Как научить ребенка читать? Быстро и легко. Инструкция для родителей

Совершенно нормально, когда родителей волнует ответ на вопрос, как научить ребёнка быстро читать ещё в дошкольном возрасте. Мамы и папы справедливо считают, что подобные навыки существенно облегчат жизнь школьнику в первые годы обучения, помогут ему достичь определённых успехов.

Как увлечь ребенка чтением

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Фундамент будущим успехам ваших детей закладываете именно вы, самые близкие люди. И чтение в этом играет очень важную роль. Предлагаем вам подборку статей о том, как сделать, чтобы чтение стало для ребенка удовольствием и потребностью. В этих статьях вы найдете рекомендации психологов, педагогов и просто родителей, у которых это получилось.

Желаем вам удачи в деле приобщения ребенка к миру книг.

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

18 «зачем» нужны детские книжки

Зачем и что читать малышу вслух?

Морозова А., Александрова И. Как читать ребенку?

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Ляксо Е. Читаем вместе с малышом

Гринева И. Почему дети не читают?

Галкина И. А. Как увлечь ребенка чтением?

Как воспитать у детей любовь к чтению

Как превратить чтение в удовольствие: 11 советов

Как заинтересовать ребёнка в чтении: советы американского психолога В. Уильямса

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

Первая встреча с книгой: чтение для самых — самых маленьких. Как читать книги малышам, возрастные и индивидуальные особенности восприятия детьми текста и иллюстраций в книгах. Секреты интересного чтения.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КНИГОЙ

Дорогие друзья! Сегодня я хочу продолжить цикл статей о воспитании талантливого читателя. И поговорить с вами о том, как знакомить малыша 1-2 лет с книгой. Именно в раннем возрасте у ребенка зарождается интерес к детской книге, к звукам, к речи, к родному слову, к познанию мира. И я хочу Вам рассказать о том, как дети этого возраста воспринимают книгу и иллюстрации в ней, в чем проявляются индивидуальные особенности восприятия литературы в возрасте 1-2 лет и как их можно учитывать при чтении.

Эту статью я построила как ответы на вопросы своих читателей, участниц моих курсов по развитию речи детей. Многие из них приходят на курс и говорят, что их дети влюблены в книги с рождения, обожают слушать сказки и рассказы. Такие детки почти сразу же включаются и в речевые игры, инсценирование сказок. Другие мамы и бабушки очень хотят приобщить малыша к чтению с первых лет жизни, но жалуются, что ребенка не увлечь слушанием сказки, и он даже закрывает ладошкой им рот при попытке чтения стихов или рассказывания.

— В чем дело? Неправильно читаем или причина в особенностях ребенка? И что делать?

— Как лучше начать знакомство малыша с книгой?

— Нормально ли, что ребенок порвал книгу? Или то, что малыш относится к иллюстрации в книге как к живой игрушке, например, накормил мишку из книги настоящей кашей и этим испортил дорогую книгу. Это неаккуратность как черта характера или возрастная особенность?

— Почему дети предпочитают не те книжки, которые нам кажутся очень привлекательными?

— Какие иллюстрации должны быть в книжке для малышей?

— Как заинтересовать ребенка книгами и как обыгрывать их сюжеты с малышами?

Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Понравилcя материал? Поделись с друзьями!

Причины отрицательного отношения к чтению

Причинами отрицательного отношения к печатному слову могут быть:

  • раннее начало обучения (уже к 5 годам большая часть детей вплотную приступает к занятиям по подготовке к школе);
  • отсутствие культуры чтения в семье (родители сами предпочитают телевизор или компьютер);
  • подбор книг не по возрасту;
  • требование читать, не учитывая настроение и желания малыша;
  • резкие комментарии взрослых по поводу ошибок, допускаемых при прочтении текста (особенно на начальных этапах);
  • время, которое дети проводят за просмотром мультфильмов, телепередач, компьютерными играми.

