4 главные рекомендации, как научить ребёнка самостоятельности

Как приучить ребенка к самостоятельности — это одна из самых важных и сложных задач воспитания. Запаситесь терпением!
Главная особенность детства — это зависимость малыша от старших. Повзрослеть — значит обрести самостоятельность, а это предполагает необходимый уровень развития, эмоциональную зрелость, уравновешенность и ответственность. Будьте готовы, что путь к этому окажется долгим и тернистым. И вам потребуется выдержка.

Вспомним традиции предков

На Руси всегда было принято с малолетства вовлекать детей в трудовую деятельность. И немудрено: ребенок и ползать начинал по полю, и первые шаги делал, держась за печку. А уж когда прочно вставал на ножки, тут и еще младенец в доме появлялся. Детям приходилось рано обслуживать себя и помогать взрослым, и, естественно, они рано становилигь самостоятельными. В наше время считается, что детям нужно оставить детство, потому что наработаться они еще успеют. На самом же деле малыши очень любят осваивать новые для себя виды деятельности и им не так уж важно, игра ли это в кубики, рисование или уборка квартиры. Они все делают одинаково увлеченно, и лучше воспользоваться этим их замечательным качеством до того, как оно отойдет на второй план, уступив место различным занятиям (вроде необходимой подготовки к школе или практически уже неизбежным иностранному языку или бассейну).

Нужно поощрять желание наших малышей обрести независимость в своих мыслях и поступках. Но многое начинается с отработки ежедневных практических навыков (умения одеться, умыться или собрать игрушки).

Что делает самостоятельный малыш?

Ребёнок постепенно отвоёвывает себе право на самостоятельность, и задача родителей не спешить и не тормозить его развитие. Каждый малыш двигается в своём темпе, и очень важно его чувствовать.

Вот какие основные этапы охватывает воспитание самостоятельного ребенка:

  • Самостоятельное употребление пищи. Пожалуй, это самый красочный и яркий этап развития ребёнка, ведь каждый приём пищи стены и пол на кухне, одежда мамы и малыша оказываются перепачканной едой. Это нормально, к этому надо попытаться относиться философски и дождаться, когда пухлая ручонка младенца будет держать вилку и ложку устойчиво и целеустремлённо подносить её ко рту без потерь.
  • Самостоятельные навыки гигиены. Умывание, чистка зубов, регулярный душ… Многим детям это лениво и неинтересно, а слишком усердные атаки родителей могут отпугнуть и вызвать отвращение к водным процедурам. Важно проявить терпение, применить воображение и превратить умывание в захватывающее приключение. Не помешают также короткие рассказы и сказки о пользе гигиены для здоровья.
  • Самостоятельное засыпание. Малышам страшно засыпать в одиночестве, здесь не стоит торопить события, иначе страх темноты может остаться и во взрослом возрасте. Многочисленные исследования показали, что детский совместный сон с родителями благотворно сказывается на развитии их мозга, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы слегка подвинуться или придвинуть детскую кроватку вплотную к взрослой. Когда придёт время, ребёнок сам захочет переселиться в отдельную комнату.
  • Самостоятельная игровая деятельность. Совместная игра – это время, когда родители и дети находятся вместе, наслаждаются общением. Постепенно ребёнок учится играть с ровесниками или в одиночестве. Чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким и отвергнутым, иногда полезно присоединиться к его игре по его просьбе. Напитавшись родительским вниманием, малыш будет спокойно играть самостоятельно.
  • Самостоятельное одевание. Всевозможные пуговки, кнопки, шнурки вводят детей в уныние. Важно создать спокойную обстановку и организовать время так, чтобы ребёнок мог повозиться со шнурками 15-20 минут. Навыки самообслуживания зависят от спокойствия родителей. Как ребёнку стать самостоятельным, если мама или папа стоит над душой и криком подгоняет?
  • Самостоятельное чтение. Многие родители сейчас сокрушаются, что их дети не приучились к чтению и не видят в книгах ничего интересно. Это неудивительно, ведь мультики и игры на телефоне/компьютере более динамичные и яркие. Однако умение читать – важный навык самостоятельности в 6 лет, который значительно облегчит адаптацию к школе. Как же приучить ребёнка к чтению? Демонстрировать свой пример и предлагать интересные книги, соответствующие увлечениям малыша.
  • Самостоятельный труд. Когда дети ещё маленькие, от 3 до 7 лет, они с удовольствием помогают родителям с уборкой: протирают пыль, моют посуду. Для них это игра. Потом, примерно в 7 лет, они понимают истину, что эта унылая рутина, и всячески стараются увиливать от неё. Важны договорённости, системы просьб и поощрений, чтобы у ребёнка была достойная мотивация.
  • Самостоятельное обучение в школе. Первый класс – стресс для детей и их родителей. Постепенно родители отходят на второй план, в тень, предоставляя детям следить за своими уроками и оценками.
  • Самостоятельные прогулки. Пожалуй, один из последних этапов развития ребёнка, когда родители отпускают его одного во враждебный внешний мир. Каждая прогулка, когда ребёнок без родительского контроля, несёт в себе потенциальный риск, и важно выстроить такие доверительные отношения, чтобы ребёнок сам тянулся к родителям, чтобы поделиться с ним событиями, мыслями и эмоциями.
  • Самостоятельные решения. Этот навык и многим взрослым даётся нелегко. Многие привыкли полагаться на более авторитетного, опытного, знающего. Здесь скрывается не что иное, как страх взять на себя ответственность за свои решения и их последствия. Чтобы помочь своему ребёнку совладать с этим страхом, не нужно ругать его за ошибки, а нужно учить его относиться к ним, как к опыту и развитию.
Читайте также:  Лечение новорожденных при церебральной ишемии 1 степени

