Домашнее обучение или семейное образование: в чем разница?

Часто родители сталкиваются с выбором: отдать ли ребенка в обычную школу, либо обучить его дистанционно, дома. В России «семейное образование» стало популярным. Все больше родителей решают, что домашнее обучение лучше школьного.

Можно ли перевести ребенка на дистанционное обучение по желанию

Распространение коронавирусной инфекции стало причиной перевода школьников на дистанционное обучение с марта по май 2020 года. Дети закончили учебный год вне стен школ. Многие ожидали, что с сентября учиться будут снова в удаленном формате, но прогноз не сбылся. Только с конца октября стали снова говорить о возобновлении «дистанционки».

Вас возмущает, что многие игнорируют рекомендованные меры предосторожности? Да, еще как % Отношусь к этому нейтрально 14.5% Нет, это их выбор % Проголосовало: 3303

Можно ли перевести ребенка на дистанционное обучение по желанию

В средствах массовой информации появилась новость о том, что родители смогут перевести детей на дистанционное обучение по желанию. На самом деле эта новость верна только лишь отчасти. Данный законопроект рассматривается в настоящее время в Хабаровском крае и в Ленинградской области. На всю Россию это не распространяется. Возможно, в будущем другие регионы примут решение о добровольном переходе на такой формат. По прогнозу экспертов, это может случиться очень скоро.

Важно понимать отличия дистанционной формы, домашнего и семейного образования. Многие люди путают эти понятия. При дистанционном обучении школа обязана обеспечить учеников всеми необходимыми материалами в доступной форме, проводить уроки онлайн, проверять контрольные и домашние работы. Домашнее обучение предусмотрено для тех, кто не может посещать школу по состоянию здоровья или другим причинам. В данном случае учителя приходят на дом несколько раз в неделю. Семейное образование предполагает обучение своими силами. Нужно только сдавать экзамены в одной из школ.

Переход на семейное образование в настоящее время по заявлению возможен. Но для перехода на добровольное дистанционное обучение необходимо подготовить соответствующие документы. Ленинградская область и Хабаровский край уже почти готовы к работе с учениками в таком формате.

Можно ли перевести ребенка на дистанционное обучение по желанию

На заметку!

Для перехода на дистанционное образование нужно только заявление от родителей или законных представителей. В заявлении стоит указать период, но в любой момент можно вернуться к очной форме обучения.

Семейное и домашнее – что это значит?

Если вы решили, что ребенку будет лучше учиться дома, нужно обязательно разобраться в терминологии. Домашнее обучение отличается от семейного, как бы похоже ни звучали эти названия.

Домашнее обучение рекомендуется детям в связи с проблемами со здоровьем. Если у ребенка есть медицинские показания (к ним относится внушительный список заболеваний) или серьезные трудности, которые мешают его учебе в классе, родителям нужно пройти Психолого-медико-педагогическую комиссию.

Записаться на нее можно через портал ссылке Эта комиссия даст заключение с рекомендациями формы обучения. Если ребенку действительно необходима домашняя форма, школа обязана предоставить семье такую возможность.

Домашнее обучение – это образование в школе, но вне основного потока. К ребенку приходят учителя (или сам он приходит в школу в назначенное время) и занимаются с ним индивидуально. Часто программа при такой форме образования облегченная, некоторые предметы не входят в список обязательных.

Семейная же форма обучения – это только совместное желание ребенка и родителей учиться дома без каких бы то ни было медицинских показаний. Для того чтобы официально перейти в семейную школу из общеобразовательной, нужно просто написать заявление. Школа не имеет права отказать родителям.

Как только заявление подписано, ребенок может начинать учиться дома. Очная аттестация за год проходит один раз, в апреле или мае. Обратите внимание, что при семейной форме обучения все предметы нужно сдавать. Неважно, на что налегает ребенок – на русский с историей или на математику с физикой, контрольные придется писать по всем дисциплинам.

