Дефекты речи у детей. Когда обращаться к логопеду?

Случается, что родители упускают момент, пихнув малышу какой-то гаджет, чтобы только ребенок не докучал мама и папе, а потом охают и ахают, почему же ребенок молчит. И начинают ходить к логопеду. Я считаю, это в корне неверно и мое мнение — логопеды говорить не учат, а лишь исправляют неправильное произношение. А вот задержкой речевого развития занимаются другие доктора!

Рубрики

Планирование

  • Зачатие
  • Бесплодие
  • Подготовка к беременности
  • Поздняя беременность

Беременность

  • Обследования и процедуры
  • Фитнес для беременных
  • Уход за собой
  • Образ жизни во время беременности
  • Питание и беременность

Роды

  • Подготовка к родам
  • Восстановление после родов
  • Жизнь после родов

Уход и воспитание

  • Уход за новорожденным
  • От 1 года до 3 лет
  • От 3 до 6 лет
  • От 6 до 11 лет
  • Воспитание в других странах

Кормление

  • Грудное вскармливание
  • Искусственное вскармливание
  • Прикорм
  • Детское питание

Болезни

  • Болезни при беременности
  • Детское здоровье

В каких случаях нужно обращаться к логопеду?

  1. Если карапуз в возрасте до года не произносит никаких звуков и повторяющихся слогов, типа: «Агу», «Бубу, «Диди». В этой ситуации понадобится ещё консультация у невролога и педиатра.
  2. Малыш не заговорил до 2-х лет, или в его лексиконе очень мало слов и совсем нет словосочетаний.
  3. Ребёнок меняет буквы в словах на другие, например вместо слова «кошка» говорит «гошка».
  4. Кроха в возрасте 3-х лет говорит много и охотно, но совсем непонятно.
  5. Ребёнок 3-4 лет понимает всё, о чём ему говорят, выполняет все просьбы и знает названия всех предметов, но не разговаривает. Часто бабушки и дедушки советуют не «таскаться по врачам», а подождать, приводя пример: «У Веры Петровны внук молчал до 4 лет, а потом как стихами заговорил!». Однако существует опасность того, что у малыша есть моторные или сенсорные нарушения, которые надо корректировать как можно раньше.
  6. У 4-5-летки «каша во рту», его речь невнятная, смазанная, он не произносит много звуков.
  7. Ребёнок смягчает слова и говорит: «тяшка» вместо «чашка». Это может быть просто баловством, а может и признаком дизартрии.
  8. В возрасте 6 лет у детей уже сформирована фонетическая система, поэтому все звуки они должны произносить правильно, в противном случае требуется работа с профессионалом.
  9. Ребёнок неожиданно начал путать слоги, заикаться, повторять начало слов или их окончание.
  10. Младшеклассник не может прочитать длинные слова, переставляет слоги местами, плохо запоминает стихи и испытывает трудности с письмом.

Не затягивайте обращение к специалисту, умиляясь тем, как смешно ваш малыш коверкает слова. Ведь нерешённые проблемы только усугубляются под действием разных стрессовых ситуаций, например, таких, как болезнь, начало посещения детского сада или школы.

Правильная речь помогает детям чувствовать себя уверенно, свободно, помогает в общении и учёбе!

Вернуться к списку

Читайте также:  Все о подготовке ребенка к детскому саду: полезные советы

Когда обращаться к логопеду: причин для консультации со специалистом

1. Речь ребенка начинает активизироваться уже к трем месяцам. Обычно к этому возрасту ребенок начинает издавать разные звуки и лепотать. Если к 3-4 месяцам ребенок продолжает молчать, то это может быть тревожным звоночком на который нужно обратить внимание. К 8-10 месяцам ребенок начинает пытаться скопировать речь взрослых пытаясь произнести первые слоги «ма», «па», «ба» и др. Уже в этом неосознанном возрасте ребенок начинает откликаться на свое имя и понимать слова , которые адресованы ему. Первым звоночком для обращения к логопеду за консультацией является , то что ребенок к концу первого года не реагирует на речь родителей и не пытается произносить первые слова или своеобразное мычание в момент когда пытается выразить свою речь.

2. К двум годам ребенок должен хорошо понимать речь взрослых , а так же уметь сам выразить свою речь простыми фразами. Обратиться к специалисту стоит если ваш ребенок выражается исключительно жестами и не формулирует простые фразы , а так же если у ребенка к двум годам слишком маленький словарный запас или вообще его отсутствие.

3. Так же одной из причиной обращения к логопеду является замена ребенком простых звуков на другие (Например, «К» заменяет на «Т»).

4. Если в 3-3.5 ребенок пропускает слоги в словах, так же переставляет местами или не произносит окончания в словах.

5. В возрасте от 4-5 речь ребенка должна быть четкой. Обратиться к детскому логопеду стоит когда речь вашего ребенка смазанная и невнятная с пропусками многих звуков.

6. Если ребенок после пяти лет произносит многие звуки мягко: «Кися», «щапка».

7.В возрасте 6-7 лет у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно. Обратиться к логопеду нужно если у ребенка старше 6-ти лет нет правильного произношения какие-то звуков.

8. Если ребенок говорит с запинками и повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

9. Если у ребенок в возрасте 6-7 с трудом запоминает стихотворения , не может ответить на вопросы и с трудом запоминает и пересказывает рассказ.

у ребенка в возрасте 8-9 лет в школе проблемы с письмом.

