Как воспитывать подростка? 8 советов для родителей

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Симптомы кризиса

Вот основные признаки кризиса первого года:

  • Вы сильно устаете, и даже сон не приносит отдыха. Нередко после относительно спокойного дня вам кажется, что вы грузили вагоны;
  • Вы стали мало разговаривать с супругом. Раньше вы обсуждали все на свете, а теперь обмениваетесь короткими репликами, и только о ребенке — словно других тем больше не существует;
  • Вы постоянно недовольны мужем, вам кажется, что все он делает не так или слишком мало и неохотно. Хочется высказать ему свои претензии, но вы подавляете раздражение и копите негативные эмоции;
  • Вы ощущаете дискомфорт от финансовой несамостоятельности;
  • Вы считаете, что ваши сексуальные отношения отошли на десятый план. И даже если на фоне глобальной усталости вас это устраивает, то супруга — явно нет.

Если вы обнаружили у себя эти симптомы, нужно разобраться, из-за чего возник кризис и как выйти из него с наименьшими потерями.

Чего нельзя делать во время кризиса:

– выходить из себя, кричать, даже когда отношения накалены;

– критиковать мужа за инициативу, направленную на ребенка (то, что он надевает памперс задом наперед или кормит не той ложкой, не так важно);

– постоянно жалеть себя, даже если для этого есть поводы;

– говорить плохо о другом родителе в присутствии малыша;

– манипулировать ребенком в процессе ссор и разногласий.

добрых советов родителям первоклассника в период адаптации к школе

  1. Ребенок еще читает по слогам и не решает алгебраические уравнения? Не стоит торопить события и ждать домой взрослого школьника. Главный мотив первоклассника все еще игровой и внешний, позиционный. Детям нравится представлять себя «важными», ведь у них теперь есть портфель, как у папы, и красивые ручки, как у мамы.

  2. Старайтесь интересоваться школьной жизнью вашего ребенка ежедневно. Первоклассники очень эмоциональны, их восхищает все то, что они увидели и прочувствовали в школе в течение дня. Дети могут долго рассказывать о новом вкусном блюде в школьной столовой, о том, какая красивая у них учительница и какого цвета бантики у одноклассницы Насти. Важно слушать и активно участвовать в процессе обмена пережитым, иначе в следующий раз у ребенка пропадет желание что-либо рассказывать о школе.

  3. Задавайте своему ребенку конкретные вопросы : «Что сегодня интересного было на математике?», «С кем ты сегодня играл на перемене, на прогулке?», «Как зовут твоего соседа по парте? Чем он увлекается?»

Многие родители переживают: прошел месяц, как ребенок ходит в школу, а друзей у него до сих пор нет. «Сегодня с Ваней дружит, завтра с Олей, а на днях перезванивались с Колей из параллельного класса» – почему так? Ответ – в пункте №4.

  1. В жизни первоклассника будет еще много новых впечатлений, друзей и приятелей: главное – не навязывать ребенку дружбу с конкретными детьми. Они сами – по интересам, по схожести темперамента, характера, – находят себе друзей. Ошибку делают те родители, которые навязывают дружбу своим детям: «Посмотри, какой хороший Петя, добрый, вежливый, не конфликтный. Играй и дружи только с ним! А Толя – забияка, не подходи к нему!» В первые несколько месяцев школьной жизни ребенок должен самостоятельно выстраивать отношения с одноклассниками – это важно для развития навыка конструктивного общения.

  2. Важно радоваться положительным моментам общения с одноклассниками вместе с ребенком. Например, он с восторгом рассказывает о том, как помог своему товарищу – поделился на уроке своим любимым красным карандашом или новым ластиком. Как сегодня, преодолев страх, вышел к доске и выступил перед всем классом.

Читайте также:  Йога для здоровья: чем полезна для женского, мужского здоровья

Такое поведение достойно восхищения: ребенок не только добрый, но и уверенный в себе школьник. Такие чувства можно и нужно выражать: «Я горда и рада, что у меня ….», «Мне так приятно слышать от тебя, что ты…», «Как я радовалась, когда учительница говорила о тебе…» – и так далее.

Почему так происходит?

Так как ребенок физически растет: прибавляет в росте, весе. Нервная система тоже должна развиваться.

Но с приобретением новых навыков, таких как: научился ходить, кушать ложкой и прочие, а так же таких новых факторов: как мама вышла на работу или поход в садик — могут очень сильно подорвать ее.

