Физическое развитие ребенка: этапы, особенности, оценка \ Что нужно знать родителям?

Раннее развитие ребёнка – популярная тема для обсуждения на всевозможных материнских форумах, поскольку любому родителю хочется, чтобы его любимое чадо выросло умным, физически и эмоционально развитым человеком.

Этапы физического развития малыша

Новорожденный

Рост 50-51 см. Вес 3,3-3,5 кг. Окружности: головы — 34-36 см, груди — 32-34 см.

Проявляются рефлексы: сосание, глотание, моргание и тд. Малыш пока не может самостоятельно изменить положения своего тела, зато лежа ни животе умильно поворачивает головку набок.

1 месяц

Рост 53-54 см. Вес 4,1-4,3 кг. Окружности: головы — 36,6-37,3 см, груди — 36,0-36,3 см.

У карапуза получается несколько секунд держать голову в вертикальном положении, а лежа на животе и вовсе старается ее постоянно приподнять. У ребенка наблюдается рефлекс Моро – в ответ на внешнее раздражение (громкий звук, движение) разводит ручки в сторону, а затем прижимает их к себе, сжимая кулачки.

2 месяца

Рост 56-58 см. Вес 5,0-5,3 кг. Окружности головы — 38,4-39,0 см, груди — 38,1-39,0 см.

Малыш может поднимать и удерживать голову в вертикальном положении на протяжении от 1 до 1,5 минут. Реагирует на говорящего, поворачивая головку в его сторону. Умеет крепко удерживать ладошкой яркие и движущиеся предметы.

3 месяца

Рост 59-61 см. Вес 6,0-6,3 кг. Окружности головы — 40,0-40,9 см, груди — 40,0-41,3 см.

Ребенку удается без проблем удерживать головку в вертикальном положении до 5 минут. Лежа на животе, умеет приподниматься на предплечья и локти, а также менять положение собственного тела, лежа на спине. У детей в возрасте 3 месяцев движения еще не координированы. Он активно следит за движущимися предметами, засовывает пальцы в рот и поворачивает головку на знакомый голос. Появляется «комплекс оживления» — двигательное возбуждение, улыбка, радость.

4 месяца

Рост 62-64 см. Вес 6,5-6,9 кг. Окружности: головы — 41,0-41,9 см, груди — 41,8-42,0 см.

Малыш научился приподнимать голову из положения лежа на спине, умеет сидеть с поддержкой и успешно переворачивается со спины на живот. Любит играть с висящими над кроватью игрушками, берет их в руки и тянет в рот.

5 месяцев

Рост 64-68 см. Вес 7,4-7,8 кг. Окружности: головы — 42,2-43,2 см, груди — 43,0-44,3 см.

Хотя ребенок в 5 месяцев еще и не умеет самостоятельно удерживать спинку, он с удовольствием садиться при твоей поддержке. Подолгу держит схваченные предметы в ладошках. Также карапуз научился улавливать интонацию речи, хотя пока совсем не понимает смысла слов. Это можно уже использовать в воспитательных целях.

6 месяцев

Рост 66-70 см. Вес 7,7-8,0 кг. Окружности головы — 43,2-44,2 см; груди — 44,3-45,5 см.

Этапы физического развития малыша

Ребенок умеет самостоятельно садиться и ровно сидеть. При помощи твоей поддержки за ручки пытается вставать и перебирать ножками. Производит любопытнейшие манипуляции с игрушками: перекладывает из одной ручки в другую, поднимает упавшие, протягивает предметы тебе и просится на ручки. Также в 6 месяцев малыш начинает произносить первые слоги: «ма-ма», «ба-ба» и тд.

7 месяцев

Рост 68-71 см. Вес 8,3-8,9 кг. Окружности головы — 44,0-44,8 см, груди — 45,0-46,4 см.

Ребенок умеет свободно вставать на четвереньки и ползать, а также уверенно сидит. При поддержке за ручки может стоять и даже переступать ножками. Умеет искать и находить крупные предметы, которые ты будешь ему называть.

8 месяцев

Рост 70-72 см. Вес 8,5-9,5 кг. Окружности головы — 44,3-45,4 см, груди — 46,0-47,2 см.

У малыша становится более разнообразной мимика: проявляет интерес и удивляется всему новому и необычному. Ребенок в возрасте 8 месяцев может свободно вставать и садиться, придерживаясь за кроватку. Изучает игрушки: рассматривает, наслаждается их свободным падением и пытается выяснить, что произойдет, если постучать ими друг об друга.

