Как развивается и что умеет ребенок в 4 года

Что должен уметь ребенок в 4 года? Равновесие и координация движения уже настолько развиты, что малыш умеет стоять и прыгать на одной ноге, крутить педали двухколесного велосипеда. Также заметен большой прогресс в развитии мышления, памяти, внимания, речи.

Воспитание ребенка лет. Что нужно знать родителям?

  1. Первый и невероятно важный пункт – это развитие личности. Именно в этом возрасте, до 5 лет, нужно приложить максимум усилий, постараться вложить в свое чадо как можно больше, ради его будущего. Ребенка нужно учить самостоятельности, принятию решений, способностью думать своей головой, не сравнивать себя с другими, не пытаться быть похожим на кого-то из ребят «из крутой компании», нужно учить постоять за себя.
  2. Воспитание сочувствия. В 4 года ребенок знакомится с новыми чувствами и эмоциями общаясь со своими сверстниками. Очень часто, столкнувшись с чем-то новыми, он не знает как себя вести, может сделать все что угодно. Родителям нужно научить правильно реагировать на ту или иную ситуацию.
  3. Ребенок должен знать, что мамино или папино «нет» означает «нет». Даже в общественных местах, нужно научить ребенка понимать это, не закатывать истерики пытаясь манипулировать родителями. Но в то же время, никогда не в коем случае нельзя наказывать ребенка унижением, потому что такой ход может оставить сильную травму и когда-нибудь в будущем она может вылезти и составить множество проблем ребенку. Особенно не стоит унижать своего ребенка перед посторонними людьми, ребенок всегда должен чувствовать, что родители уважают его достоинство.
  4. Родителям стоит набраться терпения, потому что, если они хотят, чтобы ребенок услышал все их наставления и советы, нужно быть готовыми к тому что все слова нужно будут повторять по нескольку раз. Дети не всегда слушают внимательно или помнят все наставления и уроки, что говорили им родители. Важно говорить спокойно и не быстро что бы малыш усвоил сказанное.
  5. Никогда нельзя ограничивать полет мыслей и фантазии ребенка. 4 года – время, когда дети выдают много очень разных историй, игр, рисуют может быть непонятные родителям вещи, но ребенок так видит, его нельзя ограничивать в этом, иначе родители рискуют вырастить человека, не умеющего думать самостоятельно и зависящего от мнения окружающих.
  6. Маленькому ребенку очень важно, что б его слушали. Мама и папа должны уделять этому много внимания, даже если им не сильно интересно какой покемон лучше или почему фея Хлоя нравится дочке больше чем остальные. Если ребенок это родителям рассказывает, значит ему это важно, и он хочет этим поделиться. Если не послушать сейчас про фей и покемонов, то не стоит удивляться потом, если дочь не расскажет маме о своих подругах и парнях.

Общее развитие ребенка в года

Ребенок в 4 года вступает в следующий этап своего взросления – младший дошкольный возраст. Шумный и капризный трехлетка превращается в послушного и улыбчивого малыша. Кризис негативизма успешно миновал. Отныне все поступки ребенка будут продиктованы стремлением понравиться и угодить родителям, близким людям.

Важные для ребенка взрослые должны особенно следить за своим отношением к нему, способами реагирования на его поступки и собственным эмоциональным состоянием в целом. Малыш становится уязвимым и беззащитным из-за своей привязанности к ним. Сейчас его легко ранить и обидеть неправильным действием, словом, интонацией. А это может навсегда разорвать тонкую нить связи и доверительных отношений между ребенком и окружающими его близкими родственниками.

Психическое развитие ребенка в 4 года наполняет его эмоциональную жизнь новыми оттенками чувств и впечатлений. Кроха может грустить, тосковать, печалиться, испытывать стыд. Подобные проявления, пугающие бдительных родителей, совершенно нормальны и являются результатом формирования душевной организации малыша. Несмотря на резко возросшую самостоятельность, важно продолжать уделять достаточно внимания, вовлекать в совместную деятельность и не забывать про волшебную силу похвалы, которая, конечно, должна оставаться адекватной и соизмеримой его достижениям.

Читайте также:  Делаем фотоальбом для малыша своими руками по технике скрапбукинга

Физическое развитие ребенка в 4 года характеризуется снижением двигательной активности. Если раньше потребность в движении была определяющим инстинктом в жизни, то сейчас в действиях на первый план выходит осознанность и контроль. На данном этапе специалисты рекомендуют много гулять и играть с малышом в подвижные игры. Хорошим подспорьем станет спортивная секция или танцевальный кружок. Ребенок в 4 года уже готов к регулярным организованным занятиям в коллективе сверстников. Это дисциплинирует его, помогает развивать волевой характер, учит добиваться поставленной цели.

