Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Случаются ситуации, когда малыш перестает слушаться и большинство родителей не знают, как научить его послушанию. Важно понять, как восстановить утраченный контакт и понимание. Почему происходит разлад отношений родителей и ребенка, нужно ли наказывать ваше чадо? Этим вопросам и посвящена статья. Рассмотрим основные трудности и пути их решения. Дадим советы для построения правильных отношений между вами и вашим ребенком.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается ранним развитием своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

Как реагировать если ребенок не слушается

Итак, вы соблюдаете свои обязательства, слушаете, стараетесь понять свою кроху. Но ваше чадо все равно начинается проявлять непослушание. Почему так происходит?

До трех лет не стоит проявлять строгость в воспитании — необходимо запастись огромным терпением

Давайте рассмотрим, как реагировать, если ребенок не слушается:

  • Ни в коем случае не теряйте спокойствия. Будьте ясны умом и хладнокровны. Не отвечайте криком на крик. Особенно если видите, что обычное «не хочу» (или наоборот «хочу») превратилось в истерику.
  • Присмотритесь к своим требованиям. Может, они завышены? Может что-то не так в самой просьбе?
  • С маленькими детьми очень хорошо действует игнорирование их капризов. Помните знаменитый случай, описанный К. Чуковским «Я не тебе плачу, а няне»?
  • Переключите внимание малыша на что-то другое.

Не забывайте про возрастные кризисы. Если ребенок 2 года не слушается, что делать – практически никто не знает. Этого избежать просто невозможно. Можно лишь минимизировать количество стычек.

Если обычные «мирные» способы не работают, приходится применять «жесткие» меры. Ниже рассмотрим, за что стоит наказывать и как сделать так, чтобы наказание было понято правильно, а не стало причиной еще большего конфликта.

Вам может быть интересно: Как научить ребенка говорить

За что нужно наказывать

Ребенок вообще не слушается, что делать? К сожалению, выход один – наказывать. Стоит или нет наказывать – это останется на вашей совести.

Наказание должно быть поучительным, но не болезненным и жестоким

Ниже несколько советов о назначении наказания:

  1. Не горячитесь. Сначала разберитесь — действительно ли есть вина вашего ребенка.
  2. Назначенное наказание надо выполнять. Если решили наказывать – приводите приговор в исполнение. И не отступайте в дальнейшем – последующие проступки такого же типа не должны оставаться без наказания.
  3. Не применяйте физическую расправу. Словом, можно вразумить гораздо сильнее и лучше, чем силой.
  4. Не высмеивайте и не унижайте малыша, особенно на людях.
  5. Обязательно объясняйте, за что наказываете и почему наказываете. Акцентируйте внимание на своих эмоциях по поводу проступка ребенка.
  6. Наказание должно быть адекватно вине. Не наказывайте просто так.
Читайте также:  14 лучших детских стиральных порошков для новорожденных

Не забудьте после «отбытия» малышом наказания, поговорить с ним. Сделайте так, чтобы малыш извлек урок из сложившейся ситуации. Но сделайте это мягко, иначе кроха заупрямится и не услышит вас.

Как учесть особенности сына или дочки

Конечно, внимательные родители смотрят на особенности характера своего школьника. Одному ребенку нужно больше внимания, другой быстро научится справляться сам. Одному важна поддержка, он расцветает от вашей похвалы за красиво решенную задачу, другой не терпит контроля и предпочитает набивать свои собственные шишки, а уроки, вообще, учит на переменах или сразу после школы.

Но даже если ребенок демонстрирует чудеса самостоятельности и докладывает о полном порядке в школьных делах, стоит держать руку на пульсе. Заглядывайте в бумажный или электронный дневник, на родительских собраниях спрашивайте: «Как мой?» Очень часто картина в глазах ребенка сильно отличается от мнения учителя.

И наоборот, если детка не уверен в своих знаниях, просит вашей помощи и переживает перед каждой контрольной, поговорите с учителем: возможно, он убедит вас, что ребенок хорошо справляется, а вы передадите эту уверенность сыну или дочке. Тогда можно будет понемногу «отдать вожжи» ученику.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

Начиная с пятилетнего возраста ребенок вступает в новую фазу развития — речевая одаренность. Как говорят психологи, в таком возрасте дети гораздо легче обучаются чтению, нежели в 7-8 лет. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Многие педагоги и психологи также настаивают на том, что грамотные, развитые интеллектуально люди — это следствие накопления информации из книг.

