Как научить ребенка считать быстро и легко

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка считать в уме. Родители должны понимать, что первичным этапом нужно выучить цифры, а потом уже обучаться счету. В данной статье вы узнаете, как считать до 10, до 20, и какие методы позволяют быстро проворачивать числовые операции в уме.

Возрастные особенности

Возрастные особенности

Подготовка к счету идет постепенно, и начинаться она может еще до наступления годовалого возраста. На каждом этапе развития ребенка может изменяться метод обучения, но все вместе оно даст большие результаты, когда малыш отправится в первый класс. Давайте рассмотрим, что и когда для этого должны делать родители.

  1. Малыш в полугодовалом возрасте с радостью поиграет в «сороку- ворону». Данная забава развивает мелкую моторику, а также помогает осознать, что существует определенное число объектов, которых можно сосчитать.
  2. Карапуза в годовалом возрасте можно обучать, используя игрушки, например, матрешок или кольца пирамидки. Выкладывайте их по размеру и говорите, что это первый, второй предмет, третий и так далее. Сейчас важно, чтоб малыш воспринимал на подсознательном уровне, что все можно сосчитать.
  3. Ребенка в два или три года необходимо знакомить со счетом при каждом удобном случае. Например, вместе повыстраивайте машинки или разложите на полочке мягкие игрушки, одновременно пересчитывая их, предложите малышу сосчитать, сколько яблок в корзине. Скорее всего, самому ему еще не справится, проявите терпение, а также окажите помощь. Вскоре он и сам сможет посчитать, сначала до пяти, а потом и до десяти.
  4. Четырехгодовалого ребенка пора знакомить с пониманием «больше» или «меньше». Малыш должен учиться сравнивать объекты. Тут самым лучшим помощником будут все те же матрешки или кольца от пирамидки. Кроме того, можно использовать машинки разных размеров, играясь говорить, что эта машинка больше, чем та.
  5. В пятилетнем возрасте пора визуализировать числа. Лучшим вашим подспорьем будут специальные карточки, на которых изображается число и предметы в том количестве, что указано. Например, цифра три и три мячика. Используйте таблицу Зайцева – «Стосчет». С помощью нее малыш сможет сравнивать цифру и кружочки, которые находятся в цифровой графе (их количество).
  6. К моменту шестилетия желательно, чтоб ребенок уже был знаком с цифрами, хотя бы до десяти. И теперь самое время учиться считать. Занимайтесь с малышом, используя простые методики. Не забывайте держать на виду числовой ряд, чтоб он ориентировался в том, что больше, а что меньше.
Возрастные особенности

Мой сынок с радостью знакомился с основами математики. Если с тем, как научить ребенка читать, у меня возникали сложности, то с этим все шло легко. Уже в четыре года мой сын спокойно мог считать, суммировать и вычитать в пределах 20. Я покупала ему тетради на печатной основе с заданиями для шестилетних деток, он с легкостью все выполнял. И сейчас, математика является его любимым уроком, а он в уме считает не хуже, чем я.

Уже можно?

Самые известные гуру педагогической науки считают, что до достижения ребенком возраста 3-4 лет (времени максимального развития двигательной активности) у него итак есть множество интересных, серьезных и достаточно сложных дел – научиться сидеть и ходить, освоить навыки использования горшка, начать не просто издавать отдельные звуки, а добиться связной речи, научиться справляться с одеждой, а также победить в борьбе со столовыми приборами. А еще много сил и энергии вашему ребенку потребуется для освоения и отработки совершенно нового для него навыка – коммуникации (построения социальных связей с окружающими). Имеет ли смысл дополнительно нагружать ребенка и учить считать? Большинство специалистов говорят однозначное «нет».

Что же делать, если ваш малыш активно демонстрирует готовность к изучению нового и самостоятельно, без целенаправленных занятий освоил, например, цифры до 5? В этом случае – продолжать занятия с обязательным соблюдением нескольких простых, но очень важных для дальнейшего (в том числе и физического) здоровья малыша, правил:

  1. Ваш малыш должен демонстрировать устойчивый интерес к таким занятиям. Никогда не принуждайте малыша к занятиям, в этом случае он не способен будет что-либо запомнить!

