает девочке в пять лет легко налаживать отношения с новыми людьми и выбрать для себя увлечение. Кружок по интересам или спортивная секция для пятилетней дошкольницы – это «самое то».

Мамина помощница

Девочку необходимо объяснять, что став взрослой, она будет должна уметь выполнять многие обязанности по дому. Это не значит, что мальчика не нужно учить убирать за собой посуду или помогать маме в уборке, но все-таки мужские обязанности некоторым образом отличаются от женских. А потому к пяти годам девочка должна помогать маме:

Что должна уметь девочка в пять лет
  • накрыть на стол (сервировать его) или убрать со стола после трапезы и вытереть посуду после мытья;
  • купить продукты в магазине, сложить их в корзину по списку и оплатить мелкие покупки;
  • при приготовлении пищи достать из холодильника необходимые продукты, сорвать на огороде зелень или овощи и помыть их, помочь размешать салат или тесто для блинчиков или оладушек;
  • вынести мусор, вытереть пыль с поверхностей, до которых она дотянется;
  • бросить грязное белье в стирку и уметь отсортировать цветное белье от темного и светлого;
  • вымыть раковину;
  • прибирать свои вещи и игрушки в комнате по местам;
  • ухаживать за домашним питомцем: уметь почистить его клетку (туалет) и накормить.
Читайте также:  Для чего делают УЗИ новорожденному ребенку

Чтобы не отбить охоту у девочки помогать маме, поощряйте ее инициативу и всегда старайтесь, чтобы она делала все дела с удовольствием и без понуканий.

Основные виды воспитания детей

Теперь мы остановимся на наиболее типичных видах воспитания детей. Они были разработаны не психологами, а подсказаны самой жизнью. Ученые только их классифицировали. Возможно, вы сможете увидеть в них свой вид воспитания (о чем, вероятнее всего, ранее вы даже не догадывались) и определить свои проблемы общения с сыном или дочкой.

Концепции воспитания детей имеют следующие виды:

  1. Авторитарное воспитание. Основано на том, что дети во всем беспрекословно должны слушаться маму и папу. Здесь у ребенка не может быть своего мнения. Формы воспитания сводятся к нравоучением и нотациям. Мальчика или девочку подавляют родительским авторитетом, что обычно приводит к психологическим травмам. Особенно в подростковые годы, когда ребенок постепенно должен выходить из опеки родителей. У него будет куча обид, которые будут формировать огромное количество проблем в будущем.
  2. Потакающее воспитание. В данном случае ребенок не знает, что такое слово «нет»: ему все позволяется, и в семье он является центром вселенной. Ему создаются условия тепличного растения: когда все делается за него, а он отдает родителям только приказания. Мамы и папы изо всех сил стараются, чтобы их чадо было всегда довольно. Однако, когда ребенок выходит в социум, он быстро понимает, где он и где центр вселенной. И нередко на этом мальчик или девочка психологически ломаются. К тому же, по отношению к родителям и окружающим он проявляет избалованность и эгоизм, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
  3. Развивающее воспитание. Родители ставят задачи дать своему ребенку максимальное развитие. Они стремятся заинтересовать его музыкой, рисованием, спортом, хореографией, вокалом и так далее. Конечно, развитие творческих способностей ребенка и его физическая активность – дело нужно. Но всего должно быть в меру. Ребенок не может быть постоянно занят. Он должен также играть и отдыхать: так он познает мир в естественной для него форме. Обсуждаемый тип воспитания грозит ребенку перенапряжением, срывом из-за того, что он него слишком много всего ожидают, заниженной самооценкой. Также родители при активном развитии малыша забывают прививать его моральные и этические нормы.
  4. Программирующее воспитание. Родители пытаются вырастить из ребенка того, кем они не стали сами. Они не учитывают желания и способности мальчика или девочки, а закладывают в него программу развития, которая, как им кажется, будет для него самой лучшей. Такое воспитание подавляет психику маленького человечка, а в случае неуспеха в обозначенной родителями теме у него будет и заниженная самооценка. В будущем он также будет не лидером, а только послушным исполнителем, независимо от своих собственных желаний.
  5. Эпизодическое воспитание. Бывает, что мамы и папы настолько заняты на работе, что на собственного ребенка у них не остается времени. С сыном или дочкой они видятся редко и разговаривают мало. В основном, общаясь с ним, они сразу же дарят ему подарки, а воспитанием детей занимаются няни, родственники, друзья, учителя, знакомые. Дети привыкают получать от родителей только материальное, у них нет близких, доверительных отношений, они воспринимают их по принципу — «давай и уходи».
  6. Личностно-ориентированное воспитание. Является наиболее благоприятным видом воспитания для ребенка. Родители развивают мальчика или девочку гармонично. Учитывают его мнения и желания, но не во всем ему потакают. Детей учат самостоятельности, уважать других, отстаивать свое мнение, общечеловеческим ценностям. При этом его развивают, к примеру, используя такой вид детского творчества как рисование, но в меру.

