Что должен уметь ребенок в 1 год: навыки и умения

Первые 12 месяцев жизни являются особенными не только для ребенка, но и для матери. Кроха стремительно развивается и каждый день познает что-то новое, удивляет родителей своими умениями и пытается копировать поведение окружающих. Чтобы понять, что развитие малыша не отклоняется от нормы, важно знать, что должен уметь ребёнок в 1 год. При этом необходимо с ним заниматься и уделять малышу достаточно времени.

Какое чувство малыша при родах

В утробе матери, ребенку было очень комфортно и привычно, он слышал доносящиеся звуки разговоров своих близких, находился в теплом месте и наблюдал равномерные удары маминого сердца. Долгих 9 месяцев жизнь была однообразной и комфортной.

Резко начинаются схватки, ребенка сдавливает, а уровень кислорода падает. Затем его голову тянут через таз матери, где она немного деформируется.

Какое чувство малыша при родах

Как только он появляется на свет, температура резко падает с 37 градусов до 20.

Все время малыш плавал в жидкости, которая не давала возможности почувствовать его вес, но теперь все иначе – он чувствует то, что космонавт, когда сходит на землю – свой настоящий вес, чему очень пугается. Переживания и испуг проходит, когда мать опять прижимает его к сердцу!

Что малыш должен уметь в плане физического развития

Речь, разумеется, будет идти о неких усредненных показателях. Понятно, что в каждом случае они отличаются в ту или иную сторону. Какой-то ребенок умеет чуть-чуть больше, другой – меньше. Это – нормально, так как у каждого ребенка – своя собственная природная программа развития. Важно, чтобы такие показатели не выходили далеко «за пределы погрешности». Особенно это касается детей, которые в возрасте 2,5 года умеют чуть-чуть меньше, чем большинство их сверстников. Все это говорится применительно к физическому развитию малыша, но и других сторон его развития касается также.

Итак, о физическом развитии. В возрасте 2,5 года ребенок, в общем и целом, должен уметь:

  • уверенно перешагивать через препятствия или умело и осознанно их обходить;
  • быстро и ловко бегать, не спотыкаясь на каждом шагу;
  • удерживать равновесие, когда поднимается на цыпочки, а также ходить на цыпочках;
  • приседать и подпрыгивать – причем, и вверх, и вперед;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице;
  • стоять и прыгать на одной ножке;
  • уметь играть с мячиком, подбрасывать его, ловить, пинать ногой.
Что малыш должен уметь в плане физического развития

В этом возрасте у ребенка начинает проявляться соревновательный дух. Ему нравятся всяческие игры, в которых выявляется победитель. Например: «Кто первым добежит до крылечка», «Догоню-не догоню», «Кто выше подбросит мячик» и т. д.

Кроме того, именно в возрасте 2,5 года ребенок уже сможет научиться кататься на велосипеде – разумеется, пока что трехколесном.

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Развитие ребёнка в год и месяцев

Тридцать дней — это много или мало? Всё зависит от того, с какой стороны смотреть. Ровно через тридцать дней вашему ребёнку исполнится два, а пока ему 1 год и 11 месяцев и его развитие активно продолжается. За последний месяц второго года жизни кроха освоит новые умения, с вашей помощью узнает много нового и окончательно превратится во взрослого самостоятельного человека. Конечно, его взрослость более чем условна, но беспомощным в этот период его уже точно не назовешь.

Читайте также:  Гиперактивный ребёнок: когда вместо наказания нужна помощь специалиста

Что должен уметь

Любая мама, ребёнку которой исполняется год и 11 месяцев, интересуется тем, что кроха должен знать и что должен уметь. Начнём со словарного запаса. К этому возрасту дитя успело выучить порядка ста восьмидесяти слов. Объединение слов во фразы и миниатюрные предложения — не редкость, а закономерность. Малыш способен процитировать четверостишие или небольшие отрывки из любимых детских песенок. Кроха быстро реагирует на просьбы, высказанные в его адрес. Хорошо отличает интонацию говорящего.

Что же по поводу обязательных физиологических навыков, вот они:

  • самостоятельная ходьбы, бег;
  • самостоятельный подъем и спуск со ступеней;
  • прыжки на одной ноге;
  • импровизированные танцы;
  • умение приседать;
  • умение пнуть мяч, заставив его катиться в нужном направлении.

Занятия

Последний месяц второго года жизни проходит под знаком бытового развития. Некоторые малыши не только знают, что и как делается в их доме, но и активно помогают родителям. Ни в коем случае не ругайте кроху, даже если своими действиями он изрядно вам мешает. Поощряйте любое желание помочь в быту. Если не знаете, чем занять ребёнка, которому исполнился год и 11 месяцев, попросите его сложить свои игрушки или носочки. Кроха с радостью примется за работу, зная, что помогает маме.