Поэтому мы наблюдаем эти кризисные моменты. Это своего рода адаптация нервной системы и психики ребенка к новым жизненным обстоятельствам. Таким образом происходит ее становление, чтобы в будущем получить уравновешенную и адекватную личность.

Расскажите о своих неудачах

«Я один во всем мире», «Тебя никто не понимает», «В моей жизни одни проблемы и неудачи»…. Это не просто банальные фразы, а реальность, с которой многие сталкиваются в подростковый период. В такие моменты важно поддержать ребенка рассказом о своих подростковых переживаниях или ошибках. Только делать это нужно очень деликатно, не обесценивая эмоции ребенка.

«Вы не понимаете!» — часто слышат родители подростков. Покажите детям, что это не так. Что вы всегда рядом, готовы выслушать, поддержать и рассказать о своем опыте. Возможно, даже из взрослой жизни, ведь и в ней постоянно приходится преодолевать трудности. Завоевать доверие можно, только проявляя искренность и рассказывая о своих неудачах.

Пережить кризис подросткового возраста у своего ребенка реально

Старший ребенок – это не третий родитель

А вместо этого старший ребенок порой оказывается на положении «младшего родителя»: сперва на него перекладывают функции домашнего помощника (принеси, отнеси, подай, убери), затем няни (поиграй, погуляй, развлеки, накорми), а затем и родителя (обучи, объясни, покажи, как правильно).

Нужно сказать, что такая система (как говорили в народе, «сперва родили няньку, а потом ляльку») – норма в традиционном воспитании, где на старшую девочку перекладывается обязанность по воспитанию младших детей, в то время как родители и старшие сыновья заняты вопросами пропитания семейства. Именно к «родовым корням» обычно апеллируют те, кто активно вовлекает взрослых детей в воспитание младших.

Но мы давно не живем родовыми общинами, и внезапное внедрение таких элементов традиционного быта скорее травмирует, чем воспитывает подростка. Он чувствует себя изъятым из привычной среды, предыдущая схема развития сломана, новая – не выстроена.

Рекомендации для родителей «Кризис лет»

Рекомендации родителям (кризис 7-ми лет)

  1. Все негативные симптомы кризиса 7 лет у ребенка связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований дома и в школе.

    Слишком много в одночасье переходит в категорию «нужно делать», а у ребенка сразу же появляется бесконечное «не хочу – не буду».Корректно завуалируйте ваши «должен» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить.

    Расскажите поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример такого поведения.

  2. В кризисные 7 лет ребенок уже может принимать решения, основываясь на личном опыте. В период очередного отказа не насилуйте его своим авторитетом – напомните как ему было холодно, когда он недостаточно хорошо оделся или как болел животик в прошлый раз от такого количества сладкого.
  3. Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его. В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением.
  4. Разрешайте вашему чаду расслабиться за любимой игрой, при этом повторяйте слова, заданные на дом. Или рисуйте буквы вместе цветными маркерами. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка.
  5. Особенностью кризиса 7 лет является непослушание. Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его.

    Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым.

    Во время кризиса 7 лет психологи рекомендуют общаться с ребенком на равных: задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

  6. В кризис семи лет ребенок хоть и взрослеет, но все же глубоко еще остается ребенком. Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом. Так вы смещаете авторитарную позицию с себя и сглаживаете «необходимость что-то делать» с помощью прочих факторов.
  7. Важная рекомендация во время кризиса ребенка в 7 лет: не относитесь к ребенку как к своей вещи. Да, вы его родили и вырастили, но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас.
  8. Самые сильные проявления симптомов кризиса 7 лет происходят именно из-за поведения родителей.

    Когда все начинается, не считайте, что ситуация выходит из-под вашего контроля, и не думайте, что ваша «игрушка» сломалась. Не бросайте все силы, чтоб ее починить.

    Вы должны справиться со своими родительскими чувствами и понять, что ребенку сейчас куда труднее вас. Вы рука об руку должны вместе пройти этот кризис 7 лет.

Ваша основная задача, как родителя, поддерживать и направлять ваше чадо в этот важный и не простой для вас обоих период.

Доктор Комаровский о кризисе трех лет у ребенка – видео

— Что делать, если ребенок не слушается—? И вообще, почему это он вдруг стал непослушным и капризным? В этом видео доктор Комаровский очень доступно и просто объясняет, что происходит с детьми в этом возрасте и какие меры должны предпринимать родители вместе с бабушками и дедушками. Какие правила являются неизменными в воспитании детей, и как пережить кризис 3 лет у ребенка.