Подробнее о развитии творческих способностей детей – статья о изобразительной деятельности на Эвио-Клаб.

Как вести себя родителям подростка?

12 лет – сложный возраст. Из-за того, что у ребенка постоянно меняется настроение, происходят частые конфликты между ним и сверстниками, учителями и родителями. Конфликтные ситуации в свою очередь часто становятся причиной снижения успеваемости.

Родителям сейчас нужно набраться особого терпения и мудрости, чтобы обойти «острые» темы и ситуации. Негативное влияние переходного возраста пройдет быстро, при условии, что вам получится найти способы взаимодействия со своим ребенком. Попытайтесь понять, подростку сейчас и так нелегко, а ваши упреки и недовольства сделают лишь хуже. Если у вас получится построить с ребенком дружеские отношения в этот период, то такими они останутся и в дальнейшем. Главное для родителей сейчас – не только любить своих детей, но и проявлять это чувство, ведь теперь ваш ребенок превращается во взрослого.

Кризис первого года

В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.

Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.

Читайте также:  Капризы детей. Как избежать? Советы психолога

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора. Игра “Поезд”

Игра “Поезд”

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

Подвижная игра “Жмурки”

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

Игра “День и ночь”

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

Игра “Корзинки”

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

Игра “Хватай, убегай”

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель: Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Консультация для родителей “Влияние подвижных игр на развитие речи детей”.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Не заменяйте совместный досуг гаджетами

Маленький ребенок требует внимания и времени. И родители часто дают ему телефон или планшет, чтобы спокойно заниматься своими делами. Однако долгое использование игровых приложений, многочасовые просмотры мультфильмов оказывают негативное влияние на его здоровье.

«Не стоит надеяться, что гаджет сможет дать ребенку больше, чем общение с мамой и папой. Ведь он недополучает внимания и родительского тепла, постепенно погружается в виртуальную реальность, что в итоге может привести к нервным расстройствам. Кроме того, постоянное лежание или сидение на диване с электронным устройством не лучшим образом отразятся на осанке и зрении ребенка. Несмотря на всю занятость, стремление заработать и обеспечить детям лучшее будущее, советую родителям все же находить время на совместный досуг. Это могут быть подвижные игры, прогулки или просто беседы», — говорит Олеся Сергеичева.

Малышам до трех лет не следует давать в руки телефоны или планшеты. Дети от трех до семи лет должны проводить время перед экранами гаджетов не более 10 минут в день, а за компьютером — не чаще двух раз в неделю по 15 минут.

Проект «Здоровая Москва» завоевал Гран-при премии Eventiada IPRA Golden World AwardsМедицина онлайн: как попасть на прием к врачу, не выходя из дома

В Москве работают 40 детских городских поликлиник. Там не только оказывают квалифицированную медицинскую помощь, но и рассказывают мамам и папам, как правильно заботиться о детях, прививать им полезные привычки и формировать для них здоровый образ жизни.

Сегодня медицинские услуги для детей стало проще и удобнее получать благодаря порталу Так, например, родители могут записать онлайн к доктору одного или нескольких детей одновременно. Для этого надо воспользоваться электронной услугой «Запись на прием к врачу, отмена и перенос записи».

Кроме того, родителям больше не нужно приходить в медучреждение и лично писать заявление, чтобы ребенок наблюдался и получал медпомощь в поликлинике. Прикрепить ребенка к детской поликлинике или детской стоматологической поликлинике можно удаленно.