5 причин, почему дети не хотят читать и слушать книжки

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Причина Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Почему ребенок не хочет учиться: основных причин

Почему ребенок не хочет учиться

Всех детей школьного возраста можно условно подразделить на следующие группы:

  • Школьники, которые с интересом получают новые знания.
  • Ученики, отношение которых к учебе ровное, спокойное.
  • Дети, для которых обучение тяжкая ноша.
  • Ребята, у которых полностью отсутствует мотивация к учебе, возникает стойкое нежелание посещать уроки.

Основная масса детей, потерявших интерес к учебе, ведет себя так в силу ряда обстоятельств. Главными причинами нежелания ребенка посещать школу являются:

  • Отсутствие интереса к определенным занятиям.

У каждого малыша свой уровень интеллекта и различные способности, для ребенка, увлеченного рисованием или сложением стихов, сложно «на отлично» выполнять задания по физике или математике. Если нежелание школьника учиться связано именно с этим, взрослым следует понять его устремления и направить процесс в нужное русло, соответствующее интересам маленького человечка.

  • Сложности с процессом обучения.
Почему ребенок не хочет учиться: основных причин

Многие дети не в состоянии справиться со школьными предметами. В таком случае разрешить конфликт поможет профессиональный репетитор или учитель, проводя дополнительные занятия по нужным предметам. Дети, не чувствующие себя среди сверстников «белыми воронами» из-за недостатка знаний, охотнее посещают учебное заведение.

  • Конфликты со сверстниками, учителями.

Отсутствие желания посещать уроки зачастую связано с конфликтами в классе или неприязненным отношением к конкретному учителю, из-за чего резко меняется поведение, что особенно часто заметно в подростковом возрасте. Решение очевидно — выяснить причину конфликта, дать совет как купировать ситуацию, в крайнем случае выбрать другое место учебы.

  • Чрезмерная опека.

Интерес к учебе пропадает в том случае, если родители «учатся» вместо своего чада. Тщательный контроль за сбором портфеля, выполнением домашней работы, требования получать исключительно высокие оценки по всем предметам заставляет маленького человека находиться в постоянном стрессе, а страх и неуверенность в своих силах со временем формируют отвращение к посещению школы. Задача взрослых состоит не в тотальном контроле за сыном или дочерью, а в помощи, которая нужна.

  • Отсутствие контроля.

В таких случаях ситуация полностью противоположна предыдущей, мама и папа пускают все на «самотек». Никто не контролирует маленького непоседу, не проверяет уроки, не интересуется полученными оценками. У детей мало развито чувство самоконтроля, выбор между уроками или игрой, всегда окажется в пользу последней. Решение проблемы — развивать в малыше чувство самоконтроля.

Почему ребенок не слушается в года?

Взрослые часто не знают что делать, если ребенок в 4 года не слушается. Таким способом он проверяет, насколько мама с папой готовы выполнить свои угрозы. Это помогает ему определить степень своего непослушания, и выяснить, с какой точностью можно выполнять родительские указания.

Читайте также:  Как не надо кормить детей. ВОЗ назвала главные родительские ошибки

Пускать на самотек непослушание нельзя, иначе со временем малышу будет сложно адаптироваться во взрослом мире. Дети должны понимать, что все задания и просьбы обязаны выполнять неукоснительно. Даже если установленные поведенческие правила кажутся детворе чересчур строгими, их надо придерживаться.

4 года – это начало новой фазы в развитии детей. У них только начинают формироваться зачатки здравого смысла, позволяющие уже задумываться о поступках и их последствиях. Малыш, в принципе, готов подчиниться принятым правилам, но еще не настроен вести себя, как взрослый.

Часто возникают ситуации, когда ребенок 4 лет огрызается, отказываясь выполнять указания взрослых. Не стоит тратить время на пререкания и споры – требования повторяются ровным тоном, не допускающим никаких возражений. Повышение голоса, чтение нотаций не помогут достичь нужного результата.

Ребенку 4 года, он не слушается, огрызается. Не стоит грубить ему в ответ – подобным поведением не просто привлекается внимание – это способ вывести взрослых из себя. Добившись, когда мама или папа сорвутся на крик, карапуз начнет еще больше огрызаться и дерзить, считая такое поведение своеобразной игрой.

Советы родителям

Никогда не срывайтесь на крик. Успокоив ребенка, всегда объясняйте ему, что он неверно сделал и как надо было поступить.

Проявляйте интерес к ребенку. Всегда можно найти время поговорить и поиграть вместе с ним.

Для детей родители – эталон подражания. Не требуйте от малышей того, чего не делаете сами.

Если игнорировать изменение поведения, то детская непослушность, агрессия и истеричность будут лишь усиливаться, родители – нервничать и ругаться, и так по нарастающей.

Уважительно относитесь к маленькому человеку и его личному пространству.

Придумывайте привлекательные и интересные моменты совместного времяпровождения, превращая их в традицию.

Благодарите за все, что ребенок делает самостоятельно и для других.

