Как научить пятилетнего ребенка писать цифры и буквы?

Развитие ребенка – это сложный процесс, в котором каждый родитель должен вносить свое. Бывают случаи, когда малыш к трем годам не может различить цвета.

Новорожденный ребенок

Каждый малыш, едва родившись, начинает чему-то учиться. Многие родители считают, что поначалу речь идет исключительно о получении физических навыков. На деле умственное развитие малыша должно начинаться еще до рождения. Давно уже научно доказано, что не родившийся еще ребенок, например, слышит голоса и выделяет из них знакомые тембры – например, родительские. Именно поэтому с новорожденным ребенком надо сразу начинать разговаривать – практически обо всем, что происходит вокруг. Так еще до начала полного понимания малышом смысла речи окружающих формируется способность слышать, понимать и в меру сил осмысливать сказанное.

Известно, что в основном цветовое зрение в полной мере начинает «работать» у ребенка в возрасте 2-3 месяцев. Однако родителям надо заранее научиться говорить с ребенком о цветах. Для этого достаточно вплетать в свою речь названия цветов окружающих и используемых предметов. Например: «Сейчас мы наденем розовые ползунки» или «Какая у нас тут красивая желтая погремушка!» Вот отличный пример того, как научить ребенка цветам на самом раннем этапе жизни.

Как и в любом деле, здесь важно не перестараться. В своей речи с малышом взрослым достаточно использовать десяток самых простых названий – основные цвета плюс еще два-три. Никаких «терракотовых», «баклажанных» и «изумрудных» цветов! Далеко не каждый взрослый способен точно объяснить подобное замысловатое слово, чего ждать от ребенка. Малыш просто запутается.

Разумеется, в данном случае еще очень далеко до того момента, когда ребенок начнет цвета называть. Однако именно столь ранний подход к решению вопроса, как научить ребенка различать цвета, и обеспечит в будущем отличный результат. А пока пусть малыш «накапливает информацию».

Как учить цвета с двухлетним детьми

  • Сортировки.

Прежде чем переходить к изучению названий, дайте ребёнку потренироваться в различении на сортировках. Сначала предлагайте предельно простые сортировки на 2–3 цвета. Одинаковые предметы раскладывают рукой в ёмкости соответствующей расцветки.

Постепенно усложняйте сортировку, например, дайте раскладывать предметы щипцами, ложкой, пинцетом.

  • Упражнение с пластилином.

Сделайте вместе лепёшки из красного, жёлтого, зелёного и синего пластилина. Подготовьте пуговицы, блёстки, бусинки таких же цветов. Предложите детям приклеить их на пластилин. Это занятие также прекрасно развивает моторику.

Как учить цвета с двухлетним детьми
  • Упражнения с табличками.

Когда сортировки перестанут вызывать сложности, вводите названия. Сделайте парные таблички разных цветов. Вводите названия трёхступенчатым уроком :

1 ступень: покажите 3 таблички и назовите «Это красный, синий, жёлтый».

2 ступень: попросите ребёнка указывать на табличку того цвета, который вы назовёте.

3 ступень: спросите название каждой таблички.

Как же узнать, знает ли цвета ребенок, может ли он правильно их запомнить и называть?

Для родителей в такой ситуации рекомендуется провести интересную игру, путем которой все станет понятно и ясно.

Если есть желание научить ребенка чему-то, никогда не заставляйте его. Все ранее обучение малышей рекомендуется строить через познавательную интересную начала игры, проведите подготовку. Возьмите несколько емкостей, пусть это будут пустые баночки от кофе, каждую аккуратно обклейте цветным листком бумаги.

Теперь к каждой цветной банки подберите игрушку или предмет идентичного цвета. При желании до начала игры может посетить магазин игрушек. В специальном отделе для раннего развития, вы сможете найти все самое необходимое для своего игру, каждый родитель сможет правильно научить ребенка различать цвета.

Читайте также:  Недоношенные дети: выхаживание и вскармливание в первые дни жизни

А сама игра заключается в следующем.

Дайте малышу первую игрушку, назовите ее цвет и скажите ему, чтобы он положил игрушку в баночку того же цвета. Цвета каждой игрушки необходимо назвать в обязательном порядке.