Особенности психологии развития девочек в пятилетнем возрасте

Считается, что воспитывать девочек проще – они спокойнее, послушнее мальчиков и имеют более мягкий и покладистый характер. Хотя поведенческая психология маленьких принцесс и их развитие в корне отличается от поведения и развития маленьких рыцарей, многие родители дочерей считают, что в их воспитании есть свои сложности.

В пять лет девочка становится:

  • импульсивной;
  • хитрой и часто старается обмануть родителей;
  • капризной и плаксивой;
  • впечатлительной;
  • склонной к преувеличению своих страхов;
  • неуверенной в себе;
  • упрямой;
  • склонной к стрессам и плохому настроению.
Особенности психологии развития девочек в пятилетнем возрасте

Но в то же время она очень любит, когда ее хвалят, делают ей комплименты и дарят подарки.

Чтобы не развивать в девочке негативные черты характера, родителям стоит уделять много времени ее воспитанию. Им необходимо продумать, как оградить впечатлительную леди от отрицательных эмоций и от психологических нагрузок. На девочку в этом возрасте нельзя давить, постоянно ругать за что-то, критиковать, заставлять что-то делать через «не хочу».

В пять лет девочки стараются подражать поведению мамы, и поэтому маме стоит следить за своими эмоциями и поступками. Но малышка не всегда копирует маму в своем поведении. Очень часто осознание собственной уникальности, которое ей прививают родители, или выбор кумира (не обязательно из жизни, это может быть, например, и мультгероиня) приводит к тому, что она будет отстаивать свое мнение в выборе одежды и стиле поведения вплоть до истерик и капризов.

Как проводить встречу?

  • Установите контакт. Начинать с нравоучений не стоит. Вам поможет доброжелательность, коммуникабельность, приветливость. В процессе общения можно выяснить причины тех или иных проблем в развитии ребенка, если они имеют место.
  • Подготовьтесь к встрече. Учитывая возраст конкретного ребенка, стоит приготовить небольшой список рекомендаций, раздаточный материал.
  • Дайте несколько ненавязчивых рекомендаций.
  • Предложите родителям самим задавать вопросы.

Очень важно наладить контакт. Составив подробную памятку, вы можете дать родителю конкретный рецепт воспитания и обучения.

Интеллектуальное развитие

Малыш в 4 года должен уметь:

  • складывать пазлы из 4-6 частей;
  • различает предметы по признакам;
  • умеет считать до 10 в правильной последовательности;
  • узнает в тексте цифры и буквы;
  • пробует писать цифры и буквы;
  • знает основные геометрические фигуры, пробует их рисовать;
  • может определить положение объекта в пространстве: спереди, сзади, сбоку, сверху, снизу, над, под, посредине;
  • может путать правую и левую сторону;
  • сравнивает предметы, разграничивает их по признаку: большой/маленький, узкий/широкий, короткий/длинный, легкий/тяжелый, мягкий/твердый;
  • рисует, лепит, строит из конструктора по схеме;
  • хорошо видит недостающие детали, элементы в предметах;
  • обобщает слова, называет группы предметов;
  • находит лишнее среди однородных предметов;
  • видит путаницу в картинках, исправляет ошибки;
  • определяет времена года по рисунку и описывает погоду;
  • запоминает логические пары слов;
  • умеет подобрать антонимы, иногда с подсказкой взрослых;
  • запоминает текст на слух;
  • знает названия домашних и диких животных;
  • называет овощи и фрукты;
  • знает названия распространенных цветов и деревьев.

В этом возрасте дети любят пазлы, мозаику, конструктор. Также в игровой форме можно использовать различные пособия для занятий: карточки с предметами, словами, цифрами, геометрическими фигурами, игры-ассоциации. Они развивают память, внимание, воображение, логику.

