Как правильно воспитывать детей с рождения психология

Хотите узнать, как вырастить оптимистичного ребенка? Ведь дети, у которых стакан всегда наполовину полон,  лучше справляются с жизненными проблемами. Да и вообще, оптимисты всегда счастливее и живут дольше. Здесь мы приводим 6 советов, как воспитать оптимиста. Следуйте им и наблюдайте, как оптимизм распространяется и на всех остальных членов вашей семьи.

Зачем читать книги о детском счастье?

Эмоциональный комфорт и душевное благополучие определяют счастье человека ничуть ни в меньшей степени, чем его здоровье, бытовая устроенность и социальная адаптация. И это в равной мере касается как взрослых, так и детей, причем даже малюток. Вы никогда не встретите по-настоящему счастливого ребенка (будь ему всего год, или же 10, или же 17), который при этом не способен совладать со своими эмоциями или выразить свои чувства. Который не умеет общаться с другими людьми, боится быть открытым и искренним…

Более того, состояние счастья и душевного комфорта — по природе своей тоже эмоция. И его невозможно испытывать, будучи эмоционально незрелым. С другой стороны, эмоциональный интеллект, как и остроту ума, социальные и прочие навыки, в ребенке можно (и нужно!) воспитывать, взращивать и приумножать с самого рождения.

Современные понимающие родители именно так и поступают! И хорошо, когда в этом стремлении они «натыкаются» на полезные пособия и труды опытных психологов, способных «подковать» несведущих родителей в том, как следует правильно переживать со своим ребенком те или иные эмоции. Пару подобных изданий, посвященных тому, как вырастить открытых, улыбчивых, эмоционально «грамотных» и счастливых детей, мы лично неоднократно прочли и готовы порекомендовать:

Основные преимущества оптимизма

  1. Физическое здоровье. В университете в Гарварде провели социальное исследование среди 99 человек. Результат был интересным: те студенты, которые были оптимистами в 25 лет, были к пятидесяти годам здоровее своих сверстников, которые много горевали. У пессимистов больше риска инфекционных заболеваний, у них может раньше ухудшиться здоровье, они могут раньше умереть.
  2. Высокие достижения. Опыты исследователей доказали, что спортивные команды, которые оптимистично настроены, чаще выигрывают. Даже если подготовлены спортсмены одинаково, то риск, что проиграют пессимисты, будет выше. Даже крупные бизнес-компании в последнее время смотрят на то, оптимист или пессимист человек, и делает выводы.
  3. Твёрдость характера. Оптимист не боится сложностей, он любит и умеет рисковать, поставив все на кон. Даже если он проиграет, то не потеряет веру в себя и силу духа. Он соберётся и найдёт в себе смелость и мужество посмотреть проблемам в глаза и идти дальше.
  4. Эмоциональное здоровье. Учёные доказали, что если при депрессии больше времени уделять положительным мыслям, чем лекарствам, то результат будет лучше. У тех пациентов, которые сумели выработать в себе оптимизм благодаря специальным тренингам, в будущем лучше обстояли дела с неурядицами.
  5. Долголетие. Учёные в Соединенных Штатах Америки провели исследование и выяснили, что у лучших американских бейсболистов-оптимистов с 1900 по 1950 года жизнь была дольше, чем у их коллег-пессимистов. А у тех, кто был болен раком, положительная динамика чаще всего наступала, если больной находил в себе силы оптимистично смотреть на жизнь и быть готовым к борьбе с болезнью.
  6. Минимум стресса. Наблюдения учёных показали, что оптимисты меньше нервничают, чем другие люди. Все дело в их уверенности в себе и в том, что они не ждут от жизни постоянного подвоха. Те проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, они воспринимают как норму, как событие, которое сделает их только сильнее. Они из всего получают позитивный опыт.

Почему родителям важно заниматься воспитанием ребёнка.

Родители, не желающие заниматься воспитанием детей, не осознают, насколько болезненным для ребёнка может оказаться отсутствие ограничений. Отсутствие дисциплины у ребёнка приводит к следующим недостаткам:

  • слабый уровень самоконтроля;
  • неуважение по отношению к родителям и старшим;
  • незнание приемлемых норм поведения;
  • эгоизм, своенравие, недоброжелательность;
  • отсутствие таких важных для завязывания дружбы социальных навыков, как эмпатия, терпимость и умение делиться;
  • склонность к нехорошим поступкам, опасных как для самого ребёнка, так и для окружающих;
  • неудовлетворенность собою и своей жизнью.

Дети, которые получили настойчивое руководство в атмосфере любви и уважения, обладают следующими чертами характера и навыками:

  • у них выше уровень самоконтроля и они более самодостаточны;
  • они более ответственны и получают удовольствие от того, что ведут себя хорошо и помогают другим;
  • они более уверены в себе, знают, что их мнения и чувства имеют значение, и что родителю любят их, даже когда они допускают ошибки;
  • они знают, что несут ответственность за свои ошибки или плохое поведение, и, скорее всего, сделают правильный выбор по собственному желанию, а не потому, что боятся наказания;
  • с ними приятно находится рядом и с ними обычно легче подружиться.

Конечно, важно не только заниматься воспитанием ребёнка, но и делать это правильно. Воспитание не должно сопровождаться криком и потерей самообладания (хотя, все мы люди, и все родители сталкиваются с ситуациями, когда они начинают сердиться и расстраиваться из-за плохого поведения ребёнка).

Ключевой навык в процессе позитивного воспитания детей — это умение оставаться спокойным (или переключаться на некоторое время, чтобы остыть), чтобы спокойно объяснить ребёнку, что в его поведении приемлемо, а что нет, и как ему лучше поступать в подобных ситуациях.