Что делать:

  • Разговаривайте с ребенком;
  • Выслушивайте его;
  • Ищите компромиссы;
  • Переключайте внимание;
  • Занимайтесь совместной деятельностью;
  • Поддерживайте постоянный физический контакт;
  • Позволяйте проявлять себя;
  • Сохраняйте спокойствие;
  • Говорите «глаза в глаза».

Чего нельзя делать:

  • Не пугайте;
  • Не переходите на приказной тон;
  • Не наказывайте, когда малыш кушает/занят/только что проснулся/помогает вам/при посторонних;
  • Не пытайтесь добиться желаемого с помощью подкупа игрушками или лакомствами.

Почему ребенок не хочет учиться в школе. В заключение

В этой части подведу итог сказанному и сформулирую основные принципы, которые дадут возможность родителям пересмотреть свои позиции, поменять отношение к проблеме «мой ребенок не хочет учиться» и  в результате помочь своим детям.

  1. Помогите сформировать вашему ребенку адекватную самооценку.
  2. Помогите найти вашему ребенку истинный интерес в жизни, мотивацию к  учебе.
  3. Осознайте, что ваш ребенок – личность. Уважайте его и принимайте его таким, какой он есть. Не проецируйте ваши принципы и ожидания на него.
  4. Слушайте своего ребенка. Стройте с ним крепкие доверительные отношения.
  5. Любите  своего ребенка несмотря ни на что. Всегда.

Изначально, когда ребенок только рождается – вся ответственность за отношения между родителем и ребенком – лежит только на родителе. Одновременно с процессом взросления ребенка эта ответственность начинает распределяться между обоими.

Чем старше ребенок – тем меньше ответственности остается на родителе, и тем больше ответственности переходит на ребенка. В результате она делится поровну.

 Не ждите того момента, когда вы  скажете:

«мы не понимаем друг друга» «ему (ей) нет до меня никакого дела» «он (она) игнорирует мои советы» «мы – чужие люди» «и в этом он (она) виноват(а) не меньше, чем я».

Пока вашей ответственности больше,  берите все в свои руки. Станьте ближе  своему ребенку сейчас, и это изменит его и ваше с ним будущее.

Любите  своего ребенка несмотря ни на что. Всегда

Почему мой ребенок не хочет учиться?! Часть II

Почему мой ребенок не хочет учиться в школе? Часть III

(статьи доступны для прочтения только подписчикам нашего сайта)

Leave This Blank:Leave This Blank Too:Do Not Change This:

Ваш email:

Если у Вас возникли вопросы по статье

«Мой ребенок не хочет учиться». Так ли все просто?

Вы можете задать их нашим психологам:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с онлайн-психологом, то оставите свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.

Как хорошо, что родители хотят понимать своих детей, хотят сделать как лучше и не совершать ошибок своих родителей, поэтому читают много книг по воспитанию. Но очень часто не могут критически отнестись к прочитанным рекомендациям и пробуют на ребенке то одно, то другое. И ребенок невротизируется, потому что не понимает, чего ждать от родителей.

Плюс ко всему мамы, желающие быть идеальными, сами боятся очерчивать границы, боятся проявлять строгость и твердость, постоянно сомневаются в принятых решениях, чувствуют себя во всем виноватыми, а ребенок, конечно, считывает мамино эмоциональное напряжение.

Давайте попробуем разобраться. Вся педагогика развивается между двумя полюсами, и в книгах авторы склоняются то к одному, то к другому, где-то добавляя чего-то больше, где-то — чего-то меньше.

Так вот один полюс занимает идея свободного воспитания Жан-Жака Руссо, который утверждал, что ребенок, придя в мир, уже состоялся как личность, и главная задача родителей — это ему не мешать.

На втором полюсе находится Адольф Дистервег, считающий, что ребенок — это чистая доска, что напишем, то и получится.

Но ведь это крайности, и часто родители встречают в книгах по воспитанию искаженные интерпретации слов великих педагогов, вырванные из контекста и лишенные первоначального смысла.

Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.

Так, например, последователи Руссо, могут считать, что ребенок все знает и не надо его ничему учить. Пусть ест руками, раз он так хочет, раз ему так привычно. Или же родители говорят: «Я же не могу насиловать ребенка», объясняя свою неспособность научить его пользоваться горшком.

Или же последователи идеи Дистервега могут полагать, что ребенка можно всему учить, а он должен и обязан всему учиться. Не учитывая индивидуальные особенности развития и интересы самого ребенка. Папа хочет, чтобы сын был спортсменом, значит будет тренироваться до посинения и не важно, что это не соответствует природным способностям мальчика.

Что родители могут сделать, чтобы ребенку было легче читать и слушать книги?

  1. Научить ребенка владеть собой.
  2. Пригласить ребенка в мир поэзии, читая ему стихи и приговаривая потешки.
  3. Соблюдать подходящий ребенку режим дня.
  4. Выделять время на обучение навыкам самообслуживания.
  5. Не бояться обращаться с конкретными вопросами по воспитанию ребенка к специалистам — психологам, педагогам.

Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка, то приглашаю вас стать участником моего онлайн-курса «Как пробудить в ребенке желание читать книги».