Между тем, активное чтение позволяет избежать многих проблем не только в обучении (повышается уровень общей осведомленности, формируется богатый словарный запас, грамотность при письме, развивается воображение), но и в процессе социализации детей (в сказках описываются многие жизненные ситуации, трудности, с которыми сталкиваются действующие лица, и способы их преодоления).

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

Содержание

  • Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?
  • Известные методики обучения детей чтению
  • 5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка
  • Первые шаги к чтению: знакомство с буквами
  • Освоение принципа чтения по слогам
  • Игры, способствующие обучению ребенка чтению
  • Упражнения со словами: закрепляем навык
  • Формируем привычку читать книги с младенчества

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?
  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.
Читайте также:  Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  5. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  6. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  7. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Как себя вести родителю, чтобы ребенку нравилось читать? Чего ни в коем случае делать нельзя?

Евгения Кац

Не возьмусь давать универсальных советов. Могу поделиться некоторыми нашими книжными привычками. Мои дети очень любят читать книги, сидя у меня на коленях, получается такое особое время близости с мамой, когда она ни на что другое не отвлекается.

В самом начале или когда мы в первый раз берем сравнительно сложную для восприятия книгу, я не читаю текст целиком. Мы обсуждаем картинки, ведем диалоги и играем с нарисованными персонажами. Например, младший примерно с полутора лет очень любит кормить трех поросят нарисованными в рамке ягодами или загораживать ладошкой дорогу машинам и поездам, живущим на книжных страницах, они должны говорить «би-би» и умолять пропустить их. Я пересказываю и разыгрываю сюжет. Это касается именно малышового чтения от года до двух, когда ребенок только знакомится с текстами.

Мы очень любим устраивать игры по книжкам – с игрушками или сами перевоплощаемся в знакомых персонажей. Простейшие игры такого рода вполне доступны примерно после полутора лет ребенка, а иногда и раньше, особенно если есть старшие дети, за которыми младшие радостно повторяют все подряд, как уж могут.

Я часто делаю паузы в знакомых текстах – дети, даже если еще совсем плохо говорят, обычно превосходно все помнят. Иногда они все-таки стараются произнести нужное слово, и сами ужасно горды и рады, когда хоть как-то получается. Если получается что-то не то или ребенок молчит, я никогда не исправляю и не понукаю, просто сама произношу нужный вариант.

Ну, о том, что чтение должно быть выразительным, можно было и не писать, наверное, скажу только, что и тут главное – расслабиться и получать удовольствие. Ну здорово же иногда попищать и побасить, побегать пальцами по страницам, потянуться, показывая что-то «большое-пребольшое» и посмеяться вместе с ребенком. Мне всякая такая театральщина очень помогает пережить тысячу прочтений «Репки» и две тысячи исполнений стихотворения про девочку Марину и ее машину.

Чего не делать? Конечно, не заставлять слушать книги под угрозой наказания или за какое-то поощрение. Уж лучше вообще не читать, чем заменять внутреннюю познавательную мотивацию ребенка внешней. Скажу страшное: чтение – не самое главное в жизни. Я научилась читать в 2,5 года и с тех пор читаю практически беспрерывно. Но я думаю, что мои дети имеют право не любить читать. Может быть, у них будут совсем другие увлечения. Но пока им нравится.

Наталья Медведь

Читайте также:  Аутизм: как научить ребёнка просьбе? Семь простых советов.

Чтобы ребенку нравилось читать, в первую очередь должно нравиться читать родителю. Если вы с удовольствием читаете – малыш с удовольствием слушает. Конечно, он растет, и у него неизбежно будут периоды, когда не хочется слушать: то он научился прыгать и ему некогда сидеть, то он научился собирать конструктор и ему скучно не крутить ничего в руках. Но если в семье сложилась традиция чтения вслух, родители практически никогда не услышат «нет» в ответ на предложение почитать книжку.

Разные правила – результат попыток манипулировать детскими предпочтениями: ты плохо себя вел, я не буду тебе читать; если хочешь посмотреть мультики, прочитай главу до конца; я не верю, что ты сделал уроки, прочти мне параграф вслух. Это тупиковый подход. Только увлеченный ребенок-читатель не сломается в таких условиях и продолжит любить книги. Лучше просто помнить, что заставить любить невозможно, можно только показать, что такое любовь. Читайте детям с любовью.

