5 самых крупных ошибок родителей в воспитании и обучении детей

Фактрум публикует её замечательную статью, отвечающую на многие острые вопросы, волнующие родителей.

Почему врачи высказываются против раннего развития?

Вред раннего чтения, знания цифр и других «маминых радостей» не является надуманной проблемой. Опасность методик раннего развития заключается в том, что фанатично настроенные родители стремятся следовать выбранной методике, не учитывая естественные последовательности развития ребенка. Дилетантство в образовательной сфере может приводить к самым плачевным последствиям.

По мнению французского психоаналитика Француазы Дольто, дети мыслят и чувствуют иррационально, они как дикари, живущие в мире мифов. И попытки раньше времени «разбудить» малыша губительны для его развития. По словам Дольто, «если инициировать ребенка преждевременно – он потеряет свой потенциал».

Вопросами раннего развития в свое время занимались многие известные психологи: Выготский Л.С., Божович Л.И., Элконин Д.В., Леонтьев А.Н. Эти передовики психологической мысли учитывали в своих исследованиях закономерности развития и формирования личности у детей до 3 лет, рассматривали влияние кризисов первого и третьего года жизни на психические процессы. Эксперименты российских и иностранных ученых свидетельствуют, что мозг и личность ребенка созревают неравномерно, гетеросинхронно (в разное время). Важной характеристикой развития являются не столько уже сформировавшиеся функции и процессы мозга, а в большей степени – то, что находится в стадии созревания. Область формирующихся в данный момент процессов называется «зоной ближайшего развития». Определение «зоны ближайшего развития» находится в компетенции квалифицированных специалистов. Адекватное внедрение в мозговые нервно-психические процессы поможет выявить и развить необходимые в конкретный временной отрезок качества.

Заочная форма обучения

При заочной форме обучения ребёнок прикреплён к определённой школе. Родители пишут заявление о зачислении ребёнка. Школа подаёт сведения о нем в департамент образования. Ребёнок может быть прикреплён как к своей «дворовой» школе или любой в пешей (ездовой) доступности, так и к той, что располагается даже в другом регионе. При этом задания по школьным предметам родители получают письменно — лично от учителя, по скайпу или посредством электронной почты. Ребёнок выполняет задания, составленные учителями в соответствии со школьной программой и сдаёт их. Если школа рядом, то он может являться раз в неделю или в месяц, но не реже чем раз в четверть, чтобы сдать выполненные работы и пройти промежуточную аттестацию. Если школа далеко, то можно проходить лишь итоговую аттестацию за год. Допускается заочное прохождение аттестации. К заочной форме обучения относится и дистанционная. Когда занятия проводятся по скайпу или с использованием других видов интернет-связи. Аттестации проводятся очно и дистанционно. Ребёнок имеет право получать очные консультации перед сдачей аттестации. Сдача текущих аттестаций проходит не реже чем раз в год, по итогам учебного года. Итоговые аттестации после 9 и 11 класса (ГИА) проводятся только очно. Если ребёнок сдал их положительно, то он получает документ стандартного образца о получении школьного образования в полном объёме.

Ребенок с расстройством психики и школа

Если ребенок состоит на учете у психиатра, сообщают ли об этом в школу?

Информация, которую собирает врач в процессе наблюдения ребенка, является закрытой. В детскую поликлинику по месту жительства ребенка и учреждение образования (сад, школу) эта информация не поступает. Сообщается она только в отделы внутренних дел (милицию, прокуратуру) по официальному запросу. Исключение составляют случаи, когда в поле зрения врача-психиатра попадают дети с самоповреждениями. Это классифицируется, как парасуицид – попытка суицида. В таком случае мы можем передать эти сведения в школу и в детскую поликлинику, чтобы обеспечить ребенку повышенное внимание и предотвратить повторение парасуицида. Но делается это только с согласия родителей. Если родители против, сведения остаются закрытыми. О случившемся знают только сам ребенок, его родители и лечащий врач.

Читайте также:  Поездки и путешествия с ребенком - что взять с собой

Может ли ребенок с психическим заболеванием посещать общеобразовательную школу? Что делать, если из-за расстройства поведения ученика учитель не в состоянии организовать учебный процесс и обеспечить безопасность остальных детей?

Как правило, дети с хроническими психическими заболеваниями (а мы уже говорили, что их всего 3%) учатся на дому, если особенности течения болезни представляют какую-то угрозу для одноклассников или педагогов. Но надо понимать, что дети и без психического расстройства могут наносить ущерб и себе, и окружающим – в силу характера, темперамента или вследствие сиюминутных психотравмирующих факторов.

