Как научить ребенка самостоятельности: 7 важных правил

Родителям хочется, чтобы дети многое делали сами: готовили еду, одевались, играли, находили ответы на свои вопросы. С чем-то дети не справятся в силу возраста, но точно могут становиться самостоятельнее с каждым месяцем. Разбираемся, как им в этом помочь.
 

Создайте нужное окружение

Психолог Маргарет Пол говорит, что самый первый шаг к воспитанию в ребёнке самостоятельности — это создание в квартире детских зон, внутри которых дети могут вести себя как захотят. Конечно, эти зоны должны быть безопасными для малыша, располагаться подальше от окон, отопительных систем, острых углов и опасных предметов. Совсем не обязательно посвящать своему чаду целую комнату — это может быть даже угол на кухне или в вашей спальне, но там должно быть полно интересных для ребёнка многофункциональных игрушек. Чем больше у игрушки сфер применения, тем лучше.

В каком возрасте лучше начать?

Дети проявляют интерес к арифметике еще в младенчестве. Взрослый, играя с малышом, загибает пальцы и считает до 10, а ребенок уже активно следит за движениями и пытается понять происходящее. Когда ему исполняется полтора года, он самостоятельно пытается посчитать предметы вокруг.

Возраст  от 4 до 5 лет — хороший период, чтобы освоить письменный счет и простейшие арифметические действия (сложение и вычитание).

В 5-7 лет детский мозг готов к более сложным операциям: именно в этом возрасте педагоги советуют начинать обучение устному счету. Но не спешите искать методики для взрослых — дети воспринимают информацию иначе.

Задачи воспитания и обучения ребенка

Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:

  • научить их общаться в обществе;
  • дать как можно больше информации и знаний;
  • благодарить за оказанную помощь и презенты;
  • уважать старших и не перебивать их во время разговора.

Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.

Поведение и воспитание

Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.

Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни». Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.

Начинаются формироваться нравственные качества: проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.

Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.

Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.

Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.

Всегда будьте на стороне своего ребенка, доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.

Самообслуживание

Из чего будет состоять его учебный день? Проснулся, обнаружил, что опаздывает (потому что дома мама будила к уже накрытому завтраку), пулей вылетел, неумытый, нечесаный, голодный. Оделся в то, что с вечера (хорошо, если) снял. Погода могла поменяться, но кто ж обращает внимание на погоду! Большинство моих знакомых молодых людей носит шорты и кроссовки до серьезного снега, а потом зимние ботинки — до летних каникул. Потому что, как мы все знаем, за одеждой следит мама. Плюс-минус проснулся ко второй паре, понял, что уже на грани голодного обморока, забежал в лавку, купил булку, нет, три, нет, пять булок и бутылку колы, вроде полегчало. В обед — какой-нибудь бургер, на ужин — большая кружка пива и мороженое. Повезло, если сразу появилась девушка, она хоть немного следит и направляет. И даже может мягко намекнуть, что толстовку пора постирать, да и джинсы уже превращаются в инсталляцию. К предложению почистить обувь современные дети относятся примерно как к «растопи печку и поставь самовар». Понимаете, к чему я клоню? Мы сами, своими руками, выращиваем полностью непригодных к жизни молодых людей.

Читайте также:  Имя ребенка по именам родителей. Как правильно выбрать имя ребенку

Мы так зациклены на учебе и поступлении в вуз, что забываем научить заботиться о себе, не говоря уже о тех, кто рядом. Поэтому я предлагаю последовательно и настойчиво приучать детей обоих полов к уходу за собой. Конечная цель — полное самообслуживание к моменту окончания школы. Стирка, покупка одежды, продуктов, косметики, готовка — все это подросток может и должен делать сам. Берите его с собой по магазинам, обсуждайте разные марки средств для посуды, учите правильно расходовать средства, не попадаться на всякие маркетинговые уловки, пользоваться скидками и спецпредложениями. Подпишите его на прекрасный мужской журнал Men’s Health, да и девочек тоже можно, там полно всяких лайфхаков и инструкций класса «каша из топора», «что делать, когда отравился несвежей водкой», «10 способов выглядеть прилично, хотя ночь провел на помойке». На самом деле это один из главнейших страхов человека, стоящего на пороге родного дома с узелком на плече: кто будет за мной ухаживать? Он не произносится, потому что засмеют, но вы не поверите, сколько юношей и девушек признавались мне в этом как в основном препятствии к самостоятельной жизни. Кроме того, очень важно научить ребенка выделять время на все эти упражнения. Ведь если вы обслуживали его целиком и полностью, чтобы «не отнимать время от уроков», он может даже не догадываться, что стирка вручную — это примерно час. Готовка — еще час. И покупка продуктов на неделю — часа полтора. Соответственно, не будет резервировать время и силы под эти неинтересные дела.

