Как правильно подготовить ребенка к школе

Когда ребенок впервые идет в школу – это важное событие для малыша. К сожалению, многие родители не тратят достаточно времени на подготовку к этому событию, считая, что в школе и так всему научат. Другие же, наоборот, заставляют дошкольника часами писать и читать, чем отбивают все желание учиться. Какая подготовка детей к школе самая правильная? На этот вопрос дают ответ детские психологи, потратившие десятилетия на разработку специальных методик.

Психологическая готовность малыша к школьному процессу

Психологическая подготовка к школьному процессу малышей является самой важной. Она имеет колоссальное значение, вне зависимости от того, какой тип учебного заведения был выбран:

  1. Улучшение навыков коммуникации с другими детьми, принятия себя в социальной позиции школьника. Приобретенный опыт отражает его личностную зрелость. Психологи рекомендуют возложить данную миссию на профессионалов, работающих в центрах подготовки детей к школьному процессу. Чем раньше родители обратятся к ним, тем более эффективным окажется результат.
  2. Малыш должен понимать, что столкнувшись с трудностями, рядом с ним всегда окажутся родители и учитель, готовые помочь. Вместе можно справиться с любым заданием. Волевая зрелость в процессе подготовки малыша определяется его готовностью к самовыражению, выполнению учебных требований.
  3. Интеллектуальная зрелость очень важна для малыша. Она определяется количественным словарным запасом слов, знаниями об окружающем мире, умением анализировать и выстраивать логическую цепочку. Подготовленный ребенок способен высказывать свои мысли, выполнять задания учителей, свободно общаться на хорошо знакомые ему темы.

Не задавать домашнее задание

В первом классе детям не должны задавать домашку: после трех-четырех уроков они вправе идти домой и отдыхать. Учитель может порекомендовать почитать интересный рассказ, написать пару строчек в прописях или повторить цифры. Но это именно рекомендация, а не требование.

п. 19.1 Порядка организации образовательной деятельности

Если ребенок в первом классе не выполнил домашнее задание, ему не могут сделать замечание. Требовать выполнения тоже нельзя. Если родители считают, что лишняя нагрузка ребенку не нужна, можно напомнить учителю о требованиях Минобразования: никаких домашних заданий. Контрольных работ в течение первого полугодия тоже быть не должно.

Сколько стоит собрать ребенка в первый класс

Что нужно уметь первокласснику?

Что-бы ответить на этот вопрос сначала рассмотрим, какие конкретно требования к сегодняшнему первокласснику существуют. Ребенок, собравшийся я в первый класс, должен:

  • уметь представляться, рассказывать что-то о себе, чем он увлекается, называть имена членов своей семьи;
  • уметь писать печатные буквы, хорошо различать гласные и согласные, уметь прочесть легкий текст;
  • выучить дни недели, названия месяцев, времен года, говорить какое сейчас время года;
  • различать утро, обед и вечер;
  • выучить простые математические действия: сложение и вычитание;
  • разбираться в простых геометрических фигурах, таких как квадрат, круг, треугольник, уметь их нарисовать;
  • уметь пересказывать небольшие тексты;
  • уметь исключать лишний из ряда предметов и объяснять свой выбор;
  • уметь ухаживать за собой: одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, поддерживать порядок на рабочем месте;
  • уметь вести себя в обществе, уважать старших:
  • выучить цвета и желательно их оттенки;
  • описывать картинку;
  • уметь считать до двадцати и от двадцати до одного;
  • выучить части тела человека и уметь правильно его рисовать;
  • уметь отвечать на вопросы, «Когда?», «Почему?», «Где?»;
  • различать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения, не вступая в драку с теми, кто не согласен;
  • уметь вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми;
  • уметь тихо сидеть на занятиях, без капризов и игр с другими учениками;
Что нужно уметь первокласснику?