Это основные действия, выполняя которые ребёнок учится обслуживать себя самостоятельно. Эти навыки пригодятся ему во взрослой жизни, станут ему опорой.

В чем польза такой помощи

1. Ребенок научится справляться с неудачами

Детское мировоззрение во многом зависит от родителей. В наших силах повлиять на то, как ребенок будет относиться к своим победам и поражениям. Уборка и готовка не всегда обходятся без маленьких неприятностей. Разбитая тарелка, упавший цветок, рассыпанный порошок — это случалось с каждым. Бытовые казусы научат детей принимать решения в сложных ситуациях и выносить правильный опыт из неудач. Важность развития бытовых навыков отмечают 60% родителей в России.

2. Ребенок научится быть более ответственным

Забота о доме учит нас следить не только за чистотой квартиры. Ребенок понимает, что от него зависит многое: полит ли жасмин, покормлены ли рыбки. Более 70% родителей согласны с необходимостью воспитания ответственности в детях. Ребенок видит: помыл посуду — ест из чистой тарелки, убрал машинки по местам — может привести друзей в чистую комнату. В этот момент он начинает понимать: у поступков есть последствия.

3. Ребенок станет более уверенным

Заниженная самооценка мешает полноценному развитию личности. Чувство собственной значимости — главное «лекарство» от этой «болезни». Выполняя работу по дому, ребенок видит, как родители радуются его успехам. Он понимает, что все старания не напрасны.

Я – сам

Наверное, самая основная задача для родителей – научить ребенка простым правилам, принятым в их семье. Допустим, у каждого члена семьи есть определенные обязанности: выгулять собаку, полить цветы, вынести мусор. Вот и малышу можно дать какое-то посильное поручение. Даже самый маленьких ребенок 2-3 лет сможет прибрать свой уголок с игрушками. Еще можно предложить крохе поливать цветы, предварительно научив, как правильно. Также это может быть помощь на кухне: разложить столовые приборы, салфетки, поставить в раковину посуду после обеда и др.

Далее хотелось бы затронуть очень важный нюанс при приобретении опыта самостоятельности малыша. Дайте ему возможность встретиться и с отрицательными последствиями. Не ограждайте кроху от небольших проблем. Сейчас часто можно встретить такое понятие, как гиперопека. К сожалению, не редкое явление сейчас. Некоторые родители даже на кухню не пускают дитя. Они бояться возможных неблагоприятных последствий. А вдруг обожжётся, стукнется, упадет…Создайте безопасное пространство для малыша в любом посещении вашего дома. На самом деле это не так сложно. Предлагаю познакомиться с этой книгой.

