Как Замотивировать Ребёнка На Учёбу: Советы Психолога

Учебный год только начался, а многие родители уже начинают искать полезную литературу и советы как мотивировать подростка на учебу? Сегодня важная тема — обсудим что делать, если оценки вашего школьника оставляют желать лучшего. Как сэкономить свои нервы и вдохновить ученика.

Умение учиться как активная жизненная позиция

Термин «умение учиться» родился в рамках так называемого деятельностного подхода в образовании. Возможно, вы слышали имена сторонников и основателей это научной школы: Выготский, Леонтьев, Эльконин, Давыдов.

В деятельностном подходе процесс учения – это деятельность ученика, направленная на становление его сознания и личности в целом. В этом учебном развитии главное место отводится активной, разносторонней и максимально самостоятельной познавательной работе ребенка.

Сравним с традиционным подходом. Родился он в советское время, когда перед государством стояла задача сделать школьное образование массовым. Обучение в школе стало обязательным и доступным для всех детей. В 1920-х годах решения власти достигли небывалых результатов: повысился уровень грамотности в стране, в школу смогли ходить дети даже из бедных рабочих семей.

На дворе 2020 год! Но принципы традиционного обучения до сих пор остаются в большинстве школ России, правда с небольшими модификациями. В традиционной школе дети получают знания, но так и не узнают, как научиться учиться. Вспомните свою школу: сидим ровно, внимаем словам учителя, делаем однотипные упражнения. Учитель — источник информации и контроля. Без его постоянных действий традиционное обучение не происходит.

СИТУАЦИЯ

Танечка очень стеснялась отвечать и переспрашивать. Ей нужно было время, чтобы подумать над ответами. В конце второго класса на родительском собрании ее причислили к «твердым троечникам», которым придется работать летом дополнительно. Папа Тани — чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию. «Моя дочь еле учится… Скажи, что тебе не хватает? У тебя есть все — отдельная комната, одежда, еда… Мама дома, тебе помогает. Нельзя учиться на хорошо и отлично? А что нас ждет дальше?» Но у Тани было свое самолюбие. Она хлопнула дверью и ушла на улицу. Никогда ей не было так одиноко… Родители разыскали ее на вокзале, догадавшись, что дочка отправится к бабушке в Минск… Таня подросла, подтянула учебу и уже выбилась в хорошисты, но до сих пор помнит реакцию отца на тройки и свое чувство одиночества и отчаяния.

Родители: «Наша дочь троечница… Нам стыдно ходить в школу на родительское собрание».

Ребенок: «Они меня не любят, потому что я какая-то не такая уродилась… Моя жизнь кончена…»

Отрицательные ярлыки («троечник», «неудачник», «недотепа») снижают мотивацию достижения у детей. Что проку стараться, если тебя все равно будут ругать за плохие отметки? Дети обнаруживают, что в школе есть «любимцы» и «изгои», «трудные» и «отличники». Этот ярлык — показатель статуса ребенка в группе, который, в свою очередь, становится стереотипом, управляющий поведением члена группы. Все знают, что Петя занимается футболом, он — спортсмен, а Маша хорошо решает примеры и задачи, она — умная. Если ярлык «хороший», он напоминает ребенку о достижениях и подбадривает его в трудные минуты. Если «плохой» — он усугубляет ситуацию, делает ее почти безнадежной, снижая самооценку у психически подвижных детей. У детей с сильной нервной системой он повышает уровень скрытой агрессии.

Объектом оценки должен стать не ученик, а результаты его усилий. Различают отметки и оценки. Отметки, как зарубки, метки, позволяют отслеживать и нам, и самим детям траекторию прогресса в обучении. Оценки — это невидимые колпаки с надписями, которые дети носят очень долго, после того как мы водружаем их им на головы. Корона. Маска. Клеймо. Если мы не можем им помочь, может, мы хотя бы не будем подрезать крылья?