Для начала, игру проводите с несколькими цветами. С каждым днем или же через день начинайте увеличивать количество цветов. Постарайтесь постоянно в течение дня, показывать малышу предмета и говорить об их цвете. Так малыш со временем начнет все запоминать, и уже сам будет играть в игру с цветами.

Больше информации и новых статей читайте на канале Яндекс Дзен.

Подручные, материалы которые помогут научить ребёнка различать цвета

Помимо игрушек в раннем развитии ребенка рекомендуется проводить игры с пластилином.

Во время лепки, малыш научиться различать не только слепленные им цвета фигурок. Но и вдобавок у него начнется развитие малой моторики рук.

Для игры с цветами отличными помощниками также могут стать цветные карандаши или же фломастеры. Даже если малыш пока не умеет ими пользоваться, он для интереса все равно попробует на листе бумаги выполнить несколько штрихов.

Начните занятия с карандашами, называйте любой цвет и попросите малыша взять в руку карандаш нужного цвета и выполните с ним что-либо на бумаги. Если малыш во время игры совершает ошибки, а такое случается и довольно часто. Постарайтесь сохранять терпение. При ошибке поправьте его, но, ни в коем случаи не ругайте и не повышайте тон.

Первое время, каждый малыш полностью зависит от родителей.

Все первоначальное восприятие мира он будет брать от вас. Общаясь с ребенком нужно при каждой удобной возможности, напоминать ему о цветах.

Если играете с ним, то показывайте игрушки и сразу, говорите ему какого она цвета.

Развевающие игры и разговоры, это все что нужно малышу на ранней стадии его развития.

Правильно организованные развивающие игры, помогут сделать из вашего малыша интеллектуального ребенка. Помните, что именно от раннего развития, зависит его будущее. Умея читать и писать до школы, он сможет во время учебы получать от занятий удовольствие и все, потому что он сможет самостоятельно понимать и учиться.

Полезные статьи: Лепим из пластилина с малышами; Раскройте секреты юного художника; Учимся рисовать с детьми с помощью ручек и ножек пальчиковыми красками; 6 развивающих игр, которые помогут ребёнку стать внимательным; 10 развивающих идей игр для детей 2-3 лет; Влияние развития мелкой моторики на  развитие ребёнка до года.

Как организовать процесс обучения письму?

Существует одно общее правило для занятий с детьми 5 лет: все задания должны задаваться и выполняться в игровой форме. Однако, уже в этом возрасте необходимо научить будущего ученика дисциплине. Усаживайте его за уроки ежедневно по 10–15 минут. Нельзя заставлять! Особенно, если у ребенка что-то не получается. Лучше отложить трудное место и вернуться к нему позже.

Следуйте следующим правилам, которые помогут детям выполнять задания правильно:

Как организовать процесс обучения письму?
    • Научите малыша правильно держать спину за столом. Покажите, как должна лежать рабочая тетрадь (под углом относительно груди ребенка), как держать ручку или карандаш.
  • Пропустите буквы и цифры. Начинайте с простых элементов: палочек, крючков. К замыканию линий нужно переходить плавно. Рисуйте круги и овалы. Следите, чтобы малыш помещал символы строго в клетке.
  • Не бойтесь диктантов. Только диктанты нужны не классические. Ребенок пока не в силе воспроизвести целый текст. А вот диктант на счет он осилит вполне, например, «две клетки вниз, пять клеток влево» и тому подобное.
  • Штрихуйте. Штриховка поможет детям правильно переносить руку под зрительным контролем. Пусть малыш учиться двигать карандашом или ручкой по горизонтали, вертикали, диагонали.
  • Раскрашивайте картинки. Упражнение не относится к письму, но оно учит владеть рукой, умеренно надавливать пером на бумагу. В движениях рукой появляется больше координации.
  • Используйте копирку. Выберите несложный рисунок и попросите малыша «перебить» изображение на бумагу. Благодаря этому интересному, простому упражнению, ребенок научиться писать твердой, уверенной рукой.
Читайте также:  Влияние домашних животных на развитие ребенка