Поэтому можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя. Не страшно, если одна часть класса будет уметь читать, а другая только учиться этому навыку. Это совсем не означает, что читающий первоклассник будет бездельничать в это время. На самом деле педагог разрабатывает дифференциальный подход к учебе неравномерно развитых детей.

Запрещено обучать чтению ребенка, который не стремится к этому и отказывается от занятий. А чтобы возродить в ребенке желание знакомства с книгой, нужно создать соответствующую книжную атмосферу вокруг. Для этого постоянно читайте своему чаду книги, а также рассуждайте с ним по поводу прочитанного. Чтобы обучение прошло успешно, и педагогу в первом классе не пришлось переучивать ребенка, родители должны быть осведомлены правилами учебы чтению.

Подытожить можно следующим образом:

  1. Чтобы успешно обучать ребенка чтению, нужно обладать знаниями о методике обучения. Лучше, конечно, доверить свое чадо специалистам.
  2. Обучать ребенка может специалист, если ребенок не противится занятиям и проявляет интерес.
  3. Ни одна школа не имеет права требовать от первоклассника умения читать. Для поступления требуется психологическая подготовка ребенка: развитое мышление, память, воображение, речь.

В силах родителей способствовать развитию ребенка, проводить с ним как можно больше времени. А обучение письму и чтению лучше предоставить профессиональным педагогам.

Как научить ребенка читать быстро или принципы беглого чтения

Чтобы ребенок мог потом хорошо учиться, ему понадобиться не просто уметь читать, а уметь читать быстро. Однако переходить к методике обучения беглому чтению можно только после того, как малыш научится легко читать целые предложения и фразы и будет делать это уверенно.

Используйте следующие упражнения для освоения навыка быстрого чтения, занимаясь с ребенком несколько раз в день по двадцать-тридцать минут.

  • Развивайте зоркость глаз. Для этого напишите ряд из пяти или шести гласных, а в каком-либо месте поставьте согласную букву и предложите ребенку быстро ее найти.
  • Показывайте малышу слова, которые отличаются одной буквой, как «рак-лак», «кот-кит» — он должен назвать какой.
  • Занимайтесь с ребенком упражнениями на артикуляцию, чтобы помогать ему усовершенствовать произношение.
  • Играйте в игру «собери слова из частей». Для этого сделайте карточки со слогами, которые нужно будет составлять в двусложные слова.
  • Тренируйте внимание ребенка. Когда он читает текст, скомандуйте ему остановиться, после чего малыш должен поднять и закрыть глаза и немного отдохнуть. Через пару секунд давайте команду читать — задачей ребенка будет быстро найти фрагмент, на котором делалась остановка.
  • Подготовьте два одинаковых фрагмента несложного текста — один возьмите себе, а другой дайте ребенку. Вам нужно не быстро читать, а малыш пусть ведет пальцем по своему листу и читает вслед за тем, что вы читаете. Темп можно постепенно ускорять, но следите, чтобы ребенок не отставал. Так вы научите его параллельному чтению.
  • Развивайте смысловую догадку или антиципацию. Когда мы читаем, то боковым зрением можем видеть контуры следующего написанного слова. Напишите ребенку слова с пропущенными слогами или буквами и предложите ему догадаться, что там должно быть.
  • Читайте с ребенком на время, засекая секундомер и подсчитывая потом количество прочитанных слов. Сравнивайте результаты каждый день.
  • Учите с малышом скороговорки и обучайте его читать про себя — это значительно способствует развитию.
  • Поиграйте в расстановку ударений. Для этого можно в больших словах сознательно менять ударения и просить ребенка сказать, как правильно.
  • Малыш должен сам захотеть читать. Возможно, вы будете теперь читать ему только половину или часть сказки на ночь, а остальное предлагать дочитать самостоятельно, хоть и с вашей помощью.
  • Пригодятся в процессе обучения и диафильмы, просмотр которых поможет натренировать технику чтения.
  • Тренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами. Также полезно читать вслух, когда играет музыка (инструментальная или классическая).
  • Сделайте таблицу — разделите лист на клеточки и в каждую из них впишите буквы, пусть ребенок сначала прочтет их про себя и постарается запомнить последовательность.
  • Полезно читать незнакомые тексты про себя, а потом пытаться их пересказать.
  • Хорошо подходит и чтение по ролям, к примеру, предложите ребенку читать за зайчика тоненько, за лисичку — слащаво, а за мишку — грубым голосом.
  • Назовите слово из текста и скажите, чтобы малыш отыскал его.
  • Если ребенок умеет уже читать хорошо и без ошибок, позанимайтесь с ним чтением перевернутых текстов. Это поможет ему развить память, запомнить целостные образы букв.
  • Учите ребенка отстукивать ритм карандашом (его необходимо выучить заранее) параллельно чтению незнакомого текста.
  • Поиграйте в проговаривание согласных букв на выдохе, показывая ребенку, как быстро и четко нужно сказать хотя бы десять-пятнадцать согласных одна за другой. Меняйте их очередность время от времени.
Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка первого года жизни

Важные правила обучения чтению

Педагоги настаивают: без выполнения этих требований невозможно достичь положительного результата.