Мы говорим | Они слышат
• Ты позоришь семью. У нас все оканчивали школу с золотыми медалями. | • Я — гадкий утенок.
• Если ты сейчас учишься на тройки, что с тобой будет дальше? | • Чем старше становишься, тем тяжелее и беспросветнее…
• Я не хочу даже знать, что ты получил двойку. Как хочешь, но чтобы домой приносил хорошие отметки! | • Я им безразличен. Их интересуют только мои отметки.
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
• Папа с дневником, в котором стоит «3», — дочке: «Моя дочка троечница…» • Ребенок: «Почему он расстраивается из-за одной-единственной отметки?.. Лучше бы помог…» | • Отец: «Я тоже думаю, что это недоразумение. Нужна помощь?»

Как мотивировать подростка? Практические советы!

Шантаж не помощник

Не используйте шантаж. Вы как родитель должны четко уяснить, что методы шантажа дают обратный эффект. «Будут тройки, не получишь новый телефон». Телефон, конечно, хочется, вот только учеба начинает вызывать все больше отвращение, так как воспринимается как преграда между желаемым и реальностью. Общение с подростками – очень тонкая и деликатная тема.

Доверие ребенка

Как мотивировать подростка? Практические советы!

Завоевать доверие и уважение непросто, а еще проще его потерять. Если ребенок живет в постоянном страхе и слышит угрозы и шантаж, то вряд ли вы выстроите доверительные отношения. При наличии этой проблемы общения искореняйте ее как можно раньше. Общайтесь с ребенком, больше беседуйте об интересах, узнайте какие предметы вызывают радость, уточняйте и понимайте какие предметы не нравятся и почему. Не навязывайте своего мнения, слушайте. Ребенку важно видеть, что вы рядом с ним, на его стороне, а не против.

Читайте также:  Как вызвать у ребенка интерес к учебе и вернуть мотивацию

Похвала

Ее любят все. Отмечайте достижения школьника, поощряйте их, хвалите. В начальных классах этого бывает достаточно, чтобы привить любовь к учебе. В любом возрасте любой человек оценит ласку и похвалу! Беспроигрышный вариант.

Хобби и интересы подростка

Каждый ребенок талантлив. Нет времени – отговорка. Несмотря на свою занятость уделяйте время увлечениям. Узнайте, что нравится вашего ребенку. К тому же часто увлечения подростка можно связать со школьными предметами, например, ваша дочь может любить книги (литература, русский, история), увлекается компьютером (информатика, английский), хорошо танцует (физкультура) и так далее. Сын много играет? Поговорите с ним о процессе создания игр? Какие знания могут быть необходимы для этого? Информатика, программирование, дизайн и так далее.

Дети – наше отражение

Как мотивировать подростка? Практические советы!

Лучшее воспитание – собственный пример. Глубоко убеждена, что если мама с папой работают и постоянно узнают новое, совершенствуются и внимательны к ребенку, то и он будет тянуться ко всему новому, проявлять интерес к учебе. Делитесь своими эмоциями и рассуждениями. Были на интересной конференции – поделитесь впечатлениями за семейным ужином. Получили новый проект – расскажите об этой, порадуйтесь всей семьей. Успех заразителен.

Знания повсюду

Отдать ребенка в школу и быть уверенным, что там его должны всему научить – это ошибка. Образование в России далеко от совершенства. Углубленное изучение, кружки по интересам, доступ к дополнительной литературе – обеспечьте ребенку возможности. Тратьте свое время на дополнительное образование школьника.

Самостоятельность

Очень полезное качество! От него же зависит ответственность и тесно связана безопасность. Общайтесь, рассказывайте подростку о необходимости быть ответственным. Будь то качественное выполнение домашних заданий без надзора родителей или поведение на переменах и по пути из школы домой. Стройте параллели между успешной учебой в школе и поступлением в ВУЗ.

Денежная мотивация

Как мотивировать подростка? Практические советы!

Отличный способ дать ребенку возможность проявить свои положительные качества и заработать дополнительные карманные деньги. Продумайте шкалу поощрения. При этом стоит ограничить спонтанные покупки «хотелок». Пусть ваш подросток сам своим трудом заработает на желаемую вещь.

