Физические упражнения как средства развития ребенка раннего возраста

Роль общеразвивающих  упражнений в физическом                        воспитании детей раннего возраста.

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Подбор физических упражнений и организация занятий с детьми раннего возраста

Движения у детей дошкольного возраста имеют свои особенности и с возрастом изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения.

Однако следует помнить, что-то или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других — позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения. На втором году жизни дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

Занятия по физической культуре в группе раннего возраста (1 — 3 года) предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.

Дети второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазанье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые детям, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.

Читайте также:  Воспаление легких у детей симптомы, чем лечить

Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении. Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением упражнений. Воспитатель делает упражнения вместе с детьми при этом, помогая им выполнять задание, так как в этом возрасте самостоятельная двигательная активность ребенка развита слабо.

Дети этой возрастной группы еще не ориентируются в пространстве. Поэтому различные перестроения, даже самые простейшие, им пока недоступны.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе с взрослым и по его показу. Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег, прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

В начале на занятиях дети ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно. Чтобы научить детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг, шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать их на предварительно расставленные маленькие обручи, погремушки, кубики и т. п. так, чтобы каждый был рядом с предметом [8].

Виды движений для детей от двух до трех лет практически одни и те же. Усложняются они на протяжении раннего дошкольного возраста незначительно, в основном за счет разнообразия способов и условии выполнения. Предусматривается лишь различие в дозировке и в требованиях к качественным показателям выполнения упражнений.

Во вводной части занятия, как правило, планируются одинаковые задания для детей всех возрастных групп, проводятся упражнения в ходьбе и беге со сменой направления и темпа движения. Младшие дети могут идти обычным шагом, а старшие на носках или с высоким подниманием коленей.

Количество общеразвивающих упражнений также может быть одинаковым для всех возрастных групп, структура их должна быть одной и той же, а усложняются они за счет изменения исходного положения ног и рук, включения дополнительных движений руками и ногами, дозировки и качества выполнения.

Читайте также:  Как правильно держать новорожденного ребенка

Физические упражнения, как залог здоровья

Физические упражнения рекомендуются, как здоровым детям, развивающимся по возрасту, так и детям в период реабилитации после серьезных заболеваний или малышам, отстающим в развитии от сверстников.

Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на состояние суставов и костей, содействует укреплению мышц, нормализации систем пищеварения, дыхания и улучшению состава крови. Например, для детей, больных рахитом, основой терапии является прием лекарств в комплексе с длительным пребыванием под прямыми солнечными лучами, и комплекс упражнений, способных укрепить мышцы живота, возвращая его к нормальной форме.

Учёные утверждают, что такие упражнения благоприятно отражаются на физической форме детей, а также значительно улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуя повышению внимания, восприятия, памяти и речи.

Физическая культура для детей лет

Этот возраст характеризуется активным движением. Дети начинают изучать тело, пробуют свои силы. Физическое воспитание ребенка в 4 года, должно соответствовать его возможностям. Подумайте, сможет ли он выполнить то или иное упражнение.

В этом возрасте нужно сформировать интерес к спорту и активным играм. Сейчас родителю это будет проще сделать, чем когда ребенок подрастет. Если он полюбит подвижные игры, то школьная жизнь не станет испытанием. Чадо социализируется, умеет работать в команде, у него развита реакция. В физическое воспитание ребенка, которому 4 года уместно включать утреннюю зарядку. Прививайте малышу «здоровые» привычки. Поначалу, занятие ребенку может показаться скучным. Поищите в Интернете детские зарядки. На видеохостингах есть варианты с участием мультперсонажей, детей, учителей. Они красочные, музыкальные и показывают, как правильно делать упражнения. С ними ребенку будет веселее заниматься. Хорошо, если первый и второй «урок» пройдет с участием родителя. Это укрепит вашу связь и поддержит малыша. Обязательно хвалите ребенка, когда у него получается делать упражнения правильно.

Таблица развития 4-летнего ребенка.

