5+ способов улучшить технику чтения ребенка

Современных детей трудно усадить за книги. Умение читать крайне необходимо ребенку уже на начальном этапе школьного обучения. Ему нужно перерабатывать большие объемы информации, иначе он рискует безнадежно отстать от школьной программы, и от сверстников. Поэтому родителей часто интересует вопрос: “Как заставить ребенка читать?”

Как увлечь ребенка чтением

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Фундамент будущим успехам ваших детей закладываете именно вы, самые близкие люди. И чтение в этом играет очень важную роль. Предлагаем вам подборку статей о том, как сделать, чтобы чтение стало для ребенка удовольствием и потребностью. В этих статьях вы найдете рекомендации психологов, педагогов и просто родителей, у которых это получилось.

Желаем вам удачи в деле приобщения ребенка к миру книг.

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

18 «зачем» нужны детские книжки

Зачем и что читать малышу вслух?

Морозова А., Александрова И. Как читать ребенку?

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Ляксо Е. Читаем вместе с малышом

Гринева И. Почему дети не читают?

Галкина И. А. Как увлечь ребенка чтением?

Как воспитать у детей любовь к чтению

Как превратить чтение в удовольствие: 11 советов

Как заинтересовать ребёнка в чтении: советы американского психолога В. Уильямса

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

Первая встреча с книгой: чтение для самых — самых маленьких. Как читать книги малышам, возрастные и индивидуальные особенности восприятия детьми текста и иллюстраций в книгах. Секреты интересного чтения.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КНИГОЙ

Дорогие друзья! Сегодня я хочу продолжить цикл статей о воспитании талантливого читателя. И поговорить с вами о том, как знакомить малыша 1-2 лет с книгой. Именно в раннем возрасте у ребенка зарождается интерес к детской книге, к звукам, к речи, к родному слову, к познанию мира. И я хочу Вам рассказать о том, как дети этого возраста воспринимают книгу и иллюстрации в ней, в чем проявляются индивидуальные особенности восприятия литературы в возрасте 1-2 лет и как их можно учитывать при чтении.

Эту статью я построила как ответы на вопросы своих читателей, участниц моих курсов по развитию речи детей. Многие из них приходят на курс и говорят, что их дети влюблены в книги с рождения, обожают слушать сказки и рассказы. Такие детки почти сразу же включаются и в речевые игры, инсценирование сказок. Другие мамы и бабушки очень хотят приобщить малыша к чтению с первых лет жизни, но жалуются, что ребенка не увлечь слушанием сказки, и он даже закрывает ладошкой им рот при попытке чтения стихов или рассказывания.

— В чем дело? Неправильно читаем или причина в особенностях ребенка? И что делать?

— Как лучше начать знакомство малыша с книгой?

— Нормально ли, что ребенок порвал книгу? Или то, что малыш относится к иллюстрации в книге как к живой игрушке, например, накормил мишку из книги настоящей кашей и этим испортил дорогую книгу. Это неаккуратность как черта характера или возрастная особенность?

— Почему дети предпочитают не те книжки, которые нам кажутся очень привлекательными?

— Какие иллюстрации должны быть в книжке для малышей?

— Как заинтересовать ребенка книгами и как обыгрывать их сюжеты с малышами?

Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Понравилcя материал? Поделись с друзьями!

Читайте также

Детям и родителям Не только сказки: чем занять ребенка дома? Читаем, играем и готовим угощение вместе с Изадорой Мун Жизненно 12 сборников сказок для современных детей Тренды Зачем нужна «Маленькая злая книга» Рассказываем о волшебном способе приучить ребенка к чтению Жизненно 5 детских нон-фикшн книг Или что почитать тем, кто хочет передохнуть от сказок Детям и родителям Больше никакого крика: как жить с ребенком легко Книги-помощники для тех, кто устал быть родителем Тренды Кто такой Стив и почему детям стоит познакомиться с его «Дневниками» Жизненно Я прочитал 123 книги за год — и вот что понял Жизненно 5 фактов о жизни в Париже, которые никому не известны Самые интересные подробности о жителях французской столицы

Как заинтересовать ребёнка чтением книг

1. Начинайте читать ребёнку с самого раннего детства

Чаще всего малыши очень любят стихи, вероятно, за их ритм, простоту для восприятия, краткость. Выбирая первую книжку для своего малыша, позаботьтесь не только о том, чтобы она имела красочную притягательную обложку (переплёт лучше всего брать твёрдый), но и качественные иллюстрации с чётким изображением героев, пейзажей, отдельных предметов. Они должны быть узнаваемыми и понятными ребёнку.