О взаимодействии со школой договориться важно сразу. Хоумскулеры имеют право на поддержку школы, могут задавать вопросы и консультироваться у учителей, пользоваться школьной библиотекой и получать варианты типовых контрольных работ для тренировки. Главное – понимать, что школа имеет к вам прямое отношение и не стесняться обращаться за помощью к педагогам. Учить очно таких учеников они не обязаны, но проконсультировать обычно могут без проблем.

Официально дети числятся в школе, по факту – приходят в школу только для сдачи СОР и СОЧ

В семье Кузиных из Павлодара шестеро детей, трое из них школьного возраста. Радомира окончила 5 класс, Вера – 4-й, Лучезара – 1-й. Радомира и Лучезара не ходят в школу. Когда-то они сидели за партами, но им не понравилось. Родители не настаивали на традиционном образовании, а стали учить их на дому.

Вера в отличие от сестёр с удовольствием учится в школе и родители это тоже приветствуют.

«Радомира и Лучезара ходят в школу только для того, чтобы сдавать СОЧ и СОР. Остальное время у них расписано по часам. Старшая посещает две спортивные школы (акробатика на батуте и стрельба из лука), авиамоделирование, художественную и музыкальную школы по классу скрипки и саксофона. Недавно стала посещать кружок «Кукла с нуля» и клуб юного краеведа. Несколько месяцев занималась в театральном кружке. Такой разносторонний ребёнок растёт в нашей семье. А в табеле у неё только «4» и «5», – не скрывая гордости, рассказывает глава семейства Юрий Кузин.

Официально дети числятся в школе, по факту – приходят в школу только для сдачи СОР и СОЧ

В семье подрастают ещё два мальчика и одна девочка: Льву 5 лет, Добромиру 4 года и Яромиле всего 6 месяцев. Будут ли они ходить в школу – тоже зависит от них, как в случае со старшими сёстрами.

Старшая дочь Радомира отказалась идти в школу пять лет назад. В 2015 году отдел образования Павлодара подал на родителей в суд, но дело закрыли из-за отсутствия состава преступления.

Читайте также:  Зубы у детей: порядок прорезывания, признаки и сроки

Чиновники от образования говорят: родители просили экстернат (форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение общеобразовательных программ). Обычно такой возможностью пользуются одарённые дети. Но в начальных классах она запрещена законом. Поэтому Кузины – исключение из правил.

«На основании решения педсовета организованы дополнительные занятия по индивидуальному графику ученице 1 «Б» класса Лучезаре Кузиной для отработки пропущенных уроков по ряду предметов. Аналогичная ситуация с ученицей 5 «Д» класса Радомирой Кузиной. Учителя-предметники составили график индивидуальных занятий, в котором прописаны темы пропущенных уроков. Дети получили «зачёт» и переведены в следующий класс», – прокомментировал заместитель руководителя отдела образования Павлодара Куаныш Кыдыралин.

В отделе образования говорят, что пошли навстречу родителям: официально дети числятся в школе, по факту – приходят в школу только для сдачи СОР и СОЧ.

Официально дети числятся в школе, по факту – приходят в школу только для сдачи СОР и СОЧ

Эта семья – чуть ли не единственная в Казахстане, которая открыто выступает против существующей системы школьного образования. Хотя на самом деле в стране много родителей, которые скрывают, что дети не посещают школу. Так говорят Кузины и другие семьи, дети которых тоже учатся на дому.

Как физиологически обусловлено развитие

С первого дня в мозге ребенка начинают образовываться нейронные связи. Они способствуют закреплению навыка или запоминанию знания. Для каждого нового действия, даже самого мелкого, формируется своя нейронная связь.

Ребенок протягивает руку, чтобы дотронуться до чего-то – новая связь, замерзает и плачет из-за этого – новая связь; видит маму и улыбается – новая связь. Чем больше нейронных связей в мозге малыша, тем быстрее идет развитие и тем более сложные задачи он может решать.