  2. Все обучение должно проходить исключительно в легкой, игровой форме. Важно понимать, что любое настояние или навязывание грозит обернуться проблемами с дальнейшими уроками.  

  3. Обучение цифрам до 5, а в некоторых случаях и до 10, обычно проходит без дополнительных специальных занятий. Для этого необходимо, чтобы родители чаще озвучивали количество окружающих ребенка предметов (особенно в знакомой ему обстановке). Это может происходить незаметно в процессе любой другой деятельности.

  4. Обязательно используйте наглядные материалы – карточки, таблицы, наклейки с предметами и цифрами. Они должны находиться по всему «пути следования» ребенка и сопровождать все его передвижения в знакомом пространстве. Регулярно по мере запоминания меняйте их расположение и количество.

  5. Не должно существовать никаких временных рамок для таких занятий, если вы почувствуете, что ваш малыш через 5 минут уже потерял интерес и заскучал, сразу прекратите занятие или постарайтесь переключить его внимание на новый вид деятельности.

  6. Уровень восприятия ребенком информации может быть различным, многое зависит от настроения малыша и его готовности к изучению и воспроизведению новых или уже знакомых данных.

Лучший возраст для начала обучения

Чтобы научить ребенка быстро считать в уме, необходимо понять, когда лучше начать процесс обучения. Большинство специалистов считают, что лучшим возрастом является период от 3 до 5 лет. К 4 годам малыш без труда способен освоить элементарные арифметические действия (складывание и вычитание). Уже к пяти годам ребенок может без труда научиться решать простые примеры и задачи.

В каком возрасте начинать обучение ребенка, чему учить и в какой форме будут проходить занятия – решать родителям. А чтобы принять правильное, взвешенное решение, не гонитесь за модой, не следуйте за популярностью методик. Посмотрите на ребенка: готов ли он учиться? Интересно ли ему выполнять задания? И тогда, основываясь на способностях, склонностях, слабых и сильных сторонах личности сына или дочери, приступайте к занятиям. Вовремя начатое обучение раскроет возможности ребенка и будет стимулировать его дальнейшее развитие.

Раз, два, три, четыре, пять я учусь считать!

Считать можно везде: дома, на прогулке, в транспорте, в подъезде, на кухне, в любом общественном месте, даже в ванной во время купания.

Гуляя с ребенком во дворе, посчитайте гуляющих собачек, детей на площадке, машины, деревья, подъезды и т.д. (Кстати, считая машины во время прогулки, мы с сыном еще и цвета изучали). Считать можно все и всех – главное, чтобы малышу это занятие было интересно. Одевая ребенка на прогулку, обратите его внимание на то, что шапка одна, колготки одни, носков и варежек всегда двое и так далее. Вернувшись с прогулки, пересчитайте обувь в коридоре – все ли на месте :)? Можете даже задать вопрос ребенку – сколько человек могли бы обуть 4 ботинка. Дайте ребенку возможность подумать.

Книжки и карточки – очень хороший метод обучения. Ребенок видит красивую иллюстрацию, это вызывают положительные эмоции и благодаря этому ребенок лучше запоминает то, что видит. Сначала посчитайте то, что изображено на картинке сами, затем сделайте это вместе и потом попросите повторить ребенка.

Накрывая на стол, попросите ребенка помочь Вам: «Дай мне, пожалуйста, четыре вилки и четыре ложки». Дети любят помогать родителям по дому.

Более взрослого ребенка (4-5 лет) можно научить счету таким образом – ребенок должен понимать, что умение считать может приносить пользу. Например, Вы говорите ребенку: «Раздели 7 конфет на троих, а оставшиеся забери себе».

Научить ребенка считать довольно просто, главное приложить к этому процессу немного творческих способностей, фантазии и терпения и уже совсем скоро Ваше чадо сможет смело считать!

