Как заставить подростка соблюдать ваши правила. Воспитание подростка

«Я сам!», – кричит малыш, желая без помощи мамы одеваться и обуваться. В 2-3 года возникает естественное желание самостоятельно выполнять самые простые действия. Задача родителей – постепенно научить ребёнка не только элементарному обслуживанию себя, но и выполнению работы по дому – тому, что пригодится во взрослой жизни.

Перевоспитание Подросток обманывает admin Ольга Соколова

Когда, Вы ловите своего подростка на лжи, то испытываете буквально ярость и желание строгого наказать дабы не повадно было. Читайте с главной

Перевоспитание Права и обязанности родителей admin Ольга Соколова

Личные права родителей — умение родителей отстаивать свои права очень важно и для правильного взросления ребёнка необходимое. Отстаивать право на уважение, добиваться уважения — этому нужно научиться. Начнём с того, что Вы любите и уважаете своего ребенка: — вы цените и поощряете способность вашего ребенка принимать решения, влияющие на его жизнь; — вы далеки от […]

Перевоспитание Козёл отпущения или прекращаем травить admin Ольга Соколова

Козёл отпущения — этому словосочетанию можно найти много синонимов. Неудачник, стрелочник, вечно виноватый итд. Сейчас мы поговорим не о том, почему травят и как прекратить преследования козла отпущения. Предлагаем материалы по интересующей теме:Особенности личности подростка В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической… Тревожность у детей дошкольного возраста […]

Когда у ребёнка появляются обязанности?

Самые первые обязанности – это обслуживание себя: умение есть ложкой, умываться, одеваться, обуваться. Не нужно пытаться все делать за ребёнка. Пусть даже поначалу он будет делать все медленно, проявите терпение – ведь каждый освоенный навык помогает развитию ребёнка, как умственному, так и социальному.

Когда у малыша появляется свое личное пространство в доме – уголок для игр и занятий, книжная полка и ящик с игрушками, а затем и своя комната – вполне естественно начать прививать ему умение поддерживать порядок в своих вещах.

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели. Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

«Химичить» или нет?

С появлением ребенка жизнь семьи меняется полностью: молодым родителям приходится пересмотреть не только свои привычки, но и буквально все, что их окружает. И вот после тщательного анализа обстановки, сделанного с поправкой на детский вопрос, выясняется, что квартира, прежде казавшаяся уютной и комфортной, на самом деле не что иное, как «концентрат опасностей»: вездесущие розетки, острые углы мебели, случайно забытая на тумбочке зарядка для телефона и, конечно же, грязные полы. Все надо держать под контролем и вовремя нейтрализовывать, дабы не заполучить проблем.

У любой уборки есть три простых правила: мыть и чистить надо сверху вниз, изнутри наружу, от окна к двери.

— Минимум химии во время уборки — это, пожалуй, главное, что надо запомнить молодым родителям, — советует директор клининговой компании Sky Clean Алексей Калинчук. — И неважно, что у вас в «закромах» — бытовая химия из ближайшего супермаркета или дорогая профессиональная. По возможности от ее использования лучше отказаться, так как ничего полезного в ней точно нет. К тому же большинство бытовых загрязнений водорастворимы, так что лучше несколько раз протереть какое-то место чистой водой, чем один раз, но со специальным составом.

«Химичить» или нет?

В том случае, когда без химии все-таки не обойтись (например, надо убрать жир на кухне или известковый налет в ванной), я советую применять специальные линейки продуктов со значками «Эко Лэйбл». Да, такие средства значительно дороже и встречаются в основном у зарубежных производителей, но, поверьте, это не пустой звук. Они действительно наносят наименьший вред здоровью человека и окружающей среде, а получить этот «знак качества» в Европе дорогого стоит: все жестко проверяется, тестируется и сертифицируется. Лидерами рынка традиционно являются немцы, также есть хорошие средства у английских и американских производителей.

Специалист отмечает, что зарубежная экохимия, как правило, продается в виде концентрата. Поэтому изначально «кусачая» цена будет значительно приятнее, если оригинальный объем мысленно умножить на два или три. Таким образом, одной бутылки обычно хватает на несколько лет использования.

Оптимально, если во время уборки с применением химии ребенок будет находиться на улице (даже не в другой комнате). По ее окончании необходимо провести сквозное проветривание помещений.

— Опять же не забываем о том, что в доме, где есть дети, всю химию надо прятать в недоступные места: повыше, подальше, под замок. Пускай новости, в которых малыши попробовали на вкус что-то не то, никогда не появляются в наших лентах. И даже если опустить момент с отравлением, в том, что какое-то средство будет случайно пролито и испортит напольное покрытие, тоже мало приятного.

«Химичить» или нет?

Вдобавок к вопросу о домашней химии: я бы не рекомендовал пользоваться самыми дешевыми средствами. Тут все логично: недорогое сырье низкого качества здоровья никому не добавит, зато принесет большую прибыль производителю, — рассуждает Алексей.