Родители могут провоцировать развитие нейронной сети, если зададутся целью начать раннее развитие крохи. Для этого достаточно постоянно наполнять жизнь ребенка новыми впечатлениями: картинками, музыкой, звуками, ощущениями, разницей температур.

Когда малыш чуть подрастет, в его развитие нужно добавить побольше необычного и неожиданного. Можно рисовать не красками, а крупой на плоских поверхностях; делать поделки из глины и теста. Чем больше разнообразных применений стандартным предметам и понятиям, тем лучше. Таким образом, развитие малыша можно начинать с первых дней, а вот с обучением придется подождать до образования нужного количества нейронных связей.

Роль родителей в дистанционном обучении

Понятно, что мало какой ребенок, переведенный на дистанционное обучение, отнесется к нему со всем пониманием, ответственностью и серьезностью. Ведь дома столько соблазнов! Поэтому на родителей ученика вольно или невольно ляжет тяжкое дополнительное бремя – организовать полноценное обучение своего чада в домашних условиях. Проблем, конечно, здесь видится немало.

  1. Родители обязаны будут отчасти брать на себя роль школьных педагогов. Отобрать у ребенка компьютер или смартфон и усадить его за письменный стол – это еще полбеды, это – вопрос домашней дисциплины. Хотя нет, эти вещи у него отбирать как раз нельзя, потому что именно через них и будет происходить процесс дистанционного обучения. Значит, необходимо проследить, чтобы ученик посредством ноутбука внимал преподавателю, а не играл исподтишка в «танчики».
  2. Вместе с тем папа и мама обязаны будут припомнить хоть что-нибудь из школьной программы своего детства. А поскольку школьные программы часто меняются, то – выучить то же, что учит сейчас их сын или дочь. Что с того, что ребенок общается с преподавателем по скайпу? Все равно учитель – далеко, значит, можно и «сачкануть», то есть отнестись к занятиям, как к чему-то не настоящему. Так устроена детская психология. Поэтому мама или папа должны быть постоянно рядом с сыном или дочерью, и притом иметь представление, чему он в данный момент обучается. Тем более что ребенок, скорее всего, станет задавать вопросы, а учитель – он и в самом деле далеко. Значит, на вопросы должны отвечать родители.
  3. При этом папа и мама наверняка еще и работают, и не исключено, что на время карантина это будет дистанционная работа, то есть на дому. Следовательно, маме или папе необходимо в кратчайший срок научиться совмещать свое рабочее время со временем обучения их ребенка. И для этого научить в кратчайшее время сына или дочь самодисциплине, самостоятельности и организованности. Это – еще одна важная родительская обязанность при обучении ребенка на дому.
  4. Как вариант, на время дистанционного обучения кто-то из родителей обязан будет уволиться с работы, чтобы больше быть рядом с ребенком. Хотя, конечно же, это по многим условиям не слишком удачное решение.

Возможно, родителей вдохновят плюсы обучения на дому. Они, несомненно, имеются:

  • ребенок, обучаясь в комфортной домашней обстановке, находится под родительским присмотром. Стало быть, он постоянно будет умыт, одет, накормлен, его никто не обидит;
  • находясь дома, у него гораздо меньше шансов заболеть, в том числе и подхватить инфекцию;
  • работая совместно над выполнением школьных заданий, родители и их сын или дочь тем самым больше общаются, что полезно и для сына или дочери, и для папы с мамой.
Роль родителей в дистанционном обучении

Увы, не обойтись в данном случае и без минусов. Самые основные из них таковы:

  • ребенку, в силу его характера, дома скучно, ему необходимо общение с друзьями и постоянное движение;
  • ученик неорганизован, ему нужен постоянный жесткий контроль;
  • родители слишком заняты (работа, уход за другими детьми, помощь старикам-родителям и пр.), и они не в состоянии уделить ребенку нужное количество времени;
  • у папы и мамы нет необходимого педагогического опыта, чтобы правильно наладить процесс обучения их ребенка дома. Кроме того, у них может не хватать знаний, чтобы убедиться, действительно ли их отпрыск добросовестно учится, или он «валяет дурака»;
  • в силу тех или иных причин ребенок лишен нормальных условий для дистанционного обучения (стесненные жилищные условия, шумные братья и сестры, отсутствие компьютера с выходом в интернет и т. д.).

