Делать ли уроки с ребенком: 5 советов родителям

Развитие ребёнка – это особый и очень важный процесс становления личностных качеств и формирования способностей. Эти качества и способности смогут предопределить жизненный путь Вашего чада и облегчить возможность нахождения им путей решения возникающих в жизни проблем.

Формальные требования в школах

Собеседования в разных школах проводятся по-разному, поэтому и требования везде свои. Но в общем и целом формальные критерии похожи.

Память

Ребёнок должен помнить своё имя и фамилию, возраст, свой день рождения, имена родителей и их профессии, адрес, название страны и столицы. Неплохо знать наизусть пару стихотворений. Уметь запоминать картинки и называть их по памяти (выкладываются 10 картинок на 30 секунд, затем переворачиваются, надо вспомнить по крайней мере половину).

Дошкольное и школьное обучение ребенка – статьи от Childdevelop

Статьи раздела – Обучение ребенка несут познавательный характер и могут служить прекрасным источником получения информации про:

  • музыку, вокал, спорт и рукоделие;
  • танцы;
  • саморазвитие, лидерство;
  • получение навыков правописания;
  • чтение, развитие речи;
  • развитие памяти;
  • статьи про дошкольное обучение ребенка;
  • помощь по школьным предметам;
  • статьи о детских способностях и других интересах ребёнка.

Практическая ценность статей Childdevelop – они дают бесценные советы для педагогов и родителей: как научить ребёнка думать! Будь-то задания на логику, действенные советы для правильного чтения и правописания либо статьи про школьное обучение; о выявлении и развитии талантов и способностей ваших детей, статьи на тему психологии. Они укажут Вам путь, который лежит к глубинам осознания ребёнка материалов для качественного усвоения знаний и развития логического мышления.

В любом случае, материал про обучение для детей, собранный на нашем сайте послужит для Вас и для вашего ребёнка главным источником получения знаний!

Общее развитие

Знания о себе и своей семье

Ребенок должен знать и выговаривать свои имя, фамилию, отчество. Кажется, что просто, но некоторые малыши до последнего уверены, что их зовут Зайка или Котик, просто потому, что дома их по имени не зовут. Будущий первоклассник уверенно должен отвечать на вопрос о том, сколько ему лет и когда у него день рождения, есть ли у него братья или сестры. Знать, как зовут членов семьи, где работают мама и папа, свой адрес и, в идеале, номер телефона хотя бы одного родителя, а также название города, в котором живет.

Познания о времени и пространстве

К школе ребенок должен понимать, сколько существует времен года и в какой последовательности они сменяют друг друга, сколько в году месяцев и как они называются, сколько дней в неделе, их названия и последовательность.

Также нужно научить его правильно понимать время и ориентироваться по часам, рассказать, что такое день и сколько в нем часов, чем отличается день от ночи и что больше: минута, час или день. Безусловно, к школьному возрасту ребенок должен знать, где право и где лево.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Читайте также:  Детская обида – как бороться с повышенной обидчивостью ребенка

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Что должен знать будущий первоклассник

Будущий первоклассник на этапе подготовки к школе не знает практически ничего. Нет, он, конечно же может быть уже умеет читать и писать. Но это лишь малость из того, что ему пригодится при обучении.

Самое главное, по-моему, это навыки правильного общения и достаточно высокий уровень развития речи.

Все другие процессы выстраиваются вокруг речевых умений ребенка.  Сможет ли он вступить в образовательную деятельность, во многом зависит от того, способен ли он взаимодействовать на вербальном уровне с окружающими.  И в первую очередь, с педагогами.

Лучше если будущий ученик уже будет знать счет в любых доступных его развитию пределах. Это поможет ему осилить точные науки и не отстать от школьной программы. А программы в наше время очень ускоренные. Начинать обучение в школе с нулевыми знаниями – это равносильно тому, что поезд промчится мимо, а ребенок застрянет в статусе «отстающий».

Знание алфавита и пусть элементарные умения складывать буквы в слоги и слова тоже важный момент при подготовке. Пусть чтение будет не слишком быстрым и точным, но здесь нужно добиться того, чтобы во время чтения малыш был способен вникнуть в содержание прочитанного, понять, о чем идет речь, мог делать простейшие анализы из полученной информации.

Читайте также:  О ПОЛЬЗЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ

Чтение в раннем возрасте не должно быть быстрым.  Но смысл – важнее. Только научившись думать во время прочитывания истории, у ребенка, во-первых, будет формироваться познавательный интерес, а во-вторых, это начало становления мыслительных операций.

Я назвала перечисленные моменты основными – базовыми.  О других важных вещах пойдет речь чуть ниже.

Почему родители делают уроки с детьми

Одна из причин – нам кажется, что мы сэкономим время. Ведь, если ребенок сначала сделает на черновик, потом нам придется его проверить, а потом еще раз проверить чистовик, то пройдут годы. А когда мы стоим рядом, то всё в порядке. Процесс движется быстро, ошибки устраняются на излете.

А на самом деле? Что происходит, когда мы стоим за спиной, буравим взглядом затылок бедного ребенка и ждем, когда же уже вот это вот всё закончится и можно будет пойти отдохнуть? Во-первых, мы убиваем самостоятельность на корню и взращиваем инфантилов, которые всю жизнь будут жить с оглядкой. Во-вторых,  мы мешаем ребенку делать уроки. Да, именно мешаем. Он не может сосредоточиться. Особенно, если в ваших совместных «посиделках» за уроками есть отрицательный опыт с криками, угрозами и швыряниями тетрадей. И вместо того, чтобы решать пример, он сидит и ждет одобрения после каждой написанной закорючки и сжимается от ужаса, что сейчас что-то пойдет не так.