О чем должны помнить родители:

  1. Выбор конкретной методики и следование ей. Если метаться от разработок одного автора к другому, толку не будет.
  2. Сначала учат гласные – А, О, У, Ы, Э. Потом – согласные звонкие – М и Л. Потом учат Ж, Ш, Т, Д и другие глухие и шипящие звуки.
  3. Каждое новое занятие начинается с повторения пройденного материала.
  4. Учить читать слоги, тянув звуки.
  5. Запоминать простые слоги зрительно.
  6. Только после того, как ясен механизм составления слогов, идет изучение слогов, начинающихся с гласной.
  7. После того как все слоги усвоены, можно читать по слогам.
  8. Лучше пусть поет слоги, чем говорит скороговоркой. Только тогда начнется понимание прочитанного.
  9. Даже при чтении сохраняется игра, поэтому нельзя резко исправлять ошибки, торопить.

Не заставлять, а увлекать!

Наказывать и подкупать – худшее, что можно придумать. Ладно, если вы время от времени поощряете ребенка за покорение новых литературных рубежей. Но когда «плата» за чтение входит в привычку, этот процесс сам по себе теряет всякую ценность. И не важно, подкупаете вы ребенка деньгами, разрешением подольше погулять или походом куда-нибудь. Другая провальная тактика – заставлять и угрожать: «не прочтешь то, что задали, в выходные будешь сидеть дома /лишишься карманных денег /не пойдешь с друзьями в кино и т.д.». Услышав такое, отпрыск, может, и прочтет то, что нужно, а, может, решит схитрить. Пробежится по краткому содержанию книги, глянет цитаты – вроде как почитал.

– Мам, а у тебя была такая книга?

– Была. «Остров великанов» называлась. Мне было лет девять, когда твоя бабушка принесла эту книгу из библиотеки. Я и сама туда ходила, выбирала какие-то книжки, листала их и быстро возвращала обратно. Мама это заметила и нашла для меня тот самый «Остров великанов». А потом уж я втянулась. Но не у всех так сразу появляется потребность в чтении. Постигая этот процесс, дети могут испытывать трудности, ощущать внутреннее сопротивление новому и пока сложному. Это нормально.

Основные ошибки родителей

Все, без исключения мамы и папы интересуются, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать. Но хоть кто нибудь задавался вопросом, чего делать нельзя? Часто, своим желанием пробудить в ребенке любовь к чтению, мы, наоборот убиваем весь интерес и желание малыша своим поведением.

Чего делать нельзя 

  • Не заставляйте и не уговаривайте детей читать. Чтение книги должно быть только по доброй воле ребенка с хорошим настроением, а не заплаканным из-за того, что мама усадила его за ненавистную книгу.
  • Не поправляйте и не указывайте на ошибки. Пусть читает как может, вечно поправляя и бурча вы убиваете интерес к чтению, оно становится мучением и наказанием.
  • Не заставляйте читать из под палки, говоря -«не ленись, прочти еще хоть строчку». Придумывайте увлекательные игры, сейчас даже придумывать ничего не надо, все уже давно придумано за вас.
  • Не сравнивайте с другими детьми. Например, — «Вот Вадик, из твоего класса, такой умный мальчик, прочел за лето уже 5 книг, а ты и одну с трудом осилишь».  Подобное сравнение не только отобьет интерес к чтению, но и испортит ваши отношения с ребенком.
  • Не ставьте нереальные задачи. Когда малыш еще плохо читает, не целесообразно просить его прочесть всю книгу от и до. Начинайте с коротеньких стишков и рассказов, сначала, пусть прочтет пол странички, потом еще и еще.

В статье Игры, обучающие детей чтению вы найдете множество полезных идей, как научить ребенка читать, играя.