Арина Могучая специально для читателей сайта Волшебство Фиолетовой Леди

Где учить английский язык ребенку

Итак, вы приняли решение начать обучать своего ребенка английскому языку. Что выбрать: домашнее обучение, курсы или индивидуальные занятия? Давайте разбираться.

Домашнее обучение

Домашнее обучение с родителем — оптимальный вариант для малыша. Поэтому, если вашему ребенку еще не исполнилось 4-5 лет, попробуйте учить его дома. В конце статьи мы расскажем, как это делать.

Однако учить ребенка английскому языку дома можно только при условии, что вы сами знаете язык хотя бы на среднем уровне и будете использовать увлекательные способы обучения. Ребенок только начинает знакомиться с новым языком, поэтому важно, чтобы это знакомство было приятным и интересным. Вы не знаете английский? Можно попробовать такой вариант: вы идете на курсы и начинаете передавать свои знания ребенку. В таком случае пользу получит не только ребенок, но и вы сами. В нашей школе многие взрослые изучают язык как раз с этой целью: они хотят обучать детей английскому, помогать выполнять домашние задания и т. д. К тому же это позволяет не тратить деньги на дорогих репетиторов.

Обучение английскому на курсах

В возрасте 3-4 лет ребенка можно отправить в специальный детский сад или центр раннего развития с уроками английского языка, а после 7 лет — на детские курсы. В этом возрасте детям важно не просто учить английский, но и одновременно общаться со своими сверстниками, расширять круг общения, выполнять интересные задания в конкурентной среде.

Главный момент, который вам следует учесть, — уровень знаний детей в группе. Важно, чтобы все дети знали английский примерно одинаково, иначе ребенку может быть некомфортно на занятиях.

После того, как ребенок достигнет среднего уровня знаний английского языка, можно попробовать отправить его в специальный языковой лагерь. Это будет отличным поощрением и хорошей мотивацией к дальнейшему изучению английского, а еще позволит ребенку завести друзей из разных уголков планеты.

Индивидуальное обучение

Мы не рекомендуем начинать индивидуальное обучение детей в возрасте до 7 лет. Во-первых, постороннему человеку сложно будет привлечь и удержать внимание малыша. Во-вторых, ребенку могут быть неинтересны такие занятия: одно дело изучать язык с такими же малышами, а совсем другое — наедине с чужой тетей.

У индивидуального обучения есть весомые недостатки: вам надо будет возить ребенка к репетитору или приглашать учителя к себе домой, что создает определенные неудобства. Однако их можно избежать, ведь есть альтернатива — с 9 лет ребята успешно начинают изучать английский язык по Скайпу. Если вы хотите, чтобы ребенок попробовал такой способ обучения, запишите его на бесплатный пробный урок. Вы будете присутствовать на этом занятии и сможете понять, подходит ли ребенку такой способ обучения.

Современный подход

Обучение с использованием пальчиков, палочек и линейки в наши дни считается потерявшим свою актуальность. Педагоги уверяют, что это формирует привычку медленного сложения и вычитания.

Современный подход

Для быстрого счёта лучше использовать современные методики:

  • Зайцева (кубики и таблицы);
  • Домана (карточки с нанесёнными точками);
  • Полякова (кубики из цветной бумаги).

Последняя методика интересна свое дешевизной – игровой материал можно смастерить самостоятельно. Для этого изготавливаются кубики из цветного картона и коробочка с ячейками, в которые они будут помещаться. Также потребуются листки с изображением цифр. Например, мама кладёт в коробку один кубик и показывает на листке цифру «1».

Современный подход

После нескольких занятий коробку можно накрыть ладонью и поинтересоваться, сколько всего кубиков спряталось внутри. Например, было 2 кубика, а добавили ещё один. Не видя предметы, ребёнок вынужден определить их количество в уме, а затем озвучить вслух – это и есть основа быстрого счёта.

Читайте также:  Возрастные этапы психического развития ребенка

Необходимо соорудить несколько коробок, в которые помещается ровно по 10 кубиков. Таким наглядным способом легко пояснить, что означает слово «десяток», и научить сложению и вычитанию двухразрядных чисел.

