7 советов, как повысить самооценку неуверенному ребенку

Ученые доказали, что заниженная самооценка в детском и подростковом возрасте напрямую связана с проблемами концентрации внимания, трудностями в обучении, отклоняющимся поведением. Но прежде чем задаваться вопросом: как повысить самооценку ребенку, родителям нужно разобраться в причинах ее занижения.

что это такое, тесты, игры

ПОДЕЛИТЬСЯФотография из галереи «Моё Солнышко»Что такое самооценка?Как проявляется уровень самооценки в поведении?ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»(тест «Десять ступенек»)Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша?теста «Лесенка»на какой ступеньке стоял бы он сам

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенку инициативу.
  • Не забывайте,что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку«Имя»«Проигрывание ситуаций»«Жмурки»«Зеркало»ПОДЕЛИТЬСЯ

Как поддержать самооценку, если она занижена

  1. Начинаем хвалить, поддерживать, поощрять и одобрять — родители сейчас часто боятся это делать. Но хвалить нужно не самого ребенка, а то, что он сделал: находить интересное в каждом рисунке, достижения в каждом действии. А самая лучшая поддержка — это простые слова «я верю, что ты справишься», «я уверен, что у тебя получится».
  2. Прекращаем критиковать. Не совсем, а конкретно этого ребенка. Критику его действиям вполне можно оставить. Но на одну критику нужно не забыть пять раз похвалить ребенка. 
  3. Избавляемся от ярлыков: «Ой, ну мой такой неряха, вечно вымажется весь и ходит!», «Доченька, ну что ж ты такая плакса!» Нытиков, упрямых ослов, нюнь выкидываем из нашей речи.
  4. Убираем завышенные ожидания. Что вы там хотели? Чемпиона мира по плаванию? Балерину Большого театра? Умение читать с четырех лет? Выдыхаем и наслаждаемся тем, как прекрасно, изумительно и высокохудожественно наше чадо ест песок в песочнице.
  5. Наблюдаем и выявляем, что у ребенка получается хорошо, кроме поедания песка. Это может быть катание на самокате, сборка лего, плетение фенечек. А теперь активно это развиваем: катаемся наперегонки, отдаем на кружок по лего-конструированию, пробуем продавать фенечки в инстаграме. Таким образом мы показываем ребенку, что верим в него, что то, чем он занимается и в чем он успешен, интересно. 
  6. Даем поручения. Много, но мелких: по дому, по хозяйству, по силам и по настроению. Обычно дети в этом возрасте очень любят взрослые дела: выкидывать мусор, резать овощи, мыть полы, чинить стул, закручивая отверткой болтик. Каждый раз говорим спасибо, хвалим, рассказываем вечером папе погромче о том, какой золотой ребенок вам преподнесен Богом.

способов нелюбви к себе

Поскольку самооценка переменчива, есть ряд причин, по которым теряется уверенность и уважение к себе.

  1. Слишком большие ожидания. Многие женщины, будучи молодыми мамами, берут на себя большую ответственность за все, что происходит вокруг них. Они стараются быть хорошими мамами, женами, а иногда и работают во время декрета. Мамочки ожидают, что успеют все и сразу, и когда происходит не так, как они задумали, сразу же теряется уверенность в себе и своих силах. Чаще всего в основе потери неуверенности лежит гордыня.
  2. «Мне нельзя ошибаться». Многие мамы запрещают себе совершать ошибки и вообще не рассматривают такую возможность.
  3. Запугивание себя. Характеры вечные переживания, страх, что произойдет что-то плохое. Мамочки постоянно накручивают себя, и это отражается на ребенке. Это состояние очень истощает женщину, ведь она постоянно находится в мире ужасающих фантазий.
  4. Воспринимать все на свой счет. В этой ситуации, мама воспринимает все, что происходит с другими людьми, на свой счет. Их чувства и эмоции для нее как свои и связаны с ней. При таком взгляде на жизнь взрослый становится очень мнительным и воспринимает себя как центр вселенной. По его мнению, все, что происходит — из-за него, по его вине. Хотя на самом деле вы всего лишь часть ситуации.
  5. Не уметь терпеть и ждать. Это очень подрывает уверенность и любовь к себе. Нетерпение вообще один из самых распространенных способов мучить себя, желая получить все и сразу. К сожалению, эта установка в большинстве случаев родом из детства, ведь именно дети не умеют ждать. Важно помнить: чтобы наступил какой-то результат необходимо время.
  6. Осуждать и сравнивать. Неважно, кого вы осуждаете – себя или другого. Так или иначе, осуждение забирает силы, ведь если вы осуждаете другого, значит все время находитесь под собственным оценивающим взглядом.  В таком состоянии вы всегда находитесь под «дулом пистолета» и расслабиться просто невозможно.
  7. Окружать себя критиками. На самооценку и уверенность в себе влияет не только внутренний настрой, но и наше окружение. Очень важно, какие люди находятся рядом с вами: те, которые всегда критикуют или те, которые вникают в ситуацию и поддерживают.
  8. Не завершение дел до конца. Незавершенные дела и задачи подтачивают уверенность в себе и лишают сил.
  9. Запрещать себе радость. Если вы будете постоянно запрещать себе радоваться, то это приведет к тому, что неуверенность в себе и в своих силах будет только расти, так как вы будете все откладывать на потом. Не запрещайте себе получать удовольствие и занимайтесь любимым делом.
  10. Постоянная привычка критиковать может сказываться на ваших действиях, ведь вас очень будет интересовать то, что о вас подумают другие. Например, вы захотите заняться благотворительностью, но передумаете, ведь другие могут не поверить в то, что все это вы делаете от чистого сердца.

