Как научить ребенка писать грамотно? статья на тему

Обучаясь письму, дети осваивают одновременно написание двух видов знаков – букв и цифр. Существует много общих моментов, в обучении написанию цифр и букв, но есть и различия, на которые необходимо обратить внимание, если вы хотите научить ребёнка правильному и красивому написанию цифр.

Начало обучения

Процесс обучения письму должен начинаться с совершенствования мелкой моторики, становления координации и навыков усидчивости. Чтобы ребенка сравнительно легко и быстро можно было научить писать, нужно много времени потратить на правильное развитие мышц руки и на становление координации.

Да и без привития элементарного навыка усидчивости бесполезно его учить. Вот почему ни о каком письме не должно быть и речи, пока малыш не наберется достаточного опыта. Будьте терпеливы. В свое время все придет. С хорошо развитой моторикой, с подготовленной рукой ваш малыш горы потом свернет.

Игры, упражнения и занятия для развития вышеперечисленных навыков:

Начало обучения
  1. Специальная гимнастика для пальчиков. Попробуйте в интернете найти подходящее видео с такой гимнастикой. И вместе с малышом, лучше под музыку, выполняйте курс;
  2. Лепка. Развивает у детей креативное мышление, усидчивость и укрепляет мышцы кисти. В качестве материала можно брать пластилин, глину или соленое тесто;
  3. Занятия оригами. У ребенка великолепно развивается память, аккуратность, пространственное воображение и навык точных движений;
  4. Выполнение различных аппликаций. Начинают с вырезания и наклеивания простых фигур (квадратиков или кружочков). Потом можно научить более сложной работе;
  5. Работа с ножницами (вырезание букв, фигурок животных и птиц);
  6. Рисунки на песке или на манке ( можно учить писать даже большие красивые прописные буквы);
  7. Детские специальные прописи. Учимся сначала обводить фигурки и контуры изображений;
  8. Работа с развивающими конструкторами. Так вы добьетесь нормального конструктивного праксиса у своего малыша.

Главное учить ребенка регулярно и обязательно делать это в форме увлекательной игры. Другими словами, играем и учим. Игра — это лучший способ обучения ребенка. По времени такие занятия должны превышать 20 минут.

После трех уже поздно?

«Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий», – заявил Павел Тюленев. «Позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет» он называет «катастрофой для любой семьи». Сильно сказано, правда?

А вот Глен Доман: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого – намного легче, чем шестилетнего!» Ненамного отстает и : «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».

Раннее обучение чтению – явление относительно новое в нашей жизни. «Дальних» результатов пока нет, поскольку в Россию оно пришло в течение последнего десятилетия. Однако первые тревожные ласточки уже стали появляться. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, появляются проблемы в социальном развитии. Условно говоря, таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного.

Конечно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать и с дотошностью приставали к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?». В этом случае чтение было их собственной задачей, и оно не мешало формированию других жизненных навыков.

Но сейчас родители, вдохновленные или испуганные слоганом «После трех уже поздно», в той или иной форме стараются приобщить свое чадо к чтению как можно раньше.

Читайте также:  Как правильно выбирать зимнюю одежду ребенку

Почему это важно

Придя в школу в первый класс, малыши только учатся писать, но уже здесь учителя работают над умением маленьких учеников выразить свои мысли по тому или иному поводу.

Умение писать сочинения – это одна из форм проверки знаний учеников, которое используется в общеобразовательных школах, начиная с четвертых классов и заканчивая выпускными экзаменами.

Кроме того, формирование навыка писания сочинения помогает детям развить такие умения:

  • фантазирования;
  • владения красивым литературным языком;
  • правильно и грамотно выражать свои мысли;
  • расширения кругозора;
  • развития воображения;
  • владения навыками грамотного написания.

Чтобы не потерять желание у ребенка на весь период учебы писать сочинения, следует правильно подойти к этому, и вам, как родителям, не нужно упустить момент, когда ребенок попросит вас о помощи, и все правильно ему объяснить. Наберитесь терпение и доходчиво разъясните процесс написания сочинения, и совсем скоро ученик будет писать самостоятельно.

Формирование красивого почерка

Развитие мелкой моторики

  • Развивайте мелкую моторику до школы. Готовить детские пальчики к письму следует задолго до поступления в школу. Речь идет о выполнении кропотливой работы, требующей усидчивости и точных движений. Например, нанизывание на нитку пуговиц или бусин, лепка из пластилина или теста, созданий аппликаций, составление слогов  и слов из магнитных букв, складывание пазлов, конструирование. Очень полезно выполнение пальчиковой гимнастики.
Формирование красивого почерка
  • С 3,5 лет предлагайте малышу раскраски, рисование мелками или фломастерами. В этот же период учите ребенка читать. Обучающие занятия должны быть регулярными, но непродолжительными по времени, дабы дошкольник не уставал.