9 месяцев

Рост 71-7.3 см. Вес 9,3-9,9 кг. Окружности головы — 45,3-46,3 см, груди — 46,7-47,9 см.

Карапуз научился вставать из любого положения, пытается самостоятельно стоять и ходить, держась за опору. Знает, как его зовут, и поворачивается, услышав свое имя. Может выполнять простые просьбы: «Дай ручку», «Помаши ручкой» и тд.

10 месяцев

Рост 72-74 см. Вес 9,5-10,4 кг. Окружности: головы — 45,6-46,6 см, груди — 47,0-48,3 см.

Малыш становится совсем большим! Может сам ходить, держась за руку и коляску. Берет игрушку двумя пальцами. Осознанно выполняет сложные движения: открывает ящики и дает предметы. Окружающие предметы называет отдельными слогами.

11 месяцев

Рост 73-75 см. Вес 9,8-10,5 кг. Окружности: головы — 46,0-46,9 см, груди — 47,7-48,7 см.

У малыша резко возрастает координация движений: он крепко держит предметы, рвет и комкает бумагу, может выполнять простые требования, а при отрицании качает головой. Свободно ориентируется в пространстве.

12 месяцев

Рост 74-76 см. Вес 10,1-10,7 кг. Окружности: головы — 46,0-47,2 см, груди — 47,7-49,0 см.

Малыш свободно ходит, приседает и выпрямляется без опоры. Умеет давать по просьбе предмет и выполнять сложные задания: открывать/закрывать двери, носить игрушки и отдельные предметы. Любит наблюдать и тянется к движущимся предметам.

Читайте также:  Перелет с детьми в самолете. Советы педиатра и невролога

Таблица физического развития

К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:

  • Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
  • Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
  • Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
  • Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
  • Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.

Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:

Возраст (мес) Длина тела (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
При рождении 49-54 2,6-4 33-37 31-35,9
1 52-55 3-4,3 35,8-37,2 34-36
2 55-57 4,5-5 37,5-38,5 36-38
3 58-60 4-6 38-40 36-39
4 60-63 4,5-6,5 38-40 36-40
5 63-67 6,5-7,5 37,5-42,2 37-42
6 65-69 7,5-7,8 42-43,8 42-45
7 67-71 8-8,8 43,8-44,2 45-46
8 71-72 8,4-9,4 44,2-45,2 46-47
9 72-73 9,4-10 45,2-46,3 46,5-47,5
10 73-74 9,6-10,5 46-47 47-48
11 74-75 10-11 46,2-47,2 47,5-48,5
12 75-76 10,5-11,5 47-47,5 48-49

При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.

Развитие нервной системы и психики

Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.

Особенности нпр грудничка, по месяцам.