Сохранение детства

В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи – например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

ошибок в воспитании

Часто причинами детского непослушания становятся определённые ошибки родителей:

  1. Отсутствие зрительного контакта. Когда ребёнок увлечен (игрой или смотрит мультики), его внимание трудно переключить. Однако взгляд в глаза ребёнка и озвучивание просьбы может сотворить чудеса.
  2. Вы ставите для ребенка сложные задачи. Не следует просить ребёнка о выполнении сразу нескольких задач. Таким образом он только запутается и в итоге ничего не сделает. Целесообразно разделить вашу просьбу на простые и небольшие этапы.
  3. Вы неясно формулируете свои мысли. Увидев, что ребенок балуется (раскидывает игрушки), не спрашивайте его о том, долго ли он еще будет раскидывать свои игрушки! Малыш поймет все буквально, поэтому лучше сказать, к примеру так: “Хватит раскидывать игрушки!”
  4. Вы много говорите. Все требования должны быть лаконичными с использованием простых и коротких предложений.  Если ребенок балуется, нужно сказать “Этого делать нельзя!”, а затем попытаться отвлечь ребенка.
  5. Не повышайте голос. Крик только усугубит ситуацию. Ребёнок будет продолжать шкодить исподтишка по причине боязни крика. Будьте последовательны в своих решениях и ведите себя спокойно!
  6. Вы ждете быстрой реакции. Детям в возрасте до 6 лет требуется время на осознание (для того, чтобы услышать и выполнить просьбу) и выполнение поставленной задачи.
  7. Вы многократно повторяете как попугай. Ребёнок должен самостоятельно приобретать некоторые навыки. А постоянное повторение того, что ему необходимо сделать, превратят его в безынициативную личность. У детей хорошо развита зрительная память, поэтому различные картинки-напоминалки очень помогут!
  8. Одновременное требование и отрицание. Не следует использовать частицу “не”. Просьбы с приставкой “не” действуют на ребенка наоборот, потому что “не” восприятие малыша пропускает. Лучше всего заменить её альтернативными фразами. Например: “Не лезь в лужу” на альтернативные варианты, например: “Давай обойдем эту лужу по травке!”

Читаем также: 10 причин плохого поведения детей

Найти корень проблемы

Не стоит думать, что ребенок просто поддается лени или решил «покапризничать». Как правило, потеря интереса к учебе у подростков может быть объяснена рядом причин:

Отношения с учителями

Найти корень проблемы

Конечно, хороший педагог не позволяет себе по-особенному выделять определенных детей, выбирая себе любимчиков или недолюбливая двоечников, но, к сожалению, такие ситуации встречаются довольно часто. Если ребенок не отличается примерным поведением, учитель может начать относиться к нему предвзято, занижая оценки даже тогда, когда ребенок этого не заслуживает, тем самым «наказывая» его.

Как правило, эта проблема разрешается простым диалогом с учителем. Родители должны показать преподавателю, что они волнуются за своего ребенка и обязательно проведут с ним воспитательную работу. Учитель проникнется беспокойством родителей, а заметив положительные изменения непременно изменит свое отношение.

Неуспеваемость

Представьте: ребенок заболел и пропустил какую-нибудь важную тему. Не усвоив ее до конца, он будет неспособен полноценно справляться с дальнейшими заданиями и изучать более сложные темы. Эти пробелы будут лишь накапливаться, приводя ко все большим и большим проблемам.

Найти корень проблемы

В такой ситуации может быть полезным нанять своему чаду репетитора, либо записать его на дополнительные групповые занятия. В подростковом возрасте некоторые дети могут стать застенчивыми и стеснительными, даже если раньше за ними подобного не наблюдалось.

Они могут просто стесняться поднять руку в классе, дабы задать вопрос, если им что-то не понятно. Важно объяснить ребенку, что вопросы – важная часть обучения и ни в коем случае не нужно стесняться, если ты чего-то не понимаешь.

Переосмысление жизненных ценностей

Взрослея, ребенок задается все большим количеством вопросов о том, кем он хочет быть и что он хочет делать. При достижении подросткового возраста мотивация «чтобы мама с папой были довольны» перестает работать, а на ее место приходит вопрос: «Зачем мне вообще это надо?»

Найти корень проблемы

Подростки в школе

На данном этапе важно объяснить ребенку зачем нужно качественное образование и что оно даст ему в жизни. Помочь найти свой путь.

Не надо постоянно критиковать

Нет, конечно, можно давать критическую оценку поступкам ребенка. Но я тут немного о другом. Когда ваш малыш бежит к вам с рисунком или какой-нибудь поделкой или бредовой на ваш взгляд идеей, то в первую очередь он ждет, что вы оцените его старания. Так что, когда он придет к вам с каким-то непонятным рисунком или пластилиновой субстанцией и начнет объяснять что это такое, то удивитесь и похвалите его.

16. Не надо говорить: «Так надо и потому что»

Объясняйте свои просьбы. Если ребенок будет знать, что вести себя так, а не иначе следует по логичным причинам, то проблем с пониманием будет намного меньше. Например, надеть шапку зимой нужно, потому что тебе станет холодно, ты заболеешь и не сможешь играть с ребятами во дворе несколько дней подряд, а не потому что я так сказала.