Как отвечать на детские вопросы: 5 правил от сексолога

Многие родители, сталкиваясь с детскими вопросами, теряются и часто просто не знают, как правильно отвечать на все: «Что?», «Как?», «Почему?», «Зачем?». Такое проявление любопытности (возраст почемучки) начинает проявляться у детей примерно в трехлетнем возрасте, давайте попробуем разобраться с детскими вопросами и как на них отвечать.

Почему важно не оставлять вопрос без ответа

  • Во-первых, ребенок ждет ответа, и оставлять этот момент без внимания никак нельзя.
  • Во-вторых, в процессе общения у малыша развивается речь и происходит ознакомление с окружающим его миром.

И тут очень важно объяснения выкладывать в доступной и понятной для карапуза форме. Старайтесь всегда продумывать свои ответы, ведь ваш малыш абсолютно доверяет вам и принимает все за чистую монету. Но это совсем не значит, что вы обязаны выкладывать все и сразу, постарайтесь общение сводить к тому, чтобы ребенок пытался с помощью ваших подсказок придти к решению интересующего его вопроса самостоятельно.

Не обманывайте детей

Как правило, примерно на четвертом году жизни ребенок впервые задумывается, откуда он взялся. И с этим запросом он приходит к родителям. То, как вы будете реагировать на такие вопросы, напрямую скажется потом на сексуальности ребенка во взрослой жизни. Поэтому старайтесь говорить без стыда и стеснения, не врите. Помните, что это в вашей извращенной фантазии уже рисуются пошлые картинки, а ребенок просто расширяет свои знания.

Почему это важно? Был у меня случай в практике. Когда я была беременной, пришел ко мне мальчик лет трех. Как я поняла, он впервые видел беременную, потому сразу спросил меня:

— А почему у тебя такой большой живот?

— У меня там малыш.

— А нам на завтрак детей не подают, мама блинчики готовит.

Работа с родителями в детском саду

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»

Шаймиева А.И., воспитатель МАДОУ №106 «Забава» г. Набережные Челны

Вопросы ребенка взрослому — проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя! Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Интересно, что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: "Куда едут машины?", "Где живут микробы?", "Почему зима?" или: "Что такое развод?" Чаще всего это вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг, не случайно. Ребенок достигает возраста "почемучки", и у родителей начинаются тяжелые времена.

Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной или юридической точек зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако малыш, которому едва исполнилось четыре года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ. Из длинной подробной лекции о микробах, двигателях и физиологии ребенок сможет выделить два-три важных для него момента и связать их между собой. Но все же не усложняйте свой ответ длинными техническими подробностями, которые ребенок не сможет понять, поскольку еще слишком мал для этого…

Вопросы ребёнка часто распространяются и на ситуации, которые изначально не должны были вызывать долгого обсуждения. Например, во время завтрака вы говорите малышу, чтобы он не трогал чайник. И слышите в ответ: "Почему?" Любопытно, что в этот момент его меньше всего интересует чайник и горячая вода, просто так он пытается понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз разобраться в правильности запретов, а заодно и убедиться в компетентности взрослого. "Почему нельзя трогать провода? Почему надо ложиться спать? Почему нельзя взять еще одну шоколадку? Почему надо идти к доктору?" — все эти вопросы задаются не столько для того, чтобы выяснить причину запретов, сколько с целью еще раз уточнить права взрослого и ребенка. За этими совершенно разными вопросами стоит один общий, очень важный для ребенка вопрос: "Почему я должен вас слушаться? Почему вы все время говорите мне, что нужно делать, а чего делать нельзя?" Конечно, в ответ взрослый может показать силу и власть старшего, ответив: "Ты должен, потому что я так сказал".

Однако такой ответ произведет впечатление один или два раза, а потом вам придется подтверждать свою власть, наращивая силу голоса и увеличивая количество сказанных слов. Гораздо лучше построить свой ответ так, чтобы малыш понял, что провода нельзя трогать ни в коем случае, и это правило едино для всех, что ночью спать надо всем (и взрослым и детям), чтобы быть здоровыми и сильными. Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство и желание узнать как можно больше нового. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревога и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. "Ты, правда, меня любишь?", "Ты видишь, какой я уже умный?", "Объясни мне, что происходит…" Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен, значит, маленький Почемучка верит в его разумность, в то, что старший способен понять, поддержать, разъяснить, дать совет. Когда ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе.