Соблюдение техники письма

  • Следите, чтобы ребёнок соблюдал условия и технику письма. Для этого покажите ему правильную посадку за столом, расположение рук и тетради, способ держания ручки.
Формирование красивого почерка

Расположение рук и тетради при письме правой рукой

Расположение рук и тетради при письме левой рукой

Способ держания ручки при письме правой рукой

Формирование красивого почерка

Способ держания ручки при письме левой рукой

  • Научите ребёнка соблюдать необходимый наклон при письме. Пусть ориентируется на косые продольные линии, помогающие сформировать направление почерка вправо. Ниже приводим шаблоны, рекомендуемые для написания графических элементов.

Поэтапность и регулярность занятий

Формирование красивого почерка

Предлагайте дошкольнику прописывать палочки, птички, крючки. Для прочного закрепления навыка письма с наклоном вправо требуется время. Поэтому первые 2,5 года в начальной школе пишут в тетрадях в косую линейку. Лишь после того, как это будет усвоено, приступайте к изучению написания букв.

Не переходите к изучению следующей буквы, пока ребенок не запомнит правильный маршрут написания предыдущей. Чтобы помочь будущему ученику выработать каллиграфический почерк, подбирайте прописи, в которых указываются образцы написания не только отдельных букв, но и слов, а также предложений.

Положительный пример

Формирование красивого почерка

Почти все дети сталкиваются с проблемой опрятности при письме. В большинстве своём буквы получаются хорошо, правильно, но многочисленные помарки, грязь очень портят внешнее впечатление от работы. Чтобы осознать данную проблему и научиться аккуратности, дошкольнику помогут контрастные примеры — положительный и отрицательный:

Похвалить хочу Лошадку За красивую тетрадку.

В руки взять тетрадь приятно: Всё в ней чисто, аккуратно.

И у Хрюши есть тетрадка — Никакого в ней порядка!

Кляксы, полосы и пятна — До чего же неопрятно!

Так и хочется в тетрадь «Очень плохо» записать!

Читая данное стихотворение, обратите внимание ребёнка на иллюстрации к нему. Спросите, чья тетрадь нравится ему больше и посоветуйте, как достичь аккуратности.

Формирование красивого почерка

Метод «зелёной ручки»

Как мотивировать ребенка писать красиво? Как известно, в школе ошибки подчеркивают красной пастой, акцентируя внимание на допущенных погрешностях и недостатках. Особенность функционирования нашей памяти такова, что мы запоминаем то, что выделено. В то время как идеально написанное за этими красными подчеркиваниями остается незамеченными. И что в результате? В фотопамяти откладываются те буквы, которые написаны коряво или неправильно. Так работает метод кнута, или метод наказания, которого мы подсознательно стремимся избежать.

Мы предлагаем использовать противоположную тактику — метод пряника. Применительно к обучению письму этот подход назван метод «зелёной ручки» и разработан Татьяной Иванко, применявшей его во время занятий со своей дочерью. Татьяна выделяла зелёной пастой те буквы и крючочки, которые получались у девочки хорошо. Ребенку это очень нравилось. После каждой строчки она спрашивала: «Какая получилась лучше всех?» и радовалась, когда мама обводила лучшую букву со словами: «Идеально!»

Формирование красивого почерка

Метод «зелёной ручки» учит концентрироваться на том, что сделано правильно. Ребёнок испытывает совсем другие эмоции, у него другое восприятие. Ему приятно! Хотим мы или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным. Мы жаждем похвалы. Так уж устроена наша психика. При этом человеком движет совсем другая внутренняя мотивация — не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо, идеально.

Читайте также:  «Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет

Внедряя метод «зелёной пасты», вы увидите, что даже если не указываете ребёнку на допускаемые ошибки, они постепенно уходят сами собой, потому что он стремится их избежать и выполнить работу на отлично сам, по доброй воле. Этот принцип можно использовать и в других сферах обучения и воспитания. Он учит ученика любого возраста не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи. Это важный коучинговый подход, помогающий повысить самооценку и степень удовлетворённости жизнью.

Советы и рекомендации

Для того чтобы научить ребенка красиво писать, стоит использовать некоторые ухищрения:

  • отметить маркером на ручке черту, которая будет показывать ребенку нижний предел, до которого может опуститься указательный палец;
  • поставить точку на безымянном пальце (верхней фаланге), которая указывает на то, где должна находиться ручка в момент письма.
Советы и рекомендации

Немаловажную роль в обучении играет и осанка ребенка. Внимательно следите за тем, как сидит ваш кроха во время рисования, лепки или письма. Правильная осанка поможет избежать проблем с позвоночником, поможет выработать усидчивость и концентрацию, а также благоприятно скажется на почерке ребенка.

Переходим к прописям для малышей и написанию букв

В возрасте от 3 до 5 лет можно приучать ребенка к прописям. Для начала следует использовать детские прописи, в которых предлагается обводить всевозможные фигурки и изображения вместо букв. Это хорошо будет дисциплинировать ребенка. К прописям дети обычно относятся более серьезно. Они чувствуют себя взрослыми и стараются выполнять все задания.