Особенности детского мышления

  • Образное мышление. В этом возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление постепенно переходит в образное. Это значит, что ему уже не обязательно видеть и держать предмет в руках, чтобы думать о нем. В 4 года малыш умеет использовать зрительные образы, которые заложены в памяти. Так зарождается абстрактное мышление.
  • Память и эмоции. Дети намного лучше запоминают то, что их впечатляет. Чем больше позитивных эмоций, тем больше откладывается образов и впечатлений. Эмоциональная память играет важную роль в психическом, интеллектуальном развитии ребенка.
  • Концентрация внимания. Дети этого возраста пока что не способны длительно воспринимать информацию. Интеллектуальную деятельность нужно чередовать с активными, подвижными играми. В этом возрасте еще возникают трудности с письмом и чтением, потому что малышу не хватает усидчивости, концентрации внимания на одном объекте длительное время. Также его внимание избирательно, то есть он будет увлечен тем, что ему интересно. Уже в этом возрасте можно наблюдать таланты и врожденные способности детей.
Читайте также:  Какие сказки читать для развития речи ребенка

В четыре года четко сформировано предпочтение правой руки, гораздо реже — левой. Нужно стараться развивать обе руки. Ведь мелкая моторика способствует интеллектуальному развитию. Левое полушарие — это логика, анализ, речь. Правое — воображение, символы, пространственная ориентация, творческое мышление. Если ребенок левша, не рекомендуется корректировать и приучать его писать правой рукой. В редких случаях моторные навыки обеих рук развиты одинаково хорошо.

Психическое развитие детей 4-х лет

Согласно исследованиям в области психологии, к 4 годам дети чувствуют себя взрослыми, в их лексиконе появляется слово сам, они стараются избегать помощи взрослых, при этом неосознанно берут с них пример.

Внимание

В 4 года ребенку присуща рассеянность, но дети способны:

  1. Концентрировать внимание на 5-15 минут.
  2. Повторять несложные действия в верной последовательности.
  3. Складывать небольшой пазл без помощи родителей.
  4. Ориентироваться в знакомых местах (двор возле дома, детский сад).

Мышление

Возрастает познавательная деятельность. Через игры дошкольник проявляет следующие навыки, которые сигнализируют о нормальном развитии мышления:

  1. Находит лишний предмет среди похожих.
  2. Собирает и разбирает пирамиды.
  3. Группирует предметы по признакам.
  4. Находит противоположные по значению слова, предметы.
  5. Отличает родной язык от иностранного.
  6. Сравнивает предметы по заданным критериям.
  7. Решает легкие головоломки.

Память

Отмечается пик активности памяти, поэтому в этом возрасте нередко с детьми начинают изучение иностранных языков.

Ребенок должен уметь:

  1. Пересказать небольшой рассказ, ситуацию, которая произошла с ним или со знакомым.
  2. Учить наизусть стихотворения.
  3. Самостоятельно находить дорогу из знакомых мест (детский сад, магазин, дом родственников).
  4. Запомнить несколько предметов и перечислять их.
  5. Повторять недлинные фразы, буквы или цифры, которые произнесены вслух.

Эмоциональное развитие

В таком возрасте дети только учатся выражать свои эмоции, хотя это не всегда получается, формируется культура человека, которая определит его дальнейшую жизнь.

Особенности эмоционального развития в этом возрасте:

  1. Дети должны испытывать чувство сострадания при виде чужого горя.
  2. Дети понимают настроение близких людей, боятся чужих.
  3. Различают эмоции, представленные на фотографии.
  4. Усиливается чувство вины и ее признание, за чем должно следовать извинение.

Социальная адаптация

Дети активно заводят новых друзей, не стесняются знакомиться на детской площадке. Необходимо поощрять это умение. Дети еще не умеют уступать, поэтому со сверстниками могут возникать ссоры, которые быстро прекращаются.

В этот период наблюдается гендерное разделение увлечений мальчиков и девочек. Последние помогают маме воспитывать младших детей, делать уборку, интересуются нарядами и куклами.

Мальчики больше времени проводят с папами и перенимают их хобби: увлекаются машинами, компьютерными играми и проч.

Бытовые навыки

В 4 года дети должны знать, как самостоятельно одеваться, есть, уметь понимать свои естественные потребности. Ребенок различает столовые предметы и делает правильный выбор при приеме пищи. Дети способны выполнять мелкие поручения по дому: убрать за собой посуду, сложить одежду в шкаф.

Психические достижения

То, что будет понимать и демонстрировать ребенок в год, напрямую зависит от взаимоотношений с родителями, времени, которое они ему уделяют, правильно подобранным упражнениям, занятиям и игрушкам.

Один из важнейших навыков, который начинает появляться у годовалого малыша — речь. Способность говорить дает мощный толчок психическому развитию. В этом возрасте словарный запас еще невелик, от 2 до 15 простых слов.