Но, как бы ни было, нынешнее непростое время необходимо пережить. А там – все наладится и войдет в привычное русло.

Посмотрите это видео о том как организовать обучение:

Работа над ошибками или как научить ребенка учиться

  • Формируем позитив

Обучение должно вызывать положительные эмоции. Весь процесс контролировать не получится, но с помощью вашего авторитетного мнения можно сформировать благоприятное отношение к урокам, к одноклассникам, к учителю.

Читайте также:  Имя ребенка - как выбрать и на что ориентироваться

Расскажите парочку-другую забавных историй из вашей школьной биографии, о ваших, естественно безобидных и невинных, развлечениях на переменах, о том, как вы до сих пор созваниваетесь со своей первой учительницей.

Не критикуйте образовательную систему, поведение педагогов и «отвратительные учебники» в присутствии своего всеслышащего чада. Школа – это общение, полезные знания, опыты и вкусная булочка на перемене.

  • Формируем мотивацию

Чем старше ребенок, тем сложнее сформировать желание учиться. Ваш кроха еще беззаботно радуется песочным куличикам в местной песочнице и вопрос образования заканчивается аплодисментами по поводу верно сложенной пирамидки? Отлично. Стимулируйте естественное стремление открывать новое, поощряйте за любознательность и не оставляйте вопросы без ответа. Получая удовлетворение от полученной информации, малыш привыкнет спрашивать, как следствие – познавать. Пытливость ума – вот что стоит развивать с маленького возраста.

«Он не интересуется ничем!» Ищите причину. Ваша задача – объяснить и учить личным примером. Если вы читаете в свободное время, книга сопровождает вас повсюду, скорее всего ваш ребенок в стремлении подражать авторитетному родителю, тоже пристрастится к чтению.

Еще один способ – материальное поощрение. Но с возрастом запросы растут. Навряд ли подросток будет посещать курсы английского за чупа-чупс. Поэтому стимулируйте внутренние импульсы и желание получать удовольствие от познания.

  • Развивайте самостоятельность.

Кормит мама, одевает папа? Так проще. Быстрее и спокойнее. Учить и объяснять? Времени нет. Ребенок не имеет шансов проявить инициативу. В таком случае мы не позволяем развиваться детской самостоятельности. В декретном отпуске мамочка играет, читает, рисует вместе или вместо малыша. В результате кроха так и не научился получать удовольствие от самостоятельной игры. Позволяйте детям проявлять творчество и инициативу.

Работа над ошибками или как научить ребенка учиться
  • Учите малыша доводить начатое дело до конца и оценивать результаты.

Необходимо выработать цикличность: начало – основной этап – завершение – подведение итогов. Не стоит перехваливать кроху. Если плоды стараний не соответствуют его ожиданиям, мягко укажите на варианты более эффективного исполнения задания. Не критикуйте жестко. Иначе можно отбить охоту к любому начинанию. Психологи не рекомендуют сравнивать ребенка с другими более или менее успешными товарищами. Подчеркивайте личные достижения. «Посмотри, сегодня ты нарисовал аккуратнее, чем вчера».

  • Обучение в школе требует проявления волевого усилия.

Не всякая деятельность приносит удовольствие, но каждый из нас знает, что чаще всего это необходимый этап для достижения цели. Очень лень и трудно? Объясните, для чего нужно стараться, опишите в красках ожидаемый результат, ради которого стоит немного поднапрячься.

  • Как можно чаще предлагайте проблемные ситуации.

Выбирайте вопросы, которые касаются интересной для ребенка тематики и соответствуют его возрастным возможностям. Так малыш научится анализировать задачу, делать выбор, принимать решение и нести ответственность.