Елена Иванова

Пробуйте создавать вокруг чтения атмосферу, семейную традицию. Думаю, читающие родители – важное условие для воспитания читающего ребенка.

И, конечно, важно не превращать чтение, как говорил Пеннак, в орудие педагогической пытки. Все должно быть естественно. Если ребенок листает страницы туда-сюда или неожиданно вскакивает, то не нужно его ругать и заставлять читать.

Способы обучения детей чтению

Первый и главный принцип обучения детей чтению состоит в том, что оно не должно быть для них в тягость или происходить принудительно. Обучение чтению вполне может иметь игровую форму, и ребёнок даже не догадается, что вы его учите, даёте задание или проверяете.

В первую очередь расскажем об основных техниках обучения чтению.

Метод Кассиля

Когда ваш ребёнок уже умеет читать сам, начните читать ему какую-нибудь интересную книгу. Достигнув самого увлекательного эпизода, скажите, что у вас есть кое-какие дела, и уйдите. Возможно, вы удивитесь, но ребёнок сам дочитает этот интересный эпизод. Но вашей задачей является проследить, чтобы недочитанный отрывок не был слишком большим, чтобы малыш смог его «одолеть».

Ролевой метод

Перед чтением распределите роли между собой и ребёнком и читайте в порядке очерёдности. Например, вы можете читать за автора, а ребёнок за персонажей.

Метод главных героев

Заведите с малышом переписку, словно вы – его самый любимый персонаж. Начать можно с небольшой записки, постепенно добавляя к ней сточки. Но ваши послания должны вызывать интерес у ребёнка, т.к. в противном случае такая игра ему быстро наскучит.

Метод помощи

Сошлитесь на то, что вам нужно сделать некоторые дела по дому, и попросите ребёнка самому почитать вам, пока вы будете заниматься уборкой, готовкой, глажкой или какими-то другими делами. Малыш же может почитать вам новости, небольшую статью в журнале или нужный вам рецепт.

А вот ещё несколько простых и эффективных способов, как обучать ребёнка читать так, чтобы у него был к этому интерес:

  • Когда готовите, пусть ребёнок читает вам по очереди все пункты рецепта (рецепт, кстати, вы можете написать и сами, сделав вид, что готовите блюдо впервые)
  • Купите много букв-магнитов и составляйте на холодильнике разные слова (можно составлять даже целые предложения); делая это регулярно, вы сформируете у малыша интерес к чтению новых сообщений
  • Научите ребёнка играть в настольную игру, но обозначьте своё условие: правила должен прочесть именно он
  • Вместе с малышом придумайте какую-нибудь небольшую историю, а затем запишите её в альбом печатными буквами. После этого попросите ребёнка ещё раз прочесть, что у вас получилось
  • Поиграйте в искателей сокровищ: придумайте какой-нибудь клад, интересный для малыша, и спрячьте его дома. Напишите небольшие подсказки на листах бумаги, и пусть ваш ребёнок читает их, чтобы найти сокровище
  • Если ваш ребёнок любит сидеть за компьютером, используйте это: покажите, как можно читать электронные книги; установите несколько «читалок» и скачайте интересные для малыша книги
  • Если вы гуляете или ходите по магазинам вместе с ребёнком, читайте вместе с ним тексты на табличках, объявлениях, рекламах, вывесках и т.д.
  • Вспомните книги, которые читали в детстве сами, и «разрекламируйте» их малышу, чтобы он тоже захотел их прочесть
  • Как можно больше читайте сами, чтобы ребёнок видел, что это интересно, нужно и полезно (можно даже заменить просмотр телевизора, например, на час чтения)
  • Покажите малышу книгу, которую читаете сами, и расскажите, о чём в ней написано, и почему она вам так интересна
  • Сделайте дома небольшую библиотеку, добавляйте в неё книги и регулярно знакомьте ребёнка с новинками

Эти советы помогут вам привить ребёнку интерес к чтению и сделать это неотъемлемой частью его жизни.