2. Читайте малышу в определённое время, например, перед сном

В остальное же время книга или книги могут находиться в поле зрения ребёнка, чтобы он мог попросить вас почитать, если у него возникнет такое желание. Это если ребёнок ещё не разговаривает и объявить о своём желании может только указанием на предмет его желания. Когда ребёнок подрастёт его библиотеку можно перенести на отдельно выделенную для него полочку в пределах досягаемости. Если ребёнок просит вас почитать книгу, то не отказывайте ему и не ссылайтесь на занятость, на одно-два стихотворения из детской книжки не уйдёт много времени.

3. Обязательно обращайте внимание на то, как ребёнок ведёт себя во время чтения

Не затягивайте этот процесс и не заставляйте малыша елозить в ожидании скорейшего окончания произведения. Разбейте длинную сказку на несколько частей, но в начале чтения новой части обязательно поинтересуйтесь, чем закончилась предыдущая. Так ребёнок не только учится говорить, пересказывать, но и развивает память.

4. Как только ваш сын или дочь проявят желание учиться читать самостоятельно, обязательно «услышьте» их

Начните учить буквы, можете записать ребёнка к репетитору, которых сейчас очень много (предварительно хорошенько узнайте о будущем педагоге, его методах работы), можете потихоньку учить малыша сами, но опять-таки очень важно не переусердствовать, потому что отбить тягу к чтению очень и очень просто. Если у ребёнка отметилось желание научиться читать самостоятельно, то такое желание нужно поощрить.

5. Как только ребёнок начнёт читать самостоятельно, нужно очень чутко отнестись к выбору первых книг и к самому процессу

Здесь будут уместны «любимая мамина детская книжка», «нелюбимая папина, которую он так и не смог дочитать», «книжка, которую мама очень хотела прочитать» или другие варианты стимулирования. Давать за высиженные и вымученные десять-пятнадцать минут чтения шоколадку или столько же времени за компьютером неправильно. Ребёнок должен привыкать просто читать, читать для интереса, а не ради того, чтобы что-то за это получить.

6. По ходу чтения ребёнком какой-то книги обязательно интересуйтесь, как «обстоят» дела у главных героев, что случилось на сей раз с главной героиней, за кого переживает и волнуется ваш маленький читатель

Обсуждайте с ребёнком прочитанное, учите его сопереживать и фантазировать (ведь в случае если книга закончилась грустно или неинтересно, можно предложить малышу придумать другую развязку произведения). Запомните — механическое вычитывание пяти или пятидесяти страниц, причём под неусыпным надзором и покрикиваниями никогда не станет для ребёнка любимым занятием

Как разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал себя любимым?

По сути, желание быть любимым – это одно из основных и самых сильных желаний любого человека. Но особенно важно чувствовать себя любимыми нашим детям.

Ведь именно дети, как никто другой остро нуждаются в том, чтобы быть любимыми без всяких оговорок и осуждения.

Чтобы научиться любить своего ребенка нам следует посмотреть со стороны как мы обычно разговариваем с ним. Как часто слова сказанные  нашему ребенку проникнуты неодобрением, упреками или даже осуждением.

Да, мы ругаем и стращаем своих детей из лучших побуждений. И делаем это в попытке исправить их поведение и сделать их лучше. Одним словом — желаем установить неусыпный родительский контроль над детьми. А что выходит на деле? Для большей наглядности, рассмотрим несколько наших безобидных высказываний.

Как неправильно разговаривать с детьми, лишая их любви и поддержки

Рассмотрим те «безобидные» заявления, которые обычно слетают с наших родительских уст:

«Никто не будет тебя любить, если ты будешь так себя вести».

В понимании ребенка эти слова звучат так: «Такого как я, даже родители любить не могут».

Или «У тебя не будет друзей, если ты будешь неправильно себя вести». Ребенок при этом думает, что он плохой: «Родители не могут принять меня таким, какой я есть и дружить я не способен». Такова психология восприятия детей.

Но так ли, на самом деле, должно строиться общение родителей с детьми в семье?

Как правильно говорить с ребенком, оказывая ему принятие?

Как разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал себя любимым?

Первое правило как надо разговаривать с ребенком: Никогда не используйте высказывания о любви и принятии на каком-либо условии. Пожалуйста, не придавайте этим высоким понятиям негативный оттенок и не пытайтесь с их помощью манипулировать детьми.

Вот как  можно было сформулировать по-другому свое отношение к поведению ребенка.