Если вы посещаете с малышом развивающие занятия, то в 1 год и 11 месяцев кроха начнёт демонстрировать вам свои первые результаты. По возможности увлекайте его обучающими методиками в домашних условиях. Рисование, лепка, конструирование — то, что ему особенно по душе в данный период.

В играх стоит делать упор на развитие мелкой моторики. В этом вам помогут паззлы, конструктор и мозаика. Но помните: крохе еще нет двух, поэтому игры, купленные для него в 1 год и 11 месяцев, должны иметь достаточно крупные составные части. В противном случае, как только вы отвернётесь, малыш может отправить частичку игрушки в рот и проглотить.

Начиная с этого момента игрушки могут быть дифференцированы по гендерному признаку. Для мальчиков и девочек в специализированном магазине можно приобрести что-то особенное. Не забывайте и о подвижных играх: прятки — отличный способ весело провести время с крохой хоть в домашних условиях, хоть на пикнике в лесу.

Питание

Рацион ребёнка, которому исполнился 1 год и 11 месяцев — отдельная тема для разговора. С этого момента важно не просто полезно накормить кроху, но и вкусно. Отварная брокколи без соли — не вариант. Повзрослевший малыш будет требовать от вас то, что ему нравится, то, что приносит ему наибольшее гастрономическое удовольствие.

В обязательном порядке меню вашего крохи в 1 год и 11 месяцев должно включать в себя овощи и фрукты. Перетирать их не нужно. Жевательная мускулатура малыша в состоянии справиться с кусочками твёрдой пищи. Именно сейчас пришло самое время познакомить повзрослевшего человека с укропом, салатом, сельдереем и петрушкой. Продумайте, как сделать это максимально правильно и вкусно.

Питание маленького ребёнка в год и 11 месяцев должно быть качественным и полноценным, но родители нередко отмечают, что в этом возрасте чадо плохо ест. Помните, что ненавистные малышом продукты всегда можно заменить более вкусным аналогом. А улучшению аппетита способствуют длительные прогулки на свежем воздухе и физическая активность.

Кроха в год и 11 месяцев спит ровно столько, сколько ему необходимо. Его организм самостоятельно корректирует время сна и перестраивается на новый график. Ночной сон занимает порядка одиннадцати часов, а дневной — порядка трёх.

Если вы заметили, что малыш, которому исполнился год и 11 месяцев, очень плохо спит ночью, не выдумывайте несуществующих проблем. Лучше ответьте на ряд простых вопросов. А гулял ли кроха сегодня? Бегал ли? Много ли играл на свежем воздухе? Прохладно ли в детской комнате? Включён ли увлажнитель? Проветривалась ли комната перед сном? Уверяем вас: как только вы добьётесь положительных ответов на все озвученные выше вопросы, проблемы со сном отпадут сами собой.

Психологическое формирование

Психология годовалого ребенка предполагает активное передвижение по помещению, познание окружающего мира: он учится произносить слова, испытывает первые впечатления и проходит стадию психического формирования. Ребенок начинает отделяться от родительской опеки, учиться самостоятельности, открывает для себя свое «Я». Малыш все больше времени проводит в комнате за складыванием кубиков, раскладыванием игрушек.

Иногда в ходе освоения навыков малыш воспринимает какое-либо действие отрицательно, от этого происходит сбой в его поведении. Такой период характерен капризами, непостоянством настроения. Родительская забота и терпение способны сгладить неприятные впечатления ребенка и стабилизировать его эмоциональное состояние.

§ Тестирование интеллектуальных способностей

Здесь сразу надо сказать, что школьные тесты для первоклассников на интеллектуальные способности ни в коем образе не являются показателем отставания в развитии малыша. Оценочная шкала носит рекомендательный характер, и решение о том, готов ли ребенок к школьному обучению или нет, принимается на основании общего мнения о ребенке.

Читайте также:  Отчим или мачеха в семье — семейные проблемы.

Возможно, что во время собеседования с учителями, малыш испугается, разволнуется или начнет стесняться, поэтому во время тестирования с ним должны находиться родные близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они смогут приободрить ребенка, поддержать его и даже натолкнуть на мысль, если ребенок растеряется.

Тестирование будущих первоклассников необходимо для того, чтобы познакомились дети и учителя, чтобы педагоги ориентировались на уже полученные знания детей и могли скорректировать учебную программу.