Успех во время домашних занятий придёт быстрее, если родители вовлекут у ребят в обучение сразу несколько органов чувств.

Современный подход

Дети должны озвучивать цифры вслух, касаться руками обучающих материалов. А съедобные пособия (ягоды, фрукты, печенье) можно предложить съесть! Это весёлое, вкусное и интересное занятие запомнится первоклассникам надолго и поможет закрепить в уме полученную информацию.

Учим детей счету до в играх

Педагоги рекомендуют: чтобы обучение математике приносило ощутимые результаты, оно должно быть доступным и интересным для ребенка.

Таким учебным требованиям отвечает детская математическая игра. Особым успехом в усвоении и закреплении математических знаний пользуются дидактические (обучающие) игры, например, по типу знакомых всем лото, домино, пазлов. Для закрепления нового материала полезны словесные и подвижные, сюжетные и творческие игры, которые могут стать хорошим подспорьем для родителей, чтобы упражнять ребенка в счете.

Учим детей счету до в играх

Пальчиковые игры для самых маленьких

Для самых маленьких детишек подойдут пальчиковые игры, которые послужат не только гимнастикой мелких мышц руки, но и как тренажер счета от 1 до 5. Взрослый предлагает крохе под ритмику стиха поработать пальчиками: сжимать и разжимать, поочередно загибать и считать. Не стоит забывать, что играем с пальчиками и учимся считать до 5 вместе с малышом. Интересно игры с пальчиками будут проходить, если нарисовать колпачки со смешными рожицами для каждого пальца или использовать пальчиковый театр.

«Пять пальцев»

Учим детей счету до в играх

На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Один, два, три, четыре, пять!

«Считаем пальчики»

Будем пальчики считать: Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три, четыре, пять, Стали пальчики играть. Все такие дружные, крепкие и нужные

Учим детей счету до в играх

Математические игры на счет

Любая игра может быть математическим занятием для дошколят, главное — соблюдать необходимые требования. Такое занятие поможет ребятишкам упражняться в количественном и порядковом счете, знакомиться с цифрами, математическими понятиями (один — много, больше — меньше), активно действовать с числами.

«Наш помощник»

Учим детей счету до в играх

Сюжетные действия позволяют малышу почувствовать свою значимость в семье, обогащают эмоционально, в то же время закрепляют навыки количественного счета. Ребенок по просьбе мамы пересчитывает и выкладывает необходимое количество столовых приборов для ужина. Можно попросить его принести два огурца, три помидора, один перец для салата.

«Составь фигуру»

Задание используется как тренажер для развития мелкой моторики, счета в пределах 5, закрепления цифр, названий геометрических форм. Взрослый заранее готовит несколько цветных геометрических фигур (квадрат, круг), которые разрезаются на 5 частей. Каждая часть помечается соответствующей цифрой. Дошкольник должен подобрать части и посчитать их количество для каждой фигуры. Для разнообразия можно предложить соревнование «Кто быстрее соберет фигуру!» Обязательно дать возможность выиграть малышу и поощрить его.

Учим детей счету до в играх

«Малыши — карандаши»

Дошколята знакомятся с составом числа из единиц, повторяют количественный счет. Для занятия нужны цветные карандаши. Взрослый достает голубой карандаш, уточняет, что предмет один, затем еще один карандаш, желтого цвета: число 2 состоит из двух карандашей (единиц). Постепенно подкладываются другие карандаши, чтобы аналогично познакомить с составом последующих чисел. В конце занятия для поддержания интереса взрослый читает стихи по мотивам произведения А. Степанова, а ребенок рисует картинку:

Лежат в коробке малыши, Малыши – карандаши. Один, два, три, четыре, пять, Начинаем рисовать. Красный, жёлтый, голубой… Выбирай себе любой. Нарисуй красивый дом, Будем жить с тобою в нем. А над домом рисуй солнце, Чтоб светило нам в оконце. И на небе – облака, К нам бегут издалека. А внизу ручей, трава, И на дереве – листва.