Разобравшись с причинами потери уверенности в себе и низкой самооценки, стоит разобраться – как все это исправить. На помощь нам придут следующие упражнения.

Как повысить самооценку ребенку — советы психологов

Обнаружив у своего ребенка признаки неуверенности в себе, родитель может помочь ему, независимо от того, это школьник младшего возраста или подросток.

Психологи рекомендуют в этом случае 6 универсальных методов:

  1. Отказаться от любого сравнения. Сравнение своего ребенка с другими негативно сказывается на его формировании самооценки. При этом сравнивать нельзя не только в негативную, но и в позитивную сторону. Постоянно слыша от родителей, что он намного красивее, умнее, способнее ребенок сильно разочаруется, услышав иное мнение от окружающих.
  2. Предоставить право выбора. Самооценка младших школьников, а тем более подростков, существенно повысится, если взрослые им дадут право самостоятельно принимать решения. Малышам нужно дать право выбирать себе одежду, игрушки, маршруты прогулки. Тинэйджерам нужно предоставить право выбора индивидуального стиля, увлечений, дизайна интерьера собственной комнаты.
  3. Акцентировать внимание на успехах и достижениях. Родителям нужно научиться обращать внимание на достоинства своего ребенка, отмечать его таланты, умения. Хвалить не только за достижения, но и за попытки добиться успеха.
  4. Создать необходимые условия. У каждой личности есть какие-либо таланты или способности. Задача родителей направить своих детей в то русло, где они смогут проявить себя. Это хороший метод как повысить самооценку ребенку. Спортивная школа, театральный кружок, уроки танцев или вокала — не важно, главное, чтобы это ребенку нравилось.
  5. Найти источники вдохновения. Среди актеров, певцов, известных спортсменов есть множество примеров преодоления жизненных трудностей. Узнав, как успешные люди столкнулись с проблемами и преодолели их, дети вдохновятся, разовьют в себя качества победителя.
  6. Объяснить, что ошибки – это часть опыта, а не катастрофа. Родителям нужно предоставить ребенку право на ошибку, объяснив при этом, почему нельзя так поступать.

Уважительное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства намного труднее развить во взрослом возрасте, чем в детском. Поэтому родителям так важно задумываться над тем, как поднять самооценку подростку, младшему школьнику, чтобы он вышел во взрослую жизнь уверенным человеком.

Формирование самоуважения у ребенка — видео

Tagsребенок самооценка

Виды самооценки у детей 6-лет и как ее повышать

Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители. Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная. До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность. В семье, детском саду, начальных классах при чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки. Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

Читайте также:  Мама и новорожденный малыш дома. Все, о чем нужно знать родителям

К одному из видов не адекватной самооценки относят — завышенную самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам. Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики. При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

К другому виду не адекватной самооценки относят — заниженную самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят.

Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек. У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет. Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

Когда развивается низкая самооценка у ребенка? Если родители, педагоги часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

В воспитании детей родителями и педагогами еще один очень важный момент — необходимо оценивать не личность, а только поступок, совершенный ребенком.

Также рекомендую не сравнивать ребенка с другими детьми. Например: с отличником в классе или со спортивным мальчиком из соседнего подъезда, прилежной девочкой с верхнего этажа. При этом вы можете считать, что ваш ребенок начнет лучше учиться, станет заниматься спортом и будет прилежно себя вести. Но зачастую это и приводит к снижению самооценки у ребенка. Он начинает завидовать ребенку, с которым его сравнивают, а также очень часто испытывает к нему чувство ненависти.

Как повысить самооценку ребенку

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

Особенности самооценки у школьников

Самооценка ребенка дошкольного возраста может быть диагностирована. Для этого проводятся исследования в широком кругу школьников, учащихся в младших классах.