«Временами твое поведение мне очень не нравится. И даже сильно раздражает меня. Однако это не значит, что я не люблю тебя. На самом деле, моя любовь к тебе не зависит от твоего поведения. Но мне бы хотелось чтобы ты не огорчал меня и вел себя по-другому».

Сын или дочь делают вывод: «Маме и папе не нравиться мое поведение, но все же они меня любят».

Говорите такие или подобные фразы даже если сами с трудом в это верите и не понимаете нужность этих слов. Таким образом и происходит принятие своего ребенка.

Вы выражаете ему свою любовь даже в попытке исправить его. А не обещаете любить его на условии.

Так должны проявляться особенности общения родителей с детьми

Спрятанная любовь

Хотя мы и любим своих детей, но не умеем выражать свою любовь к ним

В действительности вы очень любите свое чадо. Помню, как мой ребенок не послушался и пошел кататься без разрешения на качели. Конечно, как отца это меня сильно разозлило, и я твердо решил наказать его. Но когда увидел его разбитую голову сердце наполнили уже совсем другие чувства.

Когда мы вдруг осознаем, что могли потерять своего ребенка, но все обошлось, тогда  понимаем, как сильно мы его любим. Однако стоит говорить об этом ему и себе почаще и без всяких потрясений.

Как научить ребенка читать: основные способы

Родители младенцев и детей младшего возраста закладывают основу для успеха чтения задолго до того, как возникает необходимость в систематическом обучении. В то время как некоторые мамы и папы соблазняются обучающей продукцией, которая утверждает, что способствует раннему чтению. От данной затеи стоит отказаться. Это объясняется тем что слишком раннее введение формальных инструкций может иметь неприятные последствия — заставляет детей воспринимать чтение как задачу, которую ставят родители, а не как само по себе приятное занятие. Исследования показывают, что детки, которые получают раннее обучение, реже читают для удовольствия, когда становятся старше.

Как правильно ребенка научить читать

Родителям важно еще с раннего детства обеспечить ребенку обучающее пространство:

  • Подготовьте малышу его рабочее место. Позаботьтесь, чтобы оно было хорошо освещенным.
  • Учите постепенно: сначала звуки, потом буквы. Покажите крохе, что буквы окружают нас везде. Читайте с ним на вывесках, объявлениях и огромные плакатах базовые слова.
  • Покажите ребенку буквы «вашей семьи». На какую букву начинается имя папы, мамы, бабушек, дедушек и остальных членов. Он быстро покажет свои результаты и начнет находить похожие буквы везде.
  • Начинайте с легких слов и постепенно переходите к более сложным.
  • Приобретите азбуку и буквари.
  • Больше визуализируйте. Ребенку нельзя показать букву и он ее запомнит. Ему нужна визуализация. Для этой цели родителям станет отличным помощником плакат с русским алфавитом, специальные книги с голосовым произношением букв. Также поможет алфавит на кубиках, где каждая буква у малыша будет ассоциироваться с предметом, соответствующим букве. Как только дитя показало на какую-либо букву громко и четко произнесите звук «М», «С», «А» и т.д. Запаситесь терпением, возможно вам придется довольно много раз повторить один и тот же звук перед тем как ребенок его усвоит и сможет уверенно повторить.
  • Ассоциируйте. Проводите ребенку аналогии с буквами и окружающим пространством. Например, буква «О» похожа на бублик, буква «П» на дверной проем и другое.
  • Обучение в виде игры. Купите специальное печенье или макаронные изделия в виде букв. И во время обеда предлагайте малышу искать в супе или закусывать чай определенной буквой. Такой алфавит можно испечь и самостоятельно.
  • Магнитная доска. С помощью этого приспособления поиграйте с крохой в увлекательную игру. Пусть он вешает любые буквы, какие ему только нравятся, а родители громко называют их по звукам.
  • Работа за компьютером. Это, конечно, громко сказано, но все же. Разрешите ребенку сесть на ваше рабочее место и с помощью клавиатуры в обычном текстовом редакторе набрать буквы, которые ему нравятся. Далее можно распечатать «письмо» и уже в устной форме его разобрать на буквы.
  • Приглашайте ребенка вместе читать краткие интересные истории.
Читайте также:  Для чего нужно развитие мелкой моторики у детей?