«Труд сделает из тебя человека»

В запущенной ситуации тоже работает неплохо. Если лень главный спутник подростка, то воздействуйте на него трудом. Можно ограничить карманные деньги и позволить небольшие заработки, например, на время каникул. Низкооплачиваемая работа и график «на ногах» помогут понять все прелести низкоквалифицированного труда. А на контрасте можно беседовать о престижной работе в офисных центрах, прогуливаясь мимо них.

Выберите для себя подходящие рекомендации и попробуйте постепенно вводить их. Например, не стоит сразу прям приходить к подростку с расценками на учебу и предлагать деньги. Хвалите отдельные достижения, поощряйте их, постепенно предложите их систематизировать.

Практичные советы психолога

Как помочь ребенку хорошо учиться — советы психолога

Итак, что же нужно делать, по совету психологов, дабы ребенку было легче учиться.

1) Во-первых, следует обратить внимание на то, сколько жидкости потребляет ребенок. Именно ее недостаток вызывает быструю утомляемость, снижение концентрации внимания. Насыщая кровяные клетки кислородом, вода помогает повысить работоспособность и эффективность процесса обучения. Поэтому следует проследить, чтобы ребенок пил как можно больше жидкости, особенно работая за компьютером.

2) Необходимо научить ребенка (например, в игровой форме) навыкам планирования. Для этого можно завести ежедневник или блокнот, отмечая в нет цели или задачи. Каким либо способом помечать те дела, которые уже выполнены. В нем может быть записано все, например, домашнее задание, поход в школу или спортивную секцию – вся эта процедура пожжет спланировать время;

3) Нужно организовать рабочее место для занятий. И для этого желательно, но не обязательно должна быть выделена комната или специальный стол. Это может быть обычный стол, но в пределах досягаемости должны быть учебники и другие необходимые книги, а также канцелярские инструменты, чтобы ребенок не вскакивал и не расхаживал по квартире за той или иной вещью. Место должно быть хорошо освещено лампой. Еще необходим подходящий стул со спинкой. Также рекомендуется создать спокойную, не отвлекающую от учебы обстановку, это поможет школьнику сделать работу качественнее и быстрее.

Практичные советы психолога

4) Должен быть обеспечен постоянный режим дня. Для каждого ребенка он индивидуален, поэтому четких временных рамок и правил нет. Следует подойти к данному вопросу основательно, и в соответствии с особенностями ребенка. Например, кто-то хорошо делает уроки сразу придя со школы домой, кому-то нужно отдохнуть. Особенно важен режим дня тем детям, которые посещают помимо школы дополнительные секции или другие занятия.

5) Еще одним немаловажным моментом являются перерывы в работе. Ведь долго делать уроки совсем не значит хорошо их сделать. Большинство детей не могут долго быть сосредоточенными на одном деле, им необходимы перерывы. Есть временные нормы времени, которое нужно затрачивать младшим школьникам на подготовку домашнего занятия:

— один час – 1 класс;

— час-полтора – 2 класс;

— полтора-два часа – 3 и 4 класс.

В перерывах можно перекусить, или сделать разминку для глаз, рук или спины. В школе у ребенка нет возможности пройтись во время урока и выпить воды, если он устал, поэтому дома ему обязательно нужно это обеспечить.

6) Обучение ребенка конспектированию также важный элемент хорошей успеваемости. Следует помочь детям освоить некоторые приемы:

— не записывать все подряд, а выделять основное. Это помогает сэкономить время и силы, а также понять или немного запомнить информацию, которая записывается;

— писать разборчиво, так как обратное, а также частые сокращения приведут к трате нервов и времени при попытке прочесть и понять написанное;

— повторное прочтение конспекта с выделением цветом основных мыслей увеличит процент усвояемости материала.

Практичные советы психолога

7) Можно комбинировать разные способы, помогающие запоминанию: конспектирование, карточки с основными моментами, проверка задания третьим лицом;

Читайте также:  Как выбрать обувь ребенку до года и старше, ортопедическую и зимнюю?

8) Одним из наиболее важных моментов является оказание помощи школьнику, без оказания ему «медвежьей услуги». Основная цель обучения – научится делать это самостоятельно, справляться с трудностями самому. Помогать нужно советом, или примером, но не делать вместо него.

Неблагоприятные моменты учения следует преодолевать улыбкой, трудом, терпением. Все должно быть непротиворечивым и постоянным. Не нужно сравнивать детей между собой, сравнивайте ребенка с ним вчерашним.

Учитывая все вышесказанное, ответ на вопрос как помочь ребенку хорошо учиться становится более ясным. Советы психолога говорят об одном – доброжелательность главный ключ. Поэтому возьмите терпение, позитивное настроение, желание помочь своему ребенку и приведенные здесь советы – это и является той самой правильной помощью ребенку.

Узнайте прямо сейчас о самом полезном препарате Плантекс для новорожденных (инструкция по применению). От колик, запоров, вздутия, срыгивания и для нормализации пищеварения.

Домашнее задание

Для подготовки ребенка к самостоятельному выполнению домашних заданий необходимо пройти несколько этапов. Помните, что у детей это происходит по-разному: кто-то может этому научиться за неделю, а кто-то — за несколько месяцев. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и быть готовыми протянуть руку помощи. Во-первых, определите свое отношение к школьным отметкам: главное для Вас — десять баллов любой ценой либо интерес ребенка к познанию и уверенности в своих силах? Во-вторых, отучите себя от привычки исправлять каждую ошибку. Просто попросите остановиться и подумать, возможно, ребенок сам заметит и исправит свой недочет. Но и накапливать ошибки тоже не стоит, ведь это может снизить уверенность ребенка в себе.

Можно ли ругать ребёнка за плохие оценки?

Некоторые родители считают, что можно и нужно. Особенно этим увлекаются матери, которые считают, что их ребёнок самый лучший и должен быть во всём безупречен. Отцам такое поведение менее свойственно.

В действительности ругать и наказывать детей за ошибки и плохие оценки – грубейшая ошибка. Во-первых, это понижает их самооценку, и вместо «самого лучшего» ребёнка, уверенного в своих силах, мы получим отчаявшегося и упавшего духом, который считает, что ничего у него никогда не получится. Если у ребёнка что-то не получается, нужно ему помочь, а также убедить его, что ошибки – это нормально и без них понять предмет невозможно.

Вообще ребёнок нуждается во всесторонней поддержке родителей. Оставлять его одного ни в коем случае нельзя. Домашнюю работу родители должны внимательно проверять вместе с ним. За правильно сделанные задания и хорошие оценки его нужно хвалить и одобрять, но и за неудачи не следует ругать. Кстати, он может затягивать выполнение работы именно потому, что хочет попросить о помощи, но стесняется или боится сказать об этом. Необходимо присматривать за ним и наблюдать, не нужно ли ему ваше содействие.

Об отношении к оценкам – отдельное слово. Зацикливаться на них вообще не нужно, иначе ребёнок придёт к мысли, что учиться нужно ради цифр и хороших заметок от учителя. На самом деле учиться нужно только ради знаний. Плохая оценка вовсе не означает, что ребёнок не усвоил тему, что он глупый и неспособный. Снижение оценки может произойти по причинам, не связанным с получением знаний: плохой почерк, помарки, спешка и невнимательность в решении задачи при том, что в целом путь решения найден. Необходимо побеседовать с сыном/дочерью и вместе с ним разобраться, что привело к плохой оценке и как это можно исправить.

Как нужно планировать домашнюю работу

Нужно стремиться к тому, чтобы выполнять домашнее задание ребёнку нравилось. Он не должен воспринимать это как пытку или тяжёлую обязанность: ему нужно понять, что уроки он выполняет только для себя – полученные знания обязательно пригодятся ему в жизни. Не последнюю роль играет самочувствие ученика.

Чтобы выполнение уроков было быстрым и эффективным, необходимо разобраться, что именно задано на дом. Не стоит делать все предметы подряд. Их нужно рассортировать по нескольким разрядам:

  1. Простые и сложные.
  2. Письменные и устные.
  3. Любимые и нелюбимые.

Не нужно начинать со сложных и нелюбимых предметов. В первую очередь необходимо заняться самыми любимыми заданиями, к тому же достаточно простыми. В этом случае после первых предметов ребёнок не устанет, а наоборот – приободрится и «войдёт во вкус». Сложность должна нарастать постепенно.

Что касается устных и письменных заданий, то здесь выбор может быть сделан по-разному, в зависимости от предпочтений ученика. Однако некоторые психологи рекомендуют не начинать делать домашние задания с заучивания стихотворений – их лучше перенести в самый конец.

Поначалу такое планирование может занять несколько минут; к тому же не всегда с первого раза ученик может определить, что ему больше нравится, а что меньше. Но впоследствии «сортировка» уроков будет происходить моментально и автоматически.

Виды учебной мотивации

Мотивация учебной деятельности традиционно делится на два вида: устойчивая и неустойчивая. Первая появляется, когда ребёнок увлечён чем-то глубоко и надолго, стремление к развитию в этой области идёт изнутри. Вторая имеет кратковременный характер и появляется, когда что-то поразило детское воображение. Она встречается чаще, и дети с лёгкостью меняют пристрастия, сменяя один кружок на другой, например, испытывая восторг сегодня от танцев, а завтра от футбола.

Виды мотивации учащихся к учебной деятельности бывают нескольких видов:

Виды учебной мотивации

☑️ Познавательная (стремление увеличить интеллектуальный багаж);

☑️ Коммуникативная (увеличение круга общения через повышение своего статуса);

☑️ Эмоциональная (повышение самооценки, получение удовольствия от процесса познания);

Если ребёнок не испытывает интереса к учёбе, это приводит к хронической неуспеваемости. Мотивация ребёнка к обучению в подавляющем большинстве случаев зависит от родителей, которые неосознанно совершают ошибки в процессе воспитания:

Виды учебной мотивации

1. Занижение самооценки. Программа на не успешность. Это случается, когда родители сообщают сыну или дочери, что из ничего путного не вырастет. И что им прямая дорога в дворники, если не возьмутся за учёбу. Такая позиция программирует детей на занижение самооценки, он ощущает страх, неуверенность, теряет энтузиазм и бросает начатое дело при первой же неудаче.

Читайте также:  13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

2. Запугивание и обман. Оба эти приёма безвозвратно разрушают доверие между родителями и детьми.

3. Слишком высокие требования к ребёнку, без учёта его реальных возможностей.

4. Заигрывание с ребёнком, обмен материальных благ на высокие оценки. Если школьник знает, что успеваемость поощряется дорогими подарками, это входит в привычку. Впоследствии он станет требовать награду за успехи и выполнение любой просьбы родителей превратится в торг. При таком воспитании ребёнок нацелен только на вознаграждение, а не на самосовершенствование.

Виды учебной мотивации

5. Мотивация успехом. Порой родители убеждают ребёнка в том, что он должен идти к успеху, прилагая все усилия. Это гарантирует ему высокий статус в будущем. В итоге из таких детей вырастают люди, для которых успех — главное в жизни, они всё для этого делают и добиваются результата, но готовы принести в жертву всё, в том числе и самих родителей.

6. Слишком большая нагрузка сопутствующими внешкольными занятиями. Современные родители часто считают, что ребёнок должен быть «загружен» и после уроков. Его записывают на разные секции и кружки, не оставляя свободного времени. Неокрепшая психика может не выдержать такого давления, а проявится это в безразличии к учёбе.

Как делать уроки

Школьный тайм-менеджмент

Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.

Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.

Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.

Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.

  1. Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6–7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.
  2. Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.

Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час; 2 класс — 1 час — 1,5 часа; 3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов); к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.

но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.

Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.

Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:

  • могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей — мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);
  • могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;
  • спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;
  • кухонные таймеры;
  • записанный на телефон звук школьного звонка.

При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.

Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.

Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке. Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет.

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни. Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно.

Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.