Вторая причина, почему мы пытаемся делать уроки с детьми

Мы хотим, чтобы в тетрадях и дневнике наших детей всё было красиво и правильно.  А потом обязательно учеба в самом престижном ВУЗе, куда ж без этого. Отчасти потому что наши родители требовали этого же, отчасти потому что живем с оглядкой, а что же скажут люди и отчасти для удовлетворения своих амбиций и несбывшихся желаний. Никто не хочет быть родителем двоечника, все мечтают о вундеркиндах, построивших феноменальную карьеру.

Почему родители делают уроки с детьми

Что это даст? Вот представьте, что вы добились ровных букв и правильных ответов в задачах. Методом кнута и пряника, криками, уговорами, сидением за уроками до ночи. Всё! Ваш ребенок учится отлично. А что у него внутри? Ему нужна физика, которую вы пытались ему вдолбить? Он полюбил математику? А сколько книжек он прочитал? Не тех, что задают в школе, а тех, которые нравятся ему. Сколько часов он провел на улице, играя со сверстниками? И самое главное, стал ли он счастливее и здоровее, увеличив свой средний балл?

Помните, хороший школьный аттестат не является залогом успешной карьеры и счастливого будущего. Жизнь состоит не только из школьной программы, в ней есть еще миллион вариантов и возможностей научиться быть успешным.

Родительский страх: третья причина

А ещё мы боимся. Боимся, что если сейчас не выучим свое дитятко, то кем же он станет, когда вырастет. Это самый страшный страх родителей. И поверьте, он абсолютно не оправдан. Да, ребенок, с которым не делают уроки, может совсем перестать их делать. Но это его выбор и его жизнь. Когда-нибудь всё равно наступит переломный момент, и он поймет, что ему нужно выучить и в каком объеме, чтобы добиться своих целей. Ключевое слово – своих. Не ваших, не бабушкиных, не навязанных извне, а своих. Школа, не только и не сколько для знаний, школа учит самостоятельности и умению принимать решения. И делать уроки – это зона ответственности ребенка, а не родителей.

Заочная форма обучения

При заочной форме обучения ребёнок прикреплён к определённой школе. Родители пишут заявление о зачислении ребёнка. Школа подаёт сведения о нем в департамент образования. Ребёнок может быть прикреплён как к своей «дворовой» школе или любой в пешей (ездовой) доступности, так и к той, что располагается даже в другом регионе. При этом задания по школьным предметам родители получают письменно — лично от учителя, по скайпу или посредством электронной почты. Ребёнок выполняет задания, составленные учителями в соответствии со школьной программой и сдаёт их. Если школа рядом, то он может являться раз в неделю или в месяц, но не реже чем раз в четверть, чтобы сдать выполненные работы и пройти промежуточную аттестацию. Если школа далеко, то можно проходить лишь итоговую аттестацию за год. Допускается заочное прохождение аттестации. К заочной форме обучения относится и дистанционная. Когда занятия проводятся по скайпу или с использованием других видов интернет-связи. Аттестации проводятся очно и дистанционно. Ребёнок имеет право получать очные консультации перед сдачей аттестации. Сдача текущих аттестаций проходит не реже чем раз в год, по итогам учебного года. Итоговые аттестации после 9 и 11 класса (ГИА) проводятся только очно. Если ребёнок сдал их положительно, то он получает документ стандартного образца о получении школьного образования в полном объёме.

Правовые нормы образования

С 2000 г. в РФ введена четырехлетняя начальная школа. Прием детей в 1 класс возможен, если на 1 сентября ребенку исполнилось 6,5 лет. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения на территории РФ могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Деятельность учебных учреждений в соответствии со ст. 15 Закона РФ об образовании регламентируется учебным планом.

В соответствии со ст. 45 Закона РФ об образовании образовательное учреждение может оказывать платные дополнительные услуги. К ним относятся:

  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • преподавание специальных курсов или дисциплин;
  • репетиторство;
  • занятия с учащимися углубленным изучением предметов, не предусмотренных учебным планом.

Родителям надо учесть следующее:

  • платные образовательные услуги оказываются только в соответствии с желанием родителей;
  • платные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности учреждения, финансируемой из средств бюджета;
  • любые платные услуги предполагают подписание договора между учреждением и родителями, в котором оговаривается уровень образования, сроки обучения, размер оплаты и права обучающихся.

В соответствии со Закона РФ об образовании формами получения образования определены следующие:

  • в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства;
  • в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Психология воспитания детей после лет

Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.

В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя — и хорошее и плохое — на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.

Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.

Что делать родителям ребенка, права которого нарушены

Как действовать, если педагогами или администрацией школы нарушаются права ребенка?

Ни в коем случае нельзя игнорировать нанесенную обиду: любое из перечисленных нарушений способно травмировать неокрепшую детскую психику, и последствия этой травмы негативно скажутся в будущем. Родителям ребенка, права которого нарушены, необходимо:

  1. Направить письменную жалобу директору школы. В документе укажите фамилию, имя и отчество заявителя, изложить суть нарушения и потребуйте устранить проблему.
  2. Если жалоба дирекции не принесла результатов, направьте аналогичное заявление в отдел образования.
  3. Если нарушение прав вопиющее и противоречит законодательству (к примеру, бесконечные денежные поборы), надо направить жалобу в прокуратуру.