Самостоятельность ребенка и подразумевает основную его черту – находить самому себе дело и нести за него ответственность. И избежать опасностей вне дома ребенку поможет именно опыт, полученный дома. Даже дайте ему упасть, впоследствии малыш будет аккуратней. И на улице в том числе. Если малыш с малолетнего возраста научен самостоятельности, то ему будет легче и в учебе, и во взрослой жизни потом.

Читайте также:  Формирование практических навыков у детей дошкольного возраста

Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года?

Отвечу на вопрос, которые мне часто задавали раньше,  и чем меня сейчас пугают. Потом будет тяжело отучить ребенка от совместного сна? Он так и будет «ездить» на маминых руках?

При гармоничном развитии детско-родительских отношений ребенку будет неинтересно сидеть у мамы на руках, когда можно ползать/ходить и трогать все вокруг. Потребности сменятся, приоритет перейдет на предметную деятельность, познание мира. Да и начнет развиваться личное пространство, ребенок начнет отделять себя от мамы.

Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года?

Но бывают случаи, когда мама мешает сепарации (отделению) ребенка. И тогда-то возникают проблемы!

Ну, самый просто и понятный пример: чрезмерная опека и паника в случаях, когда ребенок пытается что-то самостоятельно сделать. «Аааа, не трогай это! Это грязь!» «Не ходи туда, там опасно!» «Куда ты все лезешь?!» Ребенок от такого маминого поведения понимает, что мир — это опасное место и лучше держаться поближе к маме.

Помощь ребенка по дому: зачем

Домашние обязанности чрезвычайно важны и помогают развить ценные личностные качества. Опыт показывает, что такие дети лучше учатся и хорошо налаживают контакт с окружающими. Дети, воспитанные в труде, приобретают:

  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • целеустремленность;
  • волевые качества;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • доброту, отзывчивость, чуткость.

Все эти качества нужны в дальнейшей жизни, и с ними легче создать счастливую семью и добиться высот в карьере.

Помощь ребенка по дому: зачем

Недостаточность трудового воспитания оборачивается задержкой развития личности ребенка.

Ограждение от домашних обязанностей делает детей потребителями, которые думают только о себе. Во взрослом состоянии такой человек будет страдать сам и принесет огорчения окружающим людям.

5 действенных способов, как привить чувство порядка к детям любых возрастов

Первый метод

Основан на определённых задачах, которые мама или папа должны поставить перед ребёнком. Причём, важно, чтобы перечень задач соответствовал возрасту малыша:

  • 2 года — выполняйте большую часть домашних дел вместе с ребёнком. Здесь важно, акцентировать внимание на том, что вы делаете. Для этого просто говорите, чем занимаетесь на данный момент (заправляете кровать, собираете игрушки и т.д.) и для чего это необходимо;
  • 3 года — начинайте поручать дела.

    Речь идёт о самых простых и безопасных задачах. В этом возрасте дитя способно что-то собрать (игрушки), выбросить что-либо в урну и т.д. Хорошо влияет на развитие положительных качеств такое задание, как полив цветочков;

  • 4 года — можно приучать к уборке: убрать грязь (вытереть), собрать самостоятельно разбросанные игрушки. 4-летний кроха, хоть и кажется маленьким, но уже в состоянии заправлять кровать, главное, время и практика. Чем больше и чаще он будет это делать, тем быстрее станет получаться;
  • 5 лет — возраст, когда можно смело давать ребёнку следующие задания: собирать свои вещи, раскладывать их по местам, что-то полоскать или мыть, выносить мусор.

Если вам сложно наблюдать за тем, как ребёнок неумело и совсем неправильно выполняет порученные дела, то наберитесь терпения и помогите ему сделать это. От родителя требуется урок. То есть вы должны научить. С каждым разом у малыша будет получаться всё лучше и лучше.

Учитывайте, что 1 метод будет работать только в том случае, если вы чётко дадите понять ребёнку о наличии у него определённых обязанностей. Постарайтесь объяснить малышу, что это делать необходимо всегда, а не только тогда, когда есть желание.

СОВЕТ: можно использовать словосочетание «такое правило».