Существует три основных вида оценки себя детьми:

  • адекватная;
  • завышенная;
  • заниженная.

Такие виды самооценки могут быть устойчивыми и гибкими. Дети разделяются на несколько групп:

  1. Адекватной оценкой себя обычно обладают дети, которые достаточно энергичные и активные. Он быстро ищут решения к сложным задачам, усидчивые. Учеба доставляет удовольствие таким детям. Они не боятся критики в свою сторону, легко воспринимают замечания. Каждая новая задача их увлекает. Они легко идут на контакт с другими детьми.
  2. Самооценка ребенка может быть завышена. Такие дети стараются по максимуму преуспеть во всех видах деятельности. Он часто проявляют самостоятельность, не спрашивают разрешения у взрослых. Общественные правила у таких детей не пользуются уважением. Многие родители не понимают, что делать если у ребенка завышенная самооценка. В первую очередь им нужно рассказывать, что в обществе существуют договоренности, их нужно соблюдать, так взаимодействие между людьми будет наиболее конструктивным. Есть риск того, что если школьник будет оценивать слишком высоко свои способности, то он потерпит неудачу. Это может сказаться в последующем на желании браться за сложные задачи.
  3. Самооценка дошкольников может быть занижена. Такие дети стремятся к выполнению легких заданий. Они думают, что не смогут справиться с более высоким уровнем, так как у них не хватает зданий. Но это далеко не соответствует реальному положению дел. Ученик может оказываться от высокой отметки, поскольку считает, что заслужил ее. Это влияет на самоуважение, теряется коммуникация с другими детьми и взрослыми, есть трудности во взаимоотношениях с другими людьми. На уровне подсознания такой школьник ждет неприятностей в своей жизни, вырабатывается негативный взгляд на мир в целом.

Таким образом, нельзя дать однозначный ответ, какова самооценка у большинства дошкольников и учащихся средних учебных заведений. Каждый ребенок по-своему выстраивает взаимоотношения с окружающими, самостоятельно решает, достоин ли он высоких оценок и уважения. Виды самооценки младших школьников говорят о том, что педагогам и родителям стоит больше уделять теме формирования мнения детей о самих себе, стараться корректировать в позитивную сторону.

Формирование самооценки у детей: советы родителям

  • Ребенка следует критиковать только за плохое поведение, нельзя накладывать отрицательную оценку на его личность.
  • Никогда не говорите: «Ты не умеешь рисовать (петь, подметать и др.)». После таких слов ребенок утратит веру в себя и свои способности.
  • Дети сначала реагируют на эмоциональность высказывания, а затем воспринимают смысл сказанных слов. По возможности старайтесь избегать криков и повышенных интонаций.
  • Не сравнивайте внешность, характер и поступки дошкольника с кем-то другим. Подобные сравнения травмируют психику.
  • Поддерживайте инициативу, радуйтесь даже незначительным достижениям.
  • Поручайте такие задачи, с которыми дошкольник сможет справиться. В случае неудачи не порицайте его.
  • Рассказывайте малышу о тех чертах его характера, которые вы хотели бы изменить.
  • Убеждайте ребенка в том, что он легко справится со всеми проблемами.
  • Имитируйте сложные ситуации при помощи ролевых игр, тогда дети будут знать, как надо себя вести в тех или иных обстоятельствах.
  • Учитывайте, что малыши болезненно воспринимают различные прозвища, кажущиеся взрослым вполне безобидными.
  • С уважением относитесь к внутреннему миру вашего чада, уважайте его интересы.
Читайте также:  Как проявляется воспаление легких у детей

Формирование самооценки у детей: советы родителям

Самооценка не дается нам при рождении. Она создается под влиянием родителей в процессе межличностного взаимодействия. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос сильным и уверенным в себе человеком – с первых дней жизни малыша позаботьтесь о том, чтобы он был окружен родительской любовью и заботой. Помните, что в формировании его положительной личностной оценки принимают участие самые близкие люди.

Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться».

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:

  • первая ступенька — самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую – больше плохие, чем хорошие;
  • пятую – плохие;
  • шестую – очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста:

  1. первую — вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая — шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая — крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Если хвалить, топравильно

Большое значение вформировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка ипоощрение они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека кобщению, сотрудничеству сдругими людьми…». Если ребенок неполучает своевременного одобрения впроцессе деятельности, унего появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, еюнадо пользоваться очень умело

  1. Зато, что достигнуто несвоим трудом физическим, умственным или душевным.
  2. Неподлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая идобрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить изжалости.
  5. Изжелания понравиться.