Как помочь ребенку стать заядлым читателем \ Что нужно знать родителям?

      Как воспитать у ребенка интерес к чтению?  Что надо для того, чтобы ребенок читал хорошо и с удовольствием?  Как развивать желание читать?  Такие вопросы рано или поздно возникают практически у всех родителей. Ведь мы, взрослые, понимаем, что чтение – залог успешного обучения  ребенка.

Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

Памятка для родителей. Как воспитать ребенка добрым, как вырастить послушного вежливого ребенка: пять простых условий

Добрый и неконфликтный ребенок – мечта всех родителей. Но часто случается так, что, несмотря на все усилия, брошенные на воспитания малыша, результат получается практически противоположным. И тогда родители могут начать винить себя («мало внимания уделяли») или самого ребенка («ты такой уродился»). А на самом деле хорошее воспитание не измеряется количеством купленных ребенку игрушек, количеством посещаемых «кружков» или постоянной опекой. Чтобы воспитать в вашем малыше доброту, необходимо всего лишь соблюдать пять следующих условий.

Условие первое: совершаем добрые поступки вместе

Конечно же, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем вырос настоящим помощником – как для них, так и для своих друзей или знакомых. Можно бесконечно вести с ребенком разговоры о том, что нужно быть добрым, нужно помогать старшим и т. п. Но все дети, прежде всего, склонны учиться тому, что они наблюдают воочию. То есть, если в вашей семье принято помогать друг другу, например, папа помогает маме донести тяжелую сумку, то и ребенок будет копировать такую модель поведения.

Читайте также:  Высокая температуру у ребенка — как быстро и эффективно сбить ее?

Поэтому старайтесь воспитывать малыша собственным примером, а также поощряйте добрые поступки и делайте их вместе. Можно, например, вместе помочь пожилой соседке сходить за продуктами для неё. Также просите ребенка помочь вам донести что-то из супермаркета – пусть он возьмет небольшой пакет с хлебом, к примеру. Показывайте и подчеркивайте, что делать добро это хорошо: слова благодарности, улыбка, похвала – все это поднимет настроение вашему малышу, подарит ему чувство собственной значимости, вселит уверенность в своих силах.

Условие второе: личное пространство – это важно

Как часто мы говорим ребенку слова: «Не будь жадиной – поделись». Конечно же, жадничать – это плохо, но очень часто «поделись» означает «отдай свою игрушку поиграть другому». Для совсем маленького ребенка игрушка – это как бы часть его мира, то, что находится внутри его личностных границ. Для детей до трехлетнего возраста это особенно актуально, поэтому заставлять делиться игрушкой такого малыша не стоит. Ребенку постарше уже можно показывать, что «поделиться» ‒ это, к примеру, дать другу пару конфет, если у тебя их несколько. Но ни в коем случае не отбирайте у ребенка единственную игрушку, чтобы отдать её, – это воспринимается очень болезненно, приводя к противоположному эффекту.

Условие третье: добрые детские сказки

Сказки – это настоящий кладезь народного опыта и мудрости. Они всегда имеют ярко выраженную мораль, в игровой форме рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Читайте вашему малышу добрые сказки, а также обсуждайте с ним поступки героев – пусть ребенок представит себя в аналогичной ситуации или скажет, почему герой поступил именно так, а не иначе.

Условие четвертое: нет крайностям

Вдогонку третьему и четвертому правилам можно добавить – не перестарайтесь. Если постоянно акцентировать внимание малыша только на том, что можно сделать для других и как другие о нем подумают, то можно напрочь забыть о потребностях самого ребенка. Всего должно быть в меру, то есть, например, угостить друга конфетой ‒ это хорошо, но вот если он силой у тебя выдирает игрушку – нужно уметь постоять за себя, а не молча отдавать ему любимую машинку.

Условие пятое: научите заботиться

Ребенок, особенно если он один в семье, привык к тому, что все заботятся о нем. А ему заботиться не о ком, поэтому малыш не знает, как это – быть ответственным за кого-то. Чтобы научить ваше чадо быть заботливым и внимательным, заведите ему домашнее животное. Не столь важно, кто именно это будет – котенок, попугай или черепашка – главное, чтобы ребенок проникся к нему искренней любовью и сам стремился ухаживать. Поэтому выбор животного лучше обсуждать с малышом, учитывая, конечно, и ваши жилищные условия, и финансовые возможности.

Читайте также:  7 мифов о сне младенца: как наладить сон грудничка

И напоследок: воспитание доброты в ребенке совершенно не означает, что необходимо «положить на алтарь» этой цели все свое свободное время. Родители, а особенно мама, должны находить время и для собственного отдыха, увлечений, заботы о себе. Это также научит ребенка тому, что он должен уважать личное время и пространство других людей так же, как и свое.

Что случится, если ребенок будет очень много читать

Что будет, если сын или дочка станут много читать? Этим вопросом задаются многие взрослые, но, чтобы ответить на него, нужно оценить то влияние, которое книга оказывает на развитие способностей человека. Роль литературы в обучении подрастающего поколения невозможно переоценить, так как знакомство с ней выполняет сразу несколько важных функций:

  • удовлетворение познавательного интереса. Чтение книг – это отличный способ найти ответы на интересующие вопросы. Читает ли ребенок энциклопедии или художественную литературу – это не важно, главное то, что так он самосовершенствуется и учится новому.
  • расширение кругозора. Если ребенок очень часто читает, то он постоянно накапливает знания из самых разных областей. Благодаря развитому кругозору удается легче осваивать школьную программу. Человек, который много читает — много знает. Это утверждение отлично отражает влияние книг на развитие человека.
  • формирование грамотности письма и владения устной речью. Человек, читающий много книг, незаметно для себя улучшает свою речь, делает ее более богатой. Также чтение развивает грамотность, ведь при знакомстве с книгами мозг неосознанно запоминает правильное написание множества слов. Это очень полезно как в детстве, так и во взрослой жизни.
  • развитие скорости обработки информации. Чтобы научиться быстро знакомиться с текстом, нужно часто читать. Постоянная практика позволяет добиться высокой скорости чтения, что очень помогает в учебе. Когда изучение параграфа учебника занимает всего пять-десять минут, удается существенно экономить собственное время.

Знакомство с книгой – это способ провести время полезно и интересно. Поэтому замечательно, если дети читают, ведь это дает им огромное количество преимуществ. Но родителям далеко не всегда удается привить своему ребенку любовь к литературе. Многие малыши категорически не хотят притрагиваться к книге, предпочитая ей просмотр мультфильма или компьютерные игры. Как же показать своему чаду, что читать – это здорово?

Как развить устную речь у ребенка дома?

Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально. Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий.

Читайте также:  Билингвальные детские сады - особенности, преимущества, отзывы

Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.

  • С рождения до 6 месяцев.

У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.

Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.

  • С полугода до года.

Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.

Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.

  • С года до 2-х лет.

Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.

После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.

  • С двух до трёх лет.

В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:

  • Запас слов и понятий увеличивается.
  • Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
  • Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).

В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.