Работа с родителями в ДОУ:Консультации для родителей в детском саду | Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей | Родительские собрания в ДОУ | Оформление родительского уголока, Перспективные планы по работе с родителями

Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов

  • Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.
  • Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.
  • Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.
  • Вы можете поделиться своими проблемами у учащихся, но только настоящими, не выдуманными.
  • Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.
  • Дайте учащимся составить банк вопросов, направленный на изучение материала.

Как отвечать на детские вопросы. дельных советов

Дети настолько любознательны, что порой эта любознательность очень утомляет родителей. Бесконечные вопросы иногда даже заводят в тупик… Как же ответить маленьким почемучкам так, чтобы не соврать, не убить интерес и не отмахнуться от них. Эти советы помогут правильно разговаривать с ребенком и грамотно строить ответы на их вопросики.

  1. Не стоит игнорировать вопросы и обращения ребенка. Даже самый простой и, на наш взгляд, глупый вопрос для малыша может быть очень важным и непонятным. Поэтому отнеситесь с пониманием к маленькому открывателю неизведанного мира! Давайте рассмотрим несколько видов ответов, которые используют родители, и обсудим, что в них плохого.
  2. Ответ-отмазка. “Просто потому что! Вырастешь — тогда узнаешь! Пойди узнай у мамы! Так устроена жизнь, такие законы природы…” и другие подобные ответы. Такие наши ответы ребенок воспринимает как послание: “Ты глупый, и вопрос твой тоже глупый. Я не хочу с тобой говорить, не хочу тебе объяснять”. Таким образом мы очень легко теряем свой авторитет в глазах ребенка, при этом убивая его желание узнавать новое.
  3. Ответ-провокация. Это хороший вариант ответа. “А ты как думаешь? А почему это должно произойти?” Так вы наталкиваете малыша на размышления, предлагаете искать ответ вместе, а не даете готовый. Но следует ждать волну следующих вопросов от ребенка.
  4. Очень умные, слишком длинные ответы. Когда мы так отвечаем, большинство деток нас не могут понять. Кроме того, такой ответ не дает ребенку возможности что-то додумать, сделать выводы. Если постоянно так отвечать, то ребенку становится скучно жить.
  5. Сказочные ответы. Придумывать какие-то чудеса в своих ответах можно только для самых маленьких детишек. Они любят сказки. Минус таких ответов прячется в их неправде. Пройдет немного времени, и малыш опять задаст вам этот же вопрос.
  6. Ответы с различными вариантами. “Я считаю, что…, а вот в книгах написано, что…, а в Интернете вычитал, что…” Это хороший способ давать ответы на неоднозначные вопросики. Мы демонстрируем малышу, что возможны различные мнения. Еще мы таким способом расширяем кругозор ребенка.
  7. Четкий, лаконичный ответ. Это хороший ответ, именно такого ответа ждут дети. Только не забудьте оставить ребенку простор для фантазии. Оставьте возможность ребенку заинтересоваться еще чем-то самому.
Как отвечать на детские вопросы. дельных советов

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос мыслящей личностью с интересом к познанию, тогда не отмахивайтесь от его вопросов, какими бы глупыми они вам ни казались!

Читайте также:  Беседа «Гигиена половой жизни у девушек и женщин»

Смотрите также: 4 вопроса, которые следует задавать ребенку каждый день Как отвечать на детские вопросы. Конкретные примеры 7 вопросов к родителям, которые хотят вырастить победителей

Как отвечать на неудобные вопросы

Какие важные правила надо соблюдать, когда говорите с ребенком о сексе? Советы для родителей, у кого дети до 12 лет. Для категории 12+ все иначе: меняется весь характер дето-родительских отношений, появляются альтернативные источники информации (Google, например), да и законы начинают работать с учетом возрастных ограничений. Когда ребенок задает интимный вопрос, неподготовленного родителя это может напугать. Даже если и напугал, то не надо всем своим видом это показывать. Не следует и в панике выяснять, откуда в его детской голове такие мысли. Отправлять его за ответом к другому родителю тоже плохая идея. Сделайте глубокий вдох и следуйте правилам.

Не высмеивайте

Даже малейшая ухмылка может обидеть, а уж тем более ироничная фраза. И в следующий раз к вам никто не придет за советом. Ребенку важно знать с малых лет, что к родителям можно обратиться с любым вопросом. Даже если ребенок коверкает какое-то слово, то не спешите его исправлять, это можно будет сделать в самом процессе разговора.

Не выдумывайте

Родители всегда что-то придумывают. Даже те, кто сообразил (это в условиях задымленного мегаполиса!), что не сможет предъявить ни аиста, ни капусту, все равно склонны к сочинительству.