Показатели Мальчики Девочки
Средний рост по данным ВОЗ 103,3 см 102,7 см
Вес 16,3 кг 16,1 кг

С до месяцев

Ближе к 7 месяцам ребенок пробует ползать и сидеть. Расстелите на полу ковер или одеяло, а поодаль разложите яркие игрушки. Почувствовав соблазн, кроха наверняка попытается доползти до интересующего его объекта. Если у него ничего не получится, незаметно пододвиньте игрушку поближе: важно, чтобы старания были вознаграждены. Ближе к 8 месяцам малыш попытается самостоятельно встать в кроватке. Когда ему это удастся, он попробует сделать первые шаги, держась за бортик. Это сигнал о том, что началось интенсивное формирование навыка ходьбы. Сейчас самое время помочь крохе упражняться в нелегком занятии, держа его за ручки. Но не переусердствуйте. Свой первый шаг малыш должен сделать сам.

Развивать мелкую моторику в этом возрасте помогут неваляшки и вставляющиеся друг в друга стаканчики.

Фитнес для детей обязательно должен включать в себя силовые тренировки

Многие родители уверены, что детям рано выполнять силовые упражнения. Особенно данная точка зрения популярна у родителей девочек. Однако, с научной точки зрения, данное мнение не верно.

Силовые тренировки детям нужны. Как мальчикам, так и девочкам.

Польза силовых упражнений для детей

Согласно самым современным научным данным, силовые тренировки, выполняемые детьми и подростками, имеют следующее положительное влияние на их организм:

— улучшают психологическое состояние.

При этом наиболее выраженный эффект от силовых тренировок наблюдается в возрасте от 10 лет. Но заниматься необходимо с 6-7 лет.

Внимание!

На приведенном ниже графике видно, как улучшалась физическая выносливость детей в зависимости от того, сколько раз они тренировались в неделю.

Занятия представляли собой 40-минутные силовые тренировки, выполняемые либо со свободным весом, либо на тренажерах.

Какие силовые тренировки должен включать фитнес для детей?

Наилучшими силовыми упражнения для детей и подростков являются:

— упражнения на развитие бицепсов, выполняемые либо со свободным весом (гантели, гири), либо на силовых тренажерах;

— приседания (как правильно делать приседания новичкам);

— отжимания.

Не могут ли силовые упражнения испортить фигуру девочкам?

Очень распространенной ошибкой среди тех, кто только начинает заниматься фитнесом сам или стремиться приучить к активному образу жизни своих детей, является мнение о том, что силовые нагрузки портят фигуру женщин: способствуют набору лишнего веса, разрастанию мышц плечевого пояса.

Данное мнение ошибочное. Силовые тренировки необходимы для поддержания нормального веса. Без них похудение в принципе невозможно.

Что же касается чрезмерного развития мышц плечевого пояса, то при умеренных тренировках такого никак произойти не может. Чтобы девочка-девушка могла стать культуристом, ей надо приложить титанические усилия. К тому же те девушки, кто опасается «стать похожей на мужчину», могут ограничить свой силовой фитнес приседаниями (красивые ноги еще не повредили ни одной женщине) и отжиманиями.

Развивающие мультики

Развивающие мультики для дошкольников должны в лёгкой, ненавязчивой и развлекательной форме доносить простые истины. Это могут быть физические свойства предметов, рассказы о дальних странах, понятия о добре и зле или нормы поведения согласно половому признаку.

Среди русских мультфильмов особенно выделяют:

  • Фиксики;
  • Смешарики;
  • Пин-код;
  • Гора самоцветов;

Шесть лет – это тот возраст в, в котором ваш ребёнок прощается с беззаботными буднями в детском саду и делает первый шаг на пути к взрослой жизни – поступает в школу. Позаботьтесь о том, чтобы малыш не испытывал трудностей с адаптацией, и заранее подготовьте его к новому этапу. Развивающие игры, занятия и игрушки вам в этом помогут.