8 мест в нашем доме, которые могут быть смертельно опасны для ребенка

В среднем каждый ребенок в детском доме на Новый год получает 19 подарков. Если вы думаете, что это хорошо, вы ошибаетесь. Как игрушки и гаджеты мешают выпускникам детдомов социализироваться и как правильно участвовать в благотворительности, обсудили 8 декабря на круглом столе, организованном вышкинской благотворительной организацией «Открой Глаза» вместе с Центром лидерства и волонтёрства НИУ ВШЭ.

Как не нужно помогать?

«Мы делаем подарки для души, а не для галочки», — еще в начале встречи отметила директор Центра лидерства и волонтерства ВШЭ Татьяна Захарова. Но, оказывается, даже подарки, сделанные от всего сердца, могут обернуться злом для получателя. «Всем хочется стать немного волшебником, и нужно сделать так, чтобы магия была не черной», — говорила Ирина Воробьева, журналист «Эха Москвы» и модератор встречи.

Вот чего точно не нужно делать, чтобы не превратить новогоднее чудо в « причинение добра».

Дарить подарки детям, которых вы не знаете

Эксперты однозначно против огромных мешков с подарками, которые привозят в детские дома «от спонсоров». И проблема не только в том, что в них нет души. Это подарки неизвестным детям от незнакомых взрослых.

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Такие подарки стирают границы между чужим и не чужим. Своим детям вы говорите: “Ничего не бери у незнакомых”. А вот чему мы, получается, учим детей в детских домах: “Бери все у незнакомых дядь и теть, обнимайся с ними!” Вообще у нас в культуре не принято, что детям дарят подарки незнакомые взрослые. А детдомовец к такому привыкает, и, если незнакомые дядя или тетя начинают его обнимать или что-то дарить, он воспринимает это как норму. А уже за пределами детского дома взрослые редко делают это с хорошими намерениями. И поэтому наши подопечные чаще становятся жертвами неприятных взаимоотношений».

Едим и спим (0-месяца).

Сразу же после рождения ребенка стоит прислушаться к советам специалистов, которые ратуют за твердые матрасы и отказ от любого вида подушек в детской кроватке. Во-первых, так скелет малыша формируется правильно, а во-вторых, «бесподушечное» пространство предупреждает СВДС (синдром внезапной детской смерти). Кроме того, если младенец уткнется лицом в подушку или мягкий матрас, он может советуют время от времени выкладывать младенца на животик – это помогает справиться с неизбежными в этом возрасте коликами. Будьте особенно внимательны, когда кроха находится в таком положении, следите, чтобы дыханию ни что не одна опасность, подстерегающая крошку, – срыгивания. После кормления подержите младенца «столбиком», чтобы он отрыгнул излишки пищи и воздуха, и только после этого кладите в кроватку. И следите, чтобы во время сна его положение тоже было правильным – полубоком (не на боку и не на спине). Подложите малышу под один бочок свернутую пеленку или валик – это поможет избежать проблем, если ребенок срыгнет во сне. И не оставляйте его с бутылочкой во время укладывания. Он может поперхнуться. Совместный сон, особенно при груд ном вскармливании, – большой соблазн, но для новорожденного существует реальная опасность быть придавленным маминым телом или большой «взрослой» подушкой. Говорят, материнский инстинкт не допустит этого, но нужно ли проверять все слухи на практике? Если раздельно спать не получается, и малыш голосит ночь напролет, можно организовать в своей кровати местечко для младенца, огороженное от мамы и папы импровизированными безопасными внимания требует поездка на автомобиле. Очень важно, чтобы у младенца было свое автомобильное кресло или специальная люлька (до 6 месяцев это возможно). Кресло должно строго соответствовать возрасту. Никогда не берите кресло «на вырост» (за время роста ребенка кресло придется сменить 3-4 раза). Ремни безопасности рассчитаны производителем на определенный вес и размер не случайно и при несоблюдении указаний могут нанести ребенку вред (при аварии или резком торможении ремни могут удушить ребенка или стать причиной травм). Следуйте инструкции при установке кресла. Если у вас есть животные, никогда не оставляйте их наедине с малышом. Кошка может лечь малышу на лицо, а собака укусить назойливые пальчики.

Устройства для защиты детей

Начните с посещения магазина с устройствами для защиты детей, вы удивитесь их огромному разнообразию: это и резиновые накладки, которые крепятся на углы мебели, и блокировщики окон, и “ворота” на лестницы между этажами, и многое другое. Вы можете пригласить к себе в дом мастера по установке этого оборудования или установить его сами.

Имейте в виду, что эти устройства не заменяют ваших глаз и ушей. Некоторые приспособления могут даже навредить, создавая у родителей ложное чувство безопасности и ослабляя их бдительность.