Параллельно с письмом займитесь развитием мелкомоторной функции. Хороший эффект дают следующие упражнения:

Как организовать процесс обучения письму?
  • Вырезание простых фигур (можно вырезать снежинки на елку, бумажные куклы и одежки для них или просто геометрические фигуры);
  • Театр теней. В эту игру хорошо играть вечером. Подсветите стену лампой и придумайте персонажей с помощью пальцев;
  • Занятия с песком. Рисование на песке полезно не только для мелкой моторики, но и общего развития интеллекта и психики малыша;
  • Оригами;
  • Игры с конструктором. Выбирайте размер и сложность по возрасту;
  • Лепка из пластилина или теста;
  • Рисование карандашами, красками, фломастерами. Используя карандаши и фломастеры, сразу обращайте внимание, правильно ли малыш держит предмет. Если ему сложно освоить технику работы с ручкой или карандашом, купите специальную насадку с выемками. Она поможет научить ребенка работать с канцелярскими принадлежностями.

Простые рекомендации

В домашних обычных условиях каждая мама может научить своего малыша различать цвета. Начинать нужно с того возраста, когда ваш ребенок может сосредоточенно смотреть хотя бы несколько минут на один предмет.

Возьмите для начала 1 цвет – красный. Показывайте ребенку предметы красного цвета и четко произносите: «Вот красная машина. Красная машина». Потом покажите другой предмет такого же цвета и назовите его: «Это красный кубик. Красный кубик». Возьмите оба предмета и назовите: «Это красная машина и красный кубик».

Повторяя по несколько раз в день, приучайте ребенка к этому цвету. Потом нужно попросить малыша, чтобы он принес красный кубик, красную машину. Не сразу он поймет, что от него требуют. Покажите предмет и снова назовите его цвет.

Находите в вашем окружении вещи красного цвета: одежду, обувь, посуду, игрушки и пр. Так постепенно этот оттенок будет знакомым. Только после этого начинайте вводить другой. Например, желтый. Показывая на желтый шарик, произносите: «Смотри, это желтый шарик. Желтый шарик» и т.д., по аналогии с предыдущим. Также подбираем другую вещь такого же цвета.

Спрашивайте каждый день по несколько раз: «Где желтый шарик? А где красный кубик? Принеси их». Если ребенок не может понять, что у него просят, помогите ему – найдите сами эту вещь и назовите ее цвет.

Простые рекомендации

Затем постепенно добавляем синий цвет и зеленый. По такой же схеме. Когда малыш начнет ориентироваться в этих 4-х цветах, можно устраивать различные игры. Подобных занятий множество на сайтах, посвященных воспитанию детей. Не будем повторяться в этом.

Некоторые специалисты советуют изучать цвета по теплым – холодным. Но это подходит уже не годовалому ребенку, а более старшему по возрасту.

Важный совет: при изучении цветов необходимо подбирать такие оттенки, чтобы синий был синим, а не нечто среднее между голубым и бирюзовым. Иначе вашему малышу будет трудно понять, что у него спрашивают.

Основная причина, по которой ребенок и в 5-летнем возрасте не различает цвета – наследственное заболевание – дальтонизм, носителем которого является женщина, а болеют только мужчины. Но это тема для отдельной статьи. Все остальное, кроме болезни, корректируется систематическими занятиями с ребенком.

— При изучении с ребенком цветов необходимо знать некоторые важные правила:

  • начинать заниматься изучением цветов нужно с полутора лет;
  • не стоит начинать изучение нового оттенка до тех пор, пока ребенок не выучил предыдущий;
  • после изучения основной цветовой гаммы нужно приступить к другим: фиолетовому, оранжевому, белому, черному и прочим цветам;
  • не нужно торопить ребенка, обязательно ему подсказывать, где он ошибся. Другие цвета в игру вводить постепенно, за один раз не более двух;
  • не стоит для обучения ребенка применять компьютерные программы или онлайн-игры, так из-за них портится зрение, а так же малышу трудно сосредоточиться.

Что делать, если малыш путает цвета?

Бывает так, что как ни пытаются родители развить у крохи цветоощущение, все усилия оказываются напрасными. Чадо неизменно путает цвета или вообще забывает их названия.

Читайте также:  5 вопросов, которые нужно задавать ребенку каждый день

Почему это происходит у детей? Причины могут быть разные.

  • Разный темп развития у разных детей. Кто-то говорит предложениями в полтора года, а кто-то «молчит» в 2,5. Не стоит равнять всех детей «под одну гребенку».
  • Позднее обучение. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем быстрее он освоит всю базовую информацию (в том числе и цвета).
  • Дальтонизм. Это крайне редкое заболевание, которым страдают только мальчики. Если ни один из родителей не имеет отклонений, то ребенок вряд ли окажется дальтоником.

Повторяем, учим, понимаем

В этом возрасте малыш уже должен знать 12 основных тонов: он легко выбирает одежду по цвету, выполняет поставленные родителями задания, которые раньше давались с трудом, сам «обучает» окружающих цветовой гамме. Если трудности существуют, продолжайте настойчиво придерживаться описанных выше методик. Этот период – начало подготовительного дошкольного. Важно приучать к более усидчивой и спокойной форме восприятия знаний (сидя за столом, используя книги, альбомы, товары для творчества). При этом самое время учить оттенки: малиновый, бордовый, терракотовый, сиреневый, бежевый, кремовый, бирюзовый, салатный и прочие. Тут опять-таки нельзя торопиться. Лучше изучать медленней и дольше, но качественно.

Научно доказано, что интеллектуально развитый человек имеет более качественную и продолжительную жизнь. Вкладывайте в своего ребенка любовь и старания, а он будет радовать вас своими успехами день от дня.

Постоянные ошибки цветоопределения

Как научить ребенка различать цвета безошибочно? В отдельных случаях попытки развития восприятия и узнавания цветов терпят поражение. Малыш склонен путать названия палитры, забывать их. Причины возникновения такой забывчивости заключаются:

  • разница в темпах развития – кто-то воспринимает обучение с легкостью, другому оно просто не дается;
  • позднее начало обучения – если начать изучение цветов в 2,5 года, то не стоит требовать от малыша мгновенных результатов – у остальных детей на это образование ушло несколько лет;
  • попытки сравнения – если чаду постоянно повторять, что соседский ребенок умнее, лучше – он начнет отрицать любую информацию со стороны взрослых, замкнется в себе;
  • дальтонизм – заболевание исключительно мужского пола, определяющееся в периоде обязательного цветообучения, спектр искажения может распространятся от красно-зеленой слепоты до сер-белого восприятия.

Родителям следует усвоить, что нельзя сравнивать детей одного и того же возраста – каждый малыш – индивидуальная личность. То, что он не воспринимает цвета не значит, что он не будет легко обучаем в других развивающих программах.

Занятия с ребенком постарше

В 2-3 года можно предложить крохе решение самых простых задачек, в ходе которого он будет учить цвета вместе с мамой. Возможны следующие варианты.

  • Родитель рисует несколько автомобилей, причем качество рисунка не имеет особого значения, главное – закрасить их разными цветами. После этого дает малышу набор карточек или пуговиц, окрас которых совпадает с цветом каждого автомобиля. Задача малыша – построить «дорожки» для машин, чтобы они соответствовали тону. Упражнение также хорошо тренирует мелкую моторику и, соответственно, полезно для развития речи.
  • Строим поезд. Родитель ставит один кубик любого тона, который уже знаком крохе, например синий. Задача малыша – продолжить паровозик, найдя все кубики именно синего цвета.
  • Собери цветок. Мама рисует цветными фломастерами простые цветки (серединка и несколько крупных лепестков), потом разрезает их пополам и перемешивает. Далее просит малыша, собрав цветы, составить букет, назвать все используемые тона.
Занятия с ребенком постарше

Такого типа задания помогают крохам верно сортировать предметы, определяя, являются ли они красными, желтыми, зелеными. В процессе игры маме следует обязательно проговаривать названия цветов, просить ребенка повторить – это способствует запоминанию. Если ребенок допустил ошибку, важно ее отработать: возможно, он просто не понял задание или подумал, что «так будет красивее». Еще раз поясните, что необходимо использовать кубики (пуговицы, карточки) именно одного названного вами цвета.