Как видим, список достаточно обширный и приобрести эти навыки в короткий срок весьма сложно. Ведь при подготовке к школе нужно соблюдать некоторые правила:

  • нагрузки увеличивать постепенно, только когда малыш усвоил пройденный материал;
  • уроки
  • должны продолжаться 15 минут с перерывами 15-20 минут между ними. В перерывах стоит позволить ребенку размяться, дать ему какую-то физическую нагрузку;
  • нужно чередовать разнообразные занятия, чтобы избежать излишнего умственного напряжения;
  • проводить занятия следует в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка. Очень важно не наказывать его за отказ заниматься, тем более бить. Нуж-но назвать причины, по которым человеку стоит быть образованным.
  • для обучения желательно взять пособия с большими, яркими иллюстрациями. Также сами тексты должны быть интересны будущему ученику.
Читайте также:  Как выбрать комод с пеленальным столиком для новорожденных

Развитие внимательности, усидчивости

Вся подготовка к 1 классу может быть разрушена неумением крохи сидеть больше 5 минут на одном месте, неумением запоминать услышанное, а также то что увидел на занятиях.

Развитие внимательности, усидчивости

При дошкольной подготовки детей к школе, для развития усидчивости хорошо подходят творческие занятия:

  1. Рисование. Маленькому человечку в 4-5 лет можно рисовать пальчиками, мама может помочь крохе нарисовать домик, солнышко. Дети постарше в 5-6 лет начинают рисовать гуашью, акварельными красками. Дошкольнику можно предложить нарисовать картину в подарок маме, папе, бабушке. Ребятня с удовольствием нарисует для любимой мамочки красивую картину. Умение держать кисть, карандаш, фломастер поможет малышу легко освоиться с ручкой в школе.
  2. Лепка. Аппликация. Хорошо развивают усидчивость и моторику пальчиков. Сначала можно предложить лепить простые шарики из специального теста, для поделок можно использовать вырезалки. Детки 6 лет уже уверенно лепят сложные поделки из пластилина, делают аппликации из подсобного материала.
  3. Пазлы, конструкторы, вырезание фигурок по контуру — развивают усидчивость, внимательность, собранность. Мелкие детали развивают ловкость пальчиков. Для вырезания лучше приобрести ножницы с закругленными неострыми краями.
  4. Оригами. Поделки из бумаги вырабатывают сосредоточенность, развивают пространственное воображение.
Развитие внимательности, усидчивости

Все приведенные выше творческие занятия с детьми влияют на подготовку к школе. Дошколята приучатся достаточно длительный период времени сидеть на одном месте. После таких творческих занятий дошкольник должен сам навести порядок на своем рабочем месте.

Переход в новую школу

Если получилось так, что вы переехали в новый район, и ребенку приходится сменить школу, обязательно подготовьте его к адаптации в незнакомом коллективе. Желательно заранее поговорить с будущим классным руководителем, рассказать про ребенка, его особенности. Если, например, у него слабая нервная система, и он боится строгих учителей, нужно об этом предупредить и попросить учителя сообщать, если что-то пойдет не так. Важно устроить доверительные отношения со своим чадом, тогда он будет делиться всем, что происходит в школе, и не бояться рассказывать, если в классе его обижают. Ребенок будет понимать, что на его стороне есть взрослый, и тогда ничего не страшно.

«Важно присматриваться к поведению ребенка, учить его анализировать ситуацию и свои поступки, а также адекватно реагировать на ситуацию. Почитайте с ним «Детство» Толстого, где взяты такие эпизоды, которые входят в личный, внутренний опыт ребенка». Евгения АбелюкЗаслуженный учитель РФ, ГБОУ Школа № 1525

Переход в новую школу

Несмотря на все советы, самое главное, в чем нуждается ребенок – это ваша любовь. Любите своих детей не за то, что они хорошо учатся или примерно себя ведут, а просто за то, что они – ваши дети. Школа всегда потребует, а родители своей любовью поддержат. В таком тандеме ребенок не будет чувствовать себя брошенным, и процесс обучения станет в радость, как бы ни было трудно.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

В первую очередь здоровье

Наш эмоциональный фон сильно влияет на физическое самочувствие. А ребята школьного возраста более чувствительны в плане здоровья, чем взрослые. Стресс от резкой высокой нагрузки в сочетании с осенним авитаминозом – это заоблачный риск вирусных заболеваний. Поэтому педиатры рекомендуют начинать подготавливать ребенка к школе с того, чтобы принимать витаминный комплекс за несколько дней до старта обучения в сентябре.