Читайте еще: Куда поступить после 11 класса >>

Трехлетний ребенок может обойтись без цифр

Еще одна гордость матерей — знание ребенком цифр — для малыша трех лет вещь бестолковая. Во-первых, ребенок плохо понимает эту запись. Цифра может означать количество и порядковый номер: может быть четыре яблока, а может быть четвертый этаж.

Во-вторых, цифры пока что ему не нужны. Он не пойдет один в магазин и не поедет один в лифте. Но если ребенок проявляет интерес, можно и рассказать. Только не ждите, что он будет сразу понимать и решать примеры.

5 математических игр

Скачайте список игр для развития навыков счета у ребенка.

Электронная почта*Получить Предоставлено SendPulse

Обучение ребенка математики и счету

Для начала следует понимать, что обучение математики занимает немало времени. Также следует осознавать, что малышу не справиться с этой задачей без непосредственной помощи родителей. Во-первых, следует помнить, что ребенок остается ребенком, из этого следует, что не нужно с самых ранних пор садить ребенка за учебники и заставлять его решать сложные примеры. В данной ситуации специалисты рекомендуют заинтересовать малыша и приступать к обучению арифметики в виде некой игры.

Полезно знать: также к моменту начала обучения ребенок должен понимать элементарные вещи: что длиннее, что короче, что находится по сторонам, где правая рука, а где левая.

Читайте также:  Развитие ребенка во второй месяц жизни

Для этого родители должны постоянно ребенку все объяснять. Это лучше всего делать во время прогулок. Например, указывать направление движения: на право, прямо и т.д. Объяснять размеры предметов: та машина длиннее, а та – короче и т.д. Рассказывать о форме предмета, для этого можно вырезать из картона простые геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат и т.д. И еще немаловажно, чтобы ребенок осознавал местоположение предметов, в этой ситуации также можно объяснять ребенку все на реальных примерах: после того как во время прогулки прошли дом, сказать что он находится позади или в домашних условиях переставлять игрушку в разные места относительно ребенка и объяснять их местоположение.

Все это ребенок должен знать уже в возрасте 2-3 лет. Что касается самого счета, то существуют несколько основных правил, которые помогут в обучении ребенка:

  1. Первое, что нужно усвоить это регулярность занятия математикой. Для того, чтобы ребенок хорошо усваивал материал – необходимо заниматься арифметикой около получаса в день. Но не более 5-10 минут за один раз. Если переусердствовать и давать ребенку большее количество информации, то малыш просто не будет ее усваивать.
  2. Не менее важно при обучении детей счету – повторение. Повторять необходимо ежедневно, но после прохождения новой темы. Не следует повторять одно и то же, а выборочно повторяйте материал из всего ранее пройденного до того времени пока малыш не будет это знать в идеале. И не нужно просто зазубривать, важно понимать разницу между повторением и заучиванием.
  3. В случае неудачных попыток решить какой-либо пример не стоит ругать ребенка. Лучше упростите пример или объясните на наглядных примерах, используя подручные средства, например на яблоках и т.д.
  4. Необходимо сделать так, чтобы арифметика стала обыденностью для ребенка. На решение примеров следует отводить около получаса в день, но на обычный счет чего-либо – ограничений нет. Можно считать везде и все. Например, во время прогулки посчитать, сколько голубей присело возле кормушки или, находясь в супермаркете посчитать, сколько человек в очереди перед вами и сколько позади.
  5. Следует начинать с малого. Не надо требовать от малыша, чтобы он решал сложные примеры. Сам процесс обучения математики стоит вводить постепенно. Как утверждают специалисты – обучение происходит в 3 этапа. Первый этап – это привыкание. В данном случае к названиям и специфической терминологии. Второй этап – осознание смысла и логики процесса. Подразумевается понимание того как вообще происходят действия и счет в математике. Конечным этапом считается запоминание и накопление получаемой информации. На первом этапе просто общайтесь со своим ребенком, сравнивайте те или иные предметы. Затем постепенно вводите в свои разговоры числа. Ребенок может даже не осознавать, что значат 3 машинки и 2 плюшевые игрушки. Но со временем после ежедневной уборки своих игрушек, к ребенку придет понимание и значение чисел.

Полезно знать: обратите внимание, что числа лучше всего учить при помощи ярких табличек с цифрами, а для того, чтобы было легче обучать ребенка решению разных примеров, необходимо решать их в виде игры или задавать задачу в виде какой бы то ни было веселой истории.

При помощи яркой визуализации и положительных эмоций дети лучше запоминают и усваивают информацию.

Каждому ребенку требуется внимание и помощь родителей. Не следует жалеть время на заботу и развитие собственного ребенка.