Действенные методы как научить ребенка читать

  • Традиционный способ. Ним пользовались многие поколения и знает каждый – азбука и букварь. Только родителям следует запомнить разницу в этой литературе, ведь многие наивно полагают, что речь идет об одном и том же. Азбука не учит читать, а учит всего лишь буквам и звукам. То есть, в ней малыш найдет букву и соответствующее ей изображение. Букварь же учит соединять слова в слоги. Он позволяет прочитать слово по слогам, к примеру «па-па», а не читать каждую букву по звукам («пэ-а-пэ-а»). На сейчас существует множество букварей, которые родители могут приобрести самостоятельно на свой вкус.
  • Обучение по Воскобовичу. Такой метод подойдет для детей, которым нравится обучение с помощью различных вспомогательных карточек. На его карточках представлены звуки с тематическими картинками, под которым находятся тексты песенок.
  • Складовой метод Зайцева.
  • Пособие Чаплыгина.
  • Чтение по Монтессори.
  • Чтение по Доману.

Увлекательное чтение

Как приучить ребенка читать без давления на психику? Есть много действенных способов, которыми можно заинтересовать его. Желательно использовать все советы, ведь они взаимосвязаны между собой.

  1. Книги должны всегда присутствовать в доме, и малыша нужно знакомить с ними с ранних лет. Родители могут читать крохе увлекательные сказки, озвучивать персонажей, с интересом обсуждать их действия, придумывать другое развитие сюжета.
  2. Когда малыш освоит буквы, можно побуждать его читать вывески на магазинах, названия товаров на ценниках, меню в кафе. Маленькие дети любят соревноваться со старшими, и если устроить очередность чтения или игру “кто первый найдет аптеку (продуктовый магазин, кинотеатр) по вывеске”, то это станет для них увлекательным запоминающимся занятием.
  3. Чтение должно вызывать у крохи теплые чувства и приятные воспоминания. Хорошо, когда родители создают уютную обстановку – чистый дом, спокойный мягкий тон, любящие объятия, красочные книги.
  4. Прекрасный способ полюбить книги – записаться в библиотеку. В этих хранилищах всегда царит особая атмосфера, которая положительно влияет на посетителей, вызывая желание читать.
  5. Не только библиотеки, но и книжные магазины помогут с ранних лет развить тягу к чтению, особенно если позволять малышу выбирать литературу.

Таким образом можно привить ребенку хорошие навыки чтения, и это пригодится, когда он станет школьником. В идеале, ребенок в 7 лет уже должен уметь читать. Однако есть дети, которые, несмотря на усилия родителей, долго не проявляют подобного рвения. В таких случаях могут помочь занятия в детских садах, частных развивающих центрах или подготовительных классах.

В окружении своих сверстников, подражая другим, дошкольник быстрее освоит чтение, и проявит интерес к литературе.

Основные популярные методики

Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

Кубики Зайцева

Основные популярные методики
  • В отличие от традиционных букварей, этот способ позволяет осваивать не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, отдельных букв, а также, употребление мягкого и твердого знака. Всего кубиков 52.
  • В процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.
  • В качестве приложения есть таблицы, на которых также есть слоги. Главное правило — нужно не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • Минус такой методики, судя по отзывам, в том, что уже в школе у ребенка могут возникнуть трудности с разбором слова по составу, а также, некоторые дети впоследствии просто «глотают» окончания. Ну а плюс: детки довольно быстро и в игровой форме осваивают алфавит и чтение по слогам.

Обучение чтению по Монтессори

Весь процесс не совсем традиционен: сначала пишем, а потом учим букву, а затем и слог. Преимущество метода в том, что представлено все в виде игры. Сначала буквы заштриховываются и обводятся, а потом учится их произношение. Буквы вырезаются из шероховатой бумаги. Такую же букву можно начертить, например, на манке. Минус данной методики в том, что придется очень много приготавливать материала для обучения.

Читайте также:  Адаптация детей к условиям детского сада

Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы

Основные популярные методики

Динамические кубики Чаплыгина

В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.

Сначала рекомендуется составлять простые слова, а потом переходить к более сложным. Детям очень нравится одновременно и играть, и учиться. К тому же задействована моторика. К набору прилагается подробная инструкция.

Еще популярны «Складушки » и «Теремки» В. Воскобовича, а также Карточки Домана.

Основные популярные методики

Ваш ребёнок не хочет учиться читать, а ему скоро в школу. Как научить ребёнка читать, при этом не отбив охоту учиться. Смотрите видео

Учимся анализировать прочитанное

Чтобы чтение стало для ребенка увлекательным приключением, постарайтесь не просто вместе прочитать интересную книжку, а сделать так, чтобы ребенок захотел к ней вернуться снова.

Самая большая ошибка родителей: закрыли книжку – и спать.