К примеру, если вы видите, что ребёнок ушёл, не убрав за собой посуду, говорите: «нужно убрать стакан! Такое правило».

Если регулярно напоминать в таком контексте, данное словосочетание станет хорошим сигналом к действию. По крайней мере вам уже не нужно будет заставлять его что-то делать.

Второе

Нужно заранее договориться с ребёнком о том, за какое время он сделает то, что должен. Просите назвать конкретное время (сегодня вечером, либо завтра утром). А не «Сейчас» и не «потом».

Третье

Выясните заранее, что именно будет делать ребёнок. В том случае, если детей несколько, важно распределить обязанности сразу. Это позволит снизить риск ссор между братьями и сёстрами, а также исключить необходимость вашего участия в этом в последующем.

Отличным дополнением ко всему будет приучение каждого к тому, чтобы они отвечали за часть плана. Это поможет добиться выполнения поручений полностью;

Четвёртое

Поощрения за уборку должны быть, потому что так вы ещё больше будете стимулировать желание сына или дочери, независимо от возраста делать что-то полезное. Особенно это касается тех случаев, когда уже взрослый ребёнок (около 10 лет) выполняет часть взрослых дел;

Читайте также:  Ведущие утреннего шоу на нтв. Новое утро

Пятое

Последний метод основан на напоминаниях. Это предстоит делать каждому родителю, который хочет воспитать чистоплотного человека. И, учитывайте то, что все дети индивидуальны. Кому-то надо будет напомнить 10 раз, а кому-то и 100 будет мало. Никто не знает, сколько предстоит потратить сил и терпения.

Напоследок стоит сказать, а может и напомнить некоторым, о том, что нельзя ругать детей за беспорядок. Особенно до 7 лет. Дети такого возраста просто не готовы психологически выполнять самостоятельно всё то, что могут делать взрослые.

Вместо возмущений говорите так: «Мне хотелось бы видеть порядок в твоей комнате», или что-то в таком духе. Ваши слова будут вполне понятными для детских ушей.

Психологи утверждают, что у каждого ребёнка есть феномен. Заключается он в наличии внутреннего слуха. И в большинстве случаев, если часто говорить простые фразы, а именно комментировать всё, что вы видите (я вижу — валяется твоя футболка на полу, я вижу — повсюду раскиданы игрушки, хотелось бы видеть порядок), то ребёнок рано или поздно уловит посыл. Но, к этому способны только дети после 5 лет. Об этом нужно помнить.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Один дома

Если ты-таки оставила ребенка дома, знай, что около телефона должен висеть список «нужных» номеров, в том числе родителей и соседей. Расскажи, что он может поесть в твое отсутствие и как это сделать. Предупреди, когда ты будешь дома, причем в доступной для него форме.

Дай задание малышу, пока мамы нет дома: пусть читает книжку, рисует картинку…

Кстати, следует объяснить малышу также и то, чего делать нельзя. В этот список входит: нельзя никому открывать дверь, сообщать кому-то, что родителей нет дома, выходить на балкон, включать, а тем более играть с электрическими приборами.

Ошибки родителей при воспитании детей после года

Важно помнить о том, как нельзя воспитывать ребёнка в 1-2 года, и как можно раньше исключить из своего поведения приведённые ниже способы взаимодействия с ним.

Итак, ошибки в воспитании, которые мешают гармоничному развитию личности малыша:

Ошибки родителей при воспитании детей после года
  • Воспринимать своё чадо как уменьшенную копию взрослого, раздражаться, когда он не реагирует на ваши серьёзные увещевания и доводы. Ребёнок в любом возрасте – это личность, но со своим внутренним миром и пониманием всего, что окружает. Для общения с ним должен быть свой особый «язык», которым и необходимо овладеть родителям, а не пытаться заставить кроху понимать сухие «взрослые» мысли и слова.
  • Не оказывать должного внимания.
  • Пресекать инициативу и самостоятельность ребёнка. Лучше лишний раз пресекайте себя, когда хотите сказать ему: «Ты это не умеешь. Давай лучше я сделаю».
  • Пускать развитие малыша на самотёк. Чем больше полезных занятий с ним вы будете проводить, тем лучше для воспитательного процесса в целом и установления прочной эмоциональной связи с ребёнком.