Бытовые электроприборы

Запрещать ребенку подходить к технике нельзя, поэтому нужно научить ее правильно использовать. Особенно это важно, если дома стоит газовая плита. Желательно, покупать домой модель с автоподжигом — это делает процесс включения простым. Если у плиты электроподжиг, то ребенок сначала нажимает кнопку и только потом поворачивает ручку конфорки.

Включенный газ нельзя оставлять без присмотра. Ручку чайника или сковороды нужно брать только с помощью прихватки. Перемещать нагретую посуду нужно аккуратно, чтобы не обжечься и не пролить кипяток.

Если ребенок почувствовал запах газа, то он должен выполнить следующую инструкцию:

  • сразу сообщить об этом родителям;
  • перекрыть газовый кран у шланга;
  • открыть окно на кухне.

При подозрении на утечку газа нельзя включать свет, зажигать спички, пытаться самостоятельно устранить проблему. Другие электроприборы тоже требуют аккуратного обращения. Нельзя оставлять их без присмотра, перед уходом из дома их выключают. В розетки нельзя вставлять посторонние предметы — ножницы, иголки, пальцы и т. п.

Читайте также:  Как легко научить ребенка читать по слогам: важные советы

Если дома стали видны оголенные провода — их нельзя трогать. Ребенок об этом обязан сразу сообщить родителям. В случае если искрится розетка или начинает дымить электроприбор — школьник должен позвонить пожарным.

Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома

Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет – это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.

Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.

Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…

  • умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?

  • умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?

  • не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?

  • знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?

  • не склонен наносить увечья себе или окружающим?

  • имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?

  • знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?

  • не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?

Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.

Обеспечение безопасности ребенка в детской комнате

Все в детской комнате должно быть продумано до мелочей. Здесь тоже должна быть безопасность. Не сложно предупредить травму ребенка, но очень сложно бывает вылечить ребенка от последствий травмы.

Как обеспечить безопасность ребенка в детской?

Чтобы пребывание малыша в детской комнате было безопасным, не следует оставлять его без присмотра даже на минутку; кроме того, молодым родителям нужно обратить внимание на наши простые советы и строго следовать им:

Если ребенок совсем маленький, и мама при уходе за ним пользуется пеленальным столиком, этот столик должен отвечать нескольким важным требованиям; он должен быть устойчивым, должен быть установлен в каком-нибудь уютном уголке комнаты (чтобы взрослые члены семьи, проходя мимо, не задевали его), столик должен быть оборудован достаточно высокими бортиками или ремнем безопасности;

Читайте также:  Как организовать безопасный отпуск с детьми на море

Предметы ухода за малышом должны быть вне досягаемости малыша;

Мама не должна использовать пеленальный столик в качестве гладильной доски;

Кроватка ребенка и манежик должны стоять в тихом месте, где взрослые члены семьи, проходя мимо, не будут задевать их;

Чтобы была безопасность детей дома, мебель в комнате не должна иметь острых углов, о какие ребенок может пораниться; если острые углы у предметов мебели есть, их рекомендуется оклеить полосками резины или пробки; можно поступить иначе — загородить острые углы какими-либо мягкими предметами мебели;

Сделать так, чтобы электрические розетки были недоступны для малыша; электророзетки следует либо загородить предметами мебели, либо перенести их на недоступную для ребенка высоту, либо закрывать их специальными пластмассовыми заглушками;

Подоконник должен быть недоступен для малыша; в обыкновении у маленьких детей, которых мама подносит к окну, стучать ладошкой по стеклу; это может быть опасно; если у ребенка, оставшегося в комнате без присмотра со стороны взрослых, есть возможность забраться на подоконник, малыш, все активнее осваивающий навыки движения, может на этот подоконник забраться — по спинке дивана или кресла, например, — и тогда нельзя исключить вероятности травмы;

В детской комнате не должно быть доступных ребенку шнуров, бечевок, веревок; как показывает практика, названные предметы часто бывают причиной травмы детей;

На полу в детской комнате не должно быть ковриков, половиков или дорожек; ребенок, осваивающий навык ходьбы, может споткнуться за эти предметы или поскользнуться вместе с ними и упасть; опасность травматизма из-за этих предметов увеличивается в тот период, когда ребенок начинает бегать;

В детской комнате всегда должен поддерживаться порядок, близкий к идеальному; если на полу постоянно разбросаны игрушки, одежда и другие предметы, малыш рискует, споткнувшись об эти предметы или неловко наступив на них, получить травму.

Опасные предметы

Как только Антошка начал ходить, все самые опасные предметы были убраны на верхние полки (аптечка и т.п.). Подальше спрятали мы и то, что он мог испортить.

Но это не значит, что ребенок живет в каком-то вакууме. Он знаком со многими предметами, которые детям не игрушка.

Под моим контролем он перебирает опасные предметы, играет с ними. Запретный плод сладок, а так он знает, что это такое и для чего нужно. А потому нет искушения залезть по-тихому и что-то взять, и не дай бог проглотить. Но после таких игр все опасное обязательно убирается подальше.