  • Разговоры о том, что учебная нагрузка превышает допустимые пределы, бесконечны среди родителей. Времени на отдых действительно немного. Научили учиться? Научите эффективно и качественно отдыхать.

Не стоит ответственность за воспитание своего ребенка перекладывать на систему. Вы, как грамотный родитель, должны четко знать, как научить ребенка учиться.

Стоит изменить свое отношение к школе, принять программные требования как необходимое условие для того, чтобы идти в ногу со временем, прислушиваться к своему малышу и направлять его энергию в нужное русло – учеба в школе не будет проблемой. Тем более, всегда остается альтернатива и права выбора дополнительных кружков, курсов и занятий по интересам.

Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, как вы влияете на мотивацию, как объясняете детям, что им нужно учиться. 

Какие шаги надо предпринять для перехода на домашнюю форму обучения

Прежде чем принять решение о продолжении образования в семье, необходимо взвесить все «за» и «против». Родители должны понимать, что им предстоит тяжелая ежедневная работа, даже если вы установите себе и ребенку выходные дни и каникулы. Если согласен ребенок и готовы родители, можно приступать к процедуре перевода. Для этого понадобится:

  • написать заявление на имя руководителя учебного заведения, в котором будет числиться ребенок, проходящий образование в семье.
  • написать руководству СОШ еще одно заявление – на зачисление ребенка в экстернат (для сдачи экзаменов и прохождения аттестации).
  • направить соответствующее уведомление в образовательный Департамент – это можно сделать самостоятельно, или попросить об этом школьную администрацию.
  • подобрать подходящую программу обучения и оговорить сроки прохождения.

После подачи документов о желании перейти на семейное образование обучение начнется не сразу. Предварительно родителям позвонит специалист Департамента образования для уточнения некоторых деталей и с целью попытаться родителей отговорить от этого шага. После подачи документов ребенок находится уже на специальном учете Департамента. Окончательное подписание договора о переходе на семейную форму обучения происходит в стенах школы. Документ составляется в двух экземплярах – один для родителей, другой для школы.

В договоре о переходе на образование в семье прописываются основные моменты, такие как прохождение аттестации и возможность получения бесплатных консультаций.

Никто не вправе запретить вам пользоваться школьной библиотекой и принимать участие в общешкольных мероприятиях, и эти моменты также указываются в договоре.

Если ребенок идет в 1 класс, но образование будет получать вне школы, писать заявление в школу не надо, достаточно уведомить Департамент образования

.В некоторых учебных заведениях при заключении договора о переходе на семейную форму обучения требуют написать еще одно заявление об исключении ребенка из школы. Такого в законе нет, а если администрация будет на этом настаивать, напомните о положениях статей 17,44 и 63 ФЗ-№273, согласно которым и происходит перевод на семейную форму образования.

Еще укажите на содержание статей 17, 33 и 34 того же закона, в которых расписаны правила прохождения аттестации ученика, обучающегося на дому.

При переходе на семейное обучение ребенок считается обучающимся в школе, но учащимся не является. Ребенок зачисляется экстерном, а если он уже учился в этой школе раньше, перестает быть учащимся, но автоматически становится экстерном. По сути, учащийся на дому имеет все еще отношение к учебному заведению, но это касается лишь сдачи экзаменов и прохождения аттестации. Согласно ст. 43 «основного закона», аттестация проводится бесплатно, независимо от формы образования.

Читайте также:  Как отучить ребенка сосать пальцы?