Многих родителей пугает затяжное «молчание ребенка». Поводом обращения к специалистам должно послужить отсутствие лепета, гуления, общения с помощью жестов или мимики. Для того, чтобы ребенок заговорил в год, у него должен быть достаточно развит речевой центр головного мозга и накоплен необходимый пассивный словарный запас. Если речевой центр можно успешно тренировать с помощью развивающих мелкую моторику игрушек, то словарный запас зависит от интенсивности общения с малышом.

Помимо этого, в перечень того, что должен уметь ребенок в 1,5 года или даже раньше, входит способность:

  • улыбаться;
  • отзываться на свое имя;
  • эмоционально проявлять чувства (целовать, обнимать родных, любимые игрушки);
  • узнавать близких людей на расстоянии, в том числе на фотографии;
  • с интересом реагировать на новые игрушки;
  • подражать мимике и издаваемым звукам окружающих;
  • понимать речь родителей, запрет;
  • показывать пальчиком на изображения знакомых предметов в книжке;
  • ритмично двигаться под музыку;
  • выполнять просьбы «дай», «положи», «открой-закрой»;
  • радоваться приходу родителей или настораживаться при появлении незнакомцев.
Читайте также:  Лучшая осенняя фотосессия с ребенком: идеи

Если ваш малыш не проявляет каких-то способностей из перечисленных, не стоит расстраиваться. Все в ваших руках. Приобретайте подходящие игрушки и вводите в режим дня увлекательные и полезные занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу.

Консультация для родителей.

Тесты для определения степени сформированности психических процессов ребёнка 5 лет. Информация с сайта

Рекомендации для родителей.

Вопрос готовности ребёнка к школе волнует всех родителей. В этот статье речь пойдёт о необходимых знаниях, умениях и навыках.

Рекомендации для родителей, чьи дети будущие первоклассники.

К 4-5 годам дети обычно полностью осваиваются в детском саду, появляется некая самостоятельность. Многих родителей начинает беспокоить вопрос не отстает ли в развитии их малыш от своих сверстников по .

Источник статьи: -sad/materialy-dlya-roditeley/2019/09/08/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebyonok-4-5-let-po-fgos-do

С какого возраста записывать детей в секции и кружки

Незаменимую помощь в развитии способностей или талантов ребенка могут оказать сами родители, записав его в творческий кружок или в спортивную секцию. Детство – подходящий период жизни для поиска новых увлечений, когда энергия льется через край.

У дошкольников характерно проявление креативных идей, они не стесняются декламировать стишки собственного сочинения, петь песенки, беззаботно танцевать. Они еще не знают рамок, которые стесняли бы их порывы, поэтому не стоит порицать желания ребенка реализовать себя творчески. Важно поощрять любые начинания, даже если первые рисунки будут «каляки-маляки», а дополнительные занятия в домашних условиях, проводимые, конечно, по желанию, только подстегнут интерес к определенной деятельности.

Идеальный возраст для похода в обучающие секции – 5-6 лет. В эти годы дети начинают осознавать разницу между «настоящей» учебой и спонтанностью.

Во многие спортивные кружки детей охотно берут даже в возрасте 2-3 лет, и не стоит временить с решением отдать ребенка в профессиональный спорт, это скажется положительно на его общее физическое развитие.

До 5 лет посещение бассейна – развлекательное мероприятие, а в 7-8 лет можно уже задуматься о «подготовке к Олимпиаде».

С какого возраста записывать детей в секции и кружки

Успешно овладевать иностранными языками дети способны с возраста, когда только начинают учиться говорить. Восприимчивое отношение ко всему новому распространяется на любую речь.

Видео сюжет

Развитие у детей происходит в индивидуальном ключе, со своим темпом, достижениями, ошибками. Нет гарантии что, какие-либо задержки в формировании навыков у малыша, в отличие от преуспевающих сверстников, это отклонения от нормы. Однако, никогда не помешает консультация опытного педиатра или невролога. Врачи смогут вовремя выявить и устранить возможные проблемы.

Как вы развиваете своего ребенка?

  • Ребенок посещает школу развития.
  • Самостоятельно провожу с ребенком занятия.
  • Мы много играем, гуляем, общаемся.
  • Никак не развиваю.
  • Развитием занимаются родственники.
  • Развитием занимаются нянечка.

Посмотреть результат опроса

Угадайка

Как никогда пригодится сейчас фольклор – загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.

А вот загадки для детей 5 лет в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.

И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе – вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.

Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.