Адаптация ребенка к детскому саду. Советы психолога

Отправляя ребенка в детский сад, родители надеются, что он быстро адаптируется и будет с радостью бежать туда по утрам. Но так происходит не всегда, чаще всего дети плачут или вообще впадают в истерики при расставании с мамой. Психолог и воспитатель рассказывают, как этого избежать.

Последствия стресса в период адаптации к детскому саду

  • В качестве стрессовых факторов  социальной адаптации выступают неблагоприятные условия в семье (холодные и жесткие взаимоотношения, неполная или асоциальная семья и т.д.).
  • У детей старшего возраста и подростков помимо этих причин стрессовые ситуации связаны с конфликтными взаимоотношениями с родителями, сверстниками, учителями.
  • Существует индивидуальная предрасположенность, или биологическая уязвимость, которая связана с генетическими факторами, приводящая к недостаточному эмоциональному удовлетворению своих потребностей.

Что такое адаптация ребенка в детском саду

Кроха приспосабливается к новому и неизвестному, для чего требуется время.

Что изменится в жизни ребенка с поступлением в детский сад:

Что такое адаптация ребенка в детском саду
  • рядом нет родных;
  • необходимость соблюдения дневного распорядка и вынужденное подчинение чужому человеку;
  • общение в кругу других детей;
  • недостаток индивидуального внимания;
  • нарушается сон, маленький человечек не желает кушать незнакомые блюда, изредка теряются умения разговаривать, пользоваться предметами, проситься на горшок;
  • теряется интерес к новым игрушкам и сверстникам;
  • проявление агрессии у спокойных деток или апатии – у активных.

Также надо приготовиться к тому, что снижается иммунитет, поэтому новички в саду часто подхватывают инфекцию.

Комментарии:

Наталья написано 10 сентября 2015 в 15:10:57 Здравствуйте! Мой сын (1 год 11 месяцев), пошел вчера в садик первый день, на 1 час. Сегодня у него начались сопли. сидим дома. Он самостоятельный мальчик- приучен к горшку, кушает, пьет сам, может занять себя играми или игрушкой). в семье есть у него старшая сестричка (4 года). тоже посещает садик. с радостью с первого дня. Но у сына возник страх, когда мы пришли в группу. я немного с ним поиграла, ушла из группы примерно на 40 минут. воспитательница сказала, что первое время он играл сам. но зайти в комнату с горшками пописать он отказался напрочь и кушать завтрак тоже отказался. а потом расплакался сильно, до истерики. она мне позвонила и я пришла его забирать, когда он уже успокоительно с утра сопли начались. Летом на детской площадке или возле садика играл нормально, с сестричкой тоже они играют вместе, когда получается. конечно бывают у них моменты отбирания игрушек или толкания. в основном старшая отбирает у него игрушку или толкает, если он что-то сделал "не так" по ее мнению. я ей объясняю, чтоб делилась игрушками и не обижала братика. дома у нас тоже режим дня- прием пищи, сон, прогулка, игры примерно в одно время как в садике. только в садик нужно вставать к 7 утра, а дома они встают в 8. ложатся спасть в 21ч. помогите, пожалуйста, советом, как адаптировать сына к садику.

Ответить

Светлана написано 18 октября 2016 в 23:26:09 1 Наталья, я работаю в дошкольном учреждении 28 лет. В 7 часов приводят детей, которые адаптированные и у которых родителям рано на работу. В вашем случае ребенок должен быть в детском саду не позднее , потому что — начинается завтрак. Если вы не успели на утреннюю зарядку в начале учебного года это не беда, потом будет к чему стремиться.

Ответить

Лилия написано 19 апреля 2017 в 08:16:16 Советую прочитать всем родителям!!!Очень полезная информация для вас!

Ответить

Оставить комментарий:

Первый этап – подготовительный

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).

2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

3. Приучаем:

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* отучаем от памперсов.

4. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.