Как развить самостоятельность

Давать посильные задачи. В каждом возрасте ребенок может выполнять те или иные задачи: в два года прибирает игрушки, в три может накрыть на стол, в семь — приготовить суп, если научить заранее. Но двухлетка не сможет помыть посуду, а семилетке будет неинтересно просто порезать огурцы. Если задача непосильна, ребенок может сдаться.

Учить нести ответственность. Если задача дана, то ребенок должен отвечать за результат. Пусть он сделает как сможет, но сделает. Важно, чтобы ребенок понимал, что без него игрушки останутся лежать на полу. Если он забыл или поленился, не нужно его ругать, просто оставьте игрушки до завтра. А завтра снова поставьте ему задачу. Если не получается второй раз, нужно разговаривать и обсуждать причины.

Читайте также:  Как не заболеть в детском саду? Руководство для родителей

Заинтересовывать. Дети, особенно дошкольники, многое делают через игру. Превратите уборку квартиры в поиск сокровищ, а мытье посуды в купание дракона. Если ребенку интересно, если он получает удовольствие в процессе, то сделает задачу до конца. Конечно, если она посильна.

Давать право на ошибку. Даже взрослых не увольняют за каждую ошибку, а ребенок тем более будет ошибаться, ведь у него меньше опыта. Если ребенок может ошибаться без осуждения взрослых, он будет пробовать еще и еще. Если его ругают за каждую попытку, то он опустит руки.

Хвалить. Не так важно, хвалите вы за попытки или за результат. Главное — не забывать это делать. Необязательно давать оценку, можно просто благодарить за помощь. А если оцениваете, то не просто говорите «молодец», а уточняйте: «Молодец, мне понравилось, как быстро ты убрал комнату».

Помогать и обсуждать ошибки. Если у ребенка не получается, помогайте ему. Но только с его разрешения — ребенок может устроить скандал, если вы вмешиваетесь, когда он считает, что все идет по плану. Если он не просит помощи, но не справляется, постарайтесь после задания обсудить, что пошло не так. Но ребенок должен быть согласен на обсуждение. А он будет согласен, если будет знать, что его не забросают упреками, а выслушают и дадут совет.

Быстрая связь с редакцией [email protected] Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться

Теги: Все о детях, Все о психологии

Методика Полякова

Работа ведется с цветными кубиками и коробками с ячейками, где могут поместиться 10 кубиков. С помощью набора детям объясняют понятия «состав числа» и «десяток» и обучают навыку устного счета.

Даже сообразительный ребенок порой может не понимать самых простых вещей. Это не говорит о его непонятливости или несмышлености, скорее всего это свидетельствует об отсутствии интереса.

Ведь дети могут воспринимать информацию и запоминать ее только тогда, когда она вызвала в них эмоциональный отклик. Яркие положительные эмоции дети испытывают во время интересной игры, поэтому обучение навыку счета в уме лучше проводить в игровой деятельности.

Методика Полякова

Например, дети представляют, что кубики – это гномики, а коробка – их домик. В домике было 2 гномика, к ним в гости пришло еще 3. Наглядно демонстрируется задача, закрывается крышка коробки и задается вопрос: «Сколько гномиков стало в коробке?». Чтобы ответить на поставленный вопрос, детям придется посчитать в уме, без опоры на кубики.

Постепенно задачи усложняются, дети учатся складывать и вычитать с переходом через десяток, а потом и двузначные числа.

Видео сюжет расскажет об обучении детей по методике Сергея Полякова

Полезное видео о том, чему нужно научить своих детей

Поделиться

Полезное видео о том, чему нужно научить своих детей

30 3286440 Рекомендуем Первые признаки беременности. 30+ симптомов беременности на …

6 210698 Рекомендуем Чем полезно коленно-локтевое положение при беременности Оставить комментарий Для того, чтобы отправить комментарий, необходимо выполнить вход через социальные сети, либо анонимно Даю согласие на обработку моих персональных данных, с условиями Политики ознакомлен. Комментировать Вы здесь: Главная » Журнал » Важные навыки или невоспитанность? Почему нужно научить своих детей «плохому»‎

Полезное видео о том, чему нужно научить своих детей

Не забывайте об отдыхе

Если ваш ребенок вот прямо сейчас не хочет делать математику, это не страшно, не нужно его заставлять, пусть отдохнет, и сделает задание позже. Отдых нужен не только взрослым, но и детям. Если вы без проблем сейчас бы просидели пять уроков в школе, и сразу же сделали домашнюю работу, то детям это немного труднее дается. Так что не налегайте.

Самая большая ошибка родителей – это страх того, что они совершат ошибку в воспитании. Все совершают ошибки, в этом нет ничего страшного. Постарайтесь не нагружать своего ребенка с маленьких лет большими знаниями, идите к этому постепенно, и все получится.