Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?

Рисование для малышей от 1 года до 3 лет — это увлекательная игра, открытие новых красок мира, красоты линий и форм, цветовых пятен, экспериментирование. Чем раньше начнет ребенок рисовать — тем лучше. И   дело тут не только в развитии мелкой моторики, а сколько в том большом влиянии, которое оказывает рисование на развитие ребенка в раннем детстве. И как замечательно, когда рисовать малыш учится дома рядом с мамой и вместе со старшими братьями  и сестрами.

 Раздел Зачем обучать малыша рисованию?

Прежде чем что-то делать, нужно обязательно себя спросить: а зачем я это собираюсь делать? Нужно ли рисование моему еще такому маленькому маленькому ребенку? Может быть, подрастет — и сам научится. А безопасно ли давать крохе карандаш и краски? С какого возраста можно дать их малышу? Давайте разбираться вместе и  в ответах на эти вопросы.

1. 1. Главные задачи рисования с маленькими детьми

 Раздел Зачем обучать малыша рисованию?

Наша основная задача в обучении рисованию самых маленьких детей  от детей 1 года до 3 лет – создать условия для зарождения рисования, поддержать желание ребенка рисовать, творить, исследовать. Самое главное в рисовании  — это   радость и удовольствие ребенка от процесса, а не «правильная работа на пятерку по выданному шаблону», которой можно похвалиться перед другими.

На что влияет процесс рисования?

Развиваются движения, малыш учится активно показывать в своих первых детских работах свое отношение к предметам и явлениям, свое настроение. По подбору красок психологи определяют душевное равновесие дошкольника.

К примеру, если ребенок рисует с преобладанием черных, серых, коричневых красок – это означает, что ребенку скучно, он в разладе с самим собой или близкими. Или наоборот, свою радость дошкольник, как правило, изображает с помощью желтой, оранжевой, красной красок.

Для развития творческой личности ребенка необходимо создать определенные условия. Уже с двух лет у ребенка должен быть уголок творчества, который помог бы ему, как можно раньше взять в руки карандаши и краски.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

Читайте также:  Противопоказания гимнастики для грудничков

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Меры предосторожности

Маленькие дети быстро устают, для первого раза достаточно заниматься не более 5 минут. Дальше внимание ребенка не будет концентрироваться на творчестве. Первые несколько занятий — это адаптационный период. Не стоит ставить труднодостижимые цели, пока нужно проводить уроки в форме игры. Во время рисования дети с помощью родителей смогут изучить геометрические фигуры, названия цветов, различных животных и виды транспорта, даже части тела.

Важно правильно подготовить рабочее место и следить за малышом. Сначала необходимо разобраться с красками. Если это акварель, то ее разводят водой до пастообразного состояния. Густую гуашь также стоит сделать более жидкой. Пальчиковые краски уже готовы к использованию. Можно подмешать в них блестки, чтобы рисовать было интереснее.

Лучше налить материал в плоское блюдце или тарелку. Малышам сложно доставать краску из маленькой баночки пальцами, гораздо проще зачерпнуть ее из большой посуды. Рядом рекомендуется поставить миску с теплой чистой водой. В ней ребенок будет мыть руки, чтобы дальше использовать другой цвет. А также нужно положить рядом полотенце, которое можно испачкать краской.

Оставлять малыша одного во время занятий не желательно. Маленький ребенок может быть настолько изобретательным, что разрисует не только бумагу. Роль родителей во время творчества заключается в направлении энергии детей. Мать или отец должны общаться с малышом, подсказывать или помогать ему. Но при этом нужно разрешать делать ошибки. Пусть ребенок рисует криво или некрасиво — так он все равно выражает свое «Я».

Читайте также:  Почему важно готовить вместе с детьми

Если малышу еще не исполнился год, то вместо стола лучше предоставить ему пол. С него желательно убрать ковер, постелить клеенку. Рекомендуется также убрать все предметы, которые ребенок может испортить. Шкафы и кровати тоже можно застелить клеенкой, иначе они могут быть разрисованы. Если родители боятся, что малыш замерзнет, под него можно подстелить теплый плед.

Рисование карандашами, фломастерами и мелками

Во время уроков следите, чтобы малыш правильно держал карандаш в руке, уверенно, но и не слишком сильно сжимал его, а другой – придерживал лист бумаги. Качество карандашей играет не последнюю роль. Они не должны ломаться, при этом быть мягкими и жирными. Чем богаче палитра, тем интересней будет маленькому художнику.

Рисуя карандашами, малыш учится контролировать силу нажатия. Если нужно закрасить деталь ярче – давим чуть сильнее, для получения светлого оттенка руку необходимо слегка ослабить. Следите, чтобы ребёнок не оставлял просветов на рисунке и не выходил за края. Закрашивать отдельную часть изображения лучше, не отрывая руку от листа.

Развить у малыша чувство симметрии, ритма и равновесия поможет рисование штрихом. Такая техника позволяет сосредоточиться на форме предметов.

Отличным инструментом для рисования станут и восковые мелки. Они яркие и ими легко закрашивать крупные детали. Что касается фломастеров, то специалисты их не рекомендуют, т.к. ими не получится смешивать цвета, и малышу не нужно контролировать силу нажатия. Однако дети их очень любят за их яркость.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.
Читайте также:  В каком возрасте и где лучше прокалывать уши ребенку

Как выбирать учителя рисования

Здесь очень многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, кому-то нужен требовательный педагог, который не даст расслабиться, и это имеет место. Кому-то нужен более демократичный преподаватель, который позволит на уроках получать удовольствие от процесса. Это не так важно, важнее то, что учитель рисования ни в коем случае не должен быть нервным. Это тот фактор, который может погубить в ребенке гениального художника.

Как выбирать учителя рисования

Некоторые путают нервного учителя со строгим, но различие есть. Нервный учитель будет срывать на ребенке какие-то свои настроения и пытаться заполнить свои комплексы, строгий будет стараться подтянуть недостатки ребенка.

Также нужно смотреть на то, какой стиль рисования нравится вашему ребенку и какой стиль преобладает у учителя. Например, графиста лучше не отдавать к учителю, который больше любит живопись. Понять, на какой именно стиль сделан упор, можно, попросив рисунки учеников вашего мастера. К тому же некоторые кружки и студии могут предоставить пробное бесплатное занятие, на котором разрешено присутствовать родителю. Посмотрите, как ваш ребенок взаимодействует с учителем, и поймете, нужно ли его оставить.

Как выбирать учителя рисования

Лично я никогда бы не отдала ребенка на рисование к учителю, который сам не соблюдает порядок на своем столе, плохо считает цвета в одежде или макияже в обычной жизни, а также выглядит неопрятно. В художественных образовательных учреждениях порядку учат с первых дней, а также учат чистоте и чувству цвета, если этого нет у вашего учителя, то вряд ли он хороший специалист.