5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей — сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра – «прятки», в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Что нельзя делать ни в кое случае — так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Необходимые умения ребенка перед первым походом в детский сад

Обычно детей отдают в сад в возрасте двух лет. К этому времени у ребенка должны быть сформированы определенные навыки:

  •  Самостоятельное питание при помощи ложки и вилки. Родителям важно научить ребенка есть, чтобы суметь утолить голод. После трех лет следует прививать чувство опрятности и соблюдений других правил приема пищи (не разговаривать за столом, не набивать полный рот еды и т. п.).
  • Умение ходить на горшок и проситься в туалет. В ином случае потребуется приносить в детский сад необходимое количество подгузников. Детям от трех лет нужно уметь пользоваться туалетной бумагой.
  • Соблюдение простых правил гигиены – самостоятельного мытья рук после прогулки и перед едой.
  • Развитая речь. Умение малыша говорить и рассказывать обо всем, что с ним происходит, существенно облегчит ему пребывание в саду.

Детский сад – это безусловная часть жизнь большинства детей. Только родители способны повлиять на то, как их малыш пройдет нелегкий путь адаптации к новым условиям. Надеемся, что наши советы родителям помогут подготовить ребенка к детскому саду и этот новый этап  в жизни малыш преодолеет легко и безболезненно.

Читайте также:  Детская жадность — причины проявления и способы борьбы

Что может повлиять на процесс?

Возраст

Если ребенку еще не исполнилось 3 лет, привыкание к детскому саду будет даваться ему сложнее.

Это связано и с тем, что многие моменты самообслуживания ему еще недоступны или доступны плохо, и с тем, что потребности в разнообразном общении у ребенка пока нет.

Если первое посещение садика совпадет с развитием кризиса трехлетнего возраста, это тоже внесет определенный негатив в общую копилку. О том, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад, мы рассказывали в отдельном материале.

Состояние здоровья

Малышей, которые часто болели до посещения садика, как правило, родители опекают сильнее. Все силы мамы и папы бросаются на то, чтобы не «подхватить» очередную болячку. Гиперопека имеет свои последствия: ребенок чаще бывает несамостоятелен, он привык к постоянному вниманию.

[expert_bq id=3418]Существуют и другие обстоятельства: малыш, организм которого подвержен частым болезням, более слаб, у него остается меньше ресурсов для преодоления психологических препятствий. К тому же, с началом посещения садика иммунитет будет еще более уязвим. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала.[/expert_bq]

Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Степень психологического развития

Если ребенок психологически развивается по нормам, то проблем с адаптацией у него будет меньше. Группы в детских садах формируются с учетом возрастных особенностей.

Они же лежат в основе режимных моментов, образовательной и творческой деятельности, которую организует воспитатель. Поэтому и педагогу легче ориентироваться на те психологические особенности, которые предусмотрены в его группе, соответственно, и взаимодействие с детьми будет проходить успешнее.

В случае задержки умственного развития применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Однако опережающее развитие ребенка тоже не всегда идет во благо. Одаренный ребенок может чувствовать себя не таким как все, ему может быть скучно в коллективе сверстников. У таких детей часто развивается стремление к одиночеству.

Проблемы социализации

Если ребенок до посещения детского сада практически не имел опыта социализации (в расчет не идет общение с родителями и другими ближайшими родственниками), то привыкнуть к новому коллективу ему будет тяжелее.

Малыш просто не умеет идти на контакт, он не знает, как ему реагировать на слова и поведение другого человека.

Действия ребят из группы могут его напугать, а слова любые воспитателя он воспримет как замечание в свой адрес.

Важно, чтобы задолго до посещения образовательной организации ребенок развивал свои коммуникативные навыки и привыкал к тому, что его могут окружать совершенно разные люди, и что с ними тоже можно контактировать.

Интеллектуальное развитие ребенка перед детским садиком

Подготовка к детскому садику заключается и в том, чтобы малыш был подготовлен интеллектуально к общению со сверстниками и воспитателями. Если он будет отставать в развитии, ему будет просто неинтересно посещать свою группу.

Уже в 2-3 года дети способны воспринимать сюжет сказки или стихотворения, пересказывать его своими словами. Даже если у мамы нет много времени на то, чтобы читать крохе книжки, ему всегда можно проставить для прослушивания аудиоспектакль или сказку, соответствующие его возрасту.

Развивайте память малыша, разучивайте с ним наизусть песенки и стихи, учите новым словам, объясняйте их значение. Приучайте его излагать свои мысли и просьбы предложениями. Учите разговаривать, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста». Но не перегружайте ребенка – от процесса познания нового он должен получать удовольствие. Это поможет ему и в детском саду с энтузиазмом принимать участие в занятиях с воспитателем.