Речевое развитие с до лет. Если ребенок неговорящий

С двух лет малыш постепенно овладевает грамматическими формами родного языка. Ориентировочно к 2,5 годам в речи возникают существительные в винительном, предложном, дательном падежах.К 2-2.5 годам ребенок говорит простыми фразами (из двух, трех слов), такими как «Папа туту»- папа уехал, или «акой биби» — открой машину. К этому возрасту ребенок должен:

  • Хорошо понимать обращенную к нему речь;
  • Удерживать в памяти и выполнять двухступенчатые инструкции, такие как «возьми мяч и отнеси папе»;
  • Стремиться к речевому контакту, обращаться с просьбами;
  • Речь ребенка должна сопровождаться жестами

Бывает, что малыш почти не разговаривает: он произносит отдельные слова, но простая фразовая речь отсутствует. У девочек к 2.6 годам, у мальчиков к 3 годам это говорит о задержке речевого развития. Такую проблему можно преодолеть самостоятельно, но это негативно скажется на будущем обучении: возможно нарушение произношения звуков, нарушение чтения и письма. Иногда может оказаться, что у неговорящего в 3 года ребенка имеется серьезное заболевание. Логопед выяснит причину отсутствия и нарушения речи и окажет квалифицированную помощь, если это необходимо.

Зачем нужна консультация логопеда родителям?

Как правило, на консультацию логопеды просят обязательно прийти родителей ребенка. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы получить необходимую информацию о течении беременности и родов, о том, как развивался ребенок в ранний период жизни.

На основе этой информации логопед делает выводы о возможных причинах нарушений и, следовательно, планирует тактику коррекционной работы. Во-вторых, важно, чтобы члены семьи правильно понимали, что происходит с ребенком, умели заниматься дома и помогать развитию речи.

Что расскажет логопед родителям:

  • Объяснит, каков уровень речевого развития у ребенка, соответствует ли он возрастным нормам.
  • В случае наличия нарушений речи, расскажет о планах по коррекции, даст рекомендации по занятиям в центре и дома.
  • Предложит варианты посещения специалистов для проведения уроков.
  • Поможет разобраться в том, как помогать ребенку в развитии речи дома, как выполнять данные логопедом задания, как выражать поддержку и создавать благоприятный климат в семье.
  • Даст рекомендации по дальнейшему развитию речи ребенка, укажет, на какие моменты обращать особое внимание.

Помимо прочего, логопед ответит на возникшие вопросы родителей о проходящих занятиях, о динамике коррекционной работы, о сроках коррекции.

«Надо ли исправлять звук [Р]?»

Самый распространенный дефект произношения – картавость, когда ребенок неправильно произносит звук [Р]. Иногда это даже нравится родителям — звучит оригинально, изысканно, на французский манер. Может быть, в таком произношении нет ничего страшного, и звук [Р] исправлять не надо?

Конечно, каждый родитель волен решать по-своему. Но по правилам орфоэпии – науки о нормах произношения звуков – такой горловой вариант звука [Р] считается неправильным.

Ведь мы живем не во Франции, а в России, и говорим по-русски. Над картавыми детьми часто смеются и издеваются в школе. Наверняка, ни один родитель не захочет подвергать своего ребенка такому психологическому стрессу. Поэтому лучше исправить звук [Р] в дошкольном возрасте, в период от 4 до 5 лет.

Читайте также:  Как научиться чувствовать габариты автомобиля? советы новичкам

Пусть у ребенка будет правильная, чистая речь, отличная дикция. Это поможет ему в социальной адаптации, будет залогом его успешности во взрослой жизни.

(11 понравилось, средний балл: 4,91 из 5) Loading …

Области риска

— Как родители могут обнаружить проблему до того, как на нее укажет учитель?

— Есть так называемые группы риска: дети с перинатальными и натальными патологиями, дети с отставанием в речевом развитии, с задержкой психического развития, с выраженным отставанием формирования графических навыков, дети-билингвы, переученные левши.

Что делать родителям? Если у ребёнка есть речевое отставание до школы, то его нужно исправить, или, если это невозможно, то минимизировать. Не обучать детей слишком рано читать, потому что у них не сформировано селективное внимание, без которого невозможно чтение и письмо, а также не сформирована произвольность, память и речь.

Проблемы памяти – это результат сверхраннего обучения, потому что создаётся система неадекватных требований.

Вовлечение новых мозговых структур в организацию внимания начинается только в 6-8 лет, когда активно начинают созревать лобные доли и формироваться эффективные зрительные дифференцировки. Если же ребёнок начинает читать рано, то у него формируется неадекватный механизм чтения, при котором воспринимается несколько букв и взгляд убегает, а потом много раз возвращается. Формируется так называемое «угадывающее чтение».

Когда проблема обнаружена, то нужно идти к специалистам: неврологу, психологу и логопеду. Они предложат медикаментозную поддержку, методы и способы коррекции, посоветуют современные методы реабилитации.

Области риска

— Дислексия и дисграфия корректируются, или ребенку придется просто приспосабливаться и как-то обходить возникающие при чтении и письме трудности?

— Если дислексия или дисграфия — это самостоятельное нарушение, без сочетанных проблем и вторичных нарушений в виде сохраняющихся проблем с речью, когнитивных трудностей, то они прекрасно поддаются коррекции. Важно вовремя начать.

В моей практике был ребёнок, у которого до школы отмечались речевые проблемы, они были скорректированы, в начальной школе он справлялся с программой, особенно хорошо успевал по математике. Но к средней школе, за счёт усложнения словаря и увеличения объёма заданий, начались серьёзные проблемы, сформировалась стойкая нелюбовь к предмету «русский язык».

Трудности проявлялись в следующих случаях: при подборе проверочных слов; при овладении морфемным анализом слов; при дифференциации приставок и предлогов; при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих морфем. Когда мы в процессе коррекционных занятий достигли успеха, ребенок пришел к выводу, что русский язык не такой уж и сложный, у него улучшились оценки.

Но есть и те, кто просто приспосабливается, всячески избегая письменной речи.