Родители должны понимать, что подобного рода тестирования и собеседования никак не нарушают действующее законодательство и не ущемляют права ребенка.

Тестирование интеллектуальных способностей должно быть направлено на определение уровня психического и морального развития ребенка, его логики, способности выражать свои мысли, составлять рассказы по предложенным картинкам.

Учитель оценивает, насколько внимателен ребенок, умеет ли он выделить в рассказе главные и второстепенные вещи, может ли составить или решить простую задачу, как держит ручку, знает ли буквы, умеет ли соединять слоги, читать.

Речевые особенности

При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.

Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:

  • Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
  • Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
  • Понимает слова «нельзя», «да», «можно».

Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.

Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Подготовка к начальной школе

Вот и наступило время, когда малыш попрощался с детским садом. Впереди важный и ответственный день – начало учебы в школе. Самое время заботливым маме и папе задаться вопросом: «Что должен знать ребенок перед школой?» Об этом поговорим сегодня.

Большинство родителей считают базовыми умения читать, считать предметы и писать рукописные и печатные символы. Однако спектр требований, которые предъявляет школа к будущим первоклассникам, более широк. Владеет ли ребенок-дошкольник теми знаниями, которые необходимы, определяют в процессе беседы с малышом.

Математическая область

  • цифры первого десятка;
  • математические знаки;
  • предыдущие и последующие числа;
  • названия геометрических фигур и их различия.
  • Подготовка к чтению и письму
  • определение ударения;
  • понятия слога, слова, предложения.

Подготовка к чтению и письму

Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Подготовка к начальной школе

Дошкольник должен уметь:

  • Различать звук и букву, определять гласный и согласный звуки.
  • Придумывать слова с заданным звуком.
  • Подсчитывать количество слогов в слове.
  • Чертить прямые и кривые линии без отрыва руки.
  • Составлять предложения из нескольких слов.
  • Задавать вопрос и отвечать на него.
  • Отгадывать загадки, заучивать и декламировать небольшие стихотворения.
  • Придумывать повествование к иллюстрации.
  • Копировать по образцу печатные буквы.

ВАЖНО! Если вы претендуете на поступление в специализированные школы с определенным уклоном, то требования к будущему первокласснику предъявят высокие. Частные образовательные организации проводят собеседования, поэтому нужно заранее уточнить у администрации школы, что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в такое учреждение.

Перед школой будущий ученик не должен:

Дополнительно готовиться к обучению. Не стоит перенапрягать детей перед началом школьных занятий и заставлять прочитывать и прописывать в день по странице. Дайте им возможность отдохнуть летом, а для занятий будут 11 лет обучения в школе.

Если дошкольника настойчиво привлекать к систематическим занятиям перед школой, то ребенок будет знать – в этом учреждении потребуют то, чего он не желает учебу ежедневным праздником. Не рассказывайте ребенку придуманные истории о радужном обучении в школе. Не обманывайте малыша, ведь он скоро сам сложит мнение о процессе учёбы.

Бояться предстоящего обучения. Желая научить ребенка нести ответственность за свои поступки, взрослые часто пытаются держать дошкольника в строгости. Но иногда путают строгость и запугивание. В итоге первоклассник негативно относится к учёбе, не хочет идти в школу.

Из-за психологического перенапряжения в этой ситуации могут проявляться навязчивые состояния: нервный тик, эмоциональная нестабильность, пагубные привычки сосать палец или грызть ногти.

Как помочь ребенку перед школой

Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Подготовка к начальной школе
  • Посещать занятия «Школы будущего первоклассника». Такой опыт будет полезен для предстоящей учебы. Ребенок уяснит для себя главные правила учебного заведения, получит азы правильного поведения на уроке, повторит изученный материал, получит новые знания.
  • Повысить статус будущего первоклассника. Сделайте событие начала школьной жизни радостным и положительным, устройте вечеринку по этому поводу и поздравьте малыша с новым школьный шопинг. Позвольте малышу самостоятельно выбрать для себя школьные принадлежности.
  • Укрепить иммунитет. У каждого ученика в классе собственная микрофлора. Школьнику с сентября по май придется испытывать на прочность защитные функции организма. Займитесь этой проблемой заранее. Начните усиленно вводить в меню дошкольника овощи и фрукты (топ 10 полезных продуктов питания), заниматься спортом на свежем воздухе вместе с будущим учеником.
  • Приучить к новому режиму. Начните будить малыша по утрам и укладывать по вечерам на 10-15 минут раньше. Тогда режим школы к началу занятий будет для него привычным.
Читайте также:  Как научить ребенка владеть собой: правила, приемы, секреты

Взрослые редко думают о том, что школа – это 11 лет непрерывного тяжелого труда. Родителям хочется, чтобы ребенок хорошо учился, но за такой долгий период у него будут и взлеты и падения.

Поддерживайте маленького ученика, верьте в его силы. Тогда школа принесет максимальный результат.

(4 5,00 из 5)

Игры и игрушки

Лучший способ проявить себя – играть в игры и развивающие занятия. Для этой цели лучше всего подойдут кубики или разноцветные мячики. С помощью разных игрушек можно сформировать паровозик или гусеницу, возить их на ниточке. Для перемещения кубиков следует приобрести пластиковую тележку на четырех колесах. Для девочек подойдет вертушка на палочке с колесами, которую требуется толкать.

В период игры не стоит указывать ребенку, как необходимо играть или складывать кубики, пусть он сам выразит свои действия в соответствии с восприятием. Усложнение задачи для активного мышления могут привести к негативным последствиям, так как теряется интерес и внимание. Заниматься с ребенком следует осторожно, держать его на одном месте нужно не больше 15 минут.

Особенности физического развития мальчиков и девочек

К году малыш делает большой скачок в физическом развитии. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, другие с опаской осваивают первые шаги. В тоже время малыши продолжают активно ползать, для них этот способ передвижения привычнее и быстрее. Именно на четвереньках ребёнок полностью чувствует своё тело и может его контролировать.

Специалисты обращают внимание, что родителям не стоит волноваться, если и в год кроха ещё не ходит самостоятельно. Но малыш должен уверенно стоять и шагать у опоры, за руку со взрослыми. Если в двенадцать месяцев ребёнок не пытается совершить эти действия, это повод обратиться к врачу за консультацией.

К году малыши очень любознательные, они умеют садиться и вставать, могут забраться на диван или кровать и слезть с неё. Многие родители замечают, что к году дети очень интересуются музыкой, у них отличное чувство ритма и под звуки песен они начинают раскачиваться из стороны в сторону. Несмотря на то что каждый малыш индивидуален и сроки, когда он осваивает новые умения и навыки, могут отличаться, есть общепризнанные нормы физического развития детей. Ребёнок развивается согласно возрасту, если к двенадцати месяцам он умеет:

Особенности физического развития мальчиков и девочек
  • сидеть самостоятельно, уверенно удерживая спину;
  • активно ползать: врачи предупреждают, что некоторые дети минуют этап ползания и сразу начинают садиться, а затем вставать. Это также считается вариантом нормы. Такие малыши могут освоить ползание уже после того, как сделают свои первые шаги;
  • взбираться на кровать, лазить по ступенькам лестницы;
  • самостоятельно вставать на ноги, стоять с опорой и без;
  • ходить с опорой или за руку со взрослым;
  • пить из чашки с помощью родителей и делать попытки выполнить это действие самостоятельно, есть из ложки с маминой помощью;
  • перекладывать предметы с места на место, собирать свои игрушки, показывать на интересующий ребёнка объект.

Некоторые дети к году уже ходят самостоятельно. Но специалисты обращают внимание, что если ребёнок не пошёл сам в двенадцать месяцев, это не повод паниковать. В норме малыши начинают делать первые шаги сами к 1,2 года

К первому юбилею у малыша есть в среднем 8 зубов. Но эта цифра приблизительная: у некоторых детей прорезывается 4–6 молочных зубов, а другие могут похвастаться наличием целых 12 помощников пережёвывать пищу.

Нормы прорезывания молочных зубов приблизительные. Но если в год у малыша нет ни одного зуба, это повод показать ребёнка стоматологу-ортодонту

Время сна и отдыха в двенадцать месяцев

Меняется и режим дня ребёнка: малыш больше бодрствует, чем спит. Ночной сон занимает 11 часов, а днём кроха отдыхает всего 3 часа, которые распределяются на два дневных сна. Некоторые дети уже в этом возрасте переходят на один дневной сон. Доктор Комаровский объясняет, что это не отклонение от нормы, а индивидуальные потребности организма. Дело в том, что малыши, которые укладываются на ночной сон позже, утром позже просыпаются, поэтому отдых в первой половине дня им не нужен. Организму достаточно дневного сна в послеобеденное время.

Особенности физического развития мальчиков и девочек

Если ребёнок активен, имеет хороший аппетит и развивается согласно нормам, значит ему достаточно одного дневного сна. Доктор Комаровский рекомендует прислушиваться к потребностям малыша и не заставлять его спать два раза днём.

Источники:

-rebenka/1-god/ -i-tri/razvitie1/ -1/