Читайте также:  Список продуктов, которые нельзя есть кормящей матери

Срыв адаптации

Нередко бывает так, что ребёнок уже успел приспособиться к новой обстановке и вдруг начинает продолжительно болеть. Или детский организм так и не справился со стрессом и дал сбой в виде ухудшения самочувствия. Это называется срывом адаптации. За время пребывания дома кроха может забыть о детском саде, и психологический дискомфорт при повторном посещении дошкольного учреждения придётся испытать снова. Причём эта ситуация может повторяться из раза в раз.

Родителям нужно регулярно стоит напоминать о воспитателях и новых интересных занятиях малыша в саду, о совместных весёлых играх. В общем, продолжайте поддерживать и всячески мотивировать ребёнка, формировать у него позитивные воспоминания и отношение к садику. После выздоровления стоит возобновить посещение сада постепенно: возможно, будет лучше первые дни приводить малыша только на время прогулки, а затем постепенно увеличивать его.

Разговоры о детском саде

Чаще рассказывайте ребенку для чего ему посещать детский сад, чем там занимаются другие дети, почему родители хотят, чтобы он пошёл в детский сад. Старайтесь его заинтересовать, расскажите о красивых игрушках, увлекательных занятиях, новых знакомствах, дружбе. Заинтересуйте тем, что в саду все приспособлено для детей, там маленькие столики и стульчики, кроватки и раковины для умывания, а ещё маленькие шкафчики и много красивых игрушек.

Гуляйте возле учреждения вечером, когда родители забирают своих детей. Объясняйте малышу, все, что происходит. Расскажите о режиме дня. Ребенка пугает неизвестность, поэтому важно, как можно больше с ним общаться на тему детского сада.

Проходя мимо, обязательно с радостью напоминайте, что совсем скоро он тоже пойдет в садик, как ему будет весело и интересно играть с другими детьми.

Плюсы и минусы домашнего воспитания

В отличие от общегосударственного обязательного школьного образования, посещение детского сада является делом добровольным, что даёт родителям потенциальную возможность альтернативного домашнего воспитания своего чада в качестве замены ДОУ. Каковы же основные плюсы и минусы данного мероприятия?

Преимущества:

Плюсы и минусы домашнего воспитания
  • Ребенок находится под постоянным родительским контролем, меньше подвергается различным стрессам;
  • Малыш имеет свободный суточный график — просыпается, когда хочет, питается домашней едой не по жесткому расписанию, а когда решат родители;
  • Потенциальная возможность более углубленного развития. Если один из родителей постоянно находится дома и имеет соответствующие навыки, он может лучше развивать индивидуальные способности ребенка (например, любовь к музыке спортивные начинания и так далее);
  • Уменьшение рисков массовых инфекционных болезней. Поскольку чадо не присутствует постоянно группе с большим количеством детей, оно будет реже подвергаться риску заражения инфекционными болезнями.

Недостатки:

  • Отсутствие полноценной интеграции в социум. Даже продолжительные прогулки и игра на детских площадках, а также посещение спецзаведений по раннему развитию детей, не может полноценно заменить регулярного нахождения в группе своих сверстников, где вырабатываются социальные нормы поведения, взаимодействия друг с другом, умения правильно реагировать на различные жизненные ситуации;
  • Отсутствие стандартизированного воспитательного процесса. К сожалению, в большинстве отечественных семей, где ребенок не посещает ДОУ, воспитательный процесс как таковой отсутствует по различным причинам (многодетная семья, различные жизненные ситуации), в итоге чадо предоставлено само себе и не получает гарантированного дошкольного образовательного минимума. Эта проблема «аукнется» уже в первом классе — недостатком дисциплины, отсутствием понимания роли учителя как главного наставника, сменившего воспитательницу, несоблюдением комплекса правил учебного учреждения и так далее;
  • Потенциальные риски для здоровья в среднесрочной перспективе. Если ребенок не посещает ДОУ до школы, то он меньше контактирует с различными инфекциями, в том числе редко болеет классическими «детскими» заболеваниями. Однако данный факт даёт о себе знать позже — иммунитет не вырабатывает достаточно обширной иммунной защиты против таких проблем и малыш, будучи помещен уже в школьный социум, начинает болеть чаще своих сверстников.