Читайте также:  Собака для ребенка — как выбрать лучшую породу

Принципы семейного воспитания

Фактором, влияющим на ребенка как положительно, так и отрицательно в плане воспитания, является семья. Если родители придерживаются определенных принципов, то у них может получиться стать для малыша настоящими воспитателями. Если же воспитание проходит как-нибудь, ничего хорошо из ребенка обычно не вырастает.

Принципы воспитания не сложны для понимания. Рассмотрим их на наглядных примерах.

Принцип первый. Ребенка надо принимать таким, какой он есть. Какого сделали, такого и получайте — ваша работа. Даже если что-то вам не нравится в малыше, не стоит дергать его по всякому поводу. Это еще тот возраст, когда можно его подредактировать. В умелых руках и камень — глина.

Допустим, ваш малыш привык капризничать при посторонних. Вам это неприятно, и вы перестаете ходить с ним на разные мероприятия, на прогулку. Дескать, пусть в детском саду гуляет с другими детьми и воспитателем.

Но это не выход. Когда малыш подрастет, он будет привычен гулять только с чужими людьми, без вас.

Чтобы исправить такую ситуацию, педагоги и психологи считают нужным обсудить с ребенком цель прогулки, чем вы будете заниматься, куда пойдете. Возможно, предложите после улицы нарисовать, что вы там встретится на пути.

А если у вас запланирована встреча с кем-то, и ребенок должен быть при вас, можно договориться прийти с детьми всем, кто будет на встрече. Чтобы малышам было чем заняться, можно подготовить какие-то несложные игры. Это увлечет каждого ребенка, и дети не будут капризничать, привлекая внимание взрослых к себе. Они будут заняты друг другом и совместными играми.

Принцип второй. Ребенку нужно сопереживать, смотреть на детские проблемы серьезно, разделяя взгляды малыша.

Если у мальчика сломалась машинка, не нужно бежать в магазин за новой, чтобы унять горе у ребенка. Лучше посмотреть это как на возможность вместе отремонтировать игрушку. Не думаю, что поломка очень сложная.

В этом возрасте еще не умеют ломать по-серьезному. Зато совместная ремо-деятельность сблизит с сыном, даст ему понимание того, что взрослый рядом и всегда готов прийти на помощь.

Принцип третий — не улюлюкать, а адекватно беседовать. Даже самые маленькие дети очень хорошо понимают, серьезен ли с ним взрослый и правдив, или же считает его за несмышленыша, которому готов отдать весь мир.

И это очень нравится малышам. Они схватывают идею — поманипулировать родителями. Эта черта очень крепко укореняется в детской головке. В будущем такие малыши стать недостаточно отзывчивыми членами общества, зато замечательными потребителями. В очень прямом смысле слова.

Читайте также:  Имя ребенка по именам родителей. Как правильно выбрать имя ребенку

По-разному родители воспитывают, но принципы воспитания, которыми мне хотелось поделиться, очень неплохо соблюдать, но при этом будет не лишним выбрать наиболее эффективные методы воспитания.

Поддерживайте в борьбе

Если вы слышите от ребенка фразы типа «Я плохо разбираюсь в математике» или «Я не пойду на физкультуру, у меня там ничего не получается», «Я не умею рисовать», — это очень явные пессимистичные звоночки, которые необходимо начать корректировать.  К сожалению, детям часто достаточно одной неудачи, чтобы потом постоянно придумывать себе недостатки.

Чтобы предотвратить этот процесс, попробуйте изменить взгляд своего ребенка на трудности и поражения. Вы можете сказать: «Новые виды спорта всегда поначалу даются трудно» или «Это сейчас у тебя не получается, но придет время, и ты сможешь» или «Буквально через пару недель ты будешь смеяться над сегодняшними своими мыслями». Скажите ребенку, что он не единственный. Что многим детям трудно дается математика или прыжки в длину. Приведите собственный пример: «Мне ужасно трудно давалась эта таблица умножения».  Вспомните успешный пример преодоления какого-то препятствия:  «Помнишь, как много усилий тебе потребовалось, чтобы научиться плавать (решать уравнения, учить стихи т.д.) ? Но ты смог, и это тоже сможешь».

Поддерживайте в борьбе

Как воспитывать и справляться с капризным ребенком

Капризный ребенок – пробел в поведении родителей. Но при понимании, где произошла ошибка, проблема устранима. Постоянно скандалящие дети преследуют похожие цели, не отличающиеся разнообразием. Если проявить внимание и выявить причины капризов, станет ясна необходимая модель поведения в данных ситуациях.

Основных мотивов капризов 2:

  1. Манипуляции. Дети умны и моментально запоминают, как могут добыть желаемое. Если мама или папа в один момент прогнулись и купили ненужную игрушку после длительной истерики, то в будущем она обязательно повторится. Это работает не только с покупками, но и с нежеланием спать, есть, мыться, и другими необходимыми действиями. Стоит лишь раз дать слабину и ребенок обязательно это заметит, а потом использует в личных интересах.
  2. Привлечение внимания. Какому ребенку уделяется максимум внимания от окружающих? Естественно, шумному, беспокойному, постоянно действующему наперекор. Если один ребенок спокойно рисует на мольберте, а второй – на обоях, мама моментально подбежит ко второму и начнет с ним контактировать. Поэтому малыши, страдающие от нехватки заботы и тепла, порой капризничают, лишь бы родители побыли рядом.

Зная, почему ребенок капризничает, с ним становится легче справляться. Если он привык манипулировать, то нужно четко обозначить границы дозволенного, и не выходить за рамки. С малышом, желающим внимания, еще проще. Необходимо просто дать ему требуемое, обязательно выкроив минимум полчаса времени на совместное времяпровождение.