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Крики, ругань, оскорбления и тем более ремень можете выкинуть сразу – этими методами вы лишь расписываетесь в своей беспомощности и несостоятельности как родителя.

Читайте также:  Лучшие виды спорта для мальчиков: выбираем секцию правильно

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика. Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так. Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.

Не пропустите: Как заставить ребенка делать уроки: ТОП-10 эффективных способов

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Не перегните палку

Не стоит слишком жёстко требовать и настаивать — в ответ можете получить протест. Если видите, что ребёнок не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь. Но машинки нужно поставить на полку. Я сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты». И всё, не нужно накалять конфликт — убирание игрушек не должно стать неприятным процессом. Лучше вернуться к правилу уборки, когда оба будете спокойны.

Не нужно оставлять беспорядок только в комнате малыша «Везде в доме чисто, а почему тебя бардак?» Так не получится мотивировать выполнить задачу по наведению порядка. Научить делать что-то в раннем возрасте мы можем только вызывая интерес и удовольствие. Пока ребёнок мал, важно оставлять за ним право отказываться: «Хорошо, сегодня я соберу фигурки с пола. Как чисто и уютно стало!» — этого комментария будет достаточно. На следующий день у малыша будет лучше настроение, и он без напоминаний вернёт на полку все фигурки.

Со временем уборка перестанет быть проблемным процессом, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»

Процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок до трёх лет может отвлечься на другое занятие, и это нормально. Позвольте ему отвлечься, а затем помогите вернуться к наведению порядка. К примеру, вы вместе начали складывать конструктор, и малыш складывает в корзину все детали, кроме жёлтых. Это не самый эффективный способ уборки, но эта деятельность полезна для развития — ребёнок пробует сортировать детали по цвету. Дайте ему время (если никуда не торопитесь) и верните через пару минут к уборке.

Иногда нужно дать чуть больше времени — малыш доиграет и затем уже спокойно уберёт. Бывает, что ему нужно сделать паузу в игре. Он может прерваться, чтобы попить воды или даже взять другую игрушку. А позже вернётся к прежней игре, закончит её и поставит на место.

Ребёнка может отвлечь более эмоционально насыщенное событие. Он был увлечён каким-то занятием, лепил или играл, а в этот момент пришёл с работы папа. Малыш побежал его встречать, потом вернулся к занятию на пару минут, потом опять к папе — ведь нужно столько всего рассказать. И к игре больше не вернулся, не убрал её, потому что деятельность сменилась.

Если мы говорим о ребёнке до трёх лет, то он делает только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь его к уборке и он увлёкся другим занятием, нельзя прерывать его, чтобы принудить убрать предыдущее. Вы разрушите концентрацию на новом занятии, а прежнее малыш всё равно не уберёт толком. К тому же это будет манипулированием с вашей стороны, а то и принуждением.

Читайте также:  Гипоксия плода. Причины и последствия гипоксии у новорожденных

И в итоге получим протест, уныние и неприятные эмоции к уборке вместо гордости за ответственное отношение к домашней обстановке. Именно из последнего, а не из неприятного опыта принуждения, вырастает к трём годам осознанная привычка убирать вещи.

В описанной ситуации ребёнок примерно посередине между «с глаз долой — из сердца вон», и более старшей ответственностью: он помнит о прежнем занятии, и мечется между ним и желанием сосредоточится на папином присутствии. Ему бы хотелось всё и сразу, но самостоятельно выстроить очерёдность пока не получается. Когда вы видите, что малыш помнит, как он хотел клеить (собирать башню или сортировать), но одновременно хочется побыть с папой, напомните о предыдущем занятии и уборке.

Папа может предложить:

— Я вижу, ты собирал башню. Хочешь продолжить? Нет? Тогда давай ты уберёшь её на полку, пока я переодеваюсь, и мы с тобой поговорим.

— Как у тебя дела? Что делаешь? Строишь башню? Здорово. Хочешь, я подожду, пока ты достроишь, уберёшь, и мы с тобой пойдём ужинать?

СОВЕТ Мотивируйте правильно.

Иногда родители мотивируют детей на уборку предлагаю взамен сладкое, новую игрушку, а иногда даже деньги. Но все это работает только первые разы, а в дальнейшем ребенок будет требовать за свой труд все больше и больше, не понимая ценностей зарабатывания денег на эти вещи. В итоге ваше чадо просто не захочет убирать свою комнату без вознаграждения.

Правильная мотивация — ключ к порядку в комнате ребенка.

Иногда можно стимулировать уборку. Например, если у вас запланирован семейный просмотр мультфильма на вечер, то можно попросить всех принять участие в уборке. Мультфильм будет стимулом. Результатом этого является чистый дом и заслуженное время для отдыха.

В первую очередь все зависит от родителей, пока ребенок видит пример, получает должное внимание, растет в чистоте и порядке, правильно замотивирован и не измотан многочисленными дополнительными занятиям, он в любом случае будет стараться поддерживать своих родителей, помогать в уборке и убирать свою комнату самостоятельно.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».