Главные составляющие компоненты правильного и здорового образа жизни для ребенка:

  • Активные игры
  • Правильный режим сна
  • Здоровое питание

Врачи акцентируют внимание на большом риске развития близорукости и косоглазия, а также сколиоза. После активного лета школьники резко садятся за парты на несколько часов, а потом еще делают уроки дома

Неокрепшие кости могут искривляться, портится осанка, и может развиться сколиоз. Близорукость развивается также от малоподвижного образа жизни, а не только от неправильного освещения и угла зрения – кровь плохо поступает к мозгу и зрительному аппарату, это чревато упадком зрения. Плаванье и танцы будут отличным и интересным для ребенка решением, помогающим поддержать здоровье.

Чтобы безболезненно восстановить режим сна, нужно ложиться и вставать каждый день в одно время, и изо дня в день на пятнадцать минут раньше. Если времени осталось мало, а биологические ритмы сильно сбились – можно на полчаса.

Расширяем кругозор

(по материалам книг «Увлекательная физика», «Увлекательная химия» и «Увлекательная астрономия»)

Расширяем кругозор

Если вы хотите настроить вашего ребенка на учебу, почитайте вместе с ним энциклопедии с Чевостиком и проведите несколько занимательных экспериментов. Это поможет пробудить любознательность, усидчивость и психологически подготовить к новому учебному году. Предлагаем вам по одному эксперименту из каждом книги.

Физика и закон Архимеда

Расширяем кругозор

Химия. Как одно вещество превращается в другое

Астрономия. Звездное небо

Расширяем кругозор

Главная составляющая успешной учебы не хорошие отметки и достижения, а интерес. Ребенку должно быть любопытно узнавать новое, и тогда он захочет учиться и полюбит школу. Читайте увлекательные книги, совершайте открытия, получайте удовольствие от новых знаний!

Читайте также:  10 вещей, к которым вы должны быть готовы оставляя ребенка с няней

Обложка статьи:

Частые ошибки родителей

При подготовке ребенка к школе, многие родители ориентируются на собственный опыт. Но требования для первоклассников с каждым годом меняются, если двадцать лет назад ребенок мог пойти в школу, не имея представления о письме и чтении, то теперь все усложнилось. Поэтому возникла необходимость самостоятельно учить ребенка всем основам. Первая и самая главная ошибка – требовать быстрых результатов. Будьте терпеливы и не заставляйте малыша долго сидеть над тетрадями.

Ни в коем случае нельзя говорить, что другие дети делают что-то лучше – в этом возрасте малыши очень болезненно воспринимают критику. Расскажите, как это здорово, уметь читать и писать, вы лучше других знаете, как заинтересовать вашего ребенка.

Будущему первокласснику излишняя опека только навредит. Пусть он сам завязывает шнурки, одевается, убирает за собой игрушки.

Не делайте из ребенка домоседа. В классе ему постоянно придется контактировать с другими детьми и если он вовремя не научился общаться со сверстниками, то школьник вырастет замкнутым и стеснительным. Старайтесь чаще ходить в гости, водите ребенка на детские площадки.

Никогда не смейтесь над его ошибками – низкая самооценка никак не поможет ему в будущем.

Школа – важнейший этап в жизни каждого ребенка, именно от вас зависит, как будет воспринимать обучение будущий первоклассник.

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка. Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями. Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест. Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний. Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке. Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон… Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант. Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?». При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке. Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.