Билингвальные детские сады — особенности, преимущества, отзывы

Предлагаем Тебе уникальную возможность задать свой вопрос любому специалисту и бесплатно получить ответ на страницах нашего портала.

Преимущества билинвального обучения дошкольников: факты для скептиков

Доказывать преимущества владения одним или несколькими языками в совершенстве не имеет смысла: это – аксиома. Во всяком случае, родной и русский язык, как государственный, ребенку необходим на протяжении всей жизни. Родную речь он слышит с рождения в кругу семьи, а русский язык в многонациональной России необходим для межнационального общения и дальнейшего освоения социального пространства – учебы, профессиональной и общественной деятельности. Поэтому совершенствовать нужно и то, и другое.

Ученые уже неоднократно доказали, что в раннем возрасте, до 7 лет, человек усваивает более двух третей информации, которую ему предстоит запомнить в течение всей жизни. Обучение малыша с рождения нескольким языкам одновременно не несет для него никакой умственной и психоэмоциональной перегрузки, а является удовлетворением естественной потребности в познании окружающего мира. Напротив, начало изучения языков в более поздний период усложняет процесс их усвоения.

К примеру, в Индии дети до 3 лет учатся общению на родном языке (а это 447 разных языков и 2 тысячи диалектов) и одном из государственных – хинди, и следом усваивают английскую устную речь, так как этот язык, помимо статуса государственного, считается в стране светским. Кроме этого, индийские дети в дошкольном возрасте уже владеют основами санскрита, как части индуистской религиозной культуры и традиции.

Миф Процесс развития речи у ребенка-билингва не требует вмешательства

Формирование у ребенка двух языков одновременно — сложный процесс, требующий определенных условий. Поэтому от родителей требуется достаточно внимания и усилий, чтобы речевое развитие их детей проходило «без сучка и задоринки». Логопеды рекомендуют:

  • Не допускайте смешивания языков. Иногда родители, свободно общаясь друг с другом на разных языках, не замечают сами, как переходят в разговоре с одного на другой. Ребенок обязательно должен слышать правильную речь. В одном предложении — только один язык.
  • «Закрепите» язык за носителем. В случае семьи это означает, что мама говорит с ребенком на одном языке, а папа — на другом. В такой ситуации у детей не возникает проблем с пониманием (в раннем возрасте — интуитивном), к кому на каком языке обращаться. Другой подход может подразумевать общение на разных языках в разных ситуациях. К примеру, дома — на одном, в садике (школе) — на другом. Важно, чтобы родители сами не создавали путаницы.
  • Создавайте нужную среду. Для того, чтобы язык стал родным, необходимо полноценное «погружение». Как и ребенку-монолингву, двуязычным деткам необходимо уделять время для сказок, песенок, колыбельных и детских игр, но уже на двух языках.
  • Избегайте давления и стресса. Сам по себе билингвизм не является причиной возникновения речевых нарушений, однако может стать отягчающим фактором в случае каких-либо проблем. Речевой негативизм вызывается излишними ожиданиями родителей и повышенными требованиями. Справиться с этим может оказаться не так уж просто.
Читайте также:  Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

Виды билингвизма

  1. Врожденный или ранний. Когда малыш с рождения слышит разноязычные слова и начинает говорить сразу на двух языках.
  2. Поздний. Когда развитие ребенка в иностранной среде происходит после трехлетнего возраста.
  3. Искусственный. Если родители намеренно пытаются воспитать билингвиста, при этом иностранцев в семье нет.

По степени освоения выделяют чистый и смешанный типы.

  1. Чистый. Когда малыш спокойно разговаривает с мамой на одном языке, а с папой на другом. Говорит четко, разборчиво, без иностранных заимствований.
  2. Смешанный. Нет осознанного разделения языков, смешиваются слова, путаются грамматические конструкции.

Педагогические методы в детском саду

— На вашем сайте перечислены несколько методик. Как вы их совмещаете? Сегодня работаем по Монтессори, завтра по Зайцеву? Или разные группы детей занимаются по разным методикам?

Анна Анчугова: Основной наш курс — это общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», которую мы обогащаем методиками раннего развития. Например, через пособия Монтессори мы строим занятия по математике, окружающему миру. Через методику А. Зайцева — обучаем чтению и развиваем речь.

Подача материала с использованием разных методик делает занятия еще увлекательнее! Например, как мы читаем русскую народную сказку «Кот, петух и лиса»? Педагог совмещает чтение с показом игрушек-персонажей, затем показывает карточки Домана с изображением этих же персонажей, использует кубики Зайцева для составления слов и прочтения с каждым ребенком.

Педагогические методы в детском саду

— У Амонашвили в теории все строится на личных отношениях, взаимной любви учителя и учащегося. Это уровень семьи — благополучной семьи. Но как это обеспечить в массовом детском саду, где сотрудники и дети набираются, в общем, случайно и часто меняются?

Анна Анчугова: Детей надо любить и с ними заниматься, все зависит от конкретных учителей. Наши воспитатели-педагоги постоянно развивают свое педагогическое мастерство. Мы тщательно подбираем персонал, обращаем внимание, чтобы для каждого индивидуальный подход к ребенку был личной ценностью.

Читайте также:  Ментальная арифметика: как научиться считать самому

На наш взгляд, три несущих стержня комфортного воспитания — это личность воспитателя, методическая система и абсолютная любовь к детям. Если идеи гуманной педагогики оживут в душе воспитателя и станут его духовным состоянием, тогда и методическая система приобретает смысл. А в руках авторитарного воспитателя даже самые лучшие методы превратятся в средство манипуляции детьми. Поэтому наши педагоги для профессионального развития постоянно проходят семинары, на которых мы обсуждаем воспитательный процесс, углубляемся в идеи гуманной педагогики, в психологию детей, обобщаем опыт.

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, следует активно начать приучение к горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.

Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года

Сложности приучения к горшку

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный  к унитазу.

Горшок трансформер 3 в 1

Сложности приучения к горшку

Как действовать учителю

Если классе есть ребёнок с ОВЗ, и в его заключении ПМПК написано, какие специальные условия для него должны быть созданы в школе, а этих условий в реальности нет, задача учителя — настаивать на том, чтобы специальные условия создавались как можно быстрее. Если в школе нет тьютора, нужно просить, чтобы его нашли, если нет учебников — настаивать на том, чтобы их закупили. Главное — осознавать себя активным участником процесса. Учителю важно поддерживать контакт с родителями ученика с ОВЗ, потому что они лучше всех знают, какие у ребёнка есть потребности и особенности. Обучение детей с инвалидностью уникально в каждом отдельном случае, поэтому важно стараться учитывать эти особенности и выстраивать обучение, исходя из них.

Читайте также:  8 эффективных способов сделать так, чтобы дети полюбили овощи

Узнать больше о правах учителя и ученика при инклюзивном образовании в общеобразовательной школе можно на онлайн-курсе по инклюзивному образованию сервиса «Я Учитель». В правовом блоке курса «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе» разъясняются права ребенка, учителям даются советы о том, как себя вести, если в классе появился ребенок с инвалидностью, и подчеркивается, что у любых проблем всегда есть решение. Курс разработан в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита».

Вступайте в клуб педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Вступить