Учим детей счету до в играх

«Нарисуй число»

Задание знакомит дошколят с составом числа, помогает соотносить число и цифру, упражняет в количественном счете. Взрослый предлагает ребенку «нарисовать» число из каких-либо предметов: карандашей, мелких игрушек, счетных палочек, затем пересчитать количество предметов.

«Паровозик»

Учим детей счету до в играх

В сюжетной игре отрабатывается счет от 1 до 5 и закрепляется порядковый. Хорошо, когда играет вся семья. Если это невозможно, используются крупные игрушки: мишки, куклы, слоники. Взрослый ставит стульчики «паровозиком», малыш рассаживает игрушки по порядку. Можно спросить, всем ли пассажирам хватит места. Ребенок считает стульчики, игрушки. Затем под веселую песенку из мультика поезд отправляется в путь. Сюжет игры может быть таким: «Игрушки отправляются в путешествие. Посчитай их и посади по порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый «. Можно разнообразить действие, закрепив на стульчиках картинки с цифрами.

«Математические пазлы»

Игра развивает память, внимание, пространственное мышление, тренирует в запоминании чисел. Подготовить материал для такой настольной игры очень просто самим: подбираются картинки с крупным изображением, например, овощи, фрукты, предметы быта, домики. Картинки разрезаются на пять частей, и каждая часть обозначается цифрой. Ребенок должен собрать картинку в соответствии с числовым рядом. В этой игре полезно поучиться называть «соседей» числа ( у 2 «соседи» 1 и 3).

Учим детей счету до в играх

Дети быстро и легко обучатся счету, если взрослые будут постоянно упражнять их!

Учим детей счету до в играх

Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

При обучении дошкольника чтению родители часто совершают распространённые ошибки, которые тормозят процесс или потом создают у ребёнка проблемы в школе:

  1. Не разграничивают понятие буквы и звука (например, говорят звук МЭ).
  2. Заставляют заниматься через силу. Ведь если малыш не в настроении, толку от обучения не будет.
  3. Занимаются на систематически, а от случая к случаю. Результат не будет: упражняться нужно хотя бы по 15 минут, но каждый день.
  4. Комбинируют разные методики, к примеру, кубики Зайцева и карточки Домана. На самом деле выбирать конкретный метод нужно в зависимости от интересов, темперамента малыша. К примеру, спокойному ребёнку больше подойдёт букварь или «Складушки» Воскобовича. А вот непоседу увлечёт система Монтессори, кубики Зайцева, Чаплыгина.
  5. Взрослый превращает занятие в школьный урок — усаживает ребёнка за парту, а сами принимает на себя роль учителя. Это неправильно: обучать дошкольника нужно только в форме игры, общаясь с ним на равных.
Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

Некоторые родители превращают занятия чтением в нудный школьный урок, изображая из себя учителя

Читайте также:  Грудное вскармливание новорожденного: чего ожидать в первую неделю

Методики развития быстрого чтения

В действительности методов развития данного навыка очень много, но я расскажу и дам советы Вам о тех, которые больше всего мне приглянулись и их легко освоить.

Разминка

Прежде чем приступить к чтению, будет полезно сделать дыхательную разминку, чтобы весь организм успокоился и настроился, сконцентрировался на процессе чтения.

1)      Вдохнуть носом и выдохнуть через рот;

2)      Вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть;

3)      Вдохнуть и выдохнуть порциями.

Упражнения для четкости произношения (артикуляционная гимнастика)

Затем ребенку нужно прочитать несколько чистоговорок.

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ры-ры-ры – у нас в руках шары,

Ру-ру-ру – бью рукою по шару.

  • Тихо и умеренно:

Арка, арца, арта, арда, арла, арча, арса, аржа.

  • Громко и быстро:

Гарь – парь – жарь, дверь – зверь – червь.

  • Выдыхая:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТПРЛГНТВСЧЦФБХНМВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВСПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Упражнения для быстрого чтения

  • Чтение на время

В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам.

Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение.

Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов.

Далее повторяйте чтение того же самого текста на время.