Перечислим явные недостатки «семейного» образования:

  • Ребенок будет чувствовать себя отчужденно Ему будет не хватать коллектива, общения со сверстниками, жизни в обществе. От этого ваше чудо с трудом начнет привыкать к жизни в коллективе, когда придет время, и начнет привязывать к себе шаблонный образ «белой вороны».
  • Возможно, из ребенка получится не тот человек с лидерскими качествами, которого бы вы хотели видеть Запомните, чтобы быть лидером, личностью не нужно сбегать от реальной жизни в обществе. Следует проявлять себя, бороться с конкурентами, завоевывать популярность и уважение поступками.
  • Навыки коммуникации могут быть сведены к нулю Ребенок должен уметь общаться, находить общий язык с ребятами разного возраста и разных социальных групп.
  • Обучение влияет и на характер Может вырасти эгоист. Человек привыкает к избранному отношению. В коллективе ему будет сложно привыкнуть к тому, что он такой же, как и все. Второй случай – вырастает избалованная, наивная девочка, которая не привыкла к жизни, знает, что все ей сойдет с рук, даже если поступит как-то не так. Как найти правильный путь в воспитании?
  • Ребенок не привыкает к дисциплине, а она требуется каждому.
  • За детьми на домашнем обучении требуется постоянный контроль Родители должны трать на них почти все свое время.
  • Могут возникнуть трудности с обучением в вузах, колледжах, техникумах Родители не всегда могут дать должное образование.
  • Чрезмерная опека может привести к инфантилизму ребенка.
  • У вашего сына или дочки не будет опыта, необходимого для самостоятельной жизни.
  • Вы ограничите ребенка при навязывании своих взглядов, жизненных и религиозных ценностей.
  • Родители должны знать, что хорошее образование высоко цениться, поэтому придется потратить много денежных средств.

Только взвесив все «за» и «против», принимайте решение о переводе.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Уроки с энтузиазмом?

Что же такое — домашнее задание? Продолжение того, что было в школе или отдельное дело дома?

Психологически — это тренировка навыка: в классе объяснили, а дома сами отработали. Если нет сильной неуспешности, то лучше отнестись к этому как к чему-то, после чего начинается жизнь. Ждать энтузиазма от ребенка не нужно (хотя есть отдельные дети — потенциальные отличники). Надо научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу, даже весело — потрудился, а потом будет радость. Если не сформировался другой стереотип (уроки до самого поздна со слезами и руганью), то этого бывает достаточно.

Задания дублировать нельзя (добавлять сверх заданного) — они должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере-» гораздо более опасные, чем «недо-».

Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15–20 минут, и возникает навык делать уроки в темпе. Если ребенок не успевает за отведенное время, а мама сидит над ним, ловит и заставляет продолжать, то школьник получает негативный опыт. Наша задача не помучить ребенка, а дать ему понять, что он что-то упустил.

Если ребенок до школы сталкивался с ограничениями времени — на каких-то занятиях, сам собирался или занимался какой-то конкретной деятельностью в четко отведенных временных рамках, то у него уже сформирован некоторый навык.

Впервые сталкиваться в 1 классе с этими сложными временными навыками может быть большой проблемой. Начинать лучше с «подготовки», а еще лучше лет с 5 — 5,5.

Если задания в школе не задают, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем заданий за определенное время самостоятельно.

Самим родителям тоже не нужно проявлять излишнего энтузиазма и сидеть над душой. Мы все очень переживаем за успехи нашего ребенка, и реакция на ошибки может быть неспокойной — а отношения портятся.

Нужно настроиться, что не все будет идеально, что будут ошибки, но постепенно их будет меньше.

Обнадеживает отсутствие оценок в 1 классе. Пока формируются навыки делания домашнего задания, ребенок сам подтягивается, во 2 классе включается, а система оценок сразу расставляет все по местам. Надо давать ошибаться. Перфектные ожидания, что сразу все будет на «отлично», нужно сдерживать.

При этом нужно очень хвалить, когда ребенок взял на себя самостоятельность, хвалить за то, что он делал сам, старался. Хвалите не результат, а старание. От любого родителя строгость к школьным успехам воспринимается как удар по самолюбию. В средней школе ребенок понимает уже, что если родитель ругает, то он хочет добра. Младший школьник воспринимает критику, как удар: «Я стараюсь, а ты тут что-то говоришь против…». Ориентируйте на старание.

Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание — это лучший способ продвинуть человека к большим успехам.