После того как малышу исполнится 5 лет, с ним можно начинать изучать то, как пишутся печатные буквы. Для этого подробно объясните и покажите на примере, как следует писать буквы и в какой последовательности. Необходимо объяснить пропорции, с которыми должны быть написаны буквы. Сразу у ребенка могут не получаться ровные и аккуратные символы. Это не страшно, ведь для этого нужны тренировки. Со временем он обязательно сможет это делать. Научить ребенка писать красиво помогут специальные прописи, в которых изображены буквы в виде пунктирных точек. Ребенку нужно лишь обводить ручкой контуры. Это хорошо тренирует его пальчики и вызывает у него интерес.

 Учтите так же и то, что ребенок может брать ручку не так, как нужно и из-за этого быстро устанет. Чтобы научить малыша взять ручку, как надо, поставьте в нужном месте на безымянном пальце точку. Скажите ребенку, что нельзя, чтобы ручка спускалась с этой точки ниже.

При написании букв, очень важно, чтобы ребенок научился правильно сидеть. Следите за этим и поправляйте ребенка, когда он будет сосредоточен на выведении букв.

Проявления дисграфии

Оказывается, дисграфия и сопутствующие ей отклонения проявляются у школьников достаточно часто. Если рассматривать численность детей в одной школе, то около 6% из них страдают дисграфией. Чаще она проявляется у мальчиков, чем у прекрасного пола. Откуда же берется это расстройство?

В некоторых семьях есть мама или папа, у которых в школьные годы наблюдались такие же признаки написания текста с ошибками. Данное отклонение передается по наследству. И родителям надо знать и учесть существующий факт. Они должны заранее быть готовыми к тому, что у их детей может возникнуть сложная ситуация с грамотным письмом. Только в этом случае они смогут вовремя все заметить и помочь им.

Человек с диагнозом дисграфия зачастую имеет плохой непонятный почерк.

Проявления дисграфии

Большинство детишек знает о присущем им расстройстве. Им трудно дается написание диктантов и сочинений, они не любят этого делать. Стараются написать работу, используя самые короткие предложения. По этой причине сочинения получаются сухими, не объемными и не раскрывающими тему полностью.

Читайте также:  Имена для детей: рекомендации по выбору.

Если вовремя не заметить проблемы с письмом у детей, то в старшем возрасте уроки русского языка станут для них обузой. Часто школьники просто не посещают занятия, стесняясь своей проблемы. Это отражается и на участии в общественной жизни школы. Они от всех отдаляются, не имея желания приходить на любые мероприятия. Далее люди с подобными расстройствами стараются найти работу, не связанную совсем с написанием любого текста.

Не у всех малышей сразу же получается хорошо выговаривать все звуки. Как быстро научить ребенка говорить букву “р” читайте в материале по ссылке.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.

Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:

Что такое дисграфия?
  • сначала надо мысленно разделить слово на звуки;
  • нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;
  • вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;
  • мозг подает команду руке;
  • применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.

Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.

Что еще можно сделать?

Ошибки в письменных работах также часто связаны со страхом провала. Дети так боятся написать слово неправильно, что из-за волнения путают буквы, не дописывают слова, переставляют слоги. Поэтому упражнения на раскрепощение, преодоление стеснительности очень полезны.

Давайте ребенку больше гулять на свежем воздухе, чтобы мозг получал максимум кислорода. Ходите на спортивную площадку. Тренировки помогают привыкнуть к соблюдению правил, улучшают внимание и реакцию.

Залог грамотного письма – произвольная регуляция. По наблюдениям логопедов нашего центра развития, практически все младшие школьники, у которых диагностирована дисграфия, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Им сложно усвоить и соблюдать правила даже самой простой детской игры. Поэтому позволяйте ребенку играть со сверстниками столько, сколько он захочет, помогайте ему освоить правила, научиться произвольной регулировки своих действий и поведения.

Запишите ребенка в музыкальную школу. В игре на музыкальном инструменте, как правило, задействованы обе руки, а значит, работает и правое, и левое полушария. Кроме того, занятия положительно влияют на мелкую моторику. Это, в свою очередь, улучшает кровоснабжение речевого и моторного центров мозга.

Когда ребенок приходит из школы, делайте ему массаж шеи и затылка, чтобы размять мышцы и улучшить поступление кислорода и питательных веществ в клетки мозга.

И, самое главное, занятия, должны быть неутомительными, регулярными, проводиться под контролем опытного логопеда. Только в этом случае можно ожидать повышения грамотности и общего уровня успеваемости.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центра развития «Каркуша». Наши специалисты всегда готовы помочь и детям, и взрослым!

Дата публикации: Последнее изменение:

Математика

Для успешного усвоения материала 1 класса по математике дошкольник должен:

  1. Знать название цифр от 0 до 9 и считать до 10.
  2. Продолжать ряд чисел с любой цифры, не только от 1.
  3. Знать «соседей» каждой цифры, считая до 10.
  4. Называть большее и меньшее из двух чисел в пределах 10.
  5. Различать простые геометрические фигуры: квадрат, ромб, круг и треугольник.
  6. Справляться с простейшими математическими задачками, требующими прибавить числа или отнять одно от другого.
  7. Формировать предметы по группам, учитывая их цвет, форму, размер.