Основные ошибки родителей

Чтение воспитывает нравственность, формирует мировозрение, убеждения и ценности. Литература расширяет кругозор, словарный запас, положительно влияет на формирование вкусов. Читающие люди, знают, чего хотят, и чаще добиваются успехов. Стремление к получению новых знаний и навыков определяет будущий успех ребенка.

По мнению психологов, привить ребенку любовь к чтению можно до 9 лет, если вы не сделали этого раньше, вряд ли получится сейчас, когда у малыша появились другие интересы.

  • 1 Как привить ребенку любовь к чтению с рождения
  • 2 Советы для родителей дошкольников и младших школьников
  • 3 Методики внедрения правильного чтения
  • 4 Любовь к чтению зарождается в семье
  • 5 Основные ошибки родителей

Читательский пример родителей

Это самый мощный толчок к самостоятельному чтению.

Все дети (да и не только дети) копируют маму и папу.

Если вы сами не берёте в руки ни книгу, ни газету – будьте уверены – ваш ребёнок, даже если научится читать, вскоре тоже забросит это дело.

Заведите по вечерам семейные чтения. Пусть не каждый день, но регулярно. Читайте все, по очереди.

Терпеливо слушайте малыша. Ободряйте, улыбайтесь, поправляйте мягко, без обид.

Никому, даже самым близким, не позволяйте насмехаться над ошибками и манерой чтения «дебютанта».

Запрещайте лишь растягивать, распевать слоги. Просите повторять нормальным ритмом, объясняйте, что читать – это также как говорить, а не петь.

Можете сказать малютке, что в школе могут посмеяться одноклассники, если будет так «петь» вместо чтения.

Читательский пример родителей

Но не давайте поначалу читать долго – 8-15минут – и перерыв.

Самое лучшее обучение чтению – личный пример и игра.

Вот примерно такие методы и хитрости можно использовать для того, чтобы самостоятельно обучить чтению и хорошо подготовить вашего ребятенка к будущей школе.

Однако не забывайте, что каждый ребёнок уникален, и вы всегда можете найти свои подходы и способы обучения. Для этого просто внимательно присматривайтесь к привычкам, желаниям, характеру малютки.

В следующей статье мы научим нашего малыша учиться. Как сделать обучение малыша потребностью, чтобы он сам получал удовольствие от приобретения новых знаний, чтобы хотел и любил учиться?Удачи вам, дорогие родители, пишите отклики и до скорой встречи.

Назад: Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмамиВперед: Советы родителям будущих первоклассников. Как научить ребенка учиться

Артикуляционная гимнастика для малышей

Очень полезно предварительно сделать массаж. Важно, чтобы у малыша было хорошее настроение. Продолжительность упражнений должна составлять не более 15 мин.

Затем можно приступать к выполнению упражнений:

  1. Надувание шарика. Это хороший массаж для лица.
  2. Локомотив. Нужно издавать звуки паровозика, складывая губы трубочкой и выполняя круговые повороты по часовой стрелке и против.
  3. Улыбка. Сначала улыбнуться, потом сложить губы трубочкой. Делать так пару минут.
  4. Поцелуй. Можно поцеловаться, сводя губы трубочкой.
  5. Лошадка. Нужно издавать звуки, которые делает лошадка, останавливаясь. По возможности это следует делать несколько минут без перерыва, разрабатывая губы.
  6. Языком проводить по губам из стороны в сторону.
  7. Поочередно дотрагиваться языком до верхней и нижней губы, водить от уголка к уголку.
  8. Имитировать умывание, гладя руками щеки, лоб, нос, растирая шею.
  9. В конце гимнастики необходимо повторить гласные и согласные звуки.

В некоторых случаях только логопед или педиатр сможет подсказать, что делать, если ребенок не говорит. Поэтому если все методы оказались бессильны, стоит сходить на прием к врачу.

Специалисты утверждают, что сейчас дети разговаривают хуже, что связано с тем, что родители мало общаются между собой и с детьми. Чтобы избежать проблем, начинать занятия с малышом нужно с первых месяцев его жизни. Родители должны все время разговаривать с чадом, читать сказки, петь песни. Это поможет ему раньше заговорить, так как дети повторяют все за мамой и папой. Слушая взрослых, малыш постепенно напрягает голосовые связки, шевелит губами и языком, поступательно разрабатывая мышцы. Если после 3 лет ребенок не произносит ни звука или не может говорить простые слова, это уже повод для консультации с доктором.

  • действенные методики обучения чтению;
  • как научить ребенка красиво писать;
  • учимся плавать с самого рождения.