Скорость чтения постепенно будет больше и больше – укажите на это, пусть ребенок замечает свои успехи и стремится к новым!

  • Выделение главного в тексте
Методики развития быстрого чтения

Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может.

После прочтения задайте ему пару-тройку вопросов по тексту.

Повторяйте упражнение до тех пор, пока ребенок не сможет ответить на Ваши вопросы.

  • «Буксир»

Как уже было сказано, следование пальцем по тексту упрощает и ускоряет процесс чтения.

Только теперь помогите своему ребенку!

Пусть он читает, пока Вы будете вести пальцем вдоль текста, постепенно набирая скорость.

Своеобразный соревновательный элемент, стимул извне, заставит школьника стремиться к ускорению процесса.

  • Восстановление деформированных предложений

Попросите малыша исправить предложения, в которых перемешаны слова.

Пусть это будет 5-8 несложных предложений, увеличивайте нагрузку постепенно.

Примеры:

1)      «Снег и дома спокойно на опускался» — «Снег спокойно опускался на дома»;

2)      «Манной Маше дали каши нашей» — «Нашей Маше дали манной каши»;

3)      «До электричке мы доехали на станции» — «Мы доехали до станции на электричке»;

4)      «Рыбалке ловят рыбаки на рыбу» — «Рыбаки на рыбалке ловят рыбу» и так далее.

Упражнение хорошо тренирует речевую гибкость, внимательность, память и поле зрения.

  • Ролевое чтение

С целью вовлечь ребенка в занятие, внести разнообразие и вызвать интерес, предложите ему читать тот или иной текст, пародируя интонации различных мультипликационных персонажей или животных.

  • Соединение частей слова

Приготовьте для данного упражнения 10-15 слов.

Разбейте каждое из них на 2 части и обе части напишите на отдельных карточках.

Оформите их ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать малыша.

Пусть он найдет и соединит две части одного слова, а Вы каждый раз перемешивайте карточки.

Давайте ребенку сначала слова из двух слогов, шаг за шагом усложняйте задачу.

Эта тренировка развивает зрительную память, мышление и словарный запас школьника.

Сложности деления

Деление — самое сложное арифметическое действие, которое крайне трудно совершать в уме. Однако существует одна методика, которая является практически беспроигрышной. Как уже говорилось ранее, деление не является самостоятельным действием, поскольку оно обратное от умножения. Ведь что такое 32:8? Правильно: «x*8=32». Ну а по таблице умножения всем хорошо известно, что вместо переменной необходимо поставить число 4. Таким приемом можно пользоваться и для того, чтобы научиться быстро считать в уме.

Взрослому человеку это не составит большого труда, а вот ребенку придется сперва познакомиться с тем, что такое неизвестные переменные и как их искать.

Если человек научился проводить умножение с трехзначными числами в уме, то ему не составит особого труда для того, чтобы разделить эти числа. Вот небольшой пример: 795:3. Казалось бы, что посчитать его крайне трудно, но, чтобы упростить задачу, можно разбить его на множители, а также ввести переменные:

  • Разбить число 795 на слагаемые, с которыми легко провести деление: «795=600+195».
  • Поделить число 600 на 3 и держим в уме ответ: 200.
  • Разделить число 195 на 3, но здесь необходимо также разделить его на слагаемые: 195=150+45.
  • Поделить крупное число на 3: 150:3=50 и прибавляем ответ к имеющемуся: 200+50=250.
  • Не зная таблицы деления, ввести переменную «x» для оставшегося числа 45=x*3. Получается, что x=15.
  • Сложить остатки и проверить ответ умножением: 250+15=265, 265*3=200*3+60*3+5*3=795″ — все сходится.

Таким образом, чтобы облегчить процесс деления, можно воспользоваться не только методом разложения числа на слагаемые, но и вводя новую переменную. Особенно полезным этот навык окажется для того, кто проводит математические действия с более интересным и сложными примерами. Несколько месяцев практики обязательно принесут плоды, но следует взять себе за привычку проверять решение не с помощью калькулятора, а умножения.