Разминка

Целью разминки является включение ребенка в процесс занятия и подготовка к работе необходимых для чтения «инструментов». А именно артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, участвующих в порождении звуков речи и голоса.

Нужно разбудить язычок, губки, щечки, голосовые связки. Лучшим пробуждающим средством является зарядка. Хочу порекомендовать вам свою зарядку, которую я выполняю на работе перед каждым выходом в прямой эфир. Для тех, кто не в курсе сообщаю, я работаю ди-джеем на радио.

Разминка

Зарядка «ди-джея» = Артикуляционная гимнастика + Чистоговороки + Скороговорки

Артикуляционная гимнастика

Предложите ребенку выполнить следующие несложные упражнения:

  1. «Потягушки» Высунуть я зык изо рта и постараться дотронуться до носа, потом до подбородка, потом до левой щеки, ну и до правой.
  2. «Вкуснятина» Высунуть язычок и сделать движения по кругу, как будто облизываясь. Сначала проходим по нижней губе, потом через уголок перейти на верхнюю губу и вернуться к нижней. А потом в другую сторону.
  3. «Ку-ку» При сжатых губах толкаем языком изнутри одну щеку, а потом вторую.
  4. «Лошадь Пржевальского» Это упражнение для губ, когда через не сильно сомкнутые губы с силой выдуваешь воздух. В результате губы от потока воздуха должны завибрировать и издать специфический звук, похожий на фырканье лошади.
  5. «Улыбайся» Губы растягиваем в улыбку, а потом вытягиваем в трубочку.
  6. «Толстощек» Надуваем одну щечку, сдуваем, потом надуваем вторую щечку, сдуваем, а потом надуваем сразу две щечки. Да и сдуть потом не забудьте.
Читайте также:  Как воспитывать подростков: трудности, советы, правила

Для занятий артикуляционной гимнастикой приготовьте зеркало. Во-превых, чтобы можно было контролировать процесс. А во-вторых, иногда такие смешные рожицы получаются, что настроение поднимается.

Чистоговорки и скороговорки

Разминка

Чистоговорки — это такой наборчик из нескольких слогов и коротенькой фразочки следом за ними, например:

Ко-ко-ко-ко – убежало молоко!

Ца-ца-ца- ца – пригорела пицца!

Ри-ри-ри-ри – прилетели снегири!

Чистоговорки можно самим придумать, это не сложно. Главное следите, чтобы все буковки проговаривались качественно и чтобы сохранялся ритм чистоговорки. А чтобы с ритма не сбиваться, можно постукивать по столу ручкой.

Скороговорки – это уже вполне осмысленные фразы, слова в которых, подобраны таким образом, что произнести их вместе бывает не просто.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал грека через реку.

Купи-ка котику Китикетика.

Их очень много, наверняка и вы сможете вспомнить пару штук, своих любимых. Когда ребенок в первый раз видит скороговорку и пытается ее прочитать, то не требуйте от него скорости. Пусть читает медленно, но чистенько, проговаривая все звуки. Со временем скорость будет увеличиваться.

Разминка

Читать скороговорки можно по разному:

  • сначала про себя;
  • потом шепотом;
  • потом тихим голосом;
  • а потом уже громко.

Единственное на что здесь не стоит обращать внимание, так это на выразительность.

Разминка окончена, можно приступать к СЧУ — специальным читательным упражнениям.

Не замещайте бабушек и друзей

Лучшие воспоминания детства — это как мы с друзьями делали секретики, пускали кораблики, рыли пещеры в снегу и прыгали на кучах осенних сейчас, когда детская дворовая культура почти умерла, нашим детям никто не может передать сакральных знаний о том, как делать пищалки из стручков акации и пускать кораблики из коры или обгоревших спичек по весенним ручьям. А дети приходят в гости к друзьям и не хотят идти на улицу, а хотят сидеть за компьютером? Значит, надо, чтобы родители познакомили детей с человеческим опытом. И родители делятся найденными в интернете списками — сто прекрасных дел, которыми надо заняться вместе с ребенком… Но почему вам так важно поделиться с ребенком своим детством? Не получается ли, что это нам нужнее, чем ребенку, что занятия с ним — просто хороший повод предаться ностальгии?

Конечно, это умилительная картинка — когда дитя вопрошает маму — «расскажи, мол, как ты была маленькой» — но вопрошать об этом, по-хорошему, надо бабушек и дедушек. «Бабушки и дедушки, — поясняет Катерина Дёмина, — передают знания о жизни, о роде, о способе жить; родители — устанавливают правила и границы. Если уж хочется, чтобы ребенок понимал и чувствовал природу, умел в ней жить — надо вывезти его в настоящую деревню, оторвать от планшета, отнять у цивилизации — тогда дети там быстро всему учатся. И присутствие родителей вовсе не обязательно».

Если ваш ребенок не может перенимать этот опыт у других, старших детей — научите его сами, но вместе с другими детьми. «Если ребенка никто не научил пускать кораблики, пойдите на шаг вперед, — советует Евгения Пайсон. — Возьмите ребенка и парочку его друзей, научите их пускать кораблики и оставьте их в покое. Отведите их в парк, в лес, покажите им, как делать что-то прекрасное — и пусть они это делают, но сами. Пусть общение с родителями станет импульсом для того, чтобы детям было интереснее с друзьями. Вы можете стать тем самым старшим поколением, которое передает сакральные знания младшим. Нынешние дети не умеют играть? Научите их — и пусть играют».

Не замещайте бабушек и друзей

Нет, это не значит, что с детьми не надо заниматься тем, что доставляло удовольствие в детстве. Просто стоит помнить, что мама не может стать товарищем по играм. Увлеченной маме не стоит бегать с десятилетним сыном по гаражам и стройкам: это и неуместно, и небезопасно.

Ответы на вопрос: Сколько времени вы посвящаете общению, совместным занятиям с вашими детьми (опрашиваемые могли отметить до четырех пунктов)

«В нашем детстве не было мест, где можно безопасно полазить, — говорит Евгения Пайсон. — Сейчас есть скалодромы и веревочные парки — где можно и лазить, и бегать безопасно; есть ролики, самокаты и велосипеды, — и совместное участие в таких делах много говорит ребенку о родителях, а родителям о ребенке. Но прятаться под одеялом с фонариком или делать дом из стульев лучше с друзьями. Родители не могут заменить ребенку друзей — им надо позаботиться о том, чтобы у ребенка была компания — и чтобы они могли себя занять».

За какое время можно научить ребенка читать?

В самом вопросе уже кроется основная проблема. Не существует нормативов говорящих нам, что научить ребенка читать нужно строго за определённое количество часов. Обучение чтению — это не соревнование, это только подготовка. Подготовка может длиться от недели до года. Всё зависит от стартовых условий и сосредоточенности спортсмена, то есть вашего юного читателя.

За какое время можно научить ребенка читать?

Любые попытки искусственно сократить период обучения чтению обязательно вылезут боком через какой-то промежуток времени и в лучшем случае вы получите ошибки, которые придётся переделывать. В худшем случае ваш темп или ваша одержимость, во что бы то ни стало научить ребёнка читать по ускоренной методике, надолго отобьет ему всё желание к познанию шедевров мировой и отечественной литературы. Гораздо важнее не то, за какое время он научится чтению, а то с каким настроением он пройдет этот этап. Ваша задача, как помощника и наставника в этом процессе, сделать всё для того, чтобы бы процедура обучению была похожа на увлекательное путешествие. Вспомните как вы последний раз ездили куда-нибудь отдыхать. Разве вам хотелось чтобы это время побыстрее закончилось и вы уже поскорей ответили себе на вопрос: как быстро я смог отдохнуть? Точно также и с процедурой обучения чтению маленького ребенка.