А вот расстройства поведения у дошколят и школьников не редкость. Они бывают как в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (начиная с детского сада до подросткового возраста), так и нарушения конкретно поведения у детей и подростков. Но это не повод изолировать их от общества и переводить на домашнее обучение. Если у ребенка СДВГ, то он непоседлив, невнимателен везде и всегда: дома, в саду, школе… Но иногда бывает так, что дома ребенок спокойный, а в школе его будто подменяют: он никого не слушает, срывает уроки, грубит… СДВГ и другие расстройства поведения – это и есть повод прийти к врачу-психотерапевту, разобраться, чем вызваны эти нарушения и получить помощь в их коррекции.

Академический отпуск в университете или колледже: причины и основания предоставления

Любые студентки имеют право оформить три вида отдыха во время учёбы:

  1. По беременности и родам.
  2. По уходу за ребёнком, начиная с рождения, и заканчивая возрастом трёх лет.
  3. Академический.

Академические отпуска могут иметь самые разные причины – начиная с семейных обстоятельств, и заканчивая состоянием здоровья. Нужно иметь только серьёзное, значительное основание, исключающее дальнейшее продолжение учебного процесса.

По медицинским показаниям

Если самочувствие сильно ухудшилось, то стоит предоставить ректорату:

  • справки, оформленные лечащим врачом;
  • документы, составленные представителями клинико-экспертной комиссии;
  • справку по потере трудоспособности на время (форма № 095/у);
  • выписки из истории болезни.

При таких обстоятельствах студенты могут рассчитывать на получение дополнительных компенсаций. Достаточно составить заявление, направить его ректорату. Обязательное приложение – копия приказа о допустимости академического отпуска.

Академический отпуск в университете или колледже: причины и основания предоставления

В связи с беременностью и родами

При подобных обстоятельствах важно позаботиться о предоставлении следующих документов:

  1. Лист по нетрудоспособности.
  2. Заявление на получение академического отпуска, с указанием причины.

Семейные врачи, либо гинекологи выдают справки по потере трудоспособности.

Студенткам так же полагаются дополнительные пособия, в размере стипендии.

Законы, регламентирующие порядок предоставления академического отпуска

Основной документ, регулирующий решение вопроса – Приказ Минобрнауки России №455, выпущенный 13 июня 2013 года. Есть и другие законодательные нормативы, но они уже касаются правил оформления конкретных документов.

Не хочешь? Заставим!

Третий пункт вытекает из предыдущего. Что делать, если «этот оболтус» не хочет учиться и делать домашнее задание? Конечно, заставить, ведь сама по себе пятерка в журнале не нарисуется!  

Фото: LEGION-MEDIA

Что нужно ребенку, чтобы дальше самостоятельно учиться и зарабатывать?

  • высокий уровень самостоятельности;
  • любовь к обучению и понимание его полезности (повышать квалификацию не ради корочки);
  • умение учиться.

Заставлять что-то делать абсолютно правильно, с точки зрения тактической задачи. Что мы имеем? Он делает домашнее задание, вас не вызывают в школу. Получается, он — идеальный школьник, удобный и для школы, и мамы с папой, а вы — хороший родитель? Нет, а если вы наняли репетитора, который решает вопросы «домашки», то все еще хуже.

Давайте рассмотрим эту ситуацию с точки зрения стратегии для его дальнейшей жизни. Начнем с того, что никаких позитивных качеств «заставление» не вырабатывает. Третий закон Ньютона прекрасно работает и в образовании: «Сила действия равна силе противодействия». Наверняка многие думают, что он вырастет и поймет, что это было важно и нужно. Тем не менее, благодаря привычке заставлять учиться, мы имеем печальную статистику: только 2% людей после 25 лет систематически развиваются и обучаются без принуждения. Соответственно, мы получаем почти стопроцентную вероятность, что ребенок дальше сам учиться не будет никогда! Ценности в образовании он не видит.

Читайте также:  Как воспитать в ребенке трудолюбие: 8 важных правил

В вузе вряд ли вновь удастся заставить учиться ребенка, который получил аттестат для родителей и мечтает больше никогда и ничему не учиться. Но даже законченный вуз не является залогом достойных зарплаты и работы в будущем. Как видите, пользы в такой тактике мало. Для человека важно найти любимое дело, к чему-то стремиться, знать, как достигать целей и постоянно совершенствоваться в профессии. И ничего этого простым «заставлением» вы не добьетесь. 

Выход один — сделать так, чтобы ребенок любил и хотел учиться. Даже если самые деятельные родители лягут костьми и обеспечат детям великолепное образование, качественно работать без самостоятельности и любви к обучению они не смогут.  Через 5–10 лет все знания устареют, потому что мир сейчас меняется очень быстро, и ребенок окажется посредственным исполнителем, повышающим квалификацию из-под палки. 

Раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие

Предлагаем вашему вниманию две аннотации на статьи, посвящённые исследованиям в области раннего академического образования и его влиянию на дальнейшее развитие ребёнка.

Раннее академическое обучение приносит вред в долговременной перспективе

В своей новой статье американский психолог эволюции и развития Питер Грей анализирует данные долгосрочных исследований влияния раннего обучения академическим дисциплинам на развитие детей.

По данным этих исследований, дети, которые с возраста 4-5 лет обучались чтению, письму и счёту, вместо спонтанной игры, к подростковому и взрослому возрасту показывали гораздо более низкие результаты не только по академическим знаниям, но и в эмоциональной и социальной сфере.

В одном широко-масштабном исследовании раннего обучения 1970 годов в Германии, выпускники 50 детских садов с ранним академическим обучением сравнивались с выпускниками 50 детских садов, где главный упор был на свободную игру и социальное взаимодействие.

Несмотря на начальное небольшое превосходство по тестам учеников первой группы, к четвертому классу они показывали значительно худшие результаты, чем те дети, которые в садике проводили время в играх и общении. Особенно значительный разрыв был в математике и чтении, а также в эмоциональных и социальных навыках.

Вследствие полученных данных руководство немецкого образования изменило программу таким образом, чтобы дети могли проводить время в играх вместо обучения во всех детских садах.

Другое долгосрочное исследование проводилось среди американских детей, рожденных в бедных семьях и результаты были похожими на немецкие. В возрасте 15 лет среди детей с “академическим” обучением было в два раза больше поведенческих проблем, а в возрасте 23 лет 39 % процентов из них совершили преступление, в то время как в другой группе только 13,5 %.

Питер Грей предполагает, что причина подобных результатов может быть в том, что раннее ориентирование ребёнка на успех и достижения приводит к стремлению конкурировать и асоциальному поведению, в то время как из свободной игры дети получают навыки взаимодействия друг с другом, мирного решения конфликтов и сотрудничества.

Источник

Оригинал статьи

Каким образом раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие

Академические навыки лучше всего прививаются, когда есть желание и необходимость их приобретать.

В своей предыдущей статье Питер Грей проанализировал различные исследования, посвященные раннему академическому обучению детей и сделал вывод, что такое обучение приносит вред в длительной перспективе. В своей новой статье он объясняет почему это происходит.

Существует разница между академическим и интеллектуальным развитием и причины, почему последнее должно опережать первое. Академические навыки – это общие, проверенные методы организации, манипуляции определенными категориями знаний, для того, чтобы достигнуть нужного результата.

К примеру, чтение – это академический навык, который включает в себя знание букв алфавита, чтение слов вслух, основанное на принадлежности каждого звука к определенной букве. Академические навыки изучаются в школе при помощи демонстрации, запоминания и повторения, а затем тестируются.

Читайте также:  Как научить ребенка читать быстро и правильно

Интеллектуальные навыки, в свою очередь, имеют дело со способностью человека рассуждать, понимать, исследовать и в целом воспринимать окружающий его мир. От природы каждый ребёнок – это интеллектуальное существо, полное любознательности и стремления понять своё физическое и социальное окружение.

Каждый ребёнок рождён с этими навыками и углубляет и развивает их посредством наблюдения, игры и задавая вопросы. Научить этим интеллектуальным навыкам невозможно, потому что каждый ребёнок развивает их сам, своим собственным образом через самостоятельно сынициированную деятельность.

Взрослые могут повлиять на это развитие через среду, которую они предоставляют ребёнку.

Если ребёнок растёт в среде, где все умеют читать и считать, где ребёнку часто читают и он видит как другие люди читают или пользуются измерительными приборами в практических целях, то ребёнок рано или поздно сам начнёт читать и считать, когда он к этому будет готов и с минимальной помощью со стороны взрослых.

Питер Грей говорит о том, что обучение академическим навыкам детей, у которых нет к этому мотивации или необходимой интеллектуальной базы, будет потерей времени и может даже повредить развитию ребёнка.

Такое обучение без запроса будет неглубоким, и все приобретенные навыки могут быстро исчезнуть после того, как изучение закончится.

При этом ребёнок с меньшей вероятностью когда-либо захочет приобрести эти навыки самостоятельно.

Источник

Оригинал статьи

Фото1:

Фото2:

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

  • игра
  • исследования
  • развитие
  • школа

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский.

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка — осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание.

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой — радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.