Как научить ребенка выговаривать сложные буквы?

Чем раньше научиться произносить звуки , тем лучше

Причины нарушений речи у детей

Если вы уверены в своих силах и настроены заниматься с ребенком дома, хотя бы одно посещение логопеда все же не повредит. Специалист определит причины неправильного произношения и поможет выстроить индивидуальную схему занятий. Ниже — основные причины дефектов речи.

  • Социальные.
    • Педагогическая запущенность. Если ребенок растет в неблагополучной семье или ему уделяется недостаточно внимания из-за вынужденной занятости родителей, нередко наблюдаются проблемы с речевым развитием — дети позже начинают говорить, дефекты дикции ярко выражены и т. д.
    • Двуязычие. Если в семье говорят на двух и более языках, ребенку бывает сложно разобраться в произношении, и он путается в звуках. Научить ребенка букве «Р» в такой ситуации довольно сложно. o Дефекты речи у окружающих. Если один из родителей, бабушка или няня неправильно произносит те или иные звуки, с большой долей вероятности такой же дефект будет и у малыша. Ведь он все повторяет за взрослыми.
    • «Сюсюканье» родителей. Многие полагают, что если искажать слова, подражая ребенку, то он будет лучше их понимать. Либо они это делают, потому что считают забавным. В итоге ребенок редко слышит верный вариант, отчего замедляется развитие речи.
  • Особенности строения артикуляционного аппарата. Это может быть укорочение уздечки языка, слишком большой язык или губы, неровно растущие зубы (часто так бывает из-за злоупотребления соской в раннем возрасте), нетипичное расположение нижней челюсти (выдается вперед или «задвинута» назад), незаращение (расщепление) нёба.
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата в результате перенесенных заболеваний. Вялость, слабость и малоподвижность языка, губ, мышц нижней челюсти и гортани.
  • Недостаточность фонематического восприятия. Ребенок неправильно слышит звуки и, соответственно, неправильно их произносит. Обычно это проявляется тем, что он путает звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.
  • Снижение слуха.
  • Нарушение дыхания. Если у ребенка, например, хронический гайморит, аденоиды, сердечно-сосудистое заболевание, то воздух идет через дыхательные пути не типично, что нередко влияет на дикцию.

Прежде чем начинать логопедические упражнения, необходимо выяснить причины дефектов речи и по возможности их устранить, иначе занятия могут быть неэффективными. Обратите внимание, что иностранный акцент, региональное «оканье» или «геканье» не являются дефектами речи.

Почему ребенок не выговаривает букву Р

Для правильного произношения у ребенка должен быть развит речевой аппарат. Это происходит до 5 лет, т. е. до этого возраста малыш может самостоятельно научиться выговаривать букву Р. Если у 5-6-летнего ребенка нет четкой или правильной артикуляции, необходимы консультация логопеда и выполнение специальных упражнений.

Невыговаривание буквы Р происходит по нескольким причинам. Их описание и способы решения:

Почему ребенок не выговаривает букву Р
  • Слабое развитие артикуляционного аппарата – тренировка мышц языка, щек, губ, голосовых связок. Ребенку предлагается больше широко улыбаться, корчить рожи, гримасничать.
  • Нарушение звукопроизношения – ребенок не может выговорить буквы Р из-за проблем с порядком чередования шипящих и свистящих звуков. Надо выполнять упражнения на эти звуки.
  • Аномалии подъязычной уздечки – малыш не может дотянуться до неба и произнести Р из-за малоподвижной, короткой или утолщенной перепонки под языком. Решается проблема хирургическим путем (подрезанием) или упражнениями для растягивания уздечки.
  • Нарушение фонематического слуха – ребенок воспроизводит только те звуки, которые четко слышит. Это выражается в пропуске букв или их замене на похожие. Исправить проблему помогут коррекционные занятия с логопедом.
  • Неправильный прикус – признак патологии – выдвинутая вперед нижняя или верхняя челюсть. Дефект исправляется врачом-ортодонтом.
  • Нарушение дыхания – дыхание сопровождается неправильным направлением воздуха, что приводит к искажению звука Р. Причины состояния кроются в проблемах с сердцем и легкими, увеличенных аденоидах. Показано использовать чередование речевой и физической нагрузок.

Неправильное артикуляция

По мере развития речевого аппарата ребенок может произносить звук Р неправильно. Такая ситуация требует корректировки в виде дополнительных логопедических упражнений. Примеры неправильного произношения:

Почему ребенок не выговаривает букву Р
  • Грассирующая Р (картавость) – горловое произношение происходит за счет гортанного язычка. В этом случае придется учить малыша говорить букву языком.
  • Выпадение буквы – ребенок просто не произносит Р при озвучивании слова (таракан – таакан).
  • Замещение звука и буквы – малыш воспроизводит слова с буквой Р, меняя или удаляя окончание или меняет букву на более удобную (коробка – колобка).
Читайте также:  Основные стадии развития речи ребенка

Стадии развития речи у детей

Прежде чем переходить к теме более глобально, родителям необходимо знать стадии развития речи у детей. Все мы хотим быстро научить ребенка говорить, но против природы, как известно, не пойдешь, и малыш обучается речи последовательно. Существует всего несколько стадий развития, в частности:

Первые осмысленные звуки от малыша мы можем услышать уже на втором-третьем месяце его жизни. Дети обращают внимание на каждый окружающий их звук и стараются им подражать. Примерно к 5-7 месяцам звуки будут произноситься уже более четко и ясно.

Примерно в 9 месяцев вы уже сможете услышать первые короткие слова наподобие «мама», «папа». Эти слова имеют повторяющиеся звуки и обязательно что-либо обозначают для ребенка.

В год малыш уже сможет осмысленно произносить простые слова, которых в его словарном запасе будет насчитываться до десяти.

После года его словарный запас пополняется с огромной скоростью. Ребенок учится произносить пока еще простые слова, но их становится все больше и больше.

Примерно в два года дети уже могут строить более-менее правильные предложения, склонять слова, правильно расставлять их.

Говорить — не наговориться

Первое, что предлагают при дефектах речи педагоги и логопеды, — это скороговорки. Труднопроизносимые фразы, знакомые нам еще из детства, способны заметно улучшить ваше произношение: «Три дроворуба рубят дрова», «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали», «На горе Арарат рвала Варвара виноград» и др. Повторять их нужно постоянно, не забывая и не ленясь.

Вообще, почаще употребляйте звук «р» в своей речи. Даже если вы комплексуете по поводу своего произношения и хитрите, стараясь заменять сложнопроизносимые слова их простыми синонимами, помните, что чем чаще вы будете тренироваться, тем скорее научитесь. Записывайте свою речь на диктофон, переслушивайте, обращая внимание на свои ошибки, которые, возможно, вы не замечаете при разговоре.

Как научиться говорить букву Р

Прежде чем приступить к постановке звуков, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Принцип от простого к сложному. Невозможно сразу же научить ребёнка выговаривать правильно звуки. Нужно постепенно усложнять задачу, и результат вам гарантирован.
  2. Занятия должны быть интересными. Не стоит заставлять ребёнка заниматься, ведь это только оттолкнёт его, и добиться успеха будет намного сложнее. Ваше чадо перестанет заниматься, так и не научившись произносить звук р, начнёт выговаривать его с помощью горла. Горловое р очень сложно устранить, практически невозможно.
  3. Выполняйте упражнения регулярно. Нескольких занятий будет недостаточно.

Техника постановки звука

  • Для начала ребёнок должен научиться выговаривать букву р отдельно, при этом выполнять упражнения: открыть рот и кончик языка направить за верхние зубки, затем ритмично и быстро проговаривать звук «д-д-д» или «з-з-за». Попросите ребёнка постучать по нёбу, при этом сильно дуть на кончик язычка. Выработка вибрации — первая ступень в постановке сонорного звука. Иногда, чтобы научиться говорить звук р, необходимо выполнять упражнения с механической помощью — специальных логопедических зондов или подручных средств в домашних условиях. При необходимости логопед обучит вам этому методу.
  • Затем закрепить произношение звука р необходимо в слогах прямых и обратных ( ра-ро-ру, ар-ор-ур и другие).
  • После того как ваш ребёнок научился правильно выговаривать звук, необходимо закрепить произношение в предложениях, скороговорках. Часто родители допускают огромную ошибку, пытаясь исправить звукопроизношение своих детей, используя лишь скороговорки. Запомните — этого делать не стоит, так как ребёнок неправильно подготовлен к постановке звука.

Упражнения для постановки звука

Выполняйте упражнения ежедневно перед зеркалом вместе со своим ребёнком. Это не только полезно, но ещё и весело. Для начала нужно подготовить губы:

  1. Улыбнитесь. Пусть ребёнок задержит эту позу около 10 секунд.
  2. Сложите губы трубочкой. Выполните это упражнение в течение 7-10 секунд.
Читайте также:  Влияние компьютерных игр на здоровье детей

Упражнения для языка:

  • «Маляр». Попросите ребёнка направить язычок вверх к нёбу. Проведите им вперёд и назад, как будто язык — это волшебная кисточка.
  • «Лошадка». Пусть ребёнок попробует сделать язычком так, как лошадка.
  • «Чистим зубки». Почистите язычком верхние и нижние зубы.
  • «Грибочек». Попробуйте направить язычок к нёбу и задержать его в этом положении, широко открыв рот. Таким образом, уздечка будет ножкой, а язык шапочкой грибочка.
  • «Индюк». Направьте язык к верхней губе и произнесите «Бл-бл-бл».
  • «Чашечка». Попробуйте завернуть боковые края языка и направить кончик языка вверх.

Научить ребёнка выговаривать звук р необходимо с помощью весёлых и занятных игр. Упражнение «Заведи моторчик» можно выполнять с помощью ватной палочки или пальчика вашего малыша, при этом очень тщательно вымыть руки. Попросите ребёнка выговаривать звук «д-д-д» при этом язык должен быть направлен за верхние зубки. Вы же должны помочь пальчиком вызвать вибрацию языка, направляя его рядом с уздечкой. Повторите это упражнение несколько раз, пусть ребёнок прислушается к себе. Возможно, он поймёт, как правильно «рычать», и всего-навсего нужно будет только закрепить звук в слогах и предложениях.

Упражнения для дыхания

  1. «Свечка». Представьте, что перед вами торт со свечкой. Попробуйте устроить соревнование: кто быстрее её задует.
  2. «Буря в стакане». Для выполнения этого упражнения необходимо: налить в прозрачный стаканчик немного водички, взять коктейльную трубочку и подуть в неё. Таким образом, получаются большие волны. Если же пузырьки будут небольшие, это свидетельствует о том, что у ребёнка нарушено речевое дыхание.
  3. «Снежинка»(листик, жучок, бабочки и другие). Вырежьте с бумаги снежинку и подуйте на неё. Следите, чтобы во время выполнения данного упражнения щёки ребёнка не надувались, вдох нужно делать через носик. Попробуйте подуть сначала медленно, а потом сильней. Для этого упражнения можно взять обычную вату.
  4. «Футбол». Выложите из кубиков или сделайте маленькие игрушечные ворота. Возьмите шарик или маленький кусочек ваты. С помощью трубочки попробуйте забить противнику гол в его ворота.
  5. «Весёлый лабиринт». Для выполнения упражнения потребуется кусочек ваты и счётные палочки. С помощью счётного материала выложите лабиринт и попробуйте дойти до финиша, передвигая вату струёй воздуха.

Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно

Работа над развитием речи требует терпения и системы. Добиться повторения ребенком слогов, слов и предложений и удержать внимание на карточках бывает очень непросто. На помощь приходит игра — особый вид деятельности, через который можно решать речевые проблемы.

При игровом подходе ребенок будет с нетерпением ждать занятий, а эффект не заставит себя ждать — нужные звуки появятся в его лексиконе достаточно быстро.

Чтобы ребенок не переутомился, не занимайтесь с ним дольше 15 минут. Вначале уделите время разминке речевого аппарата, а затем переходите к логопедическим упражнениям. В процессе занятия предложите ребенку смотреть в зеркало, чтобы он лучше понимал, что от него требуют.

Не отрабатывайте одни и те же упражнения больше 5 раз. Это скучно. Ребенок быстро потеряет интерес к занятиям — лучше повторяйте сложные моменты в течение дня.

Совет: детям нравится играть роль учителя, такая практика хорошо закрепляет пройденный материал. Предложите ребенку показать любимой игрушке логопедическое упражнение, и он сам в течение дня будет то и дело повторять его, играя с игрушками. 

Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно

Разминка речевого аппарата перед началом занятий

Как и любым другим мышцам организма, мышцам речевого аппарата тоже нужна разминка. Мышцы языка, губ и щек нужно разогреть перед работой, поэтому первые 3-5 минут уделите время простым упражнениям:

  • подуть на чай — вытянуть губы трубочкой и сделать долгий выдох;
  • поиграть пламенем свечи — дуть на свечу, не задувая, а играя ее пламенем (контроль выдоха);
  • язык вверх-вниз, влево-вправо, достать языком до носа, до подбородка;
  • упражнение «ням-ням» — широко улыбнуться, провести языком по верхней губе, затем по нижней, спрятать язык, поджав его к небу;
  • говорить тихо, как мышка, затем громко, как медведь, — разогревает голосовые связки;
  • «качели» — высунуть язык, поочередно упереться широкой частью языка то в верхние, то в нижние резцы;
  • «заборчик-трубочка» — широко улыбнуться, сомкнув зубы, затем вытянуть губы трубочкой.
Читайте также:  Заниженная самооценка: переменная величина, которую можно изменить.

Каждое упражнение повторить 4-5 раз.

Задержка речевого развития

– Какой порядок действий при ЗРР? Какие пройти обследования? Нужно ли ЭЭГ, УЗДГ, МРТ? Ребенок в 3,7 почти не говорит, каковы причины? К каким специалистам идти на занятия? Что может сделать мама сама?

Какова диагностика и лечение алалии? До какого возраста возможно исправить проблемы с речью? Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять?

Невозможно заочно назначить обследования. Вначале стоит идти к неврологу. Невролог обязательно смотрит ребенка, его рефлексы, кожные покровы, разговаривает с ним, подробно расспрашивает маму о развитии ребенка, о протекании беременности и родов, и только после этого назначается обследование. Да, это может быть энцефалограмма (ЭЭГ) и Доплер (УЗДГ), но, вполне возможно, что нужны еще какие-то обследования.

МРТ – достаточно сложное обследование, его обычно назначают строго по показаниям. То есть, если, например, у ребенка новообразования, опухоли, кисты или еще что-то такое похожее, тогда – да. Повторяю, все эти назначения делает врач (в данном случае невролог), никакой другой специалист назначить такие обследования не может.

Почему ребенок в 3,7 не говорит, какие причины? Причин огромное количество. Заочно это выяснить вообще невозможно, но даже и в очной беседе причины можно представлять только примерно. Да, это может быть внутриутробная проблема, болезни мамы, болезни ребенка, экологические факторы, токсикозы первой и второй половины беременности, отечность беременной, какие-то осложнения при родах, быстрые роды, кесарево сечение. Наверное, стоит даже остановиться, потому что это всё может быть, и при этом всё будет благополучно или не выльется ярко в проблему.

К сожалению, мы не найдем первопричину, а на каких-то объективных обследованиях, таких как Доплер, вполне можно узнать особенности кровотока, например, нет ли проблем с притоком и венозным оттоком. Но это будут косвенные причины, которые помогут неврологу разобраться в неврологической симптоматике.

Дальше мама спрашивает, если у ребенка алалия, какая диагностика и лечение. Это может определить невролог (сам диагноз ставит психиатр), он назначит обследования и лечение, после этого консультирует логопед и делает логопедическое заключение.

До какого возраста можно исправить проблемы с речью? Смотря какие проблемы. Если речи нет в три года, нужно активно, как можно быстрее, а лучше до трех лет, начать заниматься формированием, вызыванием речи. Если, например, пятилетний ребенок, там уже становление лексико-грамматических, фонетико-грамматических категорий, там работа с качеством речи. Но если ребенок не говорит и в пять, и в шесть, и в семь, и так далее лет, всё равно нужно заниматься с этим ребенком. Да, конечно, качество будет хуже и прогноз хуже, но до периода, скажем, пубертата я бы активно советовала родителям не опускать руки, заниматься ребенком.

Понимаете, если ребенок не Маугли и находится в обществе, в социуме, то он понимает, что речь нужна, что мы все говорим, и он это видит и осознает. Тогда у него есть возможность заговорить вплоть до пубертата. Ну как заговорить: научиться говорить слова и фразы, скажем так. Если же ребенок живет не в социуме, то самый последний срок – это шесть лет. Если до шести лет ребенок не выведен из дикого сообщества, то есть из среды животных, то тогда разговорить такого ребенка практически невозможно.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять? Начните, наверное, всё-таки не с речевых занятий, а с занятий с психологом, потому что, может быть, там проблема-то не речевая. Есть дети абсолютно незрелые, и нужно начать играть, а в игре появится и желание повторять и взаимодействовать. Сейчас очень много игровых терапий (директивная и недирективная, песочная, флортайм и др.).