Развитие нервной системы и психики
Возраст Навыки
1 месяц При обращении речью или жестами малыш приоткрывает рот, проявляя внимание. Пытается уследить за движущейся игрушкой, фиксировать взгляд на лицах родных, расположенных близко, иногда появляется временное косоглазие. Может сосредоточиться на пару секунд при появлении нового звука, из-за сильного шума чаще моргает. Пробует произнести звуки, напоминающие «г», «к».
2 месяц Чаще улыбается во время общения с родными, пытается рассмотреть мамино лицо, следит за игрушками, двигающимися по горизонтали. Поворачивается в сторону звука, активно гулит.
3 месяц Реагирует улыбкой на яркие предметы, появление родителей, отвечает голосом или движениями на их действия. Исследует свои ручки, фокусирует внимание на конкретном предмете, лежа на животике, следит за ним, совмещая движение глаз с поворотом головки. Реагирует на шум, пробует повторять интонацию, появляется мелодичное гуление.
4 месяц Начинает громко смеяться, проявляет испуг, различает голоса близких. Рассматривает предметы, в т. ч. отдаленные, тянется при виде игрушки. Если кричит, пытается прислушаться к себе.
5 месяц Различает родных и чужих, настороженно реагирует на новые предметы и людей, проявляет испуг и радость. Переключает внимание при виде разных движущихся предметов, способен найти вещь, если видит ее часть. Интересуется мелодией, произносит слоги, общается с родными и игрушками, меняя интонацию.
6 месяц Наблюдается адекватная реакция при изменении выражения лица у взрослых. Младенец внимательно изучает все окружающее, распознает отдельные жесты, голоса родных. Появляется разная реакция на отличные по происхождению звуки – движение глазками, головой, приподнимание. Ребенок активно использует предметы в своей деятельности, может вести длительные монологи.
7 месяц Новые события вызывают заинтересованность вместо испуга, появляется способность различать интонации похвалы от неодобрения. Ребенок узнает больше разных людей, даже друзей семьи. Следит за падающими и летающими вещами, пытается оценить их размер для определения требуемых на захват усилий. Появляется лепет, похожий на неизвестный язык.
8 месяц Контактирует с родителями во время игры, может сам себя занять изучением предметов, ползанием, разговором. Пока с интересом кидает игрушки, умеет складывать пирамидку. Проявляет удивление, интерес при виде нового предмета, способен фиксировать снимание сразу на двух вещах. Понимает значение «дай», «на», обладает слоговой речью, активно лепечет.
9 месяц Проявляет разные эмоциональные реакции, пробует использовать жесты в общении. Пытается выявлять взаимодействие вещей во время игры. Постоянно следит за близкими, проявляет реакцию на их выражение лица, жестикулирование, пробует выполнять словесные задания («где игрушка»). Говорит слова, многие неточно, но они близки по звучанию.
10 месяц Выражает негативную реакцию, подражает разговору взрослых и повторяет слова. Может занимать себя играми до 30 минут, различать несложные мелодии, показывает названные предметы.
11 месяц Останавливается, если слышит «нельзя», проявляет индивидуальные предпочтения в игрушках, еде. В незнакомом помещении, рассматривает все вокруг. Старается рассказывать что-нибудь взрослым, мешая нормальные слова со «своими».
12 месяц Учится сопереживанию, охотно общается с детьми. Подражает звукам, узнает изображения предметов. Постоянно запоминает новые слова и улучшает произношение.

Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.

Игрушки для ребенка до года

Кроха от 0 до 12 месяцев активно знакомится с окружающим миром, поэтому нужно подбирать игрушки, которые дадут малышу всестороннее представление.

Хорошая игрушка должна быть:

  • легкая и эластичная;
  • без острых углов;
  • привлекательная (для новорожденных не обязательно яркая);
  • разнофактурная (сделанная из разных на ощупь материалов);
  • без сменных и хрупких деталей;
  • достаточного размера, чтобы ребенок не смог ее съесть;
  • без резких пугающих звуков;
  • простая в уходе.

Чем старше становится грудничок, тем шире становится набор его игрушек. Имеется в виду не их количество, а разнообразность и сложность. Если в первые месяцы достаточно игрушек, которые дают представление о цвете, форме, ощущениях, звуках, то во втором полугодии должны быть простые решаемые задачи. Например, матрешки, наборные пирамиды, мягкие кубики, прочее.

Нельзя давать ребенку все игрушки за раз. Лучше всего сконцентрировать его внимание на одной-двух, заменяя их через несколько дней, чтобы поддерживать интерес к играм.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Физическое развитие детей дошкольного возраста по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)

Цель физического развития по Федеральным государственным образовательным стандартам, ФГОС, —  привить детям основы физической культуры, понимание необходимости укрепления своего организма.

Вот основные пункты программы ФГОС:

  1. Укрепление здоровья, хорошее физическое развитие.
  2. Повышение работоспособности.
  3. Развитие двигательных качеств: ловкость, сила, выносливость.
  4. Воспитание моральных качеств: настойчивость, смелость, дисциплинированность.
  5. Формирование привычки регулярно заниматься спортом.

Любые методики воспитания детей основываются на комплексном подходе к решению задачи. Родители и воспитатели должны учесть возраст, пол ребенка, особенности его характера, состояние здоровья, наличие наследственных заболеваний. Только тогда физические упражнения, игры, умственные занятия принесут малышу удовольствие и пользу.

Важные компоненты физического развития по ФГОС

В программу ФГОС входит несколько важных методов, развивающих физическое здоровье детей:

  • Утренняя гимнастика. Ежедневные тренировки по утрам приучают ребенка к дисциплине. Упражнения лучше проводить на улице.
  • Физкультурная разминка. Дошкольники не могут заниматься умственной деятельностью долго. Они теряют концентрацию, отвлекаются, капризничают. Если малыш устал, то лучше отложить задания, заняться физкультурой, танцами, подвижными играми.
  • Прогулки на свежем воздухе. Согласно программе ФГОС, с дошкольниками обязательно нужно гулять каждый день. Причем, это не бесцельное времяпровождение на улице. Следует подобрать комплекс упражнений, соответствующий потребностям и индивидуальным особенностям малыша. Здесь особенно важны игры в группах, соревнования, развивающие умение работать в команде, взаимодействовать с другими ребятами. Можно устраивать праздничные спортивные мероприятия, где за победу в конкурсах полагаются призы. Это мотивирует детей достичь цели, проявить свои лучшие качества.
  • Регулярные пробежки. Детям требуются пробежки, чтобы тренировать выносливость организма, развивать силу мышц. Можно сделать трассу с препятствиями для развития координации.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

