Как общаться с пассивным ребенком дошкольного возраста?

Становление речи ребенка проходит ряд этапов и вначале значительно отличается от речи взрослого. Первые слова являются лепетными словами, по типу: «бо-бо», «ня-ня», «мо-мо», иногда ребенок использует обломки взрослых слов, например «ка», «пи», при том одно слово может означать десятки вещей. Также одно и то же слово в одной ситуации означает одно, а в другой ситуации — другое. Связь между словами чрезвычайно своеобразна и напоминает ряд бессвязных восклицаний, переходящих друг в друга.

Как разрешить конфликт между детьми?

раскрыть » / « свернуть

Как разрешить конфликт между детьми?

Общение и совместные игры между детьми не всегда протекают без столкновений. Часто родители становятся свидетелями бурных конфликтов, разбирательств и даже драк. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек. В отличие от взрослых дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые дети могут только благодаря помощи родителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как устранить разногласия между детьми. Попробуем дать вам некоторые практические рекомендации:

  1. Никогда сразу не стремитесь вмешаться в конфликт ребятишек, конечно же, только если исключены риски нанесения вреда их здоровью. Всегда нужно помнить, что между детьми неизбежно устанавливается некая иерархия, соответствующая их возрасту. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.
  2. Если же требуется ваше участие, тогда изначально следует устранить собственную предвзятость к произошедшей ссоре. К примеру, вы постоянно во всех бедах винить всегда одного и того же ребенка. Такое может быть, если этот ребенок напоминает вам человека, доставляющего вам лично неприятности или дискомфорт в жизни. Старайтесь всегда быть объективным.
  3. Посредничество взрослого в споре детей. Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Старайтесь стать посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей. Предлагаем вам поступить следующим образом:
  • Помочь детям обозначить границы собственной территории. Так как всегда есть территория и игрушки общего пользования и индивидуальные. В такой ситуации необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью. Такой метод поможет вам задать некоторые правила разрешения конфликтных ситуации и одновременно позволит избавить маленького собственника от угрозы вторжения в его пространство.
  • Спокойно изложите детям суть возникшей проблемы. Для этого вам придется попросить каждого из участников конфликта кратко изложить точку зрения своего оппонента, причем в его присутствии, так как важно, чтобы он лично все услышал, ведь большинство ссор у детей бывает из-за несправедливости и обидных насмешек.
  • Далее, будет хорошо, если вы вместе с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Предложите ребятишкам придумать возможные пути и способы решения их спора. Допустим, если они поссорились из-за игры, скажите им, что они не смогут играть в нее дальше, пока не придут к согласию.
  • Если вам удалось путем переговоров и разъяснений окончательно разрешить детский конфликт, то утвердите на правах взрослого план его разрешения. Если же согласие не достигнуто и вопрос остался открытым, вынесите проблему на так называемый «семейный совет», чтобы все члены семьи приняли активное участие в погашении конфликта.
  • Очень важно в сложившихся обстоятельствах суметь уменьшить появившийся эмоциональный накал у детей, не допустить обострения конфликтной ситуации. Тогда можно использовать прием смены обстановки, к примеру, отвести детей в другую комнату. Такое вроде бы простое действие частенько помогает детям хотя бы немного успокоиться и приступить к обсуждению проблемы. Через некоторое время, находясь в спокойной обстановке, как-нибудь невзначай вспомните с детьми ранее разрешенную проблему, проанализируйте все предпринятые шаги к ее разрешению – тем самым вы еще раз потренируете с детьми навыки сотрудничества и взаимопонимания.
  • Не забудьте похвалить обе стороны за проявленные усилия в разрешении их противоречий.
Читайте также:  К каким последствиям приводит курение в период грудного вскармливания

4. Научить детей использовать мирилки. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Ритуал примирения проводится следующим образом:

  • Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки.
  • Мирилка произносится подряд 5-10 раз, например: «Солнце вышло из-за тучек, нас согреет теплый лучик. А ругаться нам нельзя, потому что мы друзья». Этот прием действительно примиряет, так как это очень весело – вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.
  • Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

раскрыть » / « свернуть

Почему словарный запас важен

Словарный запас — один из ключевых моментов создания по-настоящему хорошего текста. Увеличение словарного запаса позволит вам находить точные, подходящие слова для выражения вашей идеи, а также даст возможность избегать повторяющихся, обыденных и однообразных слов.

Но каким образом пополнять словарный запас? Это не так просто сделать, как может показаться. Даже используя свой родной язык, часто возникают трудности с тем, чтобы писать и коммуницировать ясно и точно. А что уже говорить про иностранные языки.

Темпы овладения речью

Стоит заметить, что индивидуальные темпы овладения речью могут очень сильно различаться. Если начавшие ходить дети произносят первые слова несколько позднее своих сверстников, это не значит, что они отстают от них в развитии. Возможно, сейчас они просто сосредоточены на упражнении других навыков. Если у ребенка до 2 лет в активном словаре всего 2–3 слова, то это не повод для беспокойства, особенно если он понимает речь взрослых, с интересом их слушает и узнает названия многих вещей. Если активный словарь ребенка не растет и положение дел в 2–2,5 года не меняется, то тогда уже нужно внимательно присмотреться к ребенку, понять, почему он молчит, и помочь ему заговорить.