Итак, кризис 3 лет, как и любой другой кризис – это достаточно непростой период в жизни детей и родителей. У кого-то это время проходит незаметно и практически безболезненно, а кому-то стоит очень потрудиться и набраться терпения.

Родители! Нам стоит не забывать, что, несмотря на всю вредность, нашим детям в такое время тоже нелегко и чем более ласковыми и терпеливыми мы будем с ними , тем легче и быстрее мы сможем преодолеть этот кризис.

Обязательно прочитайте о методиках раннего развития детей: методике Домана, методике Никитиных и методике Монтессори.

Как вы преодолевали этот период в вашей семье? Какими способами находили общий язык с ребенком и учились с ним договариваться? Делитесь своими историями и советами и обязательно оставляйте комментарии.

Продолжительность кризисного периода

Начало кризисного периода связывается с получением статуса школьника, предполагающим значительные изменения условий существования малыша: новый коллектив, обязательства, навыки. На основе проведенных исследований выявлено, что этот период обычно продолжается несколько месяцев в зависимости от особенностей конкретного ребенка и поведения родителей.

Можно выделить несколько этапов кризиса:

Продолжительность кризисного периода
  • ребенок осознает необходимость идти в школу, следовательно, он повзрослеет, станет более важным;
  • малыш пытается овладеть своим эмоциональным состоянием, начинает общаться спокойнее;
  • полное осознание нового статуса.

Как вести себя: советы психолога

Итак, кризис 7 лет наступил, и с этим надо что-то делать. Однозначно нельзя пускать эту ситуацию на самотёк, думая, что всё само закончится без последствий. Психологи дают чёткие рекомендации, что делать родителям и учителям в этот непростой период, как пережить его самим и ребёнку без психотравм и ярко выраженных конфликтов:

  1. Требования и приказы заменить просьбами.
  2. Демонстрировать соблюдение новых правил собственным примером.
  3. Заменять игровую деятельность учебной постепенно. Оставить время и место для любимых детских игр.
  4. Уважать решения ребёнка. Выслушивать. Аргументировать отказы. Предоставлять хоть немного свободы.
  5. Учить на собственных ошибках (разрешить лечь поздно, а наутро, когда он будет чувствовать себя плохо из-за недосыпа, акцентировать на этом внимание).
  6. Уделять достаточно времени и внимания, помогать с домашними заданиями.
  7. Вместе с ним соблюдать режим дня.
  8. Обсуждать с ним то, что произошло в течение дня, какие эмоции он испытал, что сделал правильно, а что нет.
  9. Постоянно быть на связи с учителем, совместно решать возникающие трудности.

10 «нельзя»: памятка для родителей

  1. Не повышать голос.
  2. Не критиковать учителя и других взрослых в присутствии ребёнка.
  3. Не нарушать тех правил, которые он должен соблюдать.
  4. Не тащить сразу в больницу или на приём к психотерапевту.
  5. Не относиться к нему как к маленькому. Понять и принять первый этап настоящего взросления.
  6. Не паниковать, не обвинять себя в неправильном воспитании.
  7. Не наказывать физически.
  8. Не ограничивать в общении со сверстниками.
  9. Не сравнивать с другими, не критиковать, а мягко (и только наедине!) указывать на ошибки.
  10. Не игнорировать проблемы в школе (будь то неуспеваемость или конфликты с одноклассниками).

Если кризис 7 лет становится настоящей катастрофой, родителям может понадобиться помощь педагога или школьного психолога. Главное — сообщить им о проблеме, о неуправляемом поведении новоиспечённого школьника. Они помогут ему адаптироваться, найдут профессиональный подход, поработают с ним индивидуально. Учитель сможет уделять ему больше внимания, изменить к нему какие-то требования, чтобы облегчить переход из детского сада в начальную школу.

Развитие ребенка в лет

Ребенок в семь лет – уже сформировавшаяся личность. Он идет в первый класс и уже способен систематически получать и усваивать значительный объем знаний. В тоже время он по-прежнему остается ребенком и нуждается в свободном времени для игр. Также необходимы ему любовь и признание родителей, к семи годам малыш становится очень ранимым, он болезненно воспринимает свои неудачи и неодобрение со стороны взрослых.

Обычно к семи годам ребенок уже умеет:

  • пересказывать или рассказывать длинные связные рассказы;
  • разделять слова на слоги;
  • правильно рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать их, уметь обращаться с ножницами;
  • считать до 20, и в обратном порядке;
  • запоминать до десяти названных слов;
  • рисовать сюжетные рисунки;
  • одеваться;
  • решать логические задачи.