В качестве вывода

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

В качестве вывода

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Сложности развития

Психология дошкольного возраста уделяет внимание изучению самых разных проблем. К ним относят следующее:

  • замедление развития интеллектуальных функций – у ребенка могут наблюдаться трудности с запоминанием, отставание в речевом развитии, снижение концентрации внимания;
  • проблемы в поведенческой сфере – к ним относятся стремление к главенствованию, повышенная активность, агрессия, лживость;
  • неврологические отклонения – в эту группу входят проблемы со сном, головные боли, сильная утомляемость, появление заикания или энуреза;
  • нарушения личностного и эмоционального характера – к ним относят робость, повышенную тревожность, страхи, резкие перепады настроения.

В психологии дошкольного возраста особенное внимание уделяется страхам. Их особенности могут свидетельствовать об имеющихся отклонениях в развитии малыша.

Если ребенок постоянно видит ночные кошмары с участием отрицательного женского персонажа, это говорит о том, что он не принимает определенные особенности матери. При этом родители идеализируются ребенком. Потому отрицательные эмоции по отношению к ним вытесняются и приобретают облик отрицательных сказочных персонажей.

Дети часто пользуются страхами, чтобы вызвать сочувствие и привлечь к себе внимание взрослых. Такие особенности поведения могут быть связаны с тем, что родители недостаточно отзывчивы. Также малыш может ревновать их к братьям или сестрам.

Есть связь между фобиями самого ребенка и его родителей. При этом основное значение имеют фобии матери. Тревога передается через материнскую заботу, которая состоит исключительно из тревог и опасений. В такой ситуации лечить нужно не столько самого ребенка, сколько его родителей.

Помимо этого, детские страхи связаны с фиксацией в памяти серьезных испугов. При этом не стоит думать, что каждый страх малыша представляет собой патологию. Многие фобии считаются вполне естественными.

Они присущи конкретному возрастному периоду и по мере развития малыша проходят самостоятельно. Так, вполне нормальным считается страх смерти, похищения или темноты. Многие дети боятся нападений или закрытого пространства.

Существует много методов терапии детских страхов и других психологических проблем. К наиболее эффективным можно отнести арт-терапию, игры, лечение сказками. Дошкольники имеют недостаточно развитое логическое мышление. Потому объяснять малышу беспочвенность страхов неэффективно. Психологи советуют обращаться к образному мышлению, используя символы и архетипы.

Психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют правильно оценить развитие малыша и выявить различные проблемы. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к специалисту.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Развитие ребенка в месяца

Вес ребенка на четвертом месяце жизни составляет в среднем от 6 до 7 кг, рост от 60 до 63 см и в весе за 4-й месяц набирает до 750 грамм.

Спит ребенок примерно 16 часов в сутки, 10 часов приходятся на ночной сон и 6 часов на дневной (3 раза по 2 часа).

Основной пищей ребенка который находится на грудном вскармливании по-прежнему остается грудное молоко. Детям которые находятся на искусственном вскармливании, разрешается в 4,5 месяца вводить прикорм (не всем и не всегда). Считается, что в этом возрасте ребенок съедает от 180 до 200 мл молока за одно кормление.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Что касается физического развития ваш ребенок должен уметь:

  • Переворачиваться со спинки на бочек и обратно
  • Должен уверенно держать головку
  • Ладошки в этом возрасте почти постоянно открыты
  • Умеет удерживать предметы в руке и трясти их
  • Умеет целенаправленно засовывать ручку в рот
  • Во время кормления начинает держать мамину грудь рукой
  • Малыш начинает реагировать на свое имя
  • Появляются новые эмоции (обида, страх, любопытство)
  • Некоторые малыши начинают произносить звуки (ба, ма)
  • Появляется интерес к собственному телу
  • Узнает своих родных, реагирует на незнакомых людей
  • Узнает родителей по голосу
  • Выделяет любимые и нелюбимые игрушки