  • Обсудите то, о чём прочитали, спросите мнение ребёнка о персонажах, их поступках, вместе сделайте выводы, найдите главную мысль произведения. Чтобы не получилось, что вы читали впустую.
  • Пусть малыш отвечает на ваши вопросы по тексту и сам учится спрашивать вас. Задавайте и простые, и сложные вопросы, а не просто о том, как звали главных героев и где они жили и что делали.
  • Спрашивайте, хорошие или плохие поступки они совершали и почему. За что были наказаны, и что им помогло преодолеть препятствия. Ну, это я так, примерно говорю. Вы же умные родители, сами придумаете более глубокие вопросы.

Не беда, если ребёнок сразу не ответит, подсказывайте чуть-чуть. Постепенно малютка научится анализировать произведения, сравнивать героев, делать выводы, обобщать.

Главное, чтобы понял, о чем и с какой целью вы читали. Зато в школе на уроках чтения он будет «блистать» умными ответами и радовать вас снова и снова.

Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

При обучении дошкольника чтению родители часто совершают распространённые ошибки, которые тормозят процесс или потом создают у ребёнка проблемы в школе:

  1. Не разграничивают понятие буквы и звука (например, говорят звук МЭ).
  2. Заставляют заниматься через силу. Ведь если малыш не в настроении, толку от обучения не будет.
  3. Занимаются на систематически, а от случая к случаю. Результат не будет: упражняться нужно хотя бы по 15 минут, но каждый день.
  4. Комбинируют разные методики, к примеру, кубики Зайцева и карточки Домана. На самом деле выбирать конкретный метод нужно в зависимости от интересов, темперамента малыша. К примеру, спокойному ребёнку больше подойдёт букварь или «Складушки» Воскобовича. А вот непоседу увлечёт система Монтессори, кубики Зайцева, Чаплыгина.
  5. Взрослый превращает занятие в школьный урок — усаживает ребёнка за парту, а сами принимает на себя роль учителя. Это неправильно: обучать дошкольника нужно только в форме игры, общаясь с ним на равных.
Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

Некоторые родители превращают занятия чтением в нудный школьный урок, изображая из себя учителя

Таблицы Шульте — эффективный способ достигнуть цели

Таблицы Шульте методика, используемая для развития скорости чтения.

Схема была изобретена еще в середине 20 столетия немецким психотерапевтом и ученым Вальтером Шульте.

В результате регулярных упражнений по схемами ребенок способен с большей скоростью усваивать новую информацию, концентрироваться на цели и конкретном действии.

Также занятия помогут повысить технику чтения. Внешне это таблица в форме квадрата, разделенная на равные клетки.

Количество их зависит от сложности самой схемы. В клетках расположены цифры.

Они могут быть от 1 до 9 или же от 25 до 100. Это зависит от сложности схемы.

Примеры таблицы ШультеВыделяют несколько видов таблиц:

  1. Классическая. Так как мы говорим о детях, сложность схемы должна быть минимальной. Таблица состоит из 9 или 15 ровных квадратов, в которых написаны цифры вразнобой. Как же ею пользоваться? Ребенку дают таблицу для ознакомления. 10 секунд будет достаточно. Потом ее переворачивают, объясняют, что нужно назвать все цифры по порядку как можно быстрее и соединить их карандашом. Затем ведущий дает команду начинать. Результаты записывают.
  2. Таблица черно-красная. Предназначена для улучшения мышления. Задание для ребенка назвать в порядке возрастания все красные цифры, затем в порядке убывания черные.

Но заниматься с таблицами в интернете онлайн не стоит, вам будет намного сложнее улучшить память ребенка и научить быстро читать, особенно в 1 классе, когда процесс обучения и знакомства со школой только начинается.

Так, как важно не только называть цифры, их нужно соединять карандашом или ручкой.

Кроме названных техник, применяют и такую: ребенок смотрит в центр таблицы и не отводя глаз называет цифры по возрастанию.

Достаточно будет 9 клеточек для начала.

Совет: занимайтесь 2 раза в 7 дней, но не чаще. Продолжительность урока — 15 минут.

Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Занятия очень полезны для маленьких деток, которые только начинают произносить слова.

Таблицы Шульте вы можете скачать, распечатать и заниматься с ребенком, когда он уже в 1 классе, тогда вам удастся научить его не только концентрироваться на работе, а и быстро читать.

С помощью методики можно также вычислить психическую устойчивость детей.

Наконец, хотела бы сказать, что каждый ребенок развивается по-разному. Редко бывает так, что он будет хорош во всем. Что-то получается, что-то требует дополнительных усилий.

Проблемы же с низкой скоростью чтения можно исправить в домашних условиях. Для этого вам понадобятся время, терпение, знание методик, техник и упражнений.

И напоследок посмотрите, как научить ребенка быстро читать в 1 классе в этом полезном видео: