Что должен уметь и знать ребенок в три года?

Первый год жизни остался позади, теперь наступил самый интересный период развития малыша. На втором году жизни карапуз стал более активным и любознательным, старается подражать родителям, выполняя «взрослые» дела. Но какие же особенности развития ребенка в 1 год 3 мес.? Попробуем подробно разобраться во всем.

Общая информация

В течение этого времени ваше чадо окончательно и бесповоротно научится контролировать свои нужды. Процесс приучения к горшку очень индивидуален, и поэтому существуют очень широкие рамки в том, что касается нормой по данному параметру – от 18 до 36 месяцев. Помните, что дети разные, и каждый по-своему будет указывать на свою готовность, а иногда будет нужна ваша помощь, для того чтобы завершить задание.

Личность и индивидуальность крепыша активно развивается на этой стадии и поэтому результаты вашего воспитания лягут в основу характера ребенка. Вы можете помочь ему идти легко по жизни и привить уже в раннем возрасте уверенность в себе и оптимистичный взгляд на окружающий мир.

Также в этом возрасте ребенок учится общаться, поэтому покажите ему, как правильно это делать, таким образом, чтоб сохранять теплые отношения с окружающими. Такая практика поможет ему в будущем.

Умственное развитие в года

Дети уже могут обрабатывать большой объем информации, запоминать и передавать ее. Навыки речевого общения совершенствуются. Ребенок осознает себя как личность, может выражать свое мнение. Родителям следует проявить терпение и деликатность, чтобы направить умения ребенка в нужном направлении.

Улучшение памяти

Математика

К 4 годам ребенок различает геометрические фигуры без подсказок взрослых, отличает их по размеру, понимает, что значит «больше» и «меньше», знает цифры от 0 до 10, свободно считает до 5 предметов. Навык сложения и вычитания формируется к 5 годам.

Нормы развития речи:

  1. Словарный запас увеличивается.
  2. Дети могут самостоятельно строить высказывания из 4-6 составляющих.
  3. Предложения преобладают простые.
  4. Нередко дети начинают придумывать новые термины.
  5. Ребенок должен уметь произносить звуки без дефектов. Если наблюдаются отклонения в произношении, нужно обратиться к логопеду.
  6. Детям этого возраста несложно описать картинку, используя однородные члены предложения, союзы для связи простых предложений.
  7. Понимать речь детей такого возраста должны окружающие, а не только родители.
  8. Могут назвать свое имя, фамилию и адрес проживания.

Дети самостоятельно могут составлять сложные предложения.

Окружающий мир

Дети различают фрукты, ягоды и овощи, знают основные продукты питания, предметы и вещи, которые их окружают. Видят и понимают, где находятся цветы, кустарники, а где деревья. Дошкольники узнают насекомых, могут назвать домашних животных и времена года, понимают, чем отличается кошка от собаки, лето от зимы и т.п.

Умственное развитие в года

Изобразительное искусство

В 4 года дети должны не только описывать происходящее на картине, но самостоятельно и правильно держать в руках карандаш, обводить им несложные рисунки, раскрашивать, не выходя за границы. Ребенок уже может сам нарисовать неровные круги, линии, простые рисунки. Дети различают цвета и оттенки.

Читайте также:  Диета при кормлении грудью: что можно есть кормящим мамочкам

Конструирование

С 3 лет ребенок должен уметь пользоваться ножницами и вырезать простые фигуры. Дети возраста 4 лет в состоянии сами сделать аппликацию с помощью ножниц, бумаги и клея. Ребенок умеет сам намазывать бумагу клеем, приклеивать ее в нужное место.

По заданной модели дети должны уметь складывать формы из деталей конструктора.

Познания в музыке

Умственное развитие в года

Музыкальное воспитание зависит от занятий с родителями, но в 4 года каждый ребенок должен узнавать музыкальные инструменты, когда видит их на картинке или слышит звуки, которые они издают. Ребенок узнает любимую мелодию и подпевает ей.

Также формируется звуковое восприятие, позволяющее определить, тихая или громкая музыка играет. Начинают закладываться музыкальные способности ребенка.

Дети в 4 года должны узнавать музыкальные инструменты.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.

Бегать по лужам — можно

Как правильно относиться к новым реакциям ребенка? Для меня ответ очевиден — дать ему возможность быть самостоятельным. Там, где ему можно доверить эту самостоятельность: выбирать себе игру, есть самому, ходить по лужам или рисовать. Да, на обоях останутся отпечатки детских ладошек, каша окажется на полу, одежда испачкается. Но ребенок сможет творить, почувствует, что на многое способен сам. И в будущем скорее станет проявлять инициативу, любопытство и энтузиазм.

Все начинается в 3 года, а не позже, «когда подрастет», и примерно в этот период и заканчивается, если взрослый занимает жесткую позицию и не дает ребенку проявить свою волю. Задушенная в самом начале, она не будет развиваться так, как хотелось бы родителям.

Читайте цикл статей детского нейропсихолога Светланы Лукки о периодах развития ребенка. Первая статья «Периоды детского развития: младенчество» уже на сайте.

Развитие мыслительных процессов

Ребенок в три года очень любознателен. Он интересуется всем, что хоть как-то зацепило его внимание. В этом возрасте малыш должен знать, чем отличаются предметы, какой формы, цвета они могут быть и т.д. Он бесконечно задает вопросы о том, куда уходит солнце ночью, почему появляется радуга, почему самолеты летают, а корабли плавают, почему кошки не любят купаться… Все вопросы трехлетнего ребенка не должны оставаться без ответов – постарайтесь удовлетворить детское любопытство любым способом: наглядностью, рассказом, чтением соответствующей литературы, показом мультфильма. Если на какой-то вопрос вы затрудняетесь ответить, предложите крохе отыскать его в энциклопедии или в Интернете.

Читайте также:  Как правильно подготовить ребенка к садику

Развитие мыслительных процессов трехлетнего ребенка имеет следующие результаты:

  1. Ребенок в три года способен выстраивать простейшие логические цепочки.
  2. Он должен уметь сравнивать картинки, находить их схожесть и отличия.
  3. Должен знать, как собирать пазлы из 6-8 деталей, разноуровневую пирамидку, башню из кубиков.
  4. Должен знать счет до 5, уметь различать 10 цветов, определяет количественное значение один-много.
  5. Знает названия овощей, фруктов, геометрических фигур, транспорта, времен года и прочее.
  6. В поле зрения удерживает 3 предмета.
  7. С легкостью запоминает простые стихи, вспоминает, что происходило вчера.
  8. Любит рисовать.
  9. Мыслит творчески, фантазирует.

Взрослея, малыш все больше становится неординарным, творческим. Необходимо поддерживать в нем эти особенности. Занимайтесь с ним лепкой, аппликациями, прогуливаясь по парку (лесу, набережной), собирайте красивые листочки, камушки, желуди, шишки, делайте из них поделки. Таким образом вы поспособствует развитию мелкой моторики ребенка и его аналитическому мышлению.

Как проверить подвижность бедер?

Здесь стоит подробней описать, как проверить подвижность бедер. Положите вашего ребенка на живот. Одной рукой прижмите попу малыша, другой рукой возьмите его за правое колено, согните ногу в бедре и поверните колено в правую сторону. Такое сгибание должно быть проделано с легкостью, без ощущения сопротивления в тазобедренном суставе, попа при этом не должна двигаться вверх. Повторите сгибание и разведение бедра в левую сторону и сравните свои ощущения. Оба бедра должны двигаться одинаково хорошо.

Переверните ребенка на спинку и вновь разведите ему ножки в стороны. Обратите внимание, одинаково ли легко происходит такое разведение с обеих сторон.

В заключение хочется отметить, что если ваш малыш родился раньше срока или его рождение было сопряжено с какими-либо травмами, то его развитие с полным на то основанием может быть чуть замедленно. Именно поэтому специалисты дают таким детям фору в 1,5 месяца, а значит, и оценивать с пристрастием их нужно в возрасте 4,5-5 месяцев.

Как проверить подвижность бедер?

В следующей статье вы получите конкретные рекомендации на первые три месяца жизни ребенка, воспользовавшись которыми, сможете помочь ему успешно развиваться.

Популярные материалы по теме:

  • Видео: Рефлексы новорожденных. Часть 1.
  • Видео: Пеленание
  • Психомоторное развитие ребенка первого года жизни
  • Аудио: Адаптация новорожденного

Продукты, необходимые для нормального развития малыша в года

Ежедневно в рацион трехлетнего ребенка должен состоять из таких продуктов, как:

  1. Нежирное мясо животных или птиц — от 80 до 100 грамм.
  2. Молочные и кисломолочные продукты – до 550 мл.
  3. В качестве жиров животного происхождения – сметану и сливочное масло по 15 и 20 грамм.
  4. Растительное (подсолнечное, оливковое либо кукурузное) масло до 6-7 г.
  5. Рыбные продукты должны составлять 20-25 грамм.
  6. Крупяные изделия в виде молочных каш или гарниров — по 200-220 грамм через сутки.
  7. Сладости (с учетом чая, сока или компота) не должны превышать 40-45 грамм.
  8. Мучные изделия – до 100-110 грамм.
  9. Суточный рацион должен содержать не менее 250 грамм овощей и столько же фруктов.

В общей сложности за сутки ребенок должен употребить не менее 1550 Ккал, которые желательно распределить в такой пропорции:

  • 25% — завтрак
  • 35% — обед
  • 15% — полдник
  • 25% — ужин.

Питание

Начиная с 12 месяца жизни, происходит постепенный переход от грудного или искусственного вскармливания малыша питанию.

Читайте также:  Как заставить подростка соблюдать ваши правила. Воспитание подростка

Для карапузов до 1,6 мес. необходим пятиразовый режим приема пищи. Стоит придерживаться временных промежутков между каждым приемом еды. Последнее кормление ребенка должно происходить не ранее, чем за 2 ч до ночного сна.

Активное развитие карапуза на всех уровнях требует больших затрат энергии. Поэтому суточной объем предлагаемой карапузу пищи должен составлять около 1,2 л.

Первый и последний прием еды должен быть равными по объему, более питательным является обед, полдник составляет 15% от суточного объема пищи. При этом суточная энергетическая ценность пищи составляет 1500 Ккал.

Стоит учитывать, что на протяжении этого времени активно развиваются костные ткани, зубы, поэтому молочные продукты в меню ребенка просто незаменимы. Суточный объем молока, а также искусственной смеси составляет примерно 600 мл.

Консистенция блюд для детей в 1 год и три месяца преимущественно пюреобразная. Переход на более плотную пищу должен проходит постепенно. При появлении жевательных зубов можно предложить карапузу кусочки сезонных фруктов, овощей.

Каждый ребенок, пребывающий в возрасте 1 года 3 мес. особенный, его развитие сугубо индивидуально, но каждому карапузу необходимо уделять достаточно внимания, чтобы он развивался гармонично.

Восьмой месяц: первые «ладушки»

В 8 месяцев у ребенка сохраняется игровой контакт со взрослыми. Дети четко и безошибочно дифференцируют «своих» и «чужих», различают лица людей, знают и с легкостью распознают свое имя. У малышей сформирован активный, интонационно-выразительный лепет. Ребенок уже может активно пользоваться предметами: стучать предметом о предмет, манипулирует 2-3 игрушками. Ребенок играет в свои первые «ладушки», хлопая в ладоши, машет ручкой «пока-пока», тянется на руки ко взрослым, достаточно умело берет мелкие предметы, вкладывает их в крупные, интересуется пирамидкой. Малыши к 8-ми месяцам подражают взрослым, понимают некоторые слова — «дай», «на», «где». Ребенок самостоятельно садится и ползает на четвереньках. 

Восьмой месяц: первые «ладушки»
Восьмой месяц: первые «ладушки»
Восьмой месяц: первые «ладушки»

Социальное развитие ребенка

Психологическое и личностное развитие трехлетних малышей позволяет им строить более прочные социальные связи. Главными авторитетами для них остаются родители. Дети активно копируют их поведение, речь, разговорные интонации. Потому маме с папой надо следить за своим поведением при ребенке. Если они ссорятся, их общение проходит на повышенных тонах, малыш будет нервничать и копировать такой тип поведения в контактах с другими. Когда родители показывают свою любовь друг к другу, кроха будет расти спокойной и сможет делиться похожими чувствами с друзьями и сверстниками. В трехлетнем возрасте разлука с мамой воспринимается уже не так трагически, как раньше. Потому дети могут спокойно посещать садик, школу раннего развития, более охотно остаются с няней.

Дети учатся вместе играть

Социальное развитие ребенка

Трехлетние дети уже научились вместе играть. Они способны взаимодействовать, создавать и запоминать правила игры. Часто копируют движения и навыки друг у дружки, что очень положительно влияет на их развитие. Поведение малышей может быть разным, кто-то с удовольствием отдает свои игрушки, кто-то жадничает. Одним больше нравятся спокойные ролевые игры, другие более охотно бегают и прыгают. Есть среди детей драчуны, есть болтуны и молчуны, кто-то из них общительный, а кто-то замкнутый. Это означает, что к трем годам начинают проявляться индивидуальные черты характера и особенности темперамента. Гуляйте с ребенком там, где есть дети. В трехлетнем возрасте без общения со сверстниками он не сможет полноценно расти и развиваться.