Например, в российской культуре принято давать смешные названия гениталиям: краники, пипки, персики… Впоследствии такая информация может сформировать много комплексов (вплоть до сексуальных дисфункций). Скажите ребенку правду. Что дети рождаются взрослыми: мужчиной и женщиной. Что главное отличие мужчины от женщины — это половые органы. Они выглядят и называются по-разному. Мужские гениталии называются пенис (латынь), а у женщины — вульва (латынь). Эти слова не надо стесняться произносить. Вам же не стыдно называть сердце — сердцем, а кишечник — кишечником?

Читайте также:  Даём имя ребёнку, родившемуся в сентябре – список вариантов

Поинтересуйтесь мнением ребенка по этому вопросу

Это важный момент в общении. Чтобы понять, что именно вам надо рассказать, узнайте, что о данном вопросе думает ваш малыш и что ему уже известно. Спросил: «Откуда берутся дети?» Так и скажите: «О! Это очень интересно… А ты как думаешь?» Слушайте внимательно, не отвлекаясь, и лучше глядя глаза в глаза — так формируется доверие. Для вас же важно доверие вашего ребенка?

Не повышайте тон

Даже если вам неловко отвечать на такие вопросы, всегда стройте разговор в положительном ключе. Никаких строгих взглядов и серьезного вида, а тем более испуганных возгласов — даже если версии и априорные знания ребенка покажутся вам шокирующими.

Как отвечать на вопросы об окружающем?

Очень часто взрослые боятся «неправильно информировать» ребенка, разбивая раньше времени его сказочный образный мир, и пичкая «научными сведениями». Подождите немножко — пусть звезды будут «сделаны из огоньков», луна «улыбается в окошко», а солнце «уходит спать на подушку». Ребенок вырастет — вырастет его мироощущение и восприятие, и нет ни одного взрослого, убежденного в том, что звезды сделаны из фольги.

Не зря же в каждой фольклорной традиции существуют сказочные образы всего, что окружает ребенка в мире — Месяц Месяцович, Ветер-ветрище, и т.п. А научные сведения никуда не денутся. Конечно, взрослые не могут на вопрос: «А до луны можно достать рукой?» ответить утвердительно. Но читать в ответ на подобный вопрос лекцию про количество световых лет и космическое пространство не нужно.

Серьезное исследование начинается с наблюдения и накопления материала — вот этим и должен заниматься ребенок, и делать свои, пусть такие смешные и нелепые, выводы. А если ему вместо предоставления сенсорного опыта читать детские энциклопедии, мозг быстро поймет свою ненужность.

Что делать, если не знаешь ответа на детский вопрос? Сказать: «не знаю», но постараться найти ответ (и не забыть его найти). Лучше — вместе (если ребенок уже достаточно большой для этого поиска).

Но самое главное — беречь умение задавать вопросы! Учить поставить вопрос, отвечать так, чтобы ребенок не «замолк», а озадачился еще бОльшим количеством вопросов. Задавать вопросы ему — что он думает, как он может ответить, как он может предположить, какие у него догадки на этот счет.

Ужасно полезная вещь — игры с вопросами («да и нет не говорите» и т.п.).

Смотрите также вводную лекцию из Цикла «Игры разума» Евгении и Анатолия Гин

Почему эта тетя такая толстая?

Порой малыш начинает задавать бестактные вопросы, и с детской непосредственностью тычет пальцем в полную женщину: а почему эта тетя такая толстая?

Почему эта тетя такая толстая?

Как можно доступнее объясните ребенку, что люди не могут быть все одинаковые, как куклы Барби в магазине детских игрушек. Одни люди высокие, другие – низкие, одни полные, другие худые – такими создала их природа. Поэтому никогда нельзя указывать на недостатки другого человека, а уж тем более тыкать пальцем и громко обсуждать то, что вам не нравится в другом человеке. Ведь этот человек может и обидеться.

«Что бы ты поменял, если бы мог, в сегодняшнем дне?»

Задавая этот вопрос ребенку, ты учишь его думать, анализировать и помогаешь ему поверить в свои возможности. Ты даешь ребенку веру, что все можно изменить к лучшему, насколько бы неудачным не оказался прошедший день. Это не только помогает сбросить стресс, но и позволяет просто помечтать, поговорить о хорошем и заснуть в отличном настроении. И, конечно же, создает особый момент близости, когда есть только ты и твой малыш. Задавай этот вопрос каждый день, и ты увидишь, как качество жизни твоего ребенка улучшится, а количество счастья и радости в ней увеличится.