В. Ветрова приводит следующие типичные варианты речевых трудностей у детей 2–2,5 года:

  1. Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторить названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители этих детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
  2. Задержка на стадии эмоционального общения с взрослым. У родителей с ребенком взаимная любовь: эмоциональное приятие, ласки, улыбки; слово — лишнее. Нужно переходить на новый уровень взаимодействия с ребенком, чтобы он заговорил. Делать это эффективнее всего, при совместных действиях с предметами.
  3. Ориентация на предметный мир. Обычно этот ребенок «завален» игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, занимает себя сам, проявляет двигательную активность, не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество с взрослым: вместе играть, читать книги, развивать эмоциональный контакт с ребенком, учить его игровым действиям, носящим «человеческий характер» (кормить куклу, жалеть мишку) и т.д.
  4. «Детские» слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Если родители исполняют все желания ребенка и говорят на «детском» языке (например, «ав-ав», «кус-кус», «бо-бо»), то освоение речи замедляется. Подобная задержка часто бывает характерна для близнецов, интенсивно общающихся друг с другом на общем для них детском языке. Взрослым необходимо переходить на более «взрослый язык» в общение с ребенком.
  5. Стремительность речевого развития. Если ребенок все понимает, с интересом слушает, сам очень много говорит, с хорошей дикцией, причем развернутыми правильными предложениями и сложными словами; но при этом плохо спит, плачет во сне, у него много страхов, он вялый, капризный и т.п., то он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.

Важно подчеркнуть, что необходимость обладания речью, ставится перед ребенком часто взрослыми. Дети начинают активно произносить слова под влиянием настойчивых воздействий взрослого. Поэтому необходимо больше времени разговаривать с ребенком, особенно при совместной игре.

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.

А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?

1.   Слова, которые малыш произносит четко: «дай», «мама», «папа».

2.   Звуки – подражание животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

3.   Воспроизведение неполных слов: «бака» – собака.

4.   Слова, которые произносятся не правильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» – машина.

5.   Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (норма до 2,5 лет): «ма» – мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).

Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, рекомендую вам завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил кроха. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей болтливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать.

Обучение пассивного ребенка

Особенностью пассивных детей является то, что боясь сделать ошибку, они отвечают неуверенно и медленно, а могут и вовсе не отвечать на вопросы. Следовательно, понять, как ребенок усвоил материал, бывает достаточно непросто. На помощь придут задания, в которых надо что-то показать на картинке, выбрать нужную фигуру или выполнить команду. Такие задания следует использовать как базу, для развития у ребенка уверенности в себе и повышения его самооценки. На начальных этапах лучше выбирать задания, с которыми ребенок точно справится. Обязательно отметить его успех, но очень сдержанно, так как привлечение излишнего внимания может навредить дошкольнику. Можно использовать следующие приемы для повышения самооценки пассивного ребенка: 1) чаще хвалить малыша, даже за небольшие успехи; 2)давать несложные поручения; 3)не сравнивать ребенка с другими детьми; 4)не давать задания на время; 5) не торопить с ответом. Для пассивных детей будут полезны как пальчиковые, так подвижные игры. Очень часто детей бывает сложно расшевелить, и они отказываются от игры, особенно подвижной. Задача взрослого — привлечь и заинтересовать ребенка. Но заставлять принимать участие в игре или другом виде деятельности, ни в коем случае не следует. Можно разнообразить занятия дыхательными упражнениями или самомассажем, так как этими нехитрыми приемами снимается скованность и напряженность с тела ребенка. Главным результатом взаимодействия взрослого и пассивного ребенка является осознание малышом того, что взрослый любит, понимает, уважает и принимает его, таким, какой он есть. Ребенок должен чувствовать, что в любой сфере деятельности он может спокойно и уверенно добиться успехов, а взрослый ему в этом непременно поможет.

Подготовка дошкольника к чтению и письму

Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.

Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова. Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению.

Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.

Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.

Важность мелкой моторики

Этот фактор — основной двигатель речевого развития. Приемы:

  • Покупайте игрушки с мелкими сыпучими наполнителями, давайте в руки игрушки с мелкими деталями. Только будьте осторожны, чтобы у ребенка не было возможности засунуть эту мелкую деталь в рот и проглотить.
  • Для развития мелкой моторики совсем маленькому ребенку полезно делать массаж ладошки пальчиком.
  • Покупайте игрушки с текстурной обивкой — пупырчатые, шероховатые и т. п. Прикасаясь к ним, малыш получает своеобразный массаж определенных точек на ладонях, что развивает его речь.
  • Следует больше времени уделять лепке, как замечательному способу развития мелкой моторики. Также при этом развивается и ловкость пальчиков.

Первое слово ребенка — это всегда маленький семейный праздник. Радуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь все они неплохо постарались, чтобы их обожаемый малыш заговорил. После произнесения первых слов развитие речи малыша понесется как снежный ком с горы — ударными темпами.